Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Кардымовского района Смоленской области
Рабочая программа учебного предмета по внеурочной деятельности
«Юный экскурсовод»
6-7 класс
Срок реализации: 2 года
Аношенкова Светлана Сергеевна,
учитель истории и обществознания
Высшая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Юный экскурсовод» разработана для занятий с обучающимися 6-7 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО, составлена с учётом нормативных документов:
1.Приказ МОН РФ от 26.109.2010 №1241 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Приказом МОИ РФ от 6.10.2009». 2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009». 3. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС 000.
Программа рассчитана для обучающихся 9-11 лет на два года обучения из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятий – 40 минут. Наполняемость группы не менее 7 человек. Отдельные темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением членов семьи, экскурсионная и поисково-исследовательская деятельность. Место проведения: школьный музей. При проведении встреч, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него. Впоследствии эти же школьники смогут углубленно изучать музейное дело в объединении «Активисты школьного музея».
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного, общекультурного и интеллектуального становления подрастающего поколения, знакомство подростков с музейным пространством, привитие любви к Родине, родному краю, к школе. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно научить детей школьного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать. В ходе обучения ведется также работа по развитию мышления, познавательных способностей и творческих сил, формированию мировоззрения и нравственных качеств. Эстетическое воспитание ставит целью научить молодое поколение понимать и ценить прекрасное в природе, обществе, труде и взаимоотношениях людей, в произведениях литературы и искусства, а также сформировать умение создавать прекрасное в процессе своей деятельности. В деле нравственного воспитания большое значение имеет знакомство с окружающим миром. На замечательных примерах жизни и деятельности людей мы имеем возможность воспитывать лучшие моральные чувства, первые этические понятия и навыки общественного поведения детей. Постепенно воспитываются бережное отношение к вещам, дружелюбное отношение к товарищам, уважение к старшим, любовь к Родине, малой Родине, школе.
Углубленное знакомство учащихся с историей своего края, страны, деятельностью знаменитых людей расширяет кругозор ребят, оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу ( на войне ли, в мирные ли дни) вызывает чувство любви к Родине, к своему народу, связанные с подвигом глубокие переживания оставляют след на всю жизнь. Приобретенные в ходе музейной работы знания и навыки будут полезны школьникам, какую бы профессию в будущем они не выбрали.
Содержание программы
Жизнь современного подростка качественно отличается от той, которой жили люди старших поколений. Сегодняшний ученик имеет доступ к большому числу источников информации, пользуется интернетом. Подрастающее поколение живет в быстроизменяющемся, сложном, противоречивом мире, развитие которого порой непредсказуемо. Прямо или через средства связи и информации школьники общаются с огромным количеством людей, имеющих разные взгляды и подходы к жизни, нередко принадлежащих к разным культурным средам. Сегодня на них оказывают мощное влияние культурные и исторические традиции, сформировавшиеся как в нашей стране, так и за ее пределами. Как помочь ребенку найти свое место в этом многоликом мире? Как пробудить в нем интерес к активному жизнетворчеству? Как научить его бесконфликтно сосуществовать в социуме с иными людьми, уметь общаться, понимать и ценить традиции своего народа и одновременно обладать достаточно гибким мышлением, быть открытым к историческому опыту иных народов, отстаивая свои взгляды, свою точку зрения? В какой-то мере эти вопросы решает школа экскурсоводов, существующая при Музее истории школы. Экскурсионная работа является важной составляющей в воспитательной деятельности и развитии у детей чувства патриотизма, заинтересованности к познанию своего города, своей школы, своей страны, ее истории и культуры, способствует решению задач социальной адаптации учащихся.
Всякая экскурсия предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, поэтому экскурсанты получают на ней определенные знания, навыки, умения. Иногда на хорошей экскурсии человек получает ответы на вопросы, которые мучают его давно, когда ни книги, ни телевидение, ни кино - никто и ничто не помогли их разрешить. Занимаясь в школе экскурсоводов, школьник расширяет свой кругозор, оказывает
помощь другим в освоении действительности. Воспитательная цель будет достигнута, если школьник станет чуточку добрее, милосерднее, терпимее к ближнему, к природе, к той среде, в которой он живет.
