Внеурочная деятельность. Истоки
Г. о. Подольск
Рабочая программа по предмету «Истоки» разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и авторской программы «Истоки» для 5–11 классов общеобразовательной школы (авторы профессор Вологодского государственного университета А.В. Камкин, профессор Российской Академии естественных наук И.А. Кузьмин).
Главными целями системы активных форм являются: развитие у обучающихся духовно-нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых результатов для обучающегося и группы.
Это позволяет выйти на новое качество образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативных и управленческих умений, а также мотивацию к обучению и освоению социокультурного опыта.
5) универсалии природно-культурного пространства.
№ Урока | Раздел | Темы уроков | Цели и задачи | Содержание и вопросы | АФО | Социокультурный ряд |
1 | Вводный урок (1 час) | «Семь чудес России» | Что такое истоки? Что они значат для каждого из учащихся (через различные каналы восприятия) Осуществить связь с начальной школой, подчеркнуть значимость предмета. Присоединение к теме 5 класса. | Что такое чудо? Какой смысл имеет слово «памятник»? Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках? Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого? Почему семь памятников России? | Ресурсный круг (развивающий): «Какие открытия ты сделал для себя на уроках по предмету «Истоки»? Работа в паре: «Умеем ли мы хранить память о наших истоках?» | Память Памятники |
2 | Соха и топор (4 часа) | «Соха и топор» | Присоединение ученика к важнейшим горизонтальным, социальным ценностям российской цивилизации. Формирование представления о передаче новым поколениям образа жизни и труда. Передать ученикам простоту основных орудий труда, опыт российской аграрной цивилизации, которые находились в согласии с суровой природно–географической средой. | Какие трудовые качества воспитывала соха? Как сохой землю пашут? Борона. Топор всему делу голова? Какие трудовые качества топор воспитывает? | Работа в паре (развивающий): «Соха и топор» | Простота Опыт Артель Община |
3 | | «Куда соха и топор вместе ходили?» | Учащиеся выходят на категории, которые воспитывают главные человеческие качества, необходимые любому человеку: выносливость, наблюдательность, добросовестность. | Как упорство и труд помогали человеку? Топор и соха – истоки земледелия, крестьянского труда, крестьянской цивилизации. | Работа в паре (развивающий): «Как работали соха и топор» Ресурсный круг: (развивающий) «Работа в артели» | Артель Мастерство Подсека Пашня |
4 | | «Чему соха и топор человека учили» | Учащиеся выходят на категории того, что соха и топор учат уму – разуму. Присоединение к истокам крестьянской, российской цивилизации. | Как и чему соха и топор учили человека? Народная мудрость и ценность сохи и топора. Топор всему делу голова. Какие у сохи и топора секреты? Микула Селянинович… | Работа в паре (развивающий): «Чему соха и топор человека учили?» | Простота Мудрость Ум- разум |
5 | | «Соха и топор как чудеса России» (возможен вариант урока – экскурсии) | Обобщающий урок по теме, где учащиеся закрепляют те категории, которые определяют важнейшие, горизонтальные ценности российской цивилизации. Присоединение к истокам родного края и памятникам России (Кижи, Малые Карелы и др.) | Почему соха и топор чудеса России? Чудо без единого гвоздя. Умели строить наши предки. | Работа в паре (оценивающий): «Соха и топор как чудеса России» | Чудо опыта, мудрости, простоты |
6 | Крестьянские хоромы (4 часа) | «Крестьянские хоромы» (Состав крестьянских хором) | Присоединение к ценностям народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого лежат лад и порядок. Сформировать у учащихся представление о крестьянском образе жизни центром которого являются крестьянские хоромы. | Что входило в состав крестьянских хором? Из чего и как троили хоромы? В чем особая красота крестьянского дома? | Работа в паре (развивающий): «Крестьянские хоромы» | Хоромы (двор – усадьба) Чувство меры |
