Муниципальное общеобразовательное учреждение Никулинская основная школа
муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области
Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.17г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _____________ Т.И. Багдулина 30.08.17г. | Утверждаю Директор МОУ Никулинской ОШ _____________ Т.П. Пчелякова Приказ №121 от 30.08.17г. |
Программа внеурочной деятельности
«Информатика»
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации – 1 год.
Возраст обучаемых – 5 класс
Количество часов за год:
Всего 35 ч.
В неделю 1 ч. (35 недель)
Составитель: Ахтямова Гюзяль Рызвановна
2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для 5 класса составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48)
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (п.18.2.2)
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»
Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015
№ 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями на 21 апреля 2016 года)
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Программа внеурочной деятельности «Информатика» для 5 класса составлена на основе программы для основной школы: 5-6 классы. / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.-3-е изд.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.-88с.:ил
основной образовательной программы основного общего образования МОУ Никулинской ОШ
учебного плана МОУ Никулинской ОШ
В целях реализации рабочей программы используются УМК:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема «Информация вокруг нас» (4 ч.)
Информация и информатика. Хранение и передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Поиск информации. Получение новой информации. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Практические работы:
Практическая работа №1«Осваиваем клавиатуру»
Практическая работа №2 «Осваиваем приемы управления компьютером»
Аналитическая деятельность:
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Практическая деятельность:
Тема «Компьютер» 8ч
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.
Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Практические работы:
Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы»
Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»
Выполнение проекта по теме «Компьютер»
Аналитическая деятельность:
выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
Практическая деятельность:
выбирать и запускать нужную программу;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Текстовый редактор. (8ч)
Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Практические работы:
Практическая работа №5 «Вводим текст»
Практическая работа №6 «Редактируем текст»
Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»
Практическая работа №8 «Форматируем текст»
Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы»
Практическая работа №10 «Строим диаграммы»
Аналитическая деятельность:
соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.
Практическая деятельность:
создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.
Компьютерная графика(9ч)
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Практические работы:
Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»
Практическая работа №12«Работаем с графическими фрагментами»
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»
Выполнение проекта по теме «Компьютерная графика»
Аналитическая деятельность:
выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;
Практическая деятельность:
создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
Мультимедийная презентация(5ч)
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Практические работы:
Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»
Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»
Практическая работа №17 «Создаем анимацию»
Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»
Выполнение проекта по теме «Мультимедийная презентация»
Аналитическая деятельность:
планировать последовательность событий на заданную тему;
подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.
Практическая деятельность:
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.
Резерв (1 ч.)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение общепредметным понятием «информация»;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Данная программа предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям школьника:
игры;
беседы;
соревнования;
творческий практикум;
презентации проектов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела / тема урока | Кол. час | Дата |
план | фактически |
1 | Введение в предмет. Информация вокруг нас. Информация и информатика. Техника безопасности и организация рабочего места | 1 | 07.09 | 07.09 |
2 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | 1 | 14.09 | 14.09 |
3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. | 1 | 21.09 | 21.09 |
4 | Управление компьютером. | 1 | 28.09 | 28.09 |
5 | Хранение информации. | 1 | 05.10 | 05.10 |
6 | Передача информации. | 1 | 12.10 | 12.10 |
7 | Электронная почта. | 1 | 19.10 | 19.10 |
8 | Поиск информации. | 1 | 26.10 | 26.10 |
9 | Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. | 1 | 09.11 | 09.11 |
10 | Текст как форма представления информации. | 1 | 16.11 | 16.11 |
11 | Основные объекты текстового документа. Ввод текста. | 1 | 23.11 | 23.11 |
12 | Редактирование текста. | 1 | 30.11 | 30.11 |
13 | Текстовый фрагмент и операции с ним. | 1 | 07.12 | 07.12 |
14 | Форматирование текста. | 1 | 14.12 | 14.12 |
15 | Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. | 1 | 21.12 | 21.12 |
16 | Табличное решение логических задач. | 1 | 28.12 | 28.12 |
17 | Разнообразие наглядных форм представления информации | 1 | 11.01 | 11.01 |
18 | Диаграммы. | 1 | 18.01 | 18.01 |
19 | Компьютерная графика. Графический редактор Paint | 1 | 25.01 | 25.01 |
20 | Преобразование графических изображений | 1 | 01.02 | 01.02 |
21 | Создание графических изображений. | 1 | 08.02 | 08.02 |
22 | Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации | 1 | 15.02 | 15.02 |
23 | Списки – способ упорядочивания информации. | 1 | 22.02 | 22.02 |
24 | Выполнение и защита проекта «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов» | 1 | 01.03 | 01.03 |
25 | Преобразование информации по заданным правилам. | 1 | 08.03 | 15.03 |
26 | Преобразование информации путем рассуждений | 1 | 22.03 | 22.03 |
27 | Разработка плана действий. Задачи о переправах. | 1 | 05.04 | 05.04 |
28 | Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | 1 | 12.04 | 12.04 |
29 | Создание движущихся изображений | 1 | 19.04 | 19.04 |
30 | Создание движущихся изображений. | 1 | 26.04 | 26.04 |
31 | Создание анимации по собственному замыслу. | 1 | 03.05 | 03.05 |
32 | Создание анимации по собственному замыслу. | 1 | 10.05 | 10.05 |
33 | Выполнение итогового мини-проекта. ч-1 | 1 | 17.05 | 17.05 |
34 | Выполнение итогового мини-проекта. ч-2 | 1 | 24.05 | 24.05 |
35 | Резерв (1 ч.) Защита проектов | 1 | 31.05 | 31.05 |
Лист корректировки учебной программы
№ урока | Название раздела, тема урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки программы | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
25 | Преобразование информации по заданным правилам. | 08.03 | совпадение с праздником | урок | 15.03 |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
10