СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Мир профессий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мир профессий"»

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Мир профессий»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное состояние школьного образования в России можно охарактеризовать как переходное. В боль­шинстве своем педагоги пришли к пониманию того, что настало время отказаться от репродуктивной па­радигмы, где главная задача заключается в обучении, передаче знаний по предмету, а проблемы развития личности не выступали приоритетом, и перейти к раз­вивающей личностно-ориентированной парадигме, признающей ценность личности и ее право на самообра­зование (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.П. Зин-ченко, СВ. Кульневич, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская). Многие проблемы учителей при данном переходе возникают из-за нечеткого понима­ния, что такое вариативность в образовании. Вариа­тивность это не множество учебников по предме­ту, а возможность для учителя или учительского коллектива выбрать образовательную систему, которая определит образовательный алгоритм данного класса и данной школы (Р.Н. Бунеев).

Актуальность модернизации содержания общеоб­разовательной школы определяется государственной и общественной целевой направленностью — сфор­мировать личность, способную занять в жизни дос­тойное место, т.е. вырастить человека, способного нести ответственность за себя, за национальную куль­туру. Не последним фактором при достижении дан­ной цели выступает задача — помочь определиться молодому человеку в выборе своей профессии, то есть социализироваться.

Однако существует ряд проблем, не решив кото­рые невозможно выполнить этот социальный заказ:

  1. Отсутствие преемственности и непрерывности между начальным и средним образованием в предпрофильном обучении.

  2. Непонимание того, что вариативное содержание не может быть случайным, произвольным бессистем­ным набором, а призвано иметь общую методо­логическую основу, опираться на единую модель психолого-педагогических принципов. А этим требованием может обладать лишь содержание, структурированное в рамках определенного вариатива — со всеми наличными системными качествами (элементы, компоненты, иерархич­ность, соподчиненность, интегративность и т.д.).

  3. Непонимание того, что вариатив должна выби­рать вся школа от первого до выпускного клас­са и работать над созданием единой образова­тельной среды в определенном направлении раз­вития учащихся.

  4. Четкая осознанность актуальности избранной мо­дели, ее способность расширять образовательное пространство образовательного учреждения и инициировать саморазвитие личности учащегося.

Решение данных проблем позволит оптимизиро­вать учебный процесс, направленный на пред про­фильное образование, сделает учебу в школе единым преемственным образовательным процессом.

Цель: Построение интегрального образовательного процесса, инициирующего формирование основ целостного образа сферы человеческой деятельности в начальной школе

Задачи:

  • Освоение элементарных знаний о профессиях людей

  • Включение учащихся в последовательную деятельность в рамках отношения «Я и мир профессий взрослых людей»

  • Формирование представления о различных сферах человеческой деятельности

  • Формирование осознанных интересов учащихся в сфере профессиональной деятельности человека

Программа предусматривает 4 года обучения (1—4 классы) и реализуется:

  • через интеграцию содержания образовательных областей «естествознание» и «обществознание»;

  • через внеклассную работу.

Межпредметная интеграция позволяет обеспе­чивать развитие представлений о различных сферах человеческой деятельности, познакомить учащихся с конкретными профессиями, предприятиями, учреж­дениями микрорайона и города, их историей и осо­бенностями функционирования, формировать пост­роение целостного образа мира профессий.

Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений учащихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает на­чало формирования гражданственного патриотичес­кого отношения к среде обитания и проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности учащихся носят прежде всего поисково-исследовательский, проблемный и творческий характер.

Прогнозируемый результат

В результате изучения курса «Мир профессий» младший школьник должен

Знать:

  • основные сферы профессиональной деятельнос­ти человека;

  • основные понятия, признаки профессий, их зна­чение в окружающем обществе;

  • предприятия и учреждения микрорайона, города;

  • основные приемы выполнения учебных проектов.

Уметь:

- оперировать основными понятиями и категориями;

- рассказывать о профессии и обосновывать ее зна­чение в жизни общества;

- пользоваться информацией, получаемой на уро­ках из учебной, художественной,научно-попу­лярной литературы, СМИ, ИКТ;

- переносить теоретические сведения о сферах че­ловеческой деятельности на некоторые конкрет­ные жизненные ситуации;

- выполнять учебные проекты.

Ц елевое планирование по годам обучения

1 класс «Семья, в которой я живу»


Сфера человече­ской дея­тельности

Вариативный курс

«Мир профес­сий»

Виды деятельности

При­мерное кол-во

часов

Этапы работы

«Человек -человек»

Кто оберегает наше здоровье?