7 | | «И тесен дом, да просторен он» | Особенность внутреннего убранства крестьянского дома. Для каждого дела свое место: для труда души и труда земного. Тайны, символы, обычаи дома. | Работа в паре (развивающий): «Для каждого дела свое место» Ресурсный круг: (развивающий) «В крестьянских хоромах» | Разумное домоустроительство Освященный мир |
8 | | «Домашний лад и порядок» | Мир крестьянской семьи. Домашний лад и порядок. Каждому было свое дело, занятие. | Работа в паре (развивающий): «Чему учились дети у родителей» Ресурсный круг: (развивающий) «Домашний лад и порядок» | Лад Согласие Родной дом |
9 | | «Крестьянские хоромы – чудо России» (возможен вариант проведения урока в музее «Крестьянская изба») | Обобщающий урок по теме, где закрепляются приобретенные на уроках социально значимые ценности российской цивилизации. | Почему крестьянские хоромы – чудо России? Присоединение к истокам родного края. | Работа в паре (оценивающий): «Крестьянские хоромы как чудо России» | Мир Деревня Помочи |
10 | Соловки (5 часов) | «Особый мир монастыря» | Обратить внимание на особенности работы в тренинге – работа в группе. Учащиеся начинают присоединяться к важнейшим вертикальным (духовным) ценностям цивилизации. Тяготение к горнему миру, любви, согласию и соборности через упорный труд души и тела. Учащиеся прикасаются к своеобразному, загадочному, величественному миру русского монастыря, почувствовать его особенности, приоткрыть для себя его тайны. | Монашество на Руси. Пустынники. Люди шли к неоткрытым землям – на Север, в Сибирь. Землепроходцы, мореходы. Возникновение Соловецкого монастыря. | Работа в четверке (развивающий): «Особый мир монастыря» | Молитва Труд Отшельничество Монастырь Пустынники Скит Братия Монах |
11 | | «Этапы жизни Соловецкого монастыря» | Проследить основные вехи в становлении монастыря. Выйти на ценности единства труда земного и труда духовного – гармонии. | Упорный труд преображения земли. Игумен Филипп и второе рождение Соловков. Соловки возводила вся Русь. О чем горько вспоминать и тяжело говорить? | Работа в четверке (развивающий): «Этапы жизни Соловецкого монастыря» | Гармония |
12 | | «Путешествие в Соловецкий монастырь» | Учащиеся совершают заочное путешествие в Соловецкий монастырь. Составляют для себя образ величия и красоты общерусской святыни, пытаются передать свои чувства. Создается целостный образ монастыря. | За стенами монастыря. Любить природу, не вредить ей, а сотрудничать с ней. | Ресурсный круг (развивающий): «Путешествие в Соловецкий монастырь» | Сотрудничество |
13 | | «Чудо Преображения» | Передать ученикам основную идею, что Соловецкий Преображенский монастырь был живым напоминанием о евангельском чуде преображения, придавая многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл. | Упорный труд преображения земли, достижение гармонии, красоты, усвоение истины. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в условиях Севера. | Работа в четверке (развивающий): «Чудо Преображения» Ресурсный круг: «Как преображение человека помогает преображению земли?» | Преображение Умирение Общерусская святыня |
14 | | «Соловецкий монастырь – чудо России» | Учащиеся закрепляют значимость духовных ценностей России на примере Соловков – как Всероссийской духовной, хозяйственной и экологической ценности. Понять значение Соловков для каждого русского человека. | Соловки – чудо российской цивилизации. Особый мир монашества. Соловки - это святыня, памятник культуры, мир преображенной природы. | Работа в четверке (оценивающий): «Соловецкий монастырь – одно из чудес России» | Духовный подвиг |
15 | Храм Покрова на Нерли (5 часов) | Когда я бываю в храме… (возможен вариант экскурсии в храм перед этим уроком) | На основе знаний полученных во 2 кл. (тема «Храм») или экскурсии идет присоединение к теме, развивается целостное восприятие образа храма, его назначения. Как изменяется социокультурный опыт учащихся. | Храм в жизни человека. Мои ощущения в храме. | Ресурсный круг: «Когда я бываю в храме?» | Гармония Духовность Умиротворенность |
