Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» О.А. Захарова
Пояснительная записка
Программа кружка « расчетно-конструкторское бюро » относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Основная цель программы - изучение окружающего мира математическими средствами.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли
Программа ориентирована на воспитанников 7-10 школьного возраста, сроком на 3 года.
Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия в год
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Форма организации внеурочной деятельности — кружок. Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана на основе тетрадей для самостоятельной работы № 3 (учебный предмет «математика», 2-4 классы).
Во 2-м классе учащимся предлагается принять участие в работе Расчётно-конструкторского бюро, организованного при научном клубе младших школьников «Мы и окружающий мир». Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования. Эта работа продолжается и в 3-4 классах.
Участвуя в работе бюро, школьники выполняют расчёты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина.
Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.
Это программа занятий, которые служат продолжением уроков по математике и окружающему миру и предусматривают участие всех обучающихся.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Основными формами образовательного процесса являются:
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве ( коммуникативные УУД).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержание программы
Темы практических задач | Темы по математике и окружающему миру | Страницы тетради |
3 класс(34 ч) |
Что находится внутри Земли? 2 ч | Трёхзначные числа. Запись сложения и вычитания чисел столбиком. Умножение и деление. Периметр четырёхугольника. Окружность и круг. Планета, на которой мы живём. | 7–8 |
Помогите Пете Семёнову 3 ч | Изображение куба. Связь умножения и деления. Табличные случаи деления. | 9–10 |
Много ли на Земле льда? (начало) 3 ч | Класс тысяч. Название четырёхзначных чисел. Сравнение четырёхзначных чисел. Неживая природа (три состояния воды). | 11–13 |
Много ли на Земле льда? (окончание) 2 ч | Сравнение величин. Алгоритм сложения и вычитания столбиком. Таблица для записи условия задачи. Неживая природа (три состояния воды). | 14–15 |
Где хранится пресная вода? 3 ч | Умножение суммы на число. Группировка множителей. Умножение числа на произведение. Запись умножения столбиком. Неживая природа (три состояния воды). | 16–18 |
«Многоэтажная» атмосфера Земли 3 ч | Кратное сравнение чисел и величин. Числовой луч. Задачи на кратное сравнение. Диаграмма для записи условия задачи. Значение воздуха на Земле. | 19–20 |
Облака 3 ч | Сравнение углов. Углы треугольника. Стороны треугольника. Неживая природа. | 21–22 |
Сказочный мир горных пещер 3 ч | Умножение на число 10. Умножение числа на сумму. Умножение на двузначное число. Запись умножения столбиком. Горные породы. | 23–25 |
Жизнь под Землёй 3 ч | Частные случаи деления (на число 1, числа 0, на число 0). Деление суммы (разности) на число. Горные породы | 26–27 |
Природное сообщество — аквариум 3 ч | Сравнение и измерение площади многоугольника. Умножение на число 100 и число 1000. Соотношение между различными единицами измерения площади. Вычисление площади прямоугольника. Природные сообщества. | 28–29 |
Озеро Байкал 3 ч | Задачи с недостающими данными. Задачи с избыточными данными. Выбор рационального пути решения. Водоем | 30–31 |
Стены Древнего Кремля 3 ч | Деление на число 10, число 100 и число 1000. Деление на однозначное число. Деление на двузначное число. Наша страна — Россия | 32–34 |
Методическое обеспечение:
Темы презентаций
Планеты и их спутники http://www.myshared.ru/slide/182158/
Интересная птичка-колибри http://www.myshared.ru/slide/282679/
Московский Кремль в разные периоды истории http://ppt4web.ru/istorija/moskva-zlatoglavaja-puteshestvie-po-kremlju-istorija-vozniknovenija-kremlja.html
Айсберги http://www.myshared.ru/slide/430122/
http://prezentacii.com/geografiya/2910-ledniki-aysbergi.html
Воздушная оболочка Земли http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/atmosfera-zemli.html
Горные пещеры http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/gornye-porody-i-mineraly0.html
Аквариумные рыбки http://mirppt.ru/okr-mir/139-akvariumnye-rybki.html
Озеро Байкал http://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/4_klass/prezentacijaero_bajkal/239-1-0-5451
Славянские цифры
Великие путешественники http://www.prezented.ru/geografiya/71-velikie-moreplavateli.html
Черноморское побережье
http://900igr.net/prezentatsii/okruzhajuschij-mir/Ravnovesie-v-prirode/004-CHernomorskoe-poberezhe-Kavkaza.html
Материально-техническое обеспечение
3 класс
Для педагога
Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика: 3 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Компьютеры, документ-камера, цифровой микроскоп, цифровые лаборатории, проектор, интерактивная доска.
Для обучающихся:
Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А. Практические задачи по математике. 3 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
1 | [Электронный ресурс] Мир головоломок. Занимательная математика.-М.:falison-Technology,2004 |
2 | [Электронный ресурс] Мышка Мия спешит на помощь. Математика. Основы алгебры и геометрии. От 6 до 11 лет.-М.:Новый диск,2004 |
3 | [Электронный ресурс]Город юных математиков. Обучающая программа IX всероссийского фестиваля визуальных искусств в ЦДО «Орленок» для детей 8-12 лет.-М.:Новый диск,2006 |
4 | [Электронный ресурс] Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Современная, мультимедиа-энциклопедия. Знания обо всем.-М.:ООО «Кирилл и Мефодий»,2006 |
5 | [Электронный ресурс] Тренажер по математике 1 класс. К учебнику математики Моро М.И. и др. в 2-х ч. Ч.1,2 / И.М.Моро. - М : "Экзамен", 2007. |
6 | [Электронный ресурс] Тренажер по математике 2 класс. К учебнику математики Моро М.И. и др. в 2-х ч. Ч.1,2 / И.М.Моро. - М : "Экзамен", 2007. |
7 | [Электронный ресурс] Тренажер по математике 3 класс. К учебнику математики Моро М.И. и др. в 2-х ч. Ч.1,2 / И.М.Моро. - М : "Экзамен", 2007. |
8 | [Электронный ресурс] Математика 2 класс Уроки Кирилла и Мефодия . - М : ООО Кирилл и Мефодий, 2008. - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). |
9 | [Электронный ресурс] Математика 3 класс: Уроки Кирилла и Мефодия . - М : ООО Кирилл и Мефодий, 2009. - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). |
10 | [Электронный ресурс] Математические загадки.: Развивающие упражнения. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Внеклассная работа). |
1)http://nachalka.school-club.ru/demo/?p=r1#
2)http://nachalka.info/class3
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Дата |
Теория | Практика | |
3 класс | |
1 | Что находится внутри Земли? | 1 | 1 | 1 2 |
2 | Помогите Пете Семёнову | 1 | 2 | 3 4 5 |
3 | Много ли на Земле льда? | 1 | 4 | 6 7 8 9 10 |
4 | Где хранится пресная вода? | 1 | 2 | 11 12 13 |
5 | «Многоэтажная» атмосфера Земли | 1 | 2 | 14 15 16 |
6 | Облака | 1 | 2 | 17 18 19 |
7 | Сказочный мир горных пещер | 1 | 2 | 20 21 22 |
8 | Жизнь под Землёй | 1 | 2 | 23 24 25 |
9 | Природное сообщество — аквариум | 1 | 2 | 26 27 28 |
10 | Озеро Байкал | 1 | 2 | 29 30 31 |
11 | Стены Древнего Кремля | 1 | 2 | 32 33 34 |
| Итого | 11 | 23 | |