Музей обогащает детей впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог бы встретить в окружающей его действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, углубляет его представления о мире. Главное во всем этом то, что ребята начинают понимать, почему музейные предметы называют источником наших знаний, почему ценят и бережно собирают даже самые ветхие и невыразительные. Потому что каждый из этих предметов может стать волшебной дверцей в такой притягательный мир прошлого. О важности того, чтобы ребенок постигал историю своего народа и его культуру написано много, так как обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за ту землю, на которой живёшь. Академик Д. Лихачев, говоря, о значении краеведения в воспитании граждан страны отметил, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», ведь если не будет корней в родной местности - будет много людей, похожих на искушенное растение «перекати поле». Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Данная программа развивает познавательный интерес к событиям прошлого и настоящего родного края, окружающему миру.
Цель - создание условий для формирования теоретической, методической и практической компетентности обучающихся в области экскурсионной деятельности.
Поставленная цель обеспечивается решением следующих задач:
Научить приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода. Освоить методику проведения экскурсии.
Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия.
Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую
инициативу .
Формирование правил общения между людьми
Формирование коммуникативных компетенций,
Воспитание информационной грамотности, умение анализировать и синтезировать информацию
Укреплять интерес к профессии экскурсовода
Принципы функционирования программы:
Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят
совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами,
чувствами, опытом и произведенным продуктом.
Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные
ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
Принцип творческо-практической деятельности — вариативность в рамках канона.
Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие
их как членов общества.
Принцип доступности,учитывающий индивидуальные особенности каждого
обучающегося, создание благоприятных условий для их развития;
Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и
обучающегося;
Принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников и
официальных изданий;
Принцип систематичности и последовательности - знания в программе даются в определенной системе, могут применяться на практике;
Развивающие приемы:
ситуация успеха;
создание эмоционально - доброжелательного комфорта;
занимательность и новизна;
алгоритм действий;
динамизм, чередование труда и отдыха;
посильные задания;
авансирование успеха;
индивидуальная помощь.
Особенности построения занятий:
Теоретическая часть даёт возможность создания правильной позиции деятельности экскурсовода. Создаёт платформу для научной организации труда и основных направлений исследовательской деятельности.
Организация занятий в форме исследования - это одна из главных особенностей краеведческой работы. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания, которые необходимы для проведения грамотной экскурсии.
Экскурсия - основная цель обучения . Экскурсионная деятельность является
важной составляющей в воспитательной деятельности и развитии у детей чувства патриотизма, заинтересованности к познанию своего города, своей страны, ее истории и культуры, способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Изучение прошлого, настоящего и будущего в целом открывает возможности установления непосредственной связи времен, межпредметных и внутрипредметных курсов по истории, литературе, истории Владимирского края и мировой художественной культуре
МЕТОДЫ и ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Экскурсоводом может быть ученик, заинтересованный работой в музее, умеющий интересно рассказывать, стремящийся к новым знаниям. Изучение истории родного края, музееведение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками. Основными методами следует считать:
словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации;
метод демонстраций (использование схем, карт);
частично- поисковый ( метод работы с дополнительной литературой);
метод упражнения ( вопросы по пройденным темам, отработка и сдача экскурсий).
наглядный – посещение экспозиций, выставок музеев, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий из фонда музея;
исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея, семейных архивов для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Формы работы: групповые , индивидуальные, парные. Это – беседы, обсуждение тем экскурсий, самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музея. Особое внимание уделяется работе над речью экскурсовода.Учащиеся должны овладеть приемами работы с книгой, навыками составления плана, выписок, конспекта, текста экскурсии.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений
работать с классическими источниками информации
умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;
навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;
навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование;
навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
умения оформлять доклад, исследовательскую работу, презентацию.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы в рамках НОУ.
Межпредметные связи :
• с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов ;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, использование рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ, составление презентации;
с географией: начальные умения и навыки работы с топонимическим
материалом своего региона, работа с картами, умение составлять туристско-краеведческий маршрут.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России, за национальные свершения, открытия, победы; осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные:
1) понимание роли дичности в истории России;
2)изучение истории Владимирского края, родного города, района, культурных центров, исторических памятников, памятников культуры;
3) изучение жизнедеятельности знаменитых людей Владимирского края;
4)представление о произведениях художественного и литературного творчества;
5)владение информацией о героическом прошлом района;
6) освоение основ экскурсионной грамотности;
7)использование знаково-символических средств, представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
8)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
9)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;
12)овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные:
1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
2)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
4)овладение элементарными правилами нравственного поведения , норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты обучения.
