Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Мир профессий»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное состояние школьного образования в России можно охарактеризовать как переходное. В большинстве своем педагоги пришли к пониманию того, что настало время отказаться от репродуктивной парадигмы, где главная задача заключается в обучении, передаче знаний по предмету, а проблемы развития личности не выступали приоритетом, и перейти к развивающей личностно-ориентированной парадигме, признающей ценность личности и ее право на самообразование (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.П. Зин-ченко, СВ. Кульневич, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская). Многие проблемы учителей при данном переходе возникают из-за нечеткого понимания, что такое вариативность в образовании. Вариативность — это не множество учебников по предмету, а возможность для учителя или учительского коллектива выбрать образовательную систему, которая определит образовательный алгоритм данного класса и данной школы (Р.Н. Бунеев).
Актуальность модернизации содержания общеобразовательной школы определяется государственной и общественной целевой направленностью — сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, т.е. вырастить человека, способного нести ответственность за себя, за национальную культуру. Не последним фактором при достижении данной цели выступает задача — помочь определиться молодому человеку в выборе своей профессии, то есть социализироваться.
Однако существует ряд проблем, не решив которые невозможно выполнить этот социальный заказ:
Отсутствие преемственности и непрерывности между начальным и средним образованием в предпрофильном обучении.
Непонимание того, что вариативное содержание не может быть случайным, произвольным бессистемным набором, а призвано иметь общую методологическую основу, опираться на единую модель психолого-педагогических принципов. А этим требованием может обладать лишь содержание, структурированное в рамках определенного вариатива — со всеми наличными системными качествами (элементы, компоненты, иерархичность, соподчиненность, интегративность и т.д.).
Непонимание того, что вариатив должна выбирать вся школа от первого до выпускного класса и работать над созданием единой образовательной среды в определенном направлении развития учащихся.
Четкая осознанность актуальности избранной модели, ее способность расширять образовательное пространство образовательного учреждения и инициировать саморазвитие личности учащегося.
Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный на пред профильное образование, сделает учебу в школе единым преемственным образовательным процессом.
Цель: Построение интегрального образовательного процесса, инициирующего формирование основ целостного образа сферы человеческой деятельности в начальной школе
Задачи:
Освоение элементарных знаний о профессиях людей
Включение учащихся в последовательную деятельность в рамках отношения «Я и мир профессий взрослых людей»
Формирование представления о различных сферах человеческой деятельности
Формирование осознанных интересов учащихся в сфере профессиональной деятельности человека
Программа предусматривает 4 года обучения (1—4 классы) и реализуется:
через интеграцию содержания образовательных областей «естествознание» и «обществознание»;
через внеклассную работу.
Межпредметная интеграция позволяет обеспечивать развитие представлений о различных сферах человеческой деятельности, познакомить учащихся с конкретными профессиями, предприятиями, учреждениями микрорайона и города, их историей и особенностями функционирования, формировать построение целостного образа мира профессий.
Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений учащихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности учащихся носят прежде всего поисково-исследовательский, проблемный и творческий характер.
Прогнозируемый результат
В результате изучения курса «Мир профессий» младший школьник должен
Знать:
основные сферы профессиональной деятельности человека;
основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
предприятия и учреждения микрорайона, города;
основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:
- оперировать основными понятиями и категориями;
- рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
- пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной,научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ;
- переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
- выполнять учебные проекты.
