СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по информатике 3 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности "Занимаельная информатика" предназначена для 3 класса школы.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по информатике 3 класс»


Город Новошахтинск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная образовательная школа № 79 города Новошатинска



«Утверждаю»

Директор МБОУ ООШ № 79

Приказ от _____________ № ___________


Подпись руководителя ___________________/Касимова Л.В./





Рабочая программа внеурочной деятельности

по информатике


начальное общее образование

3 класс




Учитель: Лепешенко Татьяна Ивановна


Количество часов: 35



Программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для 3 класса начальной школы образовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по информатике для начальной школы



Пояснительная записка

Основная цель курса информатики в начальной школе - это как можно раньше начать формирование молодого поколения, готового жить и творчески работать в современном информационном мире.

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента универсальных учебных действий.

Цели изучения информатики в начальной школе:

  • освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;

  • овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни

  • воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.


Программа внеурочной деятельности в 3 классе “Занимательная информатика” представляет собой пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:

  • системность;

  • гуманизация;

  • междисциплинарная интеграция;

  • дифференциация;

  • дополнительная мотивация через игру.


Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии “не навреди”. На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 15–17 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.

На изучение курса отведено 35 часов (1 час в неделю). Программа составлена на 35 часов.



Примерная структура занятия

  1. Организационный момент (1-2 мин)

  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (4-6 мин)

  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач (8-10 мин)

  4. Физкультминутка (1 мин)

  5. Работа за компьютером (10-12 мин)

  6. Релаксация (2 мин)

  7. Подведение итогов (2 мин)


По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал.



Основные цели и задачи курса информатики


  • Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;

  • Начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;

  • Формирование алгоритмического подхода к решению задач;

  • Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;

  • Пропедевтика таких понятий, как множества;

  • Формирование навыков работы с различными исполнителями;

  • Пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.


Задачи обучения информатике в начальной школе, связанные с

  1. обучением:

  • развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»

  • познакомить школьников с основными свойствами информации

  • научить их приемам организации информации

  • формирование универсальных учебных действий

  • приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией

  • формирование умения применять теоретические знания на практике

  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;

2) развитием:

  • памяти, внимания, наблюдательности

  • абстрактного и логического мышления

  • творческого и рационального подхода к решению задач;

3) воспитанием

  • настойчивости, собранности, организованности, аккуратности

  • умения работать в минигруппе,  культуры общения, ведения диалога

  • бережного отношения к школьному имуществу,

  • навыков здорового образа жизни.




Содержание курса


  1. Правила поведения на уроке информатики (1ч).


Теория: Введение в курс. Правила поведения в компьютерном классе.

Практика: Организация рабочего места. Передвижение в классе.


  1. Компьютер и его основные устройства (1ч).


Теория: Виды компьютеров. Их назначение. Суперкомпьютеры. Игровые компьютеры. Микрокомпьютеры. Настольные персональные компьютеры. Процессор. Оперативная память. Жесткий магнитный диск. Видеоплата, звуковая плата, дисководы. Оперативная и долговременная память.

Практика: Основные части компьютера. Работа с дисками, дискетами. Принтер.


  1. Системный блок (1ч).


Теория: Процессор. Дисковод. Дискеты. Компакт-диски. Модели. Видеокарта. Сканер.

Практика: Включение компьютера. Вставление и изъятие дискеты. Работа с компакт-диском.


  1. Работа с мышью (1 ч).


Теория: Щелчок мышью. Курсор. Указатель мыши. Движение мыши по коврику.

Практика: Работа на тренажёре. Игры «Мишень», «Яблоки», «Баскетбол».


  1. Работа на клавиатуре (3ч).


Теория: Правила работы с клавиатурой.

Практика: Работа на тренажёре. Ввод текста. Набор текстов.


6. Хранение информации на компьютере (1 ч).


Теория: Диски и дисководы. Файлы. Папки. Правила использования и хранения дискеты. Винчестер.

Практика: Работа с дисками.


7. Файлы и папки (2 ч).


Теория: Файл. Имя файла. Расширение файла. Папка. Пиктограмма.

Практика: Составление файлов, папок. Удаление. Копирование. Перемещение. Переименование.


8. Пиктограмма (1ч).


Теория: Рабочий стол. Пояснительные надписи для пиктограмм.

Практика: Игры «Перетащи пиктограмму в нужные места».


9. Компьютерные программы (1 ч).


Теория: Запуск программ, открытие файлов с помощью пиктограммы на Рабочем столе. Выход из программы.

Практика: Запуск программ, выход из них (Word, Excel, Paint).


10. Обучающие и игровые программы (1 ч).


Теория: Виды компьютерных игр.

Практика: Обучающие игры.


11. Информация и органы чувств (1 ч).


Теория: Виды информации. Каналы получения информации. Взаимосвязь между каналами получения информации, видами информации и органами чувств.

Практика: Составление и обработка информации.


12. Виды информации (1 ч).


Теория: Процесс получения текстовой информации, графической, числовой.

Практика: Составление текстовой, графической и числовой информации.


13. Общение как информационный процесс (1 ч).


Теория: Устное общение. Диалог. Монолог. Мимика. Жесты. Письменное общение.

Практика: Составление диалогов, монологов. Постановка сценок. Письма, поздравления, приглашения.


