Пояснительная записка
Рабочая программа Основы проектной деятельности для обучающихся 5-х а,б,в классов МБОУ «СШ им. Д.И. Коротчаева» составлена на основе:
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Авторской программы учебно-исследовательской и проектной деятельности. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов. – 2-е изд.- М.: «Просвещение», 2014.
Рабочая программа проектной деятельности конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий обучающихся на этой ступени образования в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса - 1 час в неделю (35 часов в год).
Личностные и метапредметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Ученик научится:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- использовать такие математические методы и приемы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство «от противного», доказательство «по аналогии», опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения; построение и исполнение алгоритма;
- использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
- использовать некоторые методы получения знания, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
- использовать догадку, «озарение», интуицию;
- использовать такие математические методы и приемы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
- использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
- использовать некоторые методы получения знания, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
- использовать некоторые приемы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел программы | Содержание | Основные виды деятельности |
Проектная деятельность – ведущая деятельность подросткового возраста (1 ч.) | Вводное занятие. Зачем школьникам нужны проекты? Чему можно научиться, работая над проектом? | -Групповая работа |
Проблема, цель и тема проекта (1 ч.) | Проблема - главное условие существования проекта. Ситуация. Противоречия. Формулирование проблемы. Тема проекта. Цель. | Практическая работа. Оформление дневника проекта. |
Основные виды проектов. (1 ч.) | Практико-ориентированный, информационный, исследовательский, творческий, игровой, социальный. | Групповая работа. |
Что такое гипотеза? (1 ч.) | Понятие гипотезы, её формулировка, аргументация её решений. | Практическая работа в парах. |
Способы решения проблем (1 ч.) | Выбор оптимального пути решения. Ресурсы. Методы. Алгоритм действий. Работа с терминологическим словарем. | Коллективная работа. Составление алгоритма. |
Определение задач (1 ч.) | Задачи. Формулирование задач. Связь задач с этапами работы над проектом. | Решение ситуативных заданий. Индивидуальная работа. |
Планирование этапов проекта (1 ч.) | Планирование. Составляющие теоретического этапа, практического этапа. Основополагающий вопрос, проблемные и учебные вопросы. | Коллективная работа, работа в группах. |
Сбор информации (1 ч.) | Способы сбора информации на разных этапах работы над проектом. Схема. Таблица. Текст. Фотография. | Практическое занятие с различными источниками информации. Индивидуальная работа. |
Методы исследования (1 ч.) | Методы исследования. Опросы. Анкетирование. Наблюдение. Обработка данных. Терминологический словарь. Алгоритмы исследования. Оформление результатов исследования. | Коллективная работа. |
Самооценка продукта. Самоконтроль (1 ч.) | Лист самоконтроля. Лист самооценки. Способ оценки продукта. | Практическое занятие. Индивидуальная работа. |
Представление результатов проекта (1 ч.) | Виды продуктов проектов. Презентация. Публичное выступление. | Демонстрация проектных продуктов, презентаций. |
Оформление теоретической части проекта (1 ч.) | Титульный лист. Структура теоретической части. Использованные источники. | Индивидуальная работа. |
Выбор темы проекта обучающимися (1 ч.) | Выбор темы проекта, его руководителя. Постановка цели, задач проекта. | Индивидуальная работа. |
Структура проектной работы (2 ч.) | Оформление дневника проекта. Формулировка основных структурных компонентов проекта. | Работа в парах, индивидуальная работа. |
Сотрудничество в совместной работе над проектом (1 ч.) | Коммуникативная деятельность. Регулирование конфликтов. Распределение обязанностей при работе над групповым проектом. | Работа в парах, индивидуальная работа. |
Работа над проектом (15 ч.) | Работа над теоретической и практической частями проекта, над моделированием, созданием и презентацией проектного продукта. Заполнение проектных дневников. | Индивидуальная работа. |
Защита проектов (3 ч.) | Представление проектных продуктов. | Индивидуальная работа. |
Подведение итогов (1 ч.) | Анализ оценивания проектов. Анализ самооценивания и самоконтроля. | Дискуссия. Коллективная работа. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата План/факт |
| Проектная деятельность – ведущая деятельность подросткового возраста | 1 | |
| Проблема, цель и тема проекта | 1 | |
| Основные виды проектов | 1 | |
| Что такое гипотеза? | 1 | |
| Способы решения проблем | 1 | |
| Определение задач | 1 | |
| Планирование этапов проекта | 1 | |
| Сбор информации | 1 | |
| Методы исследования | 1 | |
| Самооценка продукта. Самоконтроль | 1 | |
| Представление результатов проекта | 1 | |
| Оформление теоретической части проекта | 1 | |
| Выбор темы проекта обучающимися | 1 | |
| Структура проектной работы | 2 | |
| Сотрудничество в совместной работе над проектом | 1 | |
| Работа над проектом | 15 | |
| Защита проектов | 3 | |
| Подведение итогов | 1 | |