Приобретение учащимися знаний об истории, культуре Владимирского края, Собинского района, родного города, знать историю своей семьи;
Использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии).
Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности
школьников:
альбом;
газета;
плакат;
презентация;
экскурсия-презентация;
стенгазета;
сценарий праздника;
фотоальбом;
исследовательская работа
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– знакомство и усвоение таких понятий, как экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд;
– развитие внимания, восприятия, наблюдательности, разных форм мышления, речи;
– формирование широкого кругозора;
– овладение практическими навыками экскурсовода.
ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ:
принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом;
принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение;
принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках канона;
принцип коллективности – воспитание у детей социально – значимых качеств, развитие их как членов общества.
Реализация программы рассчитана на использование традиционных и нетрадиционных форм воспитания, нестандартных воспитательных технологий, развивающих методов и приемов.
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
1-3 | Введение. Типы и виды экскурсии | 3 | | |
4 | Школьные музеи | 1 | | |
5-6 | О чем рассказывает наш школьный музей | 2 | | |
7-8 | Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Виды экскурсий | 2 | | |
9 | Знакомство с теоретическими понятиями «музей», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод» «архив», «фонд» и др. | 1 | | |
10 | Знакомство с работой экскурсоводов | 1 | | |
11 | Экспонаты, подаренные музею ветеранами войны и труда | 1 | | |
12 | Фотоэкспонаты. | 1 | | |
13 | Экспонаты, собранные учащимися в | 1 | | |
14 | Этапы подготовки экскурсии | 1 | | |
15 | Умение вести беседу во время экскурсии. Одежда экскурсоводов. | 1 | | |
16 | Выбор экскурсионной темы | 1 | | |
17 | Где и как собирать материалы для экскурсии | 1 | | |
18 | Речь экскурсовода. Чтение прозы, стихов. | 1 | | |
19 | Речь экскурсовода. Анализ моей речи и речи моих друзей. | 1 | | |
20 | Что такое ораторское искусство. Практикум. | 1 | | |
21 | Тренируем голос. Практикум | 1 | | |
22 | Связь темы экскурсии с экспозицией. | | | |
23 | Последовательность построения экскурсии по подтемам. | | | |
24-28 | Подготовка текста экскурсии | 5 | | |
29-31 | Оформление текста экскурсии | 3 | | |
32-34 | Отработка и сдача экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов. | 3 | | |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
1-3 | Введение. Типы и виды экскурсии | 3 | | |
4 | Школьные музеи | 1 | | |
5-6 | О чем рассказывает наш школьный музей | 2 | | |
7 | Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Виды экскурсий | 1 | | |
8 | Виды экскурсий | | | |
9 | Знакомство с теоретическими понятиями «музей», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод» «архив», «фонд» и др. | 1 | | |
10 | Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Цель экскурсии. | 1 | | |
11 | Работа экскурсовода. Одежда и речь экскурсовода. | 1 | | |
12-13 | Экспонаты и фонды музея | 2 | | |
14 | Сбор материалов | 1 | | |
15 | Сбор и обработка материалов по темам | 1 | | |
16 | Связь темы экскурсии с экспозицией | 1 | | |
17 | Последовательность построения экскурсии по отдельным подтемам и вопросам темы. | 1 | | |
18 | Где и как собирать материалы для экскурсии | 1 | | |
19 | Выбор темы экскурсии | 1 | | |
20-23 | Подготовка текста экскурсии. | 3 | | |
24-25 | Оформление текста экскурсии | 2 | | |
26-27 | Подтемы, отдельные вопросы экскурсии. Экспонаты. Содержание экскурсии. | 2 | | |
28-29 | Отработка и сдача экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов. | 2 | | |
30 | Отработка и сдача экскурсии. | 1 | | |
31-32 | Проведение экскурсии в 1-х, 2-х классах | 2 | | |
33-34 | Обсуждение, анализ проведенных экскурсий. | 2 | | |