ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Наши первые проекты»
1 класс
Срок реализации 2022-2023 учебный год.
Составила: Тугутова В.В., учитель начальных классов |
Улан-Удэ
2022
Пояснительная записка
Программа внеурочной проектной деятельности для 1 класса «Наши первые проекты» составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.
2. Приказа Минпросвещения России №286 от 31.05. 2021 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №37».
4. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2022-2023 учебный год.
5. В соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности, определенными в разделе «Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций» Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р),
6. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115.
7. Письмом Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 («О направлении методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»).
8. Письмом Минпросвещения России от 07.05.2020г. №ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий».
9. Приказом Министерства просвещения РФ №712 от 11.12.2020г. «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
8. Примерной программы воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).
10. В соответствии с программой воспитательной работы МАОУ «СОШ № 37» г. Улан-
Удэ.
Адресат
Рабочая программа внеурочной деятельности по риторике адресована учащимся 1 классов, проявляющих интерес и склонность к изучению речи и языковой культуры.
Объем и сроки обучения
Программа рассчитана на 33 часа, изучается в течение учебного года согласно Базисному учебному плану ОУ.
Цели курса внеурочной деятельности:
развить коммуникативные умения школьников и их творческие способности;
углубить знания, умения и навыки, полученные на основных занятиях;
научить самостоятельно добывать знания;
интеллектуальное развитие учащихся в процессе учебных занятий;
повышение познавательного интереса учащихся;
формирование коммуникативных навыков в современном мире;
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Наши первые проекты»
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования), Метод проектов - организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.
Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Преимущества метода проектов:
-Ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.
-Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.
-Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
-Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
-При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.
-Возрастная логика обучения, основанная на принципе «Великой дидактики» идти от простого к сложному, предполагает следующие формы самостоятельной работы учащихся: творческую работу (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т.д.), сообщение, доклад, реферат, исследование, проект.
-Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
Обучение в дистанционной форме осуществляется по отдельным темам, при необходимости организации такого обучения (карантин, временная нетрудоспособность и т.п.), так и по всему комплексу тем.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:
формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
создание эффективного образовательного пространства;
развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий организуются такие формы учебной деятельности, как:
уроки;
лекции;
семинары;
практические занятия;
самостоятельные работы;
консультации с преподавателями;
дистанционные конкурсы, олимпиады.
Самостоятельная работа включает организационные формы дистанционного обучения:
работа с электронным учебником;
просмотр видеолекций;
прослушивание аудиокассет;
компьютерное тестирование;
изучение печатных и других учебных и методических материалов.
Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществлятъся в следующих режимах:
В период длительной болезни обучающихся или карантина в классе (школе) возможность получать консультации преподавателей по соответствующей дисциплине через электронную почту, программу Skype, ViЬеr, WhatsApp, используя для этого возможные каналы выхода в Интернет.
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
сделать занятие наглядным, красочным, информативным;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению;
активизировать познавательную деятельность учащегося;
повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
развивать мышление и творческие способности детей.
Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых
При изучении курса для обучаемых предусмотрены возможности для самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе.
Формы организации учебного процесса
индивидуальная;
парная;
групповая;
коллективная.
Структура программы
Пояснительная записка.
Содержание обучения.
Планируемые результаты обучения.
Тематическое планирование.
Формы подведения итогов:
Участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.
Участие в предметных неделях.
Участие в проектной деятельности.
Участие в выставке творческих работ.
Составление собственных театрализированных программ.
Предполагаемый результат:
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Содержание курса
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты :
Патриотическое воспитание:
Проявление интереса к истории своей страны посредством языковой культуры речи, выражение любви к своей родине, к своему языку.
формируемые умения: формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением коммуникативных основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества;
Готовность к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности человека и общества.
Трудовое воспитание:
Установка на активное участие в решении практических задач в проектной деятельности, осознание важности языковой культуры на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
Способность к эмоциональному и эстетическому восприятию практических работ, рассуждений; умению пользоваться культурой речи.
