СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Конструкторское Бюро"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по математике 3 класс рассчитана на 1 занятие в неделю (34ч). Программа кружка относится к научно-познавательной деятельности в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Конструкторское Бюро"»

Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» О.А. Захарова

Пояснительная записка

Программа кружка « расчетно-конструкторское бюро » относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Основная цель программы - изучение окружающего мира математическими средствами.

Задачи:

-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли

Программа ориентирована на воспитанников 7-10 школьного возраста, сроком на 3 года.

Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия в год
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Форма организации внеурочной деятельности — кружок. Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана на основе тетрадей для самостоятельной работы № 3 (учебный предмет «математика», 2-4 классы).

Во 2-м классе учащимся предлагается принять участие в работе Расчётно-конструкторского бюро, организованного при научном клубе младших школьников «Мы и окружающий мир». Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования. Эта работа продолжается и в 3-4 классах.

Участвуя в работе бюро, школьники выполняют расчёты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина.

Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.

Это программа занятий, которые служат продолжением уроков по математике и окружающему миру и предусматривают участие всех обучающихся.

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;

  • творческие мастерские;

  • тематические конкурсы, выставки;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве ( коммуникативные УУД).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,

  • проведение математических игр,

  • опросники,

  • анкетирование

  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

  • собеседования (индивидуальное и групповое),

  • опросников,

  • тестирования,

  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
    Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержание программы

Темы практических

задач

Темы по математике и окружающему миру

Страницы

тетради

3 класс(34 ч)

Что находится

внутри Земли? 2 ч

Трёхзначные числа. Запись сложения и вычитания чисел столбиком. Умножение и деление. Периметр четырёхугольника. Окружность и круг. Планета, на которой мы живём.

7–8

Помогите Пете

Семёнову 3 ч

Изображение куба. Связь умножения и деления. Табличные случаи деления.

9–10

Много ли на Земле льда? (начало) 3 ч

Класс тысяч. Название четырёхзначных чисел. Сравнение четырёхзначных чисел. Неживая природа (три состояния воды).

11–13

Много ли на Земле льда? (окончание) 2 ч

Сравнение величин. Алгоритм сложения и вычитания столбиком. Таблица для записи условия задачи. Неживая природа (три состояния воды).

14–15

Где хранится пресная вода? 3 ч

Умножение суммы на число. Группировка множителей. Умножение числа на произведение. Запись умножения столбиком. Неживая природа (три состояния воды).

16–18

«Многоэтажная» атмосфера Земли

3 ч

Кратное сравнение чисел и величин. Числовой луч. Задачи на кратное сравнение. Диаграмма для записи условия задачи. Значение воздуха на Земле.

19–20

Облака 3 ч

Сравнение углов. Углы треугольника. Стороны треугольника. Неживая природа.

21–22

Сказочный мир горных пещер 3 ч

Умножение на число 10. Умножение числа на сумму. Умножение на двузначное число. Запись умножения столбиком. Горные породы.

23–25

Жизнь под Землёй 3 ч

Частные случаи деления (на число 1, числа 0, на число 0). Деление суммы (разности) на число. Горные породы

26–27

Природное

сообщество —

аквариум 3 ч

Сравнение и измерение площади многоугольника. Умножение на число 100 и число 1000. Соотношение между различными единицами измерения площади. Вычисление площади прямоугольника. Природные сообщества.

