Город Новошахтинск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная образовательная школа № 79 города Новошатинска
«Утверждаю»
Директор МБОУ ООШ № 79
Приказ от _____________ № ___________
Подпись руководителя ___________________/Касимова Л.В./
Рабочая программа внеурочной деятельности
по информатике
начальное общее образование
3 класс
Учитель: Лепешенко Татьяна Ивановна
Количество часов: 35
Программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для 3 класса начальной школы образовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по информатике для начальной школы
Пояснительная записка
Основная цель курса информатики в начальной школе - это как можно раньше начать формирование молодого поколения, готового жить и творчески работать в современном информационном мире.
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента универсальных учебных действий.
Цели изучения информатики в начальной школе:
освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни
воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Программа внеурочной деятельности в 3 классе “Занимательная информатика” представляет собой пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:
Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии “не навреди”. На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 15–17 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.
На изучение курса отведено 35 часов (1 час в неделю). Программа составлена на 35 часов.
Примерная структура занятия
Организационный момент (1-2 мин)
Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (4-6 мин)
Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач (8-10 мин)
Физкультминутка (1 мин)
Работа за компьютером (10-12 мин)
Релаксация (2 мин)
Подведение итогов (2 мин)
По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал.
Основные цели и задачи курса информатики
Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
Начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;
Формирование алгоритмического подхода к решению задач;
Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;
Пропедевтика таких понятий, как множества;
Формирование навыков работы с различными исполнителями;
Пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.
Задачи обучения информатике в начальной школе, связанные с
обучением:
развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»
познакомить школьников с основными свойствами информации
научить их приемам организации информации
формирование универсальных учебных действий
приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией
формирование умения применять теоретические знания на практике
дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
2) развитием:
памяти, внимания, наблюдательности
абстрактного и логического мышления
творческого и рационального подхода к решению задач;
3) воспитанием
настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
бережного отношения к школьному имуществу,
навыков здорового образа жизни.
Содержание курса
Правила поведения на уроке информатики (1ч).
Теория: Введение в курс. Правила поведения в компьютерном классе.
Практика: Организация рабочего места. Передвижение в классе.
Компьютер и его основные устройства (1ч).
Теория: Виды компьютеров. Их назначение. Суперкомпьютеры. Игровые компьютеры. Микрокомпьютеры. Настольные персональные компьютеры. Процессор. Оперативная память. Жесткий магнитный диск. Видеоплата, звуковая плата, дисководы. Оперативная и долговременная память.
Практика: Основные части компьютера. Работа с дисками, дискетами. Принтер.
Системный блок (1ч).
Теория: Процессор. Дисковод. Дискеты. Компакт-диски. Модели. Видеокарта. Сканер.
Практика: Включение компьютера. Вставление и изъятие дискеты. Работа с компакт-диском.
Работа с мышью (1 ч).
Теория: Щелчок мышью. Курсор. Указатель мыши. Движение мыши по коврику.
Практика: Работа на тренажёре. Игры «Мишень», «Яблоки», «Баскетбол».
Работа на клавиатуре (3ч).
Теория: Правила работы с клавиатурой.
Практика: Работа на тренажёре. Ввод текста. Набор текстов.
6. Хранение информации на компьютере (1 ч).
Теория: Диски и дисководы. Файлы. Папки. Правила использования и хранения дискеты. Винчестер.
Практика: Работа с дисками.
7. Файлы и папки (2 ч).
Теория: Файл. Имя файла. Расширение файла. Папка. Пиктограмма.
Практика: Составление файлов, папок. Удаление. Копирование. Перемещение. Переименование.
8. Пиктограмма (1ч).
Теория: Рабочий стол. Пояснительные надписи для пиктограмм.
Практика: Игры «Перетащи пиктограмму в нужные места».
9. Компьютерные программы (1 ч).
Теория: Запуск программ, открытие файлов с помощью пиктограммы на Рабочем столе. Выход из программы.
Практика: Запуск программ, выход из них (Word, Excel, Paint).
10. Обучающие и игровые программы (1 ч).
Теория: Виды компьютерных игр.
Практика: Обучающие игры.
11. Информация и органы чувств (1 ч).
Теория: Виды информации. Каналы получения информации. Взаимосвязь между каналами получения информации, видами информации и органами чувств.
Практика: Составление и обработка информации.
12. Виды информации (1 ч).
Теория: Процесс получения текстовой информации, графической, числовой.
Практика: Составление текстовой, графической и числовой информации.
13. Общение как информационный процесс (1 ч).
Теория: Устное общение. Диалог. Монолог. Мимика. Жесты. Письменное общение.
Практика: Составление диалогов, монологов. Постановка сценок. Письма, поздравления, приглашения.
14. Слова – кванторы (2 ч).
Теория: Суждения и высказывания. Ложные и истинные суждения. Слова – кванторы.