Ценности научного познания:
Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, понимание науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением навыками выражения своих чувст.
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
Готовность применять практические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Метапредметные результаты:
регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
познавательные:
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
коммуникативные:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Обучающиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.
Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№ п/п | Тема проекта | Содержание, методические приемы | Дата |
| Наша безопасность. | Беседа «Как выбрать тему проекта?» Беседа: Безопасный маршрут «Дом- школа» | сентябрь |
Оформление листка-вкладыша для портфолио: Безопасный маршрут «Дом-школа» |
| Краски осени | Экскурсия в осенний лес для сбора природного материала. | сентябрь |
Какими могут быть проекты? Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала. |
Изготовление поделок на уроке технологии, выставка работ. |
| Моя малая родина | Подготовка и защита творческой работы о достопримечательностях города Улан-Удэ на уроке окружающего мира | сентябрь |
| Ромашковая поляна | Работа в паре на уроке технологии. Изготовление поделок из пластилина, выставка работ. | сентябрь |
| Наши имена. | Беседа «Что значит моё имя?» Рассказы детей о своих именах. | октябрь |
Оформление листка-вкладыша для портфолио: Напиши о себе |
| Осенний урожай | Групповая работа на уроке технологии. Изготовление овощей из пластилина, выставка работ. | октябрь |
| Экскурсия | Экскурсия в библиотеку. Учимся выбирать дополнительную литературу. | октябрь |
| Математика вокруг нас. | Урок математики: « Числа в загадках, пословицах, поговорках» | октябрь |
Подготовка и защита творческой работы по теме « Числа в загадках, пословицах, поговорках» |
| Сказочный букет | Рисование сказочных цветов. Коллективное составление букета | ноябрь |
| Мои увлечения | Оформление листка-вкладыша для портфолио: Мои увлечения | ноябрь |
11-12 | Моя семья | Фоторассказ о жизни своей семьи | ноябрь |
Оформление листка-вкладыша для портфолио: Моя семья – в самой середине я. |
13 | Аквариумные рыбки | Создание коллективного панно «Аквариумные рыбки» | декабрь |
14 | Поздравительная открытка | Изготовление поздравительной открытки для своего друга | декабрь |
15 | Украшаем класс к новому году | Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе. | декабрь |
Беседа «Как и из чего можно сделать украшение на ёлочку?» |
Выставка работ. |
16 | Ролевой проект | Костюмированный утренник, посвящённый Новому году. | декабрь |
17 | Птицы зимой | Беседа «Как помочь птицам зимой?» | январь |
Изготовление кормушек для птиц. |
Выставка работ и вывешивание их на улице. |
18 | Чайный сервиз | Коллективное выполнение разных изделий чайного сервиза из пластилина. Выставка работ. | январь |
19 | Моя азбука | Стихи, скороговорки о разных буквах. Составление книги «Азбука» | январь |
20-21 | Моя школа и мой класс | Составление летописи, создание альбома своего класса. | февраль |
22-23 | Сувенир в подарок | Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля. | февраль |
Изготовление сувениров, посвященных 8 марта. | март |
24 | Занимательная математика | Логические задачи, ребусы, загадки в стихах к уроку математики. Составление презентации занимательных заданий по математике. | март |
25 | Музей «Город букв» | Создание портрета своей буквы. Изготовление букв из разного материала. | март |
26 | Проект «Речной флот». | Конструирование из бумаги. Коллективная аппликация «По морям, по волнам» | апрель |
27 | Домашние питомцы | Фоторассказ о домашних питомцах | апрель |
28-29 | Азбука загадок | Создание книги загадок | апрель |
30-31 | Скороговорки | Создание книги скороговорок | апрель |
32 | Математика вокруг нас Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты. | Беседа «Цветники нашего города» | май |
Составление альбома «Цветники: форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» |
33 | Сказочная страничка | Иллюстрирование русских народных сказок. Выставка рисунков. | май |