Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
142400, Московская область, г. Ногинск, ул. Новая, д. 1.
Тел. 8(496 51) 52272, 8(49651) 51802
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 18
____________Бабарина И.Г.
«__» августа 2017 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности Мир на ладошке
(по предмету, элективному курсу, внеурочной деятельности и др.)
1 уровень программы: базовый
(базовый, профильный или расширенное изучение предмета)
Учебный год: 2017-2018
Класс 1»А»-1 «Б» -1 «В»-1 «Г»
Учителя: Кирпичникова И.В.,Макашова Е.Е., Козлова М.А., Першанина А.А.
2017 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе ФГОС НОО с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Место предмета в учебном плане. Программа рассчитана на 66 ч. в год (2 ч. в неделю)
УМКДанная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение,2014.
В МБОУ СОШ №18 выбрана данная программа, так как она предоставляет широкую возможность не только для адаптации школьника к условиям социальной среды, но и содействует развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Цель программы – формирование целостного представления об окружающем мире на основе информационной грамотности в области знаний культурно-исторического и экологического характера, обоснованных на краеведческом материале.
Главные задачи:
Формирование знаний:
– познакомить с историческими и культурными традициями малой родины;
– создать представление о главных вехах в истории поселка;
– познакомить с наиболее известными героями трудовой и военной славы;
– расширить знания о народной культуре тех, кто живет рядом с нами;
– раскрыть значение сохранения памятников истории и культуры края, формировать уважение к культуре предков.
Формирование нравственно-эстетических норм:
– воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому;
– воспитание восприятия красоты сохранившихся памятников;
– развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции;
– соблюдение правил поведения в селе (на улице, в школе).
Формирование учебных умений:
– развитие наблюдательности, самостоятельности и инициативности;
– умение работать с краеведческими источниками;
– овладение навыками социальных опросов.
Формирование воспитанности:
– содействие гармоничному развитию личности школьника;
– совершенствование духовных и физических потребностей;
– воспитание таких личностных качеств, как доброта, честность, взаимопомощь;
– воспитание культуры труда и этики общения;
– формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
– воспитание патриотизма, любви к родному краю;
– создание условий для социальной адаптации.
Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания программы «Мир на ладошке»:
– умение организовывать собственную жизнедеятельность для достижения состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);
– умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
– умение доносить информацию по выбранной тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Особенностью программы является следующее:
– реализация педагогической идеи самостоятельно добывать и систематизировать знания;
– развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены календарные праздники, памятные даты, традиции и обычаи жителей края;
– непрерывность дополнительного образования;
– развитие индивидуальности ребенка в системе воспитательного процесса через поддержку учебных дисциплин;
– развитие социокультурной способности, творческой ассоциации и одаренности детей.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьник тем самым раскрывает свои способности, то есть самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Новизна программы заключается:
– в объединении краеведческого, культурно-исторического, литературно-художественного подхода к изучению природы, истории и культуры нашего края;
– развитии духовной нравственности воспитанников, их личностных качеств, гражданской позиции на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума через организацию занятий, содержание которых объединяет области знаний различных направлений: «Мир вокруг», «Я живу на священной земле», «Природа и мы», «Моя семья», «Я – исследователь».
В первом классе за основу берутся две области познания - «Мир вокруг», «Природа и мы»; во втором классе объем материала расширяется за счет введения блока «Моя семья»; в третьем - «Я живу на священной земле»; в четвёртом классе блок «Я - исследователь» является логическим завершением программы. Возраст обучающихся: 8–11 лет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты изучения программы «Мир на ладошке»:
ощущение чувства гордости за свой народ, свою Родину, сопереживание им в радостях и бедах, проявление этих чувств;
осуществление добрых дел, полезных другим людям, своей стране, в том числе отказ ради них от каких-то своих желаний;
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками, педагогами на принципах равноправного сотрудничества;
проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;
проявление дисциплинированности и упорства в достижении своей цели;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в ходе решения проектных задач;
осознание себя ценной частью многоликого изменяющегося мира и понимание, что связывает тебя с природой;
понимание важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
Метапредметные результаты изучения программы«Мир на ладошке»:
определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельный поиск средств её осуществления;
решение проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта совместно с учителем;
использование, наряду с основными, дополнительных средств (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям.