Развивающие занятия: «Как живёт моя семья». Составление с Незнайкой режима дня.

3 часа

Выбор темы



Кто ведет нас по дороге знаний?

Экскурсия по школе.

1 час

Сбор и структурирование информации




«Люди, которые нас окружают». Готовим заметку в школьную стенгазету

4 часа

Подготовка и презентация информационного

проек­та «Люди, которые нас окружают»

«Человек -техника»




Золотые руки мастера

Развивающие занятия: «Что умеют мои бабушки», «Любимые занятия в моей семье», «Чему я хочу научиться»

3 часа

Сбор и структурирование информации; подготовка и проведение праздника.

Экскурсия на выставку народных промыслов

1 час

Сбор и структурирование информации

Готовим выставку «Своими руками»

4 часа

Подготовка и презентация творческого проекта «Своими руками»

«Человек -художест­венный образ»

Что такое искусство?

Развивающие занятия: профессии «актер», «художник» и др.

2 часа

Выбор темы



Знакомство с жизнью замеча­тельных людей города

Экскурсия в театр

2 часа

Сбор и структурирование информации



Знакомство с достопримеча­тельностями города

«Подарок маме». Пробуем себя в роли артистов

4 часа

Подготовка и презентация ролевого проекта «Пода­рок для мамы» (сказка)

«Человек -природа»

Мы - часть природы

Развивающие занятия: сельскохозяйственные профессии. Викторины.

3 часа

Выбор темы



Знакомство с рас­тительным и жи­вотным миром

Экскурсии на станцию юных нату­ралистов, в зоопарк.

1 час

Сбор и структурирование информации


Проблемы экологии

КТД «Украсим свою школу»

4 часа

Подготовка и презентация акции «Украсим свою школу»




Итого:

Резерв учебного времени:

32 часа 2 часа



2 класс «Город, в котором я живу»

Сфера человече­ской дея­тельности

Вариативный курс

«Мир профес­сий»

Виды деятельности

При­мерное кол-во

часов

Этапы работы

«Человек -человек»

Кто оберегает наше здоровье?

Развивающие занятия: профессии «продавец», «журналист», «учитель», «библиотекарь» и др. Путешествие с Незнайкой по улицам родного города

3 часа

Выбор темы



Кто ведет нас по дороге знаний?

Экскурсия по школе, по улице, на которой расположена школа

1 час

Сбор и структурирование информации




«Люди, которые нас окружают». Готовим заметку в школьную газету

4 часа

Подготовка и презентация информационного проек­та «Люди, которые нас окружают»

«Человек -техника»




Что такое техника?

Развивающие занятия: профессии «инженер», «технолог», «столяр», «плотник» и др. Путешествие с Самоделкиным «Техника вокруг нас»

3 часа

Сбор и структурирование информации

Золотые руки мастера

Экскурсия на станцию юных тех­ников

1 час

Сбор и структурирование информации

«Справочник Самоделкина». Готовим популярное пособие

4 часа

Подготовка и презентация творческого проекта «Справочник Самоделкина»

«Человек -художест­венный образ»

Что такое искусство

Развивающие занятия: профессии «дизайнер», «художник» и др.

2 часа

Выбор темы



Знакомство с жизнью замеча­тельных людей города

Экскурсия в театр

2 часа

Сбор и структурирование информации



Знакомство с достопримеча­тельностями города

«Подарок бабушкам».

4 часа

Подготовка и презентация ролевого проекта «Пода­рок для бабушки» (театрализованное представление)

«Человек -природа»

Мы - часть природы

Развивающие занятия: профессии «зоолог», «биолог», «ветеринар» и др. «Здравствуй, инопланетянин!» Викторины, развивающие занятия

3 часа

Выбор темы



Знакомство с рас­тительным и жи­вотным миром

Экскурсии на станцию юных нату­ралистов, в дендрарий

1 час

Сбор и структурирование информации


Проблемы экологии

КТД «Украсим свою школу»

4 часа

Подготовка и презентация акции «Украсим свою школу»




Итого:

Резерв учебного времени:

32 часа 2 часа



3 класс «Страна, в которой я живу»

Сфера человече­ской дея­тельности

Вариативный

курс

«Мир

профессий»

Виды деятельности

При­мерное кол-во

часов

Этапы работы

«Человек -человек»