Практика: Логические игры « Помоги ёжику добраться до гриба», « Все или не все», «Задачки».
15. Отношения между множествами. Объединение множеств (2 ч).
Теория: Общие свойства и признаки предметов. Определение множества. Бесконечные множества. Подмножество. Пересечение множеств. Практика: Составление множеств из соответствующих элементов. Графические задачи на составление множеств.
16. Модель и её виды (3 ч).
Теория: Модель. Материальная и информационная модель объекта. Виды информационной модели.
Практика: Создание материальных, графических, словесных моделей. Работа в Paint.
17. Алгоритм. Свойства алгоритмов. (3 ч).
Теория: Алгоритм в информатике. Линейный алгоритм. Команда – шаг линейного алгоритма. Результативность алгоритма. Пошаговость алгоритма. Определённость алгоритма. Понятность алгоритма. Массовость алгоритма.
Практика: Составление алгоритмов (приказ, план, рецепт, инструкция).
18. Способы представления алгоритмов (6 ч).
Теория: Словесное. Графическое. Команды алгоритма. Блок алгоритма. Программа. Отличия линейного и разветвлённого алгоритмов. Запись блок – схем. Составление линейного и разветвленного алгоритма.
Практика: Составление словесного, графического алгоритмов. Игра «Транспортёр».
19. Координаты (1 ч).
Теория: Географические, астрономические, математические координаты.
Практика: Игры « Собери фигуры, используя заданные координаты».
20. Повторение. (1ч)
В результате обучения учащиеся должны:
знать правила поведения в компьютерном классе и уметь рассказывать их по картинкам;
знать основные устройства компьютера;
уметь управлять компьютерной мышью;
уметь складывать мозаики, головоломки;
уметь пользоваться палитрой при раскрашивании компьютерных рисунков;
уметь конструировать фигуры по образцу;
знать различные виды информации и ориентироваться в них;
уметь решать логические задачи;
уметь выделять признак, обобщать и систематизировать предметы по признакам;
уметь определять отношения между множествами;
знать виды моделей;
знать, что такое алгоритм и способы представления алгоритмов.
Формирование
универсальных учебных действий
На конец 2 года обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов освоения программы по курсу «Занимательная информатика». В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.
Личностные
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные
Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
синтез;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.
Регулятивные
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Календарно-тематическое планирование материала 3 класс
№ | Наименование тем | Общее количество часов | Сроки изучения |
по плану | факти-чески |
1. | Правила поведения на уроке информатики. Повторение. | 1 | 5.09 | |
2. | Что умеет делать компьютер? Компьютер – помощник человека. | 1 | 12.09 | |
3. | Компьютер и его основные устройства. | 1 | 19.09 | |
4. | Системный блок. | 1 | 26.09 | |
5. | Работа с мышью. | 1 | 3.10 | |
6-8 | Работа на клавиатуре. Упражнения из серии «Ловкие ручки». | 3 | 10.10 17.10 24.10 | |
9. | Хранение информации на компьютере. | 1 | 7.11 | |
10. | Файлы и папки. | 1 | 14.11 | |
11. | Пиктограмма. | 1 | 21.11 | |
12. | Компьютерные программы. | 1 | 28.11 | |
13. | Обучающие и игровые программы. | 1 | 5.12 | |
14. | Информация и органы чувств. | 1 | 12.12 | |
15. | Виды информации. | 1 | 17.12 | |
16. | Общение как информационный процесс. | 1 | 24.12 | |
17-18. | Элементы логики. Слова-кванторы. | 2 | 9.01 16.01 | |
19-20. | Отношения между множествами. Объединение множеств. | 2 | 23.01 30.01 | |
21. | Модель и её виды. | 1 | 6.02 | |
22-23. | Моделирование. | 2 | 13.02 20.02 | |
24-25. | Алгоритм. | 2 | 27.02 7.03 | |
26-27. | Способы представления алгоритмов. | 2 | 14.03 21.03 | |
28. | Свойства алгоритмов. | 1 | 3.04 | |
29-30. | Координаты. | 2 | 10.04 17.04 | |
31-32. | Линейный и разветвленный алгоритм. | 2 | 24.04 8.05 | |
33-34. | Составление разветвленных алгоритмов. | 2 | 15.05 22.05 | |
35. | Повторение изученного материала по теме «Компьютер и его основные устройства». | 1 | 27.05 | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Технические средства обучения
№ | Наименование ТСО | Количество |
1 | Р/м ученика: компьютер в сборе | 7 |
2 | Р/м учителя: компьютер в сборе | 1 |
3 | Мультимедиа-проектор в комплекте с потолочным креплением BenQ 612 | 1 |
4 | ИБП | 8 |
5 | Модем | 1 |
Имеется локальная сеть, выход в глобальную сеть Интернет.
15