14. Слова – кванторы (2 ч).


Теория: Суждения и высказывания. Ложные и истинные суждения. Слова – кванторы.

Практика: Логические игры « Помоги ёжику добраться до гриба», « Все или не все», «Задачки».


15. Отношения между множествами. Объединение множеств (2 ч).


Теория: Общие свойства и признаки предметов. Определение множества. Бесконечные множества. Подмножество. Пересечение множеств. Практика: Составление множеств из соответствующих элементов. Графические задачи на составление множеств.


16. Модель и её виды (3 ч).


Теория: Модель. Материальная и информационная модель объекта. Виды информационной модели.

Практика: Создание материальных, графических, словесных моделей. Работа в Paint.


17. Алгоритм. Свойства алгоритмов. (3 ч).


Теория: Алгоритм в информатике. Линейный алгоритм. Команда – шаг линейного алгоритма. Результативность алгоритма. Пошаговость алгоритма. Определённость алгоритма. Понятность алгоритма. Массовость алгоритма.

Практика: Составление алгоритмов (приказ, план, рецепт, инструкция).


18. Способы представления алгоритмов (6 ч).


Теория: Словесное. Графическое. Команды алгоритма. Блок алгоритма. Программа. Отличия линейного и разветвлённого алгоритмов. Запись блок – схем. Составление линейного и разветвленного алгоритма.

Практика: Составление словесного, графического алгоритмов. Игра «Транспортёр».


19. Координаты (1 ч).


Теория: Географические, астрономические, математические координаты.

Практика: Игры « Собери фигуры, используя заданные координаты».


20. Повторение. (1ч)












В результате обучения учащиеся должны:


  • знать правила поведения в компьютерном классе и уметь рассказывать их по картинкам;

  • знать основные устройства компьютера;

  • уметь управлять компьютерной мышью;

  • уметь складывать мозаики, головоломки;

  • уметь пользоваться палитрой при раскрашивании компьютерных рисунков;

  • уметь конструировать фигуры по образцу;

  • знать различные виды информации и ориентироваться в них;

  • уметь решать логические задачи;

  • уметь выделять признак, обобщать и систематизировать предметы по признакам;

  • уметь определять отношения между множествами;

  • знать виды моделей;

  • знать, что такое алгоритм и способы представления алгоритмов.


Формирование

универсальных учебных действий


На конец 2 года обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов освоения программы по курсу «Занимательная информатика». В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.

Личностные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;

  • принятие образа «хорошего ученика»;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;


Метапредметные


Познавательные

  • начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • сбор информации;

  • обработка информации (с помощью ИКТ);

  • анализ информации;

  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать общие приёмы решения задач;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

  • синтез;

  • сравнение;

  • классификация по заданным критериям;

  • установление аналогий;

  • построение рассуждения.


Регулятивные

  • начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • умение выполнять учебные действия в устной форме;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;


Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.









Календарно-тематическое планирование материала 3 класс



Наименование тем

Общее количество часов

Сроки изучения

по

плану

факти-чески

1.

Правила поведения на уроке информатики. Повторение.

1

5.09


2.

Что умеет делать компьютер?
Компьютер – помощник человека.

1

12.09


3.

Компьютер и его основные устройства.

1

19.09


4.

Системный блок.


1

26.09


5.

Работа с мышью.


1

3.10


6-8

Работа на клавиатуре.

Упражнения из серии «Ловкие ручки».


3

10.10

17.10

24.10


9.

Хранение информации на компьютере.


1

7.11


10.

Файлы и папки.


1

14.11


11.

Пиктограмма.


1

21.11


12.

Компьютерные программы.


1

28.11


13.

Обучающие и игровые программы.


1

5.12


14.

Информация и органы чувств.


1

12.12


15.

Виды информации.

1

17.12


16.

Общение как информационный процесс.


1

24.12


17-18.

Элементы логики. Слова-кванторы.


2

9.01

16.01


19-20.

Отношения между множествами. Объединение множеств.


2

23.01

30.01


21.

Модель и её виды.


1

6.02


22-23.

Моделирование.


2

13.02

20.02


24-25.

Алгоритм.


2

27.02

7.03


26-27.

Способы представления алгоритмов.


2

14.03

21.03


28.

Свойства алгоритмов.


1

3.04


29-30.

Координаты.


2

10.04

17.04


31-32.

Линейный и разветвленный алгоритм.


2

24.04

8.05


33-34.

Составление разветвленных алгоритмов.


2

15.05

22.05


35.

Повторение изученного материала по теме «Компьютер и его основные устройства».


1

27.05








Перечень учебно-методического обеспечения


  • Информатика и ИКТ. Н. В. Макарова. Начальный уровень.


  • Информатика в начальной школе (приложение к журналу «Информатика и образование» №8-2005, №8-2006, №8- 2010)


  • Компакт-диск «Мир информатики. 2 год обучения».


Технические средства обучения


Наименование ТСО


Количество

1

Р/м ученика: компьютер в сборе

7

2

Р/м учителя: компьютер в сборе

1

3

Мультимедиа-проектор в комплекте с потолочным креплением BenQ 612

1

4

ИБП

8

5

Модем

1


Имеется локальная сеть, выход в глобальную сеть Интернет.

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!