Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11
имени Героя Советского Союза Владимира Петровича Лукина»
305019, г.Курск, ул. Антокольского, 1 Телефон (факс) 70-03-89
e-mail: [email protected]
ПРИНЯТА НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА Протокол №1 от «31» августа 2023 года | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ №11 им. В.П.Лукина» Приказ №106/1 от «31» августа 2023 года __________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Культура речи»
Возрастная категория 16-17 лет
Срок реализации – 1 год
Направленность программы – социально-педагогическа
г. Курск, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в Российской Федерации уделяется большое внимание изучению родного языка: принимаются федеральные законы, направленные на повышение престижа русского языка и словесной культуры, в образовательных учреждениях возросли требования к знаниям современного школьника, их общей языковой культуре. Следовательно, необходимо через дополнительное образование прививать у детей любовь к русскому литературному языку, совершенствуя их орфографическую и пунктуационную грамотность, способствовать формированию у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы им для успешного интеллектуального развития. Данная программа позволяет расширить и углубить знания учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксиса, но не дублирует материал, изучаемый в рамках школьной программы, это достигается за счет использования дополнительного материала и путѐм проведения занятий в форме путешествий, интеллектуальных лингвистических игр, исследований, мастерских и т.д. Одновременно осуществляется развитие творческого потенциала учащихся
. Актуальность программы также заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нѐм возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всѐ чѐтче проявляющейся проблемой современной речевой культуры. Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полѐта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
На внеурочных занятиях легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьѐзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
Что же делать в данных условиях нашим детям, лишѐнным возможности слышать грамотную речь от окружающих людей и от такого мощного средства воздействия, как телевидение.
Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своѐ истинное значение или играло своими выразительными оттенками.
Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Новизна программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы среднего общего образования ФГОС. Одной из главных целей новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребѐнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Новизна также в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Задачей педагога, реализующего программу, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
формирование интереса к познанию;
выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
развитие у школьников общекультурной компетентности;
развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Культура речи» составляют следующие документы.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69675).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа предусматривает работу с детьми среднего и старшего школьного возраста и предполагает получение детьми образования.
В период старшего школьного возраста (16 – 17 лет) продолжается развитие индивидуальных познавательных способностей, что требует дифференцированного и индивидуального подхода в воспитании детей. Недопустимы выбор объекта исследования, с которыми ребенок не справится.
Развитие логического мышления в старшем школьном возрасте подкрепляется в исследованиях.
Огромное значение для формирования личности ребенка в возрасте 16-17 лет имеет коллектив, мнение сверстников. Для детей этого возраста очень важна успешность в деятельности, а также чувство комфорта. Дети должны чувствовать себя комфортно на занятиях, поэтому педагогу необходимо ориентироваться на личность каждого ребенка. Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений. Используя коллективные формы обучения, Программа решает воспитательные задачи, учитывая данные возрастные особенности.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных программ основного общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения.
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и четкого воспроизведения нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на внеурочных занятиях как неучебных формируются определенные ценности: высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года учащиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При анализе содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития учащихся, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнение которых предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Особенности реализации программы
Личностное развитие ребёнка – главная цель педагога. Личностных результатов обучающихся педагог может достичь, увлекая школьников совместной и интересной многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
В приложениях к программе содержатся методические рекомендации, помогающие педагогу грамотно организовать деятельность школьников на занятиях в рамках реализации программы курса внеурочной деятельности «Культура речи».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Культура речи»
Русский язык и культура речи. Основные понятия культуры речи. Норма и ошибка в речи.
Язык – знаковая система. Уровни языка. Функциональные разновидности литературного языка.
Единицы языка. Понятие о языковой норме.
Литературная норма как основа, обеспечивающая коммуникацию.
Коммуникативный аспект культуры речи.
Решение заданий ЕГЭ.
Классификация речевых ошибок.
Ошибки, связанные с употреблением слов в несвойственном им значении.
Ошибки, обусловленные нарушением лексической и логической сочетаемости слов.
Лексические ошибки, связанные с употреблением лишних слов (плеоназмов).
Тавтология как речевая ошибка.
Неуместное повторение слов.
Двусмысленность при употреблении местоимения.
Использование однотипных синтаксических конструкций.
Стилистическая неуместность.
