Результаты освоения курса внеурочной деятельности
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
ориентироваться на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
оценивать себя на основе критериев успешности деятельности;
осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;
чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;
приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
осознать свое место в мире;
оптимистически воспринимать мир.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
анализировать и обобщать на основе фактов;
устанавливать причинные явления и их следствия;
представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
выполнять проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- расширить, систематизировать исходные представления о языке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
взаимодействовать со сверстниками;
совершенствовать собственную речь.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний о происхождении, истории образования и изменения лексических единиц русского языка, о причинах и механизмах заимствования, исчезновения и появления слов в русском языке, о способах нахождения информации в справочной литературе; расширение словарного запаса, осознанное овладение лингвистическими терминами.
Второй уровень результатов — развитие ценностных отношений школьников к родному языку, Отечеству, родной культуре, народу; умения находить необходимую информацию, употреблять термины в речи, работать с лингвистическими словарями, выявлять «болезни языка» и бороться с ними, применять полученные знания на практике.
Третий уровень результатов — получение школьниками опыта взаимодействия (проведение заседаний студии, изготовление наглядных пособий по русскому языку, раздаточного материала, лингвистических бюллетеней (карточки, буклеты, сменный материал для стендов).
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ | Содержание курса | Кол-во ч | формы организации занятий и видов деятельности |
1 | Воронежский край: страницы истории. | 2 | Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры. |
2 | Из истории районов Воронежской области. | 4 | Исследовательская работа. Выполнение упражнений. Лингвистическая игра, работа с текстом; Работа с таблицей |
3 | Народные обряды. | 3 | Работа со словами, с их лексическим и грамматическим значением, использование толковых словарей. Работа с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и содержания. |
4 | Традиционный народный костюм Воронежского края. | 2 | Выполнение упражнений. Исследовательская работа. Взаимопроверка. Слушание и оценивание устных ответов одноклассников и своего выступления с точки зрения их речевых оформлений, уместности и эффективности в реализации коммуникативных задач. |
5 | Художественные ремёсла и промыслы Воронежского края. | 2 | Исследовательская работа. Лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных стилей и типов речи. Разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста (ознакомительное, изучающее). |
6 | Воронежские народные сказки и песни. | 2 | Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры. |
7 | Духовно-религиозная жизнь края. | 4 | Исследовательская работа. Выполнение упражнений. Лингвистическая игра, работа с текстом; Работа с таблицей |
8 | Народное просвещение и образование. | 6 | Работа со словами, с их лексическим и грамматическим значением, использование толковых словарей. Работа с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и содержания. |
9 | Литературные имена Воронежского края. | 10 | Выполнение упражнений. Исследовательская работа. Взаимопроверка. Слушание и оценивание устных ответов одноклассников и своего выступления с точки зрения их речевых оформлений, уместности и эффективности в реализации коммуникативных задач. |
3. Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
I | Воронежский край: страницы истории. | 2 |
II | Из истории районов Воронежской области. | 4 |
III | Народные обряды. | 3 |
IV | Традиционный народный костюм Воронежского края. | 2 |
V | Художественные ремёсла и промыслы Воронежского края. | 2 |
VI | Воронежские народные сказки и песни. | 2 |
VII | Духовно-религиозная жизнь края. | 4 |
VIII | Народное просвещение и образование. | 6 |
IX | Литературные имена Воронежского края. | 10 |
| Итого | 35 |
Воронежский край: страницы истории.
Древние культуры на территории Воронежского края.Роль археологии в изучении древних культур. Типы археологических памятников - поселения и погребения. Природно-климатические условия. Общинный характер социальной организации жизни людей. Орудия труда. Занятия людей в период каменного, железного веков. Археологические памятники позднего палеолита, железного века. Роль археологической экспедиции С.Н. Замятина.
Сарматы, аланы, славяне. Понятие археологической культуры. Борщевская культура VIII-Х вв. в бассейне среднего и верхнего течения реки Дон. Славянские городища: Кузнецовское, Белгородское, Животинное. Первое упоминание о Воронеже в летописи. Научные подходы к происхождению слова «Воронеж» (В. П. Загоровский, А. М. Аббасов, Е. А. Пульвер, Ю. Е. Пульвер, А. В Кожемякин и др.)
Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства. Содержание понятия «раздробленность», причины этого исторического явления и последствия для Воронежского края. Разорение монголо-татарами Рязанского княжества, опустошение воронежских земель.
Постановление боярской Думы 1585 г. об образовании города-крепости Воронеж и ее строительство в 1586 и 1594 гг. Роль Воронежской крепости на южных рубежах страны. Другие города-крепости Белгородской черты. Заселение края украинцами в XVII в. (Острогожск).
Воронежский край в XVIII в. Борьба России с Турцией и Крымским ханством за выход к южным морям. Цели Азовских походов Петра 1 1695, 1696 гг. Роль Воронежа в Азовских походах. Влияние кораблестроения на развитие города. Воронеж в составе Азовской губернии. Переименование Азовской губернии в Воронежскую в 1725 г. Административное устройство губернии по указу 1799 г. Пожары и новая планировка города. Города Воронежской области: Бобров, Богучар, Борисоглебск, Бобров. Заселение Бобровской слободы в XVII в. «Государев двор». Бобров - город с 1799 г. Герб города. Храмы: Покровский и Николая Чудотворца, Успенский. Благотворительная деятельность купца А.И. Медведева. Активное строительство в 70-е гг. XIX в. Открытие сельскохозяйственного музея в 1911 г. Провозглашение Советской власти 17 ноября 1917 г. В центре боевых действий Гражданской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечественной войны.
11. Из истории районов Воронежской области.
Города Воронежской области: Богучар, Борисоглебск, Бутурлиновка, Калач, Новохоперск, Острогожск, Павловск, Россошь, Землянск, Калитва, Коротояк, Костенск, Орлов, Нижнедевицк и др. Заселение городов. Получение статуса города. Описание гербов. Важнейшие исторические памятники, торгово- промышленные заведения и учреждения культуры. Знаменитые уроженцы городов.
Воронеж до и после Великой Отечественной войны. Установление Советской власти в г. Воронеже 30 октября 1917 г. Гражданская война: борьба с Красновым и Деникиным. Освобождение от белых армией С.М. Буденного.
Воронеж - административный центр Центрально-Черноземной области (1928-1934). Воронеж в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 1942-1943 гг. 25 января 1943г. - день освобождения города. Восстановление Воронежа завершилось к концу 50-х гг. Создание водохранилища (1972). Награждение орденом Отечественной войны I степени (1975). Почетное звание «Город воинской славы» (2008).
III. Народные обряды.
Календарные обряды и праздники. Святки (Рождество, Новый год, Крещение). Обрядовый фольклор, традиции, гадание. Масленичная неделя. Вербное воскресенье. Пасха. Троицкий обрядовый комплекс. Праздник Ивана Купала. Осенние традиционные праздники: Покров день, Казанская. Роль праздников в жизни земледельца.
Обряды жизненного цикла: родильно-крестильный, свадебный, похоронный.
IV. Традиционный народный костюм Воронежского края.
Традиционный воронежский орнамент, его особенности и отличия. Красочность и декоративность, необычность сочетаний белого, черного и красного цветов в ансамбле костюма.
Основные элементы костюма (понева, рубаха, передник-завеска). Сочетание двух поясов. Украшения. Головной убор – сорока.
V. Художественные ремёсла и промыслы Воронежского края.
Художественные ремесла и промыслы как часть национальной культуры.
Сущность понятий «ремесло», «промысел». Промыслы: ковровый, шерстовязальный, вышивание, бисеронизание. Ремесла: узорное ткачество, изготовление народного костюма. Расцвет коврового промысла на рубеже XIX - XX вв. Мастерские и фабрики по производству ковров Щербакова.
Районы активного шерстовязального промысла: чулочного - Тавров, Бобяково, Песчанка и др.; пуховые платки - Поворино, Грибановка, Новохоперск. Центры ручного вышивания: слобода Воронцовка, Александровка Павловского уезда, села Бобровского, Богучарского, Землянского уездов. Промыслы: кожевенно-обувной, валяльный, художественная обработка древесины, плетение из растительных материалов. Воронежская игрушка. Мастера изразцового искусства братья Кудряшовы, братья Поповы. Кафельный завод Дорохина в Воронеже (1873), кафельная фабрика Поповых (1880). Нетрадиционные ремесла Воронежского края.
