Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности " Я пассажир и пешеход"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 3»
муниципального образования «город Десногорск" Смоленской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СШ № 3» г.Десногорска
____________Р.И.Сотник
Приказ № ____ от _______2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
кружка «Я – пешеход и пассажир»
для 3 класса А на 2018-2019 учебный год
Басаримовой Светланы Анатольевны,
учителя начальных классов
Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано
Руководитель ШМО Зам. директора ____________Г.Н. Криворотова
учителей начальных классов Принято педсоветом
__________ С.А.Басаримова Протокол № ____ от ____08.2018 г.
Протокол № _____ от ___08.2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я – пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2011г
Программа рассчитана на 1 час в неделю и 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные:
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Содержание программы
Ориентировка в окружающем мире
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью ,небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.
Ты — пешеход
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Ты — пассажир
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина)
Формы организации занятий:
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая игра;
вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Сроки прохождения | Форма проведения |
Планируемые сроки прохождения программы | Фактическая дата |
Ориентировка в окружающем мире 6ч |
-
| Будем осторожными. | 1 | | | занятие - практикум |
-
| О безопасном поведении на дорогах. | 1 | | | круглый стол |
-
| Что такое ДТП? Причины ДТП. | 1 | | | просмотр презентации |
-
| Виды транспорта. Классификация транспортных средств. | 1 | | | игра |
-
| Спецтранспорт и его назначение. | 1 | | | просмотр презентации |
-
| Профессии на транспорте. Правила поведения в транспортном средстве. | 1 | | | обзорное занятие |
Ты – пешеход 20 ч |
-
| Какие бывают дороги. | 1 | | | занятие - практикум |
-
| Движение на загородной дороге | 1 | | | экскурсия |
-
| Правила пешехода | | | | ролевая игра |
-
| Улица в часы пик и при спокойном движении. | 1 | | | обзорное занятие |
-
| Просёлочная дорога и шоссе. | 1 | | | экскурсия |
-
| Перекресток и автомагистраль Внимание! Перекрёсток! | 1 | | | занятие - практикум |
-
| Дорожные знаки. Классификация знаков дорожного движения. | 1 | | | просмотр видеофильма |
-
| Команды светофора. Сигналы регулировщика. Викторина «Светофор и дорожные знаки». | 1 | | | викторина |
-
| «Письмо водителю» | 1 | | | практическое занятие |
-
| Викторина «Правила знаем – бед избегаем!». | 1 | | | викторина |
-
| Ты- велосипедист | 1 | | | игровое занятие |
-
| Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке | 1 | | | занятие- практикум |
-
| Населённый пункт. Дорожные знаки, обозначающие населённый пункт. | 1 | | | экскурсия |
-
| Викторина «Спрашиваем – отвечай». Правила движения пешеходов по загородному шоссе. | 1 | | | викторина |
-
| Внимание! Железнодорожный переезд! | 1 | | | беседа - практикум |
-
| Дорожные знаки, регулирующие движение на железнодорожном переезде. | 1 | | | просмотр презентации |
-
| Особенности движения в трудных условиях( дождь, туман, гололёд). | 1 | | | просмотр презентации |
-
| . Жилая зона. | 1 | | | обзорное занятие |
-
| Беседа с сотрудником ГИБДД. Мы ориентируемся на местности. | 1 | | | встреча |
-
| Труд водителя. Опасные ситуации на дороге. Тормозной путь. | 1 | | | обзорное занятие |
-
| Световые сигналы автомобиля. Направление движения автомобиля. | 1 | | | занятие - практикум |
Ты – пассажир 8 ч |
-
| Случай на дороге. | | | | круглый стол |
-
| Опасные ситуации на дороге. | 1 | | | просмотр презентации |
-
| Причины дорожных аварий. | 1 | | | круглый стол |
-
| Ограничительная линия и эскалатор в метро. | 1 | | | обзорное занятие |
-
| Правила поведения в метро. | 1 | | | ролевая игра |
-
| Составление памятки «Правила поведения в транспорте». | 1 | | | занятие - практикум |
-
| Подведение итогов: «Правила движения достойны уважения». | 1 | | | игра |
.
8