Нарушение порядка слов.
Тестирование по теме «Речевые ошибки».
Классификация грамматических ошибок.
Ошибки в образовании слова, связанные с неправильным выбором приставки и суффикса.
Ошибки в образовании форм слова.
Ошибки в согласовании.
Ошибки в управлении.
Ошибки при употреблении причастного оборота.
Ошибки при употреблении деепричастного оборота.
Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого.
Ошибки при употреблении однородных членов предложения.
Ошибки в построении сложного предложения. Нарушение границ предложения.
Ошибки при употреблении прямой и косвенной речи.
Ошибки при употреблении предложно-падежной формы.
Тестирование по теме «Грамматические ошибки».
Понятие правильной речи. Соблюдение норм литературного языка.
Тестирование по теме «Культура речи».
Освоение курса внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» предполагает достижение следующих результатов:
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями,
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям,
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты,
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, применению различных методов познания,
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач,
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей,
7) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства,
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Формы организации учебных занятий по курсу «Русский язык и культура речи»следующие: практикумы, самостоятельная работа обучающихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы), работа в группах, проектная деятельность.
Основные виды учебной деятельности на занятиях:
работа с научно-популярной литературой;
отбор и сравнение материала по нескольким источникам;
систематизация учебного материала;
комплексный анализ текста;
анализ проблемных ситуаций,
выполнение практических работ, в том числе по материалам ЕГЭ по русскому языку.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематика и содержание программы | Занятия по освоению теоретического материала, часов | Практические занятия, часов | Всего часов | |
1 | Язык и речь. Культура речи | 8 | 4 | 12 | |
2 | Культура речи. Речевые ошибки | 12 | 10 | 22 | |
3 | Культура речи. Грамматические ошибки | 12 | 10 | 22 | |
4 | Культура речи. Речь правильная и речь хорошая | 6 | 4 | 10 | |
Итого: | 66 |
Календарно-тематическое планирование
|
№ занятия | Дата план факт | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности обучающегося |
Язык и речь. Культура речи (12 часов) |
1 | | | Русский язык и культура речи. Основные понятия культуры речи. Норма и ошибка в речи. | 2 | Знакомство с ролью русского языка как могучего средства общественного развития, важнейшего средства человеческого общения, с понятием «культура речи», с местом русского среди других языков в современном мире; выявление проблемы экологии языка, с понятием «языковая норма». |
2 | | | Язык – знаковая система. Уровни языка. Функциональные разновидности литературного языка. | 2 | Знакомство с языком как знаковой системой, с уровнями языка, с функциональными разновидностями современного русского литературного языка и их отличительными признаками по уровням языка. |
3 | | | Единицы языка. Понятие о языковой норме. | 2 | Знакомство с основными морфологическими, синтаксическими и орфоэпическими нормами. Изучение примеров изменения норм литературного языка из художественных произведений. Решение заданий, связанных с орфоэпическими нормами, нормами управления и согласования, разбор заданий ЕГЭ. |
4 | | | Литературная норма как основа, обеспечивающая коммуникацию. | 2 | Знакомство с основными морфологическими, синтаксическими и орфоэпическими нормами. Изучение примеров изменения норм литературного языка из художественных произведений. Решение заданий, связанных с орфоэпическими нормами, нормами управления и согласования, разбор заданий ЕГЭ. |
5 | | | Коммуникативный аспект культуры речи. | | Изучение коммуникативного аспекта культуры речи; примеров изменения норм литературного языка по материалам ресурсов интернета и текстов художественной литературы и публицистики. |
6 | | | Решение заданий ЕГЭ. | 4 | Решение заданий ЕГЭ, связанных с основными морфологическими, синтаксическими и орфоэпическими нормами. |
Культура речи. Речевые ошибки (22 часов) |
7 | | | Классификация речевых ошибок. | 2 | Изучение классификации речевых ошибок; работа по коррекции речевых ошибок, допущенных обучающимися в сочинениях по русскому языку и литературе. |
8 | | | Ошибки, связанные с употреблением слов в несвойственном им значении. | 2 | Анализ ошибок, связанных с употреблением слов в несвойственном им значении, и причин их возникновения: незнание значения слова, смешение паронимов, незнание фразеологизмов и их значения. |
9 | | | Ошибки, обусловленные нарушением лексической и логической сочетаемости слов. | 2 | Изучение и коррекция ошибок, обусловленных нарушением лексической и логической сочетаемости слов (оказать пользу, играть значение и т.д.) |