16 | | «Покров Пресвятой Богородицы» | Учащиеся на уроке усваивают идею Покрова, заступничества Божией Матери за людей; особая значимость заступничества для России (особое признание) Значение этого праздника для русского народа. | История образа «Покров Пресвятой Богородицы» | Работа в четверке (развивающий): «Покров Пресвятой Богородицы» | Образ Богоматери Покров |
17 | | «На святом месте» | Обратить внимание на особенность АФО - мнемотехника по формированию способности аудиовизуального, визуального и кинестетического восприятия и образной памяти. Показать, что храм Покрова на Нерли стал символом гармонии между миром духовным, природным и рукотворным. Развитие целостного восприятия. | История храма. Князь Андрей Боголюбский. Выбор места. Белый храм у чистой воды. | Мнемотехника (развивающий): «На святом месте» Ресурсный круг: «Белый храм у чистой воды» | Душевная чистота Безгреховность Мир природный |
18 | | «Храм Покрова – символ гармонии» | Расширение представлений о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство с архитектурными особенностями храма. | Секреты храма Покрова на Нерли. Храм Покрова – символ гармонии. | Работа в четверке (оценивающий): «Архитектурные секреты храма» | Гармония Мир рукотворный Примирение |
19 | | «Храм покрова на Нерли - одно из чудес России» | Обобщение полученных знаний и познакомить с истоками гармонии мира духовного и мира рукотворного, мира природного, народных промыслов. | Почему храм Покрова можно считать чудом России? Промыслы Вологодчины (Шемогодская резьба) Поморские кресты (возрождение крестов в «Северной Фиваиде») | Работа в четверке (развивающий): «Храм Покрова – символ гармонии») Ресурсный круг: «Почему храм Покрова можно считать одним из чудес России?» | Памятник русского и мирового искусства |
20 | Икона «Живоначальная Троица» (5 часов) | Икона «Живоначальная Троица» (возможен вариант урока – экскурсии в художественный музей или использования видеофильма «Андрей Рублев» | Обратить внимание на особенности тренинга. На основе социокультурного опыта 2-3 кл. выйти на усвоение ценностей духовного смысла иконы. Первое восприятие иконы «Живоначальная Троица» | Чем является икона в православной традиции? А. Рублев. Иконопочитание в русской Православной традиции. Святой. Паломничество. Обет. Образ Троицы для России. | Ресурсный круг: «Что значит икона в твоей жизни?» | Чудотворные Образ Смысл Святой Обет Духовный подвиг |
21 | | «Путешествие в мир иконы» | Прослеживается основная идея: Икона «Живоначальная Троица» - вершина русской иконописной традиции. Научиться с помощью языка символов и красок иметь представление о духовном мире; умение раскрывать библейский сюжет иконы. | Что изображено на иконе? «Язык» иконы. Дерево, храм, гора. | Работа в четверке (развивающий): «Путешествие в мир иконы» | Единство Нераздельность Неотмирное единство |
22 | | «Звенящие краски иконы» | Учащиеся знакомятся с особенностями цветовой символики иконы, которые помогают приблизиться к миру духовному, небесному, помогают понять смысл иконы, учат духовному общению с теми, кто на ней изображен. Глубже проникнуться в мир иконы. | Духовный смысл иконы. Цвет. Краски. Нераздельность Троицы. | Работа в четверке (развивающий): «Звенящие краски иконы» | Нераздельность Горний мир Завершенность Вечность |
23 | | «Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы» | Выход на понимание нераздельности и неслиянности лиц Св. Троицы. Увидеть соответствие библейского текста с иконой А. Рублева. Обратить внимание на особенности тренинга по закреплению ресурса успеха учащихся. | Что незримо присутствует в иконе? Неслиянность лиц Св. Троицы. | Работа в четверке (оценивающий): «Нераздельность и неслиянность лиц Пресвятой Троицы» | |
24 | | «Икона «Живоначальная Троица» как чудо России». | Обобщаются знания по данной теме, по формированию духовных и художественных ценностей российской цивилизации. | Почему икона А.Рублева является чудом России? | Ресурсный круг: «Почему икону А. Рублева «Троица» можно читать чудом России?» | |