Ц
елевое планирование по годам обучения
1 класс «Семья, в которой я живу»
Сфера человеческой деятельности | Вариативный курс «Мир профессий» | Виды деятельности | Примерное кол-во часов | Этапы работы |
«Человек -человек» | Кто оберегает наше здоровье? | Развивающие занятия: «Как живёт моя семья». Составление с Незнайкой режима дня. | 3 часа | Выбор темы |
| Кто ведет нас по дороге знаний? | Экскурсия по школе. | 1 час | Сбор и структурирование информации |
| | «Люди, которые нас окружают». Готовим заметку в школьную стенгазету | 4 часа | Подготовка и презентация информационного проекта «Люди, которые нас окружают» |
«Человек -техника» | Золотые руки мастера | Развивающие занятия: «Что умеют мои бабушки», «Любимые занятия в моей семье», «Чему я хочу научиться» | 3 часа | Сбор и структурирование информации; подготовка и проведение праздника. |
Экскурсия на выставку народных промыслов | 1 час | Сбор и структурирование информации |
Готовим выставку «Своими руками» | 4 часа | Подготовка и презентация творческого проекта «Своими руками» |
«Человек -художественный образ» | Что такое искусство? | Развивающие занятия: профессии «актер», «художник» и др. | 2 часа | Выбор темы |
| Знакомство с жизнью замечательных людей города | Экскурсия в театр | 2 часа | Сбор и структурирование информации |
| Знакомство с достопримечательностями города | «Подарок маме». Пробуем себя в роли артистов | 4 часа | Подготовка и презентация ролевого проекта «Подарок для мамы» (сказка) |
«Человек -природа» | Мы - часть природы | Развивающие занятия: сельскохозяйственные профессии. Викторины. | 3 часа | Выбор темы |
| Знакомство с растительным и животным миром | Экскурсии на станцию юных натуралистов, в зоопарк. | 1 час | Сбор и структурирование информации |
| Проблемы экологии | КТД «Украсим свою школу» | 4 часа | Подготовка и презентация акции «Украсим свою школу» |
| | Итого: Резерв учебного времени: | 32 часа 2 часа | |
2 класс «Город, в котором я живу»
Сфера человеческой деятельности | Вариативный курс «Мир профессий» | Виды деятельности | Примерное кол-во часов | Этапы работы |
«Человек -человек» | Кто оберегает наше здоровье? | Развивающие занятия: профессии «продавец», «журналист», «учитель», «библиотекарь» и др. Путешествие с Незнайкой по улицам родного города | 3 часа | Выбор темы |
| Кто ведет нас по дороге знаний? | Экскурсия по школе, по улице, на которой расположена школа | 1 час | Сбор и структурирование информации |
| | «Люди, которые нас окружают». Готовим заметку в школьную газету | 4 часа | Подготовка и презентация информационного проекта «Люди, которые нас окружают» |
«Человек -техника» | Что такое техника? | Развивающие занятия: профессии «инженер», «технолог», «столяр», «плотник» и др. Путешествие с Самоделкиным «Техника вокруг нас» | 3 часа | Сбор и структурирование информации |
Золотые руки мастера | Экскурсия на станцию юных техников | 1 час | Сбор и структурирование информации |
«Справочник Самоделкина». Готовим популярное пособие | 4 часа | Подготовка и презентация творческого проекта «Справочник Самоделкина» |
«Человек -художественный образ» | Что такое искусство | Развивающие занятия: профессии «дизайнер», «художник» и др. | 2 часа | Выбор темы |
| Знакомство с жизнью замечательных людей города | Экскурсия в театр | 2 часа | Сбор и структурирование информации |
| Знакомство с достопримечательностями города | «Подарок бабушкам». | 4 часа | Подготовка и презентация ролевого проекта «Подарок для бабушки» (театрализованное представление) |
«Человек -природа» | Мы - часть природы | Развивающие занятия: профессии «зоолог», «биолог», «ветеринар» и др. «Здравствуй, инопланетянин!» Викторины, развивающие занятия | 3 часа | Выбор темы |
| Знакомство с растительным и животным миром | Экскурсии на станцию юных натуралистов, в дендрарий | 1 час | Сбор и структурирование информации |
| Проблемы экологии | КТД «Украсим свою школу» | 4 часа | Подготовка и презентация акции «Украсим свою школу» |
| | Итого: Резерв учебного времени: | 32 часа 2 часа | |
3 класс «Страна, в которой я живу»
Сфера человеческой деятельности | Вариативный курс «Мир профессий» | Виды деятельности | Примерное кол-во часов | Этапы работы |
