Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 33» города Смоленска
Программа внеурочной деятельности
«КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА »
Направление: спортивно-оздоровительное.
Возраст детей: 6- 10 лет
Федуленкова Е.Ю.
2015 год
Пояснительная записка.
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растет количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в собственности в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопии.
Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счет использования корригирующих упражнений.
Помимо задач физического и психического оздоровления, программа решает и задачи духовно-нравственного воспитания и развития. Известно, что нынешнее подрастающее поколение ослаблено не только физически, оно незрело и с точки зрения нравственности, дезориентировано духовно и, как следствие, дезадаптировано к трудностям реальной действительности. Данная программа предусматривает привитие важных социальных ценностей: любви и уважения ко всему живому – к природе, людям, самому себе. Это, в свою очередь, влияет начистоту промыслов и поступков, формирование чувства ответственности и сопричастности ко всему происходящему.
Таким образом, целями реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика) являются:
Помощь в освоении школьникам основных социальных норм.
Передача школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья.
Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.
Воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним, воспитание волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности.
Формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания.
Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры и диафрагмы.
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
Программа ориентирована на младших школьников. Режим занятий – 1раз в неделю по 40мин.
Программа составлена на основе «Программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности. Корригирующая гимнастика» Авторы: П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. М. Просвещение.2011г.
Учебно-тематический план 1 года.
№ п/п | Название разделов | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие (правила техники безопасности) | 1 | 1 | - |
2 | Теоретические сведения (основы знаний) | 1 | 1 | - |
2.1 | Здоровье человека и влияние на него физических упражнений | 1 | 1 | - |
2.2 | Влияние питания на здоровье | 1 | 1 | - |
2.3 | Гигиенические и этические нормы | 1 | 1 | - |
3 | Общая физическая подготовка | 2 | - | 2 |
3.1 | Упражнения в ходьбе и беге | 2 | - | 2 |
3.2 | Упражнения для плечевого пояса и рук | 2 | - | 2 |
3.3 | Упражнения для ног | 2 | - | 2 |
3.4 | Упражнения для туловища | 2 | - | 2 |
3.5 | Комплексы общеразвивающих упражнений | 3 | - | 3 |
4 | Специальная физическая подготовка | 1 | - | 1 |
4.1 | Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж. | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Укрепление мышечного корсета | 2 | - | 2 |
4.3 | Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени | 2 | - | 2 |
4.4 | Упражнения на равновесие | 2 | - | 2 |
4.5 | Упражнения на гибкость | 2 | - | 2 |
4.6 | Акробатические упражнения | 1 | - | 1 |
5 | Дыхательные упражнения | 1 | - | 1 |
6 | Упражнения на расслабление | - | - | - |
7 | Самоконтроль и психорегуляция | - | - | - |
8 | Самомассаж и взаимомассаж | - | - | - |
9 | Контрольные испытания и показательные выступления | 1 | - | 1 |
9.1 | Физкультурный праздник | 1 | - | 1 |
9.2 | Праздник здоровья | 1 | - | 1 |
| Всего | 34 часа |
Содержание деятельности
Раздел 1. Вводное занятие (правила техники безопасности)
Правила техники безопасности. Правила подбора и хранение инвентаря.
Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний)
2.1. Здоровье человека и влияние на него физических упражнений
Здоровье физическое, психическое, душевное.
2.2. Влияние питания на здоровье.
Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника.
2.3. Гигиенические и этические нормы.
Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой; за повседневной одежды; за инвентарем). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).
Раздел 3. Общая физическая подготовка
3.1. Упражнения в ходьбе и беге.
Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; с захлёстом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.
3.2. Упражнения для плечевого пояса рук.
На месте в различных исходных положениях (и.п); в движении; с предметами (скалками, палками, мячами, обручами).
3.3. Упражнения для ног.
На месте в различных и.п.; у опоры; в движении; с предметами.
3.4. Упражнения для туловища.
На месте в различных и.п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами.
3.5. Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ).
На месте в различных и.п.; с чередованием и.п.; у опоры; в движении; с предметами.
Раздел 4. Специальная физическая подготовка.
4.1. Формирование навыка правильной осанки.
Упражнения в различных и.п.; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем.
4.2.Укрепление мышечного корсета.
Упражнения на месте в различных и.п. (стоя, сидя, лежа на спине, на животе на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
4.3. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени.
Упражнения у опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
4.4. Упражнения на равновесие.
На месте в различных и.п. туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палками, скакалками, мячами, обручами); с партнером.
4.5. Упражнения на гибкость.
Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статистических и динамических упражнений на растягивание: на месте в различных и.п. (стоя, сидя, лёжа); у опоры; в движении; с предметами.
4.6. Акробатические упражнения.
Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки, стойка на раках у стены, соединение элементов.
Раздел 5. Дыхательные упражнения.
Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания.
Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления.
9.1. Физкультурный праздник.
Мероприятия для начальной школы: соревнуются только занимающиеся или занимающиеся с незанимающимися). Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предложить выступающим следующие тесты на физическую подготовленность:
Гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя;
Гибкость (выворотность) – силовая выносливость мышц туловища; в положении лежа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45°;
Сила мышц ног; прыжок в длину с места;
Силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на спине удержание ног, согнутых под углом 45° в тазобедренных суставах;
Проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;
Комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.
9.2. Праздник здоровья.
Мероприятия для начальной школы. Показательные сольные и групповые выступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности (на осанку, на укрепление мышечного корсета, на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие вестибулярной устойчивости, на развитие гибкости
Ожидаемые результата реализации программы.
Воспитательные результаты внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников (корригирующая гимнастика) распределяются по трем уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о техники безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, окружающим людям; об ответственности за поступки, слова и мысли, за своё физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе: животным, растениям, деревьям, воде и т.д.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыты самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.