25 | Московский Кремль (5 часов) | «Щит военный. Щит духовный». | Учащиеся присоединяются в этой теме к древнейшему институту сбережения и закрепления жизненного и духовного опыта. Формируется понимание выражений «щит военный», «щит духовный». | Московский Кремль – щит военный, щит духовный. | Работа в четверке (развивающий): «Щит военный, щит духовный». | Щит военный Щит духовный Общероссийская светница |
26 | | «Сооружения и соборы Московского Кремля». («Кто в Кремле не бывал, тот красоты не видал») (возможно использование в/ф «Московский Кремль») | Расширяются знания о Московском Кремле. Заочное путешествие по Московскому кремлю и знакомство с сооружениями, соборами, памятниками. | История Кремля. Исторические памятники Кремля. | Работа в четверке (развивающий): «Сооружения и соборы Московского Кремля». | Историческая память |
27 | | «Московский Кремль – центр государства» | Учащиеся выходят на восприятие Московского Кремля не только как исторического центра, но государственная ценность Московского Кремля сегодня. Подчеркивается значение Кремля как центра Российского государства. Закрепить знание об основных святынях Московского Кремля. | Кремль – центр российской государственности. Символы государства. | Работа в четверке (развивающий): «Московский Кремль – символ Российского государства» | Резиденция Государственные регалии Символы государства Вера и Правда |
28 | | «Хранитель истории, доблести, славы». (возможно использование в/ф «Московский Кремль») | Формирование образа исторической памяти и верности: передать идею: Московский Кремль – символ черт и идеалов российской цивилизации: патриотизма, державности, связь земного Отечества с духовными идеалами. | Большой Кремлевский Дворец, Оружейная палата. | Мнемотехника (развивающий): «Хранитель истории, доблести, славы». | Связь времен |
29 | | «Московский кремль – чудо России» | Обобщающий урок по теме с закреплением основных социокультурных ценностей раздела. Прочувствовать свое родство и свои общие истоки с символом могущества и славы. | В чем видим, чувствуем гордость за Московский Кремль, как чудо России? | Ресурсный круг: «Путешествие по Московскому Кремлю» Работа в четверке (оценивающий): «Московский Кремль – чудо России». | Центр истории; Общерусская святыня; Шедевр культуры; Символ государства |
30 | Летописи (4 часа) | «Первые летописцы и первые летописи» | Учащимся дается представление о первых летописцах, их мировоззрения, т.к. они отражали историю Отечества в свете Божественного Промысла. Показать в теме особенность древнерусской литературы. Ознакомить с различными путями тяготения к познанию истории через традиции фольклора. | Историческая память, сказатели, первые летописи и летописцы. Жития Вологодских святых. | Работа в четверке (развивающий): «Какими были первые летописцы?» | Национальное достояние; Исторические источники; Книжники; Летопись; Мудрость; Патриотизм. |
31 | | «Как писали и украшали летописи?» (возможно проведение урока в музее или интегрированного урока с литературой) | Создается образное представление о труде летописца, подлинного мастера и таланта. | Образ летописца, его труда, жизни. Как рождались летописи? | Мнемотехника (развивающий): «В келье летописца» Работа в четверке (развивающий): «Рождение летописи» | Житие Сказание Слово |
32 | | «Преподобный Нестор и его летописи» | У учащихся формируется представление об образе пр. Нестора – летописца и его главном труде «Повести временных лет». Учащиеся воспринимают и прочувствуют главную особенность летописи – патриотичность, злободневность, религиозность, историзм, народную мудрость. Учащиеся подводятся к мысли, что летописи Нестора – чудо России. | Преп. Нестор «Повесть временных лет» Пр. Нестор и наш край. | Работа в четверке (развивающий): «Первый летописец» | Энциклопедия древнерусской истории, литературы «Повесть временных лет» - чудо России. |