VI. Воронежские народные сказки и песни.
Богатство воронежского фольклора. А.Н. Афанасьев и его сборник сказок. Сказочницы А.К. Барышникова (Куприяниха) и А.Н. Королькова.
Знаток и исследователь воронежской народной песни М.Е. Пятницкий. Обрядовые и необрядовые песни края. С.Г. Лазутин о воронежском фольклоре.
VII. Духовно-религиозная жизнь края.
Святые места Воронежского края.
Храмы и монастыри. Домовые церкви. Прихожане. Святцы. Епископ, епархия. Двунадесятые праздники (Господние и Богородичные). Илиинская церковь. Покровский кафедральный собор. Крестный ход. Благовещенский
монастырь. Алексиево-Акатов женский монастырь. Дивногорский Успенский мужской монастырь. Костомаровский Спасский женский монастырь.
Святые имена.
Апостолы, равноапостольные. Серафим Саровский. «Житие». Монах. Святитель Митрофаний.
Священное писание. Таинства церкви. Мощи. Святитель Тихон Задонский. Царские врата. Новомученики.
VIII. Народное просвещение и образование.
Становление и развитие школьного образования в Воронежской области.
Роль епископа Митрофана и церкви в развитии школьного дела. Содержание школьного образования в XVII - начале XVIII в. Открытие в 1703 г. в Воронеже адмиралтейской «русской школы». Структура школы. Попытка Петра I создать сеть государственных общеобразовательных начальных школ (цифирных, гарнизонных). Архиерейская школа профессиональное духовное учебное заведение. Воронежская духовная семинария.
Система просвещения в Воронеже и городах губернии во второй половине XVIII -первой половине XIX в. Цели Екатерины II в проведении реформы образования. Реформа образования в начале XIX в. (централизация управления образованием; приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты). Открытие гимназии в Воронеже (17 января 1809 г.). Знаменитые выпускники гимназии (Н.И. Костомаров, Л.Ф. Змеев,
А.Н. Афанасьев, М.Ф. де Пуле и др.).
Новый школьный устав 1928 г. (3-ступепчатая школа). Роль воронежского земства в развитии просвещения. Образование в начале XX в. Земский проект всеобщего начального образования в Воронежской губернии.
Становление советской школы. Государственные мероприятия по реформированию образования после октября 1917г. Борьба с детской беспризорностью, детские дома, детские комиссии. Фабрично- заводские ученичества и семилетки. Школы крестьянской молодежи. Система образовательных учреждений с 1934 г.: школы начальные, неполные, средние. Всеобуч с 1929 г. Школы по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Система образования Воронежской области в 1940- 1970 гг. Переход ко всеобщему среднему образованию с 1972 г.
Развитие высшей школы и науки.
IX. Литературные имена Воронежского края.
Появление собственной литературы в Воронеже как отдельного культурного явления. Развитие литературы в 18 веке. Чертков как первый воронежский литератор. С.Н. Марин и его произведения. М.В. Милонов, жизнь и творчество. К.Ф. Рылеев в Воронеже, Острогожске, Подгорном. Д.Н. Бегичев – воронежский губернатор и писатель. Роман Д.Н. Бегичева «Семейство Холмских». Памятные места Воронежа, связанные с пребыванием Лермонтова. Семидубравное – имение Потаповых. А.В. Кольцов и его творчество. Памятные места Воронежа и области, связанные с Кольцовым. И.С. Никитин. Поэт Д. Веневитинов. Этель-Лилиан Войнич в Новоживотинном. А.И. Эртель в Воронежском крае. Отражение воронежских впечатлений в романе «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги» и в сборнике «Записки Степняка». Е.М. Милицина – жизнь и творчество. Воронежские друзья и родственники Л.Н. Толстого. Идеи Льва Толстого. Издательство «Посредник». Роль В.Г. Черткова в распространении идей Л. Толстого. Предки А.П. Чехова на воронежской земле. А.П. Чехов в Ольховатке. Отражение воронежских впечатлений в повести «Степь» А.С. Суворин в Воронежском крае. Странствия М. Горького по Руси. А.М. Пешков – садовник Митрофановского монастыря. Е.Н. Замятин – воронежский гимназист. Отражение воронежских впечатлений в произведениях Е. Замятина. В.И. Нарбут – поэт и редактор журнала «Сирена». С. Я. Маршак в Воронеже. Андрей Платонов – писатель, поэт, мелиоратор. Воронежские реалии в произведениях А. Платонова. Приезд В. Маяковского в 1926 г в Воронеж. Шолохов-гимназист. Памятные места в Богучаре. Отражение событий гражданской войны в Воронежской области в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Воронеж в рассказе «Судьба человека». О. Мандельштам в Воронеже и Задонске. «Воронежские тетради» О. Мандельштама. Приезд А. Ахматовой в Воронеж. Стихи о Воронеже. Великая Отечественная война в жизни и творчестве воронежских писателей: К. Воробьев, Б. Васильев, Г. Бакланов, В. Кубанев, А.И. Шубин, О. Кожухова о Великой Отечественной войне. Н. Задонский о воронежской старине. В. Кораблинов о замечательных людях земли Воронежской. Воронежские поэты: А. Прасолова, А. Жигулин, В. Поляков. Жизнь и творчество писателей шестидесятников: Г.Н. Троепольский, О. Кретова, Е.П. Дубровин, Ю.Д. Гончаров. Детские писатели: Ю. Третьяков, А. Титаренко.
