Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании ПС приказом директора
протокол №1 по школе № 319
от 30.08.2018г. от 30.08. 2018г.
Программа внеурочной деятельности
«Подготовка к сдаче нормативов ГТО»
7К, 7И, 7З
Составители программы:
Фофонова Ирина Ивановна учитель физической культуры
Калининград
2018
Пояснительная записка
Возрождение комплекса ГТО в наше время – важный шаг вперед в физическом воспитании нашего населения. Современный комплекс ГТО охватывает граждан от 6 до 70 лет и даже старше. Нормативы включают в себя обязательные дисциплины, которые развивают выносливость, быстроту, гибкость, силу и меткость.
Программа создана с целью реализации миссии школы, направленной на создание благоприятных условий для получения качественного и доступного образования, полноценной самореализации и успешности каждого ученика с учетом его склонностей, и способностей.
В основе программы лежит современный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) – полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации.
Виды нормативов и испытаний (тестов), входящие в состав ВФСК ГТО, направлены на определение уровня развития физических качеств человека: выносливости, силы, гибкости и его скоростных возможностей. Государственные требования комплекса ГТО внутри каждой ступени делятся на:
обязательные;
по выбору.
Курс «Подготовка к сдаче нормативов ГТО» направлен на укрепление здоровья учащихся, вовлечение в занятия спортом, подготовку к сдаче нормативов ВФСК ГТО.
Программа внеурочной деятельности «Подготовка к сдаче нормативов ГТО» в 8 классе разработана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательных организациях, утвержденные Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
Указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)"
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Цель программы: укрепление здоровья, гармоничное и всестороннее развитие личности, воспитание патриотизма.
Основные задачи:
1) увеличение числа школьников, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
2) повышение уровня физической подготовленности учащихся;
3) формирование у учащихся осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическое самосовершенствование и ведение здорового образа жизни;
4) повышение общего уровня знаний учащихся о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий спортом;
Принципы реализации содержания Рабочей программы
а) добровольность и доступность;
б) оздоровительная и личностно ориентированная направленность;
в) обязательность медицинского контроля.
К сдаче нормативов ГТО допускаются лица, отнесенные к I и II и группам. Допуск осуществляется врачами-педиатрами.
В основе составления программы лежат общедидактические принципы и ведущие положения дошкольной педагогики, психологии, теории и методики физического воспитания и развития построения образовательного процесса.
Принцип систематичности – суть принципа раскрывается в чередовании нагрузки и отдыха.
Принцип индивидуальности – предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