33 | | «Летописи – чудо России». | Обобщение и закрепление по теме. Учащиеся выходят на понимание, что летописи объединяет тема родины. На уроке идет глубинное, прочувственное восприятие летописей и их значения для каждого русского человека и Отечества. Воспитательный момент: летописи учат добру, справедливости. | Почему летописи чудо России? Каково значение их для дня сегодняшнего? Чему учат нас летописи? | Работа в четверке (оценивающий): «Чему нас могут научить летописи?» Ресурсный круг: «Летописи – чудо России». | |
34 | Семь чудес России (обобщающий урок) 1 час | | Обобщаются знания, полученные на «Истоках» в 5 кл. Определить, какие вечные, непреходящие ценности заключает в себе каждое чудо России. Присоединение к Вологодским истокам. Закрепление мотивации на дальнейшее изучение предмета. | Чудеса России – семь ярких и самобытных памятников отечественной культуры. Житие Димитрия Прилуцкого. Дионисий. Ферапонтово. Вологодская София. Кирилло-Белозерский монастырь – крепость государства. | Работа в четверке (оценивающий): «Семь чудес России» Ресурсный круг: «Что значат для тебя семь чудес России? | |
№ урока | Раздел | Темы уроков | Цели и задачи | Содержание, вопросы | Активные формы обучения | Социокультурный ряд |
1 | Слово и образ Отечества (10 часов) | Отечество (Вводный урок) | Мотивация учеников на дальнейшее изучение предмета «Истоки». Учитель начинает формировать у учащихся социокультурные представления о Родине, образе Отечества. Обогащение духовного опыта учащихся. Ощущение своих истоков, необъятного пространства, особого положения между Западом и Востоком. | Что такое вечные ценности, что вы к ним относите? Что значит образ Отечества? Отечество – земля отцов. Отечество – ширь просторов. Мир между Западом и Востоком. Отечество – связь времен. Едино, но многолико. | Ресурсный круг: «Слово о Родине» | Отечество Родина Отчизна Соотечественник Самобытность Необъятное пространство Единство Образ |
2 | | Святая Русь | Подвести учащихся к восприятию и усвоению мысли, что Отечество – Святая Русь. Учащиеся осмысляют, что Святая Русь – это идеал земного устроения, хранительница православной веры. | Почему Русь Святая? Духовно-нравственный идеал русского народа. Цвета, звуки, образы Отечества. | Развивающее занятие: «Святая Русь» | Святая Русь Добродетель Норма жизни Духовно–нравственный идеал Цвета Отечества Звуки Отечества |
3 4 | | Столица Стольный град Москва | Формирование представления о столице нашей Родине. Восприятие Москвы как центра, собора земель русских, «третьего Рима». Осознание идеи «Москва – третий Рим». Проследить, как обогатилось представление учащихся о столице на основе знаний, полученных на уроках в 5 и 6 классах. | Почему главный город именуют столицей? Москва – собор земли Русской. Москва – третий Рим. Москва – слово в камне. | Развивающее занятие: «Москва – третий Рим» Мнемотехника «Стольный град Москва» | Стольный град – столица Собор земли Русской Святыня Образ небесного града Вселенское пространство |
5 | | Ядро земли Русской (Золотое кольцо России) | Понимание истории нашего Отечества через социокультурные ценности. Формирование образного представления о междуречье Волги и Оки – как ядре земли русской. Подвести учеников к выводу, что в каждом из святых соединились образы воина-заступника, молитвенника, мудреца. | Края и земли. Междуречье Оки и Волги – ядро земли Русской. Три великих образа: кн. Александр Невский, пр. Сергий Радонежский, пр. Андрей Рублев. Владимирский образ Божией Матери. | Оценивающее занятие: «Три великих образа» | Края Земли Ядро земли русской Воин-заступник Великий молитвенник Мудрец |
6 | | Северная Фиваида (возможно использование в/ф, аудиокассет, краеведческого материала) | Учащиеся выходят на новую ступень понимания сути духовной жизни. Углубляется и закрепляется социокультурный опыт при изучении темы. | Северная Фиваида. Образ святых Вологодского и Белозерского края. Духовные центры. | Развивающее занятие: «Чудный мир иноческий» | Безмолвие Нестяжание Уединение Богомыслие |
