- выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы; создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка;
- вести полемику аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией.
- выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи.
По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий кружка, конференции, телепередачи, диалоги, исследование, комментарии, интервью, репортаж стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся.
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Содержание занятия | Форма занятий | Метапредметные результаты |
1 | Понятие «Культура речи» | 2 | 1. Что такое культура речи? Понятие «культура речи». Два уровня речевой культуры: высший и низший. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожегова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М. Пешковского. Важнейшая закономерность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в жизни, формирование чувства уместности высказывания. | Беседа. Сопоставление плана, тезисов и конспектов статей, викторина. | Задавать вопросы, необходимые для организации умственной деятельности Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий, вычитывать и дополнять информацию, представленную в таблице. Владение монологической и диалогической формами речи.Формулировать собственное мнение и позицию. |
2 | Цели и задачи культуры речи. | 2 | Цели и задачи культуры речи. Основные аспекты понятия культуры речи: коммуникативный, нормативный и этический компоненты. Этикет как внешняя оболочка высказывания. Язык - постоянно изменяющаяся система. | Лекция, тренировочные упражнения | Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа.. Формулировать собственное мнение и позицию. |
3 | Типы речевой культуры. | 2 | Типы речевой культуры. Классификация типов речи. Значение внутреннего диалога в жизни человека . | Составление плана. Подбор материала. Проект | Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения учебного материала. Выработка алгоритма действий.. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности). |
4 | Особенности устной публичной речи. | 2 | Термин «ораторская речь», «публичная речь». Особенности устной публичной речи. Основа ораторского искусства. Публичная речь. | Беседа. | Задавать вопросы, необходимые для организации умственной деятельности |
5 | Оратор и его аудитория. | 2 | Понятие «оратор», «аудитория». Признаки аудитории слушателей. Навыки и умения оратора. | Работа со словарём. Коллективная работа в группах. Турнир. | Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения учебного материала. Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности). Владение монологической и диалогической формами речи. Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде, чем принимать решения. Формулировать собственное мнение и позицию. |
6 | Лучшие ораторы мира | 2 | Оратор и его аудитория. Понятие «оратор», «аудитория». Признаки аудитории слушателей. Навыки и умения оратора. Анализ системы ораторского искусства в мире. | Подбор материала. Турнир. | Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения учебного материала. Задавать вопросы, необходимые для организации умственной деятельности Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать и дополнять информацию. Формулировать собственное мнение и позицию. |
7 | Ораторское искусство России | 2 | Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.Ломоносова, М.М.Сперанского. | Подбор материала. Устный журнал. | Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Владение монологической и диалогической формами речи. Формулировать собственное мнение и позицию. |
8 | Требования к правильной речи. | 2 | Требования к правильной речи. Письменная речь. Правильная речь. Язык. Основные требования к правильной речи | Интерактивный опрос «микрофон» | Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения учебного материала. Задавать вопросы, необходимые для организации умственной деятельности Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать и дополнять информацию, представленную в таблице. Владение монологической и диалогической формами речи. Формулировать собственное мнение и позицию. |
9 | Интонация. | 1 | Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке. Основные принципы риторики. | Практическая работа на основе различных печатных пособий. | Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения учебного материала. Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать и дополнять информацию. |
10 | Ударение. Синтагматическое членение предложения и логическое ударение. | 2 | Синтагматическое членение предложения и логическое ударение. Работа над синтагматическим ударением | Работа с текстами. Скороговорки | Выработка алгоритма действий. Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Владение монологической речью. |
11 | Нормы русского языка. | 2 | Произносительные нормы русского языка. Термин «орфоэпия». Основные черты русского литературного произношения. Полный и неполный стили произношения. Классификация стилей. | Выполнение игровых упражнений. | Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде, чем принимать решения. |
12 | Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности. | 2 | Показатели уровня речевой культуры личности. Информативная насыщенность. Логичность речи. | Дискуссия. | Задавать вопросы, необходимые для организации умственной деятельности Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий Владение монологической и диалогической формами речи. Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде, чем принимать решения. Формулировать собственное мнение и позицию. |
13 | Правила художественной декламации. | 2 | Задачи, цели декламации. Беседа. | Чтение стихотворений и отрывков прозаических отрывков. | Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения учебного материала. Владение монологической и диалогической формами речи. |
14 | Словарный состав русского языка. | 2 | Словарный состав русского языка. Лексические пласты художественных произведений. | Семинар. | Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения учебного материала. Задавать вопросы, необходимые для организации умственной деятельности Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать и дополнять информацию, представленную в таблице. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности). Владение монологической и диалогической формами речи. Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде, чем принимать решения. Формулировать собственное мнение и позицию. |
15 | Выразительность русской речи. | 2 | Понятие «выразительность русской речи». Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение. | Выполнение тестовых заданий. | Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения учебного материала. Задавать вопросы, необходимые для организации умственной деятельности Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать и дополнять информацию, представленную в таблице. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности). Владение монологической и диалогической формами речи. Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде, чем принимать решения. Формулировать собственное мнение и позицию. |
16 | Благозвучие. | 2 | Важное свойство устной речи. | Практикум. Исправление ошибок в сочинениях учащихся. | Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения учебного материала Выработка алгоритма действий Владение монологической и диалогической формами речи. Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Формулировать собственное мнение и позицию. |
17 | Этикетные формулы русского языка. | 2 | Установленный порядок поведения. Этикетные формулы русского языка. | Составление памяток. Подбор материала. Ролевая игра. | Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения учебного материала. Выработка алгоритма действий. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности). Владение монологической и диалогической формами речи. Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде, чем принимать решения. Формулировать собственное мнение и позицию. |
18 | Итоговое занятие в форме конференции | 1 | Итоговое занятие в форме конференции учащихся. Подведение итогов работы кружка. | Высказывание о работе кружка. | Владение монологической и диалогической формами речи.. Формулировать собственное мнение и позицию. |