10 | | | Лексические ошибки, связанные с употреблением лишних слов (плеоназмов). | 2 | Изучение и коррекция лексических ошибок, связанных с употреблением лишних слов (плеоназмов), употребление которых ничего не добавляет к уже сказанному и ничего не уточняет в нем (проливной ливень, очень прекрасное и т.д.). |
11 | | | Тавтология как речевая ошибка. | 2 | Анализ тавтологии как речевой ошибки (жители живут, целесообразные цели и т.д.). |
12 | | | Неуместное повторение слов. | 2 | Анализ неуместного повторения в предложении слов как речевой ошибки. |
13 | | | Двусмысленность при употреблении местоимения. | 2 | Изучение и коррекция такой речевой ошибки, как Двусмысленность при употреблении местоимения в предложении. |
14 | | | Использование однотипных синтаксических конструкций. | 2 | Изучение и коррекция такой речевой ошибки, как Использование однотипных синтаксических конструкций (речевая бедность); работа по формированию умения использовать синтаксические конструкции разного типа для выражения одной и той же мысли. |
15 | | | Стилистическая неуместность. | 2 | Анализ ошибок, связанных со стилистической неуместностью, и причин их возникновения: смешение лексики разных исторических эпох, неоправданное употребление просторечных и диалектных слов, использование слов и выражений иной стилевой окраски. |
16 | | | Нарушение порядка слов. | 2 | Анализ ошибок, связанных с нарушением порядка слов, который характерен для русского языка и связан с расположением отдельных членов предложения, и их разновидностей: разделение частей составного именного сказуемого, постановка косвенного дополнения перед прямым, относительного прилагательного перед качественным и др. |
17 | | | Тестирование по теме «Речевые ошибки». | 2 | Тестирование по теме «Речевые ошибки», показывающее умение обнаруживать, классифицировать и корректировать речевые ошибки. |
Культура речи. Грамматические ошибки (22 часов) |
18 | | | Классификация грамматических ошибок. | 2 | Изучение классификации грамматических ошибок; работа по коррекции речевых ошибок, допущенных обучающимися в сочинениях по русскому языку и литературе. |
19 | | | Ошибки в образовании слова, связанные с неправильным выбором приставки и суффикса. | 2 | Изучение и коррекция ошибок в образовании слова, связанных с неправильным выбором приставки и суффикса; развитие умения видеть состав слова, находить для слова производящую основу и словообразовательные элементы. |
20 | | | Ошибки в образовании форм слова. | 2 | Изучение и коррекция ошибок в образовании форм слова, обозначающих одно и то же понятие, но различающихся грамматическим значением: при формообразовании собирательных числительных, имен существительных, степеней сравнения, местоимений. |
21 | | | Ошибки в согласовании. | 2 | Анализ и устранение ошибок в согласовании, связанных с неверным установлением связей между словами. |
22 | | | Ошибки в управлении. | 2 | Анализ и устранение ошибок в управлении, связанных с употреблением зависимых слов не в том падеже, которого от них требует главное слово, в управлении при синонимических словах, при выборе предлога при управлении. |
23 | | | Ошибки при употреблении причастного оборота. | 2 | Анализ и устранение ошибок при употреблении причастного оборота: отрыв причастного оборота от определяемого слова, определяемое слово внутри причастного оборота и др. |
24 | | | Ошибки при употреблении деепричастного оборота. | 2 | Анализ и устранение ошибок при употреблении деепричастного оборота: отсутствие основного действия-глагола при добавочном действии-деепричастии, неверное указание лица, совершающего добавочное действие-деепричастие. |
25 | | | Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого. | 2 | Работа по выявлению и коррекции грамматических ошибок в простом и сложном предложении, связанных с нарушением согласования по числу (единственному и множественному) подлежащего и сказуемого. |
26 | | | Ошибки при употреблении однородных членов предложения. | 2 | Работа по выявлению и коррекции грамматических ошибок при употреблении однородных членов предложения: несопоставимость понятий, несочетаемость родовых и видовых понятий, нарушение связи между однородными членами и обобщающим словом, неверное употребление двойных союзов при однородных членах предложения и др. |
27 | | | Ошибки в построении сложного предложения. Нарушение границ предложения. | 1 | Работа по выявлению и коррекции грамматических ошибок в построении сложного предложения и нарушения границ предложения: нарушение порядка следования придаточных частей, неверный выбор подчинительного союза, неуместное употребление указательного местоимения в сложном предложении, оформление в самостоятельные предложения частей сложноподчиненного предложения. |
28 | | | Ошибки при употреблении прямой и косвенной речи. | 1 | абота по выявлению и коррекции грамматических ошибок при употреблении прямой и косвенной речи, связанных со смешением прямой и косвенной речи. |