7 | | Поморье. Земля Новгородская | У учащихся формируется образ своеобразия, неповторимости Поморья и Новгородской земли. Учащиеся выходят на понимание социокультурных ценностей, понимание духовных идеалов, соединяющихся с земными делами и устремлениями людей. | Поморы – заповедник русской культуры. Особый мир северного края. Великий Новгород, ядро земли Новгородской. Тихвинский образ Божией Матери. | Развивающее занятие: «Поморы. Земля Новгородская» | Народное самоуправление Общее дело Сообщество Государственность Соборность Мудрость Открытость |
8 | | Поволжье. Сибирь. Края и земли. | Восприятие и понимание духовно-нравственных идеалов, которые объединили людей, живущих в разных краях русской земли. Обобщение по теме «Края и земли». | Многолико и многоязычно Поволжье. «Волга-матушка». Вольница. Казанская икона Божьей Матери. Степан Разин. Путь «Встречь солнцу». Особый образ Сибири. Строгановы. Государева вотчина. Сибирский характер. | Оценивающее занятие: «Края и земли» | Многоликость Разноязычность «Подрайская землица» Вольница Сибирский характер Многотрудная страна |
9 | | Рубежи и пределы | Формирование представления о рубежах и пределах, восприятие духовно – нравственных идеалов русского народа. Какую ценность они имеют для государства? Формирование у учащихся образа России, как дома Пресвятой Богородицы. | Границы государства и пределы Отечества. Образы северных рубежей. Мужество поморов и подвиги преображения. Образы западных рубежей. «Ожерелье земли русской». Смоленский образ Божьей Матери. Образы рубежей южных. Дикое поле. Образы восточных пределов. Камень. Великий океан «Встреча солнца». Легенды о запредельном. Образы Беловодья и памяти народной. | Развивающее занятие: «Рубежи нашего Отечества» | Государственные границы Образы рубежей Труд поколений Своя родина Духовная сила Живые рубежи Вольное казачество Вольные земли |
10 | | Повторительно-обобщающий урок «Образ Отечества» | Закрепление знаний, умений, категорий раздела «Слово и образ Отечества». Обратить внимание учащихся на материальное процветание и могущество России, связанное с духовными устремлениями и идеалами русского народа. Учащиеся должны увидеть приоритет вечных, неизменных ценностей российской цивилизации. | Духовно-нравственные идеалы Отечества. Образ Отечества. | Ресурсный круг: «Образ Отечества» | Ценности Образ Отечества |
11 | Слово и образ малой родины (12 часов) | Город. Семейство русских городов | У учащихся формируется представления, образные, историко-культурные характеристики городов, как центров. Актуализация социокультурного опыта, полученного учащимися в изучении предыдущей темы. Дети учатся работать в номинальной группе, приобретая более высокие навыки: коммуникативные, социокультурное развитие группы. | Семья русских городов. Покровители городов. Назначение города. Не стоит город без праведников. | Развивающее занятие: «Семейство русских городов». | Города: Княжеские Уездные Города-заповедники Заштатные Святые покровители Оборонительные сооружения Хранители культуры |
12 | | С чего начинается город? Кремль. Посад. | На основе полученных в 5 классе знаний (тема «Московский Кремль») учащиеся закрепляют представление о значении Кремля как центра духовного и политического. Учащиеся выходят на уровень целостного восприятия образа города, его центра и окраин (посадов). | Городская среда. Кремль. Значение Кремля. Посады. Малые миры большого города. | Ресурсный круг: «В Кремле» | Кремль-детинец Крепость Божия Посад Слобода Конец Братчина |
13 | | Духовная жизнь города. Собор. Площадь. | Формируется образ города, как центра духовной жизни. Развитие коммуникативных, управленческих навыков учащихся. | Собор: собор людей, святых и святынь. Соборная горка. Площади города. Храмы. Православная топонимия русского города. | Оценивающее занятие: «Торговая площадь» Развивающее занятие «Храмы города» | Собор Соборность Епархия Площади: Торговая Соборная Сенная Парадная Духовный центр |
14 | | Храмы города | Формируется представление, образ социокультурного мира, внутреннего порядка города: улиц, переулков. Учитель должен подвести учащихся к значимости нравственных законов в жизни улицы, двора, города. Развитие идеи приоритета нравственных ценностей в организации малого пространства и его освящении. | Храмы | Развивающее занятие: «Храмы города» | Храмы города |