1-й класс.Учащиеся научатся:
Правильно формулировать вопросы; уметьспрашивать (делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действия); собирать и изучать информации с помощью учителя; организации рабочего места; подбирать необходимое оборудование; построению устного сообщения о проделанной работе. Умение выражать свою точку зрения; анализировать результат по оптимальности затрат. Рефлексия; подготовка письменного отчета о проделанной работе.
Содержание программы с указанием форм и видов деятельности
1класс
Мир вокруг (40 часов).
Понятие «дом». Дома разных народов. Русская изба. Дома деревенские и городские. Конструирование домов из различных материалов. Дома наших предков. Инсценировка произведения «Кошкин дом».
Природа и мы (26 часов).
Природа как среда обитания, «дом» человека. Отношения современного человека с природой. Разбивка клумб, проращивание семян. Растения школьного двора. Как жить в дружбе с природой. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности.
Методы работы:
– словесные методы: рассказ, беседа, сообщения; способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
– наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций; дают возможность для более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
– практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы; позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умений детей.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
– творческие задания;
– викторины;
– конкурсы;
– выставки творческих работ;
– тесты.
Описание ценностных ориентиров содержания программы.
Личностные ценности.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайших ценностей, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьикакпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого является человек.
Ценность социальной солидарностикак признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечествакак части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Тематическое планирование
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Мир вокруг | 40 |
2 | Природа и мы | 26 |
Календарно-тематическое планирование1 класс Мир на ладошке
№ урока | Дата | Раздел программы / тема | Количество часов |
всего | теория | практика | зачетное мероприятие |
По плану | По факту | Мир вокруг (краеведческое направление) | 40 | 9 | 30 | 1 |
1-6 | | | Какие бывают дома? | | 2 | 4 | |
7-8 | | | Экскурсия «Дома моего города, поселка» | | 1 | | |
9-10 | | | Дом, в котором я живу | | | 1 | |
11-12 | | | Экскурсия «Дома моего города, поселка» | | | 2 | |
| | | | | | | |
13-14 | | | Дома моего города. | | - | 4 | |
| | | Культурно-историческое направление | | | | |
15-20 | | | Дома моих предков | | 2 | 4 | |
21-24 | | | Экскурсия «Самый старый дом города, поселка» | | - | 4 | |
25-28 | | | История моего дома | | 1 | 3 | |
| | | Литературно-художественное направление | | | | |
29-32 | | | Дома литературных героев | | 2 | 2 | |
33-36 | | | Инсценировка произведения «Кошкин дом» | | 1 | 3 | |
37-40 | | | Выставка «Мой дом» | | - | 3 | 1 |
| | | Природа и мы (краеведческое направление) | 26 | 4 | 21 | 1 |
41-42 | | | Природа - дом человека | | 1 | 1 | |
43-46 | | | Экскурсия в природу: «Природа вокруг нас» | | - | 4 | |
47-50 | | | Экскурсия в природу «Растения школьного двора» | | 1 | 3 | |
| | | Культурно-историческое направление | | | | |
51-54 | | | Наш край в прошлом | | 1 | 3 | |
| | | Литературно-художественное направление | | | | |
55-58 | | | Создание коллажа «Дом природы и дом человека» | | | 4 | |
59-61 | | | Стихи русских поэтов о природе | | | 3 | |
62-66 | | | Праздник «Мы - друзья природы» | | 1 | 3 | 1 |
| | Итого | 66 | 13 | 51 | 2 |
Результативность программы: Праздник «Мы - друзья природы»
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
№ 1 от «___» августа 2017 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________Геращенко А.В.
«___» августа 2017 г.