«Человек -человек» | Наше питание | Развивающие занятия: профессии «повар», «кондитер» и др. Познавательная игра «Русская хозяюшка». Урок-аукцион «Скатерть самобранка» | 3 часа | Выбор темы |
Формирование здорового образа жизни | Экскурсия на кондитерскую фабрику. Экскурсия в школьный буфет | 2 часа | Сбор и структурирование информации |
| «Осенние посиделки». Пробуем себя в роли кулинаров | 3 часа | Подготовка и презентация творческого проекта «Книга кулинарных рецептов» |
«Человек -природа» | Мы - часть природы | Развивающие занятия «Сказочный мир подводного царства», «Сказочный мир леса» | 2 часа | Выбор темы |
Знакомство с растительным и животным миром | Экскурсия в Уголок живой природы | 1 час | Сбор и структурирование информации |
«Красная книга». Проблемы экологии | КТД «Мой четвероногий друг». «Экологический суд»: пробуем себя в роли защитников животных | 5 часов | Подготовка и презентация информационного проекта «Мой четвероногий друг» |
| Развивающее занятие «Профессия водитель» и др. Игра-путешествие «Самоделкин и машина времени» | 2 часа | Выбор темы |
Предприятия нашего города, нашей страны | Экскурсия на завод | 1 час | Сбор и структурирование информации |
| ктд «Дневник путешествия с Самоделкиным» (путеводитель). Торжественная церемония награждения «Мастеренок 21 века» | 5 часов | Подготовка, презентация творческого проекта «Дневник путешествия с Самоделкиным» |
Что такое архитектура? | Развивающие занятия: профессии «архитектор», «строитель», «каменщик», «плиточник» и др. Викторина «Мой город» | 2 часа | Выбор темы |
Знакомство с новостройками города | Экскурсия на стройку | 1 час | Сбор и структурирование информации |
Знакомство с достопримечатель ностями города | КТД Макет «Город будущего». Пробуем себя в роли архитекторов | 5 часов | Подготовка и презентация творческого проекта «Город будущего» |
| Итого: Резерв учебного времени: | 32 часа 2 часа | |
4 класс «Мир, в котором я живу»
Сфера человеческой деятельности | Вариативный курс «Мир профессий» | Виды деятельности | Примерное кол-во часов | Этапы работы |
«Человек -человек» | Что такое сфера обслуживания? | Развивающие занятия: профессии «парикмахер», «продавец», «почтальон» и др. | 2 часа | Выбор темы |
| Профессии людей сферы обслуживания: «парикмахер», «продавец», «кондуктор», «почтальон» и др. | Экскурсия на главпочтамт | 2 часа | Сбор и структурирование информации |
| | КТД «Письмо другу в город-побратим» | 4 часа | Подготовка и презентация информационного проекта «Я умею писать» |
«Человек -техника» | Что такое рынок труда? | Развивающие занятия. Профессия «водитель». Викторина «Всегда найдется дело для умелых рук» | 2 часа | Выбор темы |
| | Экскурсия на завод машиностроения | 2 часа | Сбор и структурирование информации |
| | КТД «Промышленные предприятия нашего города» | 4 часа | Подготовка и презентация информационного проекта «Атлас «Промышленные предприятия нашего города» |
Человек-художественный образ» | Что такое культура? | Развивающие занятия: профессии «археолог», «художник», «дизай нер» и др. | 2 часа | Выбор темы |
Народное ремесло | Экскурсия в художественный музей. | 4 часа | Выбор темы |
| ктд «Народные ремесла». Подготовка индивидуальных исследовательских проектов | 2 часа | Подготовка и презента ция индивидуальных исследовательских проектов «Народные ремесла» |
«Человек -природа» | Почему нужно быть природе другом? | Развивающее занятие «Знай и люби свой край» КТД «Все профессии нужны, все профессии важны» | 2 часа | 32 часа 2 часа |
Что такое патриот Родины? | Экскурсия в Городской центр занятости населения | 2 часа | Сбор и структурирование информации |
| КТД «Все профессии нужны, все профессии важны» | 4 часа | Подготовка и презентация праздника «Все профессии нужны, все профессии важны» |
| Итого: Резерв учебного времени: | 32 часа 2 часа | |
Методические и учебные пособия
Горячев, Иглина: Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы) Москва, Просвещение 2010
Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008.
Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.
Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.