15 | | Образ города | Дается представление об образах земель неведомых, городах легендарных как жизненном идеале русского народа, где гармонично соединились небесное и земное. Учащиеся опираются на знания урока: «Святая Русь». Учащиеся воспринимают идею святости и праведности как одной из составляющих феномена Русской цивилизации. | Города легендарные – град Китеж. | Мнемотехника «Образ города» | Праведная земля |
16 | | Улицы, дворы. Поклонная гора. Жизнь и быт горожан | Формируется представление, образ социокультурного мира, внутреннего порядка города: улиц, переулков. Учитель должен подвести учащихся к значимости нравственных законов в жизни улицы, двора, города. Развитие идеи приоритета нравственных ценностей в организации малого пространства и его освящении. | Улица: застройка, название, мир улиц. Переулки и дворы. Памятные места города. Поклонная гора. Образ города с поклонной горы. | Ресурсный круг «Жизнь горожан» | Мир улиц Дворовое братство Памятные места Поклонная гора |
17 | | Деревня | Углубление образного представления о деревне (преемственность со 2 классом) и других типах сельских поселений. Развивается целостное представление о сельском образе жизни. | Образы деревни, села, починка, погоста. Типы поселений, планировка. Деревенская околица. Образы сельского храма и часовни. | Оценивающее занятие: «Сельские поселения» | Деревня Село Погост Починок Заимка Торжок Слобода Сельский храм и часовня |
18 | | «Памятные и приметные места. Гора. | Подвести учащихся к восприятию и усвоению значимости отдельных памятников и приметных мест Отечества. Развитие восприятия пространства как социокультурной среды. Воспитание уважительного, бережного отношения к природе. | Гора. Горы в Библии. Гора – место молитвы и духовного прозрения. Горы-памятники. Дерево. Дерево жизни. Древо познания добра и зла. Образы деревьев в Библии, фольклоре и искусстве. Священные рощи. | Развивающее занятие: «Гора – место важнейших событий в священной истории» | Памятные места Приметные места Гора Дерево |
19 | | Камень. Родник. Дерево. | Подвести учащихся к восприятию и усвоению значимости отдельных памятников и приметных мест Отечества. Развитие восприятия пространства как социокультурной среды. Воспитание уважительного, бережного отношения к природе. | Камень. Камни-следовики. Памятные камни. Метафоры и аллегории, связанные с камнем. Родник. Легенды о родниках. Святой источник. | Оценивающее занятие: «Образ камня в Библии» | Камень Камень-следовик Камень преткновения Камень основания Родник Источник |
20 | | Остров. Озеро. | Подвести учащихся к восприятию и усвоению значимости отдельных памятников и приметных мест Отечества. Развитие восприятия пространства как социокультурной среды. Воспитание уважительного, бережного отношения к природе | Остров. Остров как знак иного мира. Острова мертвых. Остров Буян. Острова спасения. Островные монастыри. Озеро. Великие озера. Святое озеро. Излучина. Лука. Лукоморье. | Развивающее занятие: «Остров и озеро» | Остров – иной мир Остров Буян Прообраз новой земли и нового неба Озеро Святые озера Излучина Лукоморье |
21 | | Образ деревни | Углубление образного представления о деревне (преемственность со 2 классом) и других типах сельских поселений. Развивается целостное представление о сельском образе жизни. | | Мнемотехника «Образ деревни» | |
22 | | Обобщающий урок «Слово и образ малой родины» | | | Ресурсный круг: урок «Слово и образ малой родины» | |
23 | Слово и образ времени (9 часов) | Младенчество и детство | Формирование социокультурного представления об образе времени. Подвести учащихся к прочувствованию значимости временного пространства. Развитие социокультурного опыта учащихся. Развитие мышления, умения высказывать свою точку зрения. | Век – вечность. Век – жизнь. Жизненный круг. Первое семилетие: младенчество и детство. Познание родного очага. | Ресурсный круг: «Главные события детства» | Век Жизненный круг Семилетие Имянаречение Крещение Крестные родители |