29 | | | Ошибки при употреблении предложно-падежной формы. | 1 | Работа по выявлению и коррекции грамматических ошибок при употреблении предложно-падежной формы: ошибки при употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки в форме Д.п. и предлога по в форме П.п. |
30 | | | Тестирование по теме «Грамматические ошибки». | 1 | Тестирование по теме «Грамматические ошибки», показывающее умение обнаруживать, классифицировать и корректировать грамматические ошибки. |
Культура речи. Речь правильная и речь хорошая (10 часов) |
31-32 | | | Понятие правильной речи. Соблюдение норм литературного языка. | 4 | Знакомство с понятием речи правильной, строящейся в соответствии с соблюдением норм современного русского литературного языка: орфоэпических, морфологических, синтаксических, лексических и др. |
33-34 | | | Основные качества речи хорошей: содержательность, точность, понятность, чистота, выразительность и богатство. | 4 | Знакомство с понятием речи хорошей и с ее качествами: содержательностью, точностью, понятностью, чистотой, выразительностью и богатством; развитие навыков хорошей речи обучающихся в монологическом высказывании. |
35 | | | Тестирование по теме «Культура речи». | 20 | Решение тестовых заданий по тематическим разделам «Культуры речи». |
Итого: | 35 |
Приложение
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Перечень используемой литературы
• Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. филологического профиля / В. В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2005.
• Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. / Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.
• Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие / Н. Г. Гольцова И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2002.
• Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2012.
• Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
• Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н.А.Кузьмина. -М.: Дрофа, 2005.
• Капинос В.И., Пучкова Л.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. М. - «Интеллект-центр», 2005;
• Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену/ М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: СА¬ГА, Азбука-классика, 2005.
• Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
• Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
• Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10 кл. - М.: TL «Сфера», 2004.
• Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 2001;
Список литературы по русскому языку для учителя
• Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В. и др. Русский язык. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009.
• Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2009.
• Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2009.
• Пахнова Т.М. Русский язык: Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2009.
• Долина Т.А. Готовимся к единому государственному экзамену: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для учащихся. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010.
• Кушевич Т.А. Изучение выразительных возможностей русского языка: повторительно-обобщающие уроки в 10-11 классах. – М.: Чистые пруды, 2006.
• Хазанова И.В. Подготовка к ЕГЭ с помощью диктантов. – М.: Чистые пруды, 2005.
• Шапиро Н.А. Работа с текстом на уроках словесности: 10-11 классы. – М.: Чистые пруды, 2005.
• Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.: Айрис-пресс, 2007.
• Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009.
• Список справочной литературы по русскому языку для учащихся
• Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 9-е изд. – М., 2004.
• Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – 2-е изд. – М., 2005.
• Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2003.
• Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка / под ред. Ф.П.Филина. – 2-е изд. – М., 1998.
• Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
• Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – 6-е изд. – М., 2003.
• Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004.
• Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. – 7-е изд. – М., 2005.
• Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – 2-е изд. – М., 1998.
• Тихонов А..Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2 изд., перераб. – м., 1991.
• Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь.- 41-е изд. – М., 1990.
• Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 1997.
Список электронных ресурсов
www.ege.edu.ru
www.fipi.org.ru
http://rus.1september.ru
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
http://www.gramota.ru
http://language.edu.ru
http://www.gramma.ru
http://www.mapryal.org
http://www.rusword.org
http://www.ruscorpora.ru
Оборудование и приборы, необходимые для реализации программы
Технические средства обучения:
∙мультимедийный компьютер;
∙мультимедийный проектор;
∙экран навесной;
∙ доска магнитная.