Календарно-тематическое планирование
№ | дата | Тема раздела, урока | Кол-во часов |
план | факт |
Воронежский край: страницы истории. | 2 |
1 | 7.09 | | Воронежский край: страницы истории. | 1 |
2 | 14.09 | | Воронежский край: страницы истории. | 1 |
Из истории районов Воронежской области | 4 |
3 | 21 | | Из истории районов Воронежской области | 1 |
4 | 28.09 | | Из истории районов Воронежской области | 1 |
5 | 5.10 | | Из истории районов Воронежской области | 1 |
6 | 12 | | Из истории районов Воронежской области | 1 |
Народные обряды | 3 |
7 | 19 | | Календарные обряды и праздники | 1 |
8 | 26.10 | | Обряды жизненного цикла | 1 |
9 | 16.11 | | Урок защиты ученических проектов | 1 |
Традиционный народный костюм Воронежского края | 2 |
10 | 23 | | Мужской традиционный костюм Воронежского края. | 1 |
11 | 30.11 | | Женский традиционный костюм. | 1 |
Художественные ремёсла и промыслы Воронежского края | 2 |
12 | 7.12 | | Художественные ремёсла края. | 1 |
13 | 14 | | Промыслы Воронежского края | 1 |
Воронежские народные сказки и песни. | 2 |
14 | 21 | | Воронежские народные сказки. | 1 |
15 | 28.12 | | Воронежские народные песни. | 1 |
Духовно-религиозная жизнь края | 4 |
16 | 11.01 | | Святые места края. | 1 |
17 | 18 | | Святые имена | 1 |
18 | 25.01 | | Святые места Богучарского района. | 1 |
19 | 1.02 | | Урок защиты ученических проектов. | 1 |
Народное просвещение и образование | 6 |
20 | 8 | | Народное просвещение края в XVIII веке. | 1 |
21 | 15 | | Образование в губернии в XIX веке. | 1 |
22 | 22.02 | | Народное образование в советский период. | 1 |
23 | 1.03 | | Образование в крае в постсоветский период. | 1 |
24 | 15.03 | | Высшая школа и наука Воронежского края. | 1 |
25 | 22.03 | | Урок защиты ученических проектов. | 1 |
Литературные имена Воронежского края | 10 |
26 | 5.04 | | Литературная среда в первой трети XIX века. | 1 |
27 | 12.04 | | Литературная среда в первой трети XIX века. | 1 |
28 | 19.04 | | Литературный Воронеж в середине XIX века. | 1 |
29 | 26.04 | | Литературная жизнь края во второй половине XIX века. | 1 |
30 | 3.05 | | Литературные имена начала XX века. | 1 |
31 | 10.05 | | Литературные имена второй половины XX века. | 1 |
32 | 17.05 | | Богучар литературный. | 1 |
33 | | | Урок защиты ученических проектов. | 1 |
34 | 24.05 | | Урок защиты ученических проектов. | 1 |
35 | 31.05 | | Итоговый урок. | 1 |
32