28–29

Озеро Байкал 3 ч

Задачи с недостающими данными. Задачи с избыточными данными. Выбор рационального пути решения. Водоем

30–31

Стены Древнего Кремля 3 ч

Деление на число 10, число 100 и число 1000. Деление на однозначное число. Деление на двузначное число. Наша страна — Россия

32–34


Методическое обеспечение:

Темы презентаций

  1. Планеты и их спутники http://www.myshared.ru/slide/182158/

  2. Интересная птичка-колибри http://www.myshared.ru/slide/282679/

  3. Московский Кремль в разные периоды истории http://ppt4web.ru/istorija/moskva-zlatoglavaja-puteshestvie-po-kremlju-istorija-vozniknovenija-kremlja.html

  4. Айсберги http://www.myshared.ru/slide/430122/

http://prezentacii.com/geografiya/2910-ledniki-aysbergi.html

  1. Воздушная оболочка Земли http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/atmosfera-zemli.html

  2. Горные пещеры http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/gornye-porody-i-mineraly0.html

  3. Аквариумные рыбки http://mirppt.ru/okr-mir/139-akvariumnye-rybki.html

  4. Озеро Байкал http://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/4_klass/prezentacijaero_bajkal/239-1-0-5451

  5. Славянские цифры

  6. Великие путешественники http://www.prezented.ru/geografiya/71-velikie-moreplavateli.html

  7. Черноморское побережье

http://900igr.net/prezentatsii/okruzhajuschij-mir/Ravnovesie-v-prirode/004-CHernomorskoe-poberezhe-Kavkaza.html

Материально-техническое обеспечение

3 класс

Для педагога

Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика: 3 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/ Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

Компьютеры, документ-камера, цифровой микроскоп, цифровые лаборатории, проектор, интерактивная доска.

Для обучающихся:

Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.

Захарова О.А. Практические задачи по математике. 3 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.


1

[Электронный ресурс] Мир головоломок. Занимательная математика.-М.:falison-Technology,2004

2

[Электронный ресурс] Мышка Мия спешит на помощь. Математика. Основы алгебры и геометрии. От 6 до 11 лет.-М.:Новый диск,2004

3

[Электронный ресурс]Город юных математиков. Обучающая программа IX всероссийского фестиваля визуальных искусств в ЦДО «Орленок» для детей 8-12 лет.-М.:Новый диск,2006

4

[Электронный ресурс] Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Современная, мультимедиа-энциклопедия. Знания обо всем.-М.:ООО «Кирилл и Мефодий»,2006

5

[Электронный ресурс] Тренажер по математике 1 класс.  К учебнику математики Моро М.И. и др. в 2-х ч. Ч.1,2 / И.М.Моро. - М : "Экзамен", 2007.

6

[Электронный ресурс] Тренажер по математике 2 класс.  К учебнику математики Моро М.И. и др. в 2-х ч. Ч.1,2 / И.М.Моро. - М : "Экзамен", 2007.

7

[Электронный ресурс] Тренажер по математике 3 класс.  К учебнику математики Моро М.И. и др. в 2-х ч. Ч.1,2 / И.М.Моро. - М : "Экзамен", 2007.

8

[Электронный ресурс]  Математика 2 класс  Уроки Кирилла и Мефодия . - М : ООО Кирилл и Мефодий, 2008. - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

9

[Электронный ресурс] Математика 3 класс: Уроки Кирилла и Мефодия . - М : ООО Кирилл и Мефодий, 2009. - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

10

[Электронный ресурс] Математические загадки.: Развивающие упражнения. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Внеклассная работа).



1)http://nachalka.school-club.ru/demo/?p=r1#

2)http://nachalka.info/class3


































Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Дата

Теория

Практика


3 класс


1

Что находится внутри Земли?

1

1

1

2

2

Помогите Пете Семёнову

1

2

3

4

5

3

Много ли на Земле льда?

1

4

6

7

8

9

10

4

Где хранится пресная вода?

1

2

11

12

13

5

«Многоэтажная» атмосфера Земли

1

2

14

15

16

6

Облака

1

2

17

18

19

7

Сказочный мир горных пещер

1

2

20

21

22

8

Жизнь под Землёй

1

2

23

24

25

9

Природное сообщество —

аквариум

1

2

26

27

28

10

Озеро Байкал

1

2

29

30

31

11

Стены Древнего Кремля

1

2

32

33

34


Итого

11

23