24 | | Отрочество и юность | Учащиеся должны выйти на восприятие, осознание и прочувствование каждого времени: человеческой жизни, времен года и.т. д. Развитие коммуникативных и управленческих навыков. | Второе семилетие: отрочество. Третье рождение. Участие в делах семьи. Третье семилетие: юность. Вступление во взрослую жизнь. Твердое владение всеми навыками труда. | Ресурсный круг «Отрочество и юность» | Отрочество Обучение грамоте Книжная мудрость Покаяние Исповедь Причастие Юность Обручение Венчание Брак |
25 | | Зрелость. Пожилые и старые» | Развитие индивидуума, группы. Преемственность с «Истоками» 2-го и 3-го классов. | Семилетия зрелости. Отцовство и материнство. Житейский опыт и мудрость. Пожилые и старые. Почитание родителей. Хранители устоев семейного очага. Наказы стариков. | Развивающее занятие: «Пожилые и старые» | Зрелость Отцовство Материнство Мастерство Пожилые Старые Старцы Молитвенники Хранители устоев |
26 | | Жизненный круг | Учащиеся должны выйти на восприятие, осознание и прочувствование каждого времени: человеческой жизни, времен года и.т. д. Развитие коммуникативных и управленческих навыков. | | Развивающее занятие: «Жизненный круг» | |
27 | | Год и Лето. Годичный круг. | Формирование социокультурного представления об образе времени. Подвести учащихся к прочувствованию значимости временного пространства. Развитие социокультурного опыта учащихся. Развитие мышления, умения высказывать свою точку зрения. | Год и место. Год январский. Образ Христа. Год сентябрьский. Образ Богородицы. Год мартовский. Образ Земли – Матери. Трудовые ритмы года. Праздники. Народный месяцеслов. | Оценивающее занятие: «Годичный круг православных праздников» | Год Лета Новая эра Господские, Богородичные праздники Возрождение природы Месяцеслов |
28 | | «Зима. Весна. Лето. Осень». | Формирование социокультурного представления об образе времени. Подвести учащихся к прочувствованию значимости временного пространства. Развитие социокультурного опыта учащихся. Развитие мышления, умения высказывать свою точку зрения. | Зима: «умирание природы». Рождество. Весна: пробуждение природы. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето: полнота возрожденной природы. Троица. Спас. Преображение. Осень: угасание природы. Рождество Богородицы. Воздвижение Креста. Покров. | Развивающее занятие: «Образ праздника» | Духовное начало мира Святки Духовное очищение Великое водосвятие Масленица Великое обновление Великий Пост Пасха Полнота возрожденной жизни |
29 | | Самый светлый праздрик | Развивающее занятие: «Духовный смысл дней недели» Ресурсный круг: «В жизни всему свое время» | Всему свое время. У Бога живы все. Каждому времени своя пища. | Развивающее занятие Самый светлый праздник | Пасха. Родительская суббота Радоница Пища: будничная, праздничная, ритуальная, постная, скоромная пища. |
30 | | Седьмица и день | | Символика седмичного круга. Трудовой ритм недели. Особые седмицы. | Развивающее занятие: «Духовный смысл дней недели» | Седмица |
31 | | День и час | | День красный, черный, белый, пестрый. Полдень и полночь. Час и мгновение. | Развивающее занятие: «Особые дни годичного круга» | День Час Мгновение |
32 33 | Обобщающее повторение (в форме активного экзамена) | Наше Отечество | Учащиеся обобщают знания по курсу 6 класса «Слово и образ Отечества». Выясняют и закрепляют: в чем проявилась самобытность России в прошлом, настоящем? Формирование коммуникативных, управленческих, социокультурных навыков. | Слово и образ Отечества. Российская цивилизация. Российское пространство и время, целостность и единство. От большого к малому. Время творит образы. Особый образ Российской цивилизации. | Активный экзамен: «Наше Отечество» Ресурсный круг: «Живя минутой, не забывай о вечном». | Повторение категорий всего курса за 6 класс. |
34 | | Слово и образ России | Учащиеся обобщают знания по курсу 6 класса «Слово и образ Отечества». | Слово и образ Отечества. Российская цивилизация. | Ресурсный круг «Слово и образ России» | Повторение категорий всего курса за 6 класс. |