Наше питание

Развивающие занятия: профессии «повар», «кондитер» и др. Познава­тельная игра «Русская хозяюшка». Урок-аукцион «Скатерть самобранка»

3 часа

Выбор темы

Формирование здо­рового образа жизни

Экскурсия на кондитерскую фабрику. Экскурсия в школьный буфет

2 часа

Сбор и структурирование информации


«Осенние посиделки». Пробуем себя в роли кулинаров

3 часа

Подготовка

и презентация творческо­го проекта «Книга кули­нарных рецептов»

«Человек -природа»

Мы - часть приро­ды

Развивающие занятия «Сказочный мир подводного царства», «Сказочный мир леса»

2 часа

Выбор темы

Знакомство с расти­тельным и живот­ным миром

Экскурсия в Уголок живой природы

1 час

Сбор и структурирование информации

«Красная книга». Проблемы экологии

КТД «Мой четвероногий друг». «Экологический суд»: пробуем себя в роли



защитников животных

5 часов

Подготовка

и презентация информа­ционного проекта «Мой четвероногий друг»


Развивающее занятие «Профессия водитель» и др. Игра-путешествие «Самоделкин и машина времени»

2 часа

Выбор темы

Предприятия наше­го города, нашей страны

Экскурсия на завод

1 час

Сбор и структурирование информации


ктд

«Дневник путешествия с Самоделкиным» (путеводитель). Торжественная церемония награждения «Мастеренок 21 века»

5 часов

Подготовка, презентация творческого проекта «Дневник путешествия с Самоделкиным»

Что такое архитек­тура?

Развивающие занятия: профессии «архитектор», «строитель», «каменщик», «плиточник» и др. Викторина «Мой город»

2 часа

Выбор темы

Знакомство с ново­стройками города

Экскурсия на стройку

1 час

Сбор и структурирование информации

Знакомство с достопримечатель

ностями города

КТД Макет «Город будущего». Пробуем себя в роли архитекторов

5 часов

Подготовка и презентация творческого проекта «Город будущего»


Итого:

Резерв учебного времени:

32 часа 2 часа



















































4 класс «Мир, в котором я живу»

Сфера человече­ской дея­тельности

Вариативный

курс

«Мир профессий»

Виды деятельности

При­мерное кол-во

часов

Этапы работы

«Человек -человек»

Что такое сфера об­служивания?

Развивающие занятия: профессии «парикмахер», «продавец», «почтальон» и др.

2 часа

Выбор темы



Профессии людей сферы обслуживания: «парикмахер», «про­давец», «кондуктор», «почтальон» и др.

Экскурсия на главпочтамт

2 часа

Сбор и структурирование информации




КТД «Письмо другу в город-побратим»

4 часа

Подготовка и презента­ция информационного проекта «Я умею писать»

«Человек -техника»

Что такое рынок труда?

Развивающие занятия. Профессия «водитель». Викторина «Всегда най­дется дело для умелых рук»

2 часа

Выбор темы




Экскурсия на завод машиностроения

2 часа

Сбор и структурирование информации




КТД «Промышленные предприятия нашего города»

4 часа

Подготовка и презента­ция информационного проекта «Атлас «Про­мышленные предпри­ятия нашего города»

Чело­век-художест­венный образ»


Что такое культура?


Развивающие занятия: профессии
«археолог», «художник», «дизай­
нер» и др.

2 часа


Выбор темы

Народное ремесло


Экскурсия в художественный музей.

4 часа


Выбор темы


ктд

«Народные ремесла». Подготовка индивидуальных исследовательских проектов


2 часа


Подготовка и презента­
ция индивидуальных
исследовательских
проектов «Народные
ремесла»

«Человек -природа»


Почему нужно быть природе другом?


Развивающее занятие «Знай и люби свой край»

КТД «Все профессии нужны, все профессии важны»


2 часа

32 часа 2 часа


Что такое патриот Родины?


Экскурсия в Городской центр занятости населения


2 часа


Сбор и структури­рование информации



КТД «Все профессии нужны, все профессии важны»


4 часа


Подготовка и презента­ция праздника «Все профессии нужны, все профессии важны»



Итого:

Резерв учебного времени:


32 часа 2 часа




Методические и учебные пособия

  • Горячев, Иглина: Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы) Москва, Просвещение 2010

  • Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008.

  • Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.

  • Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.

  • Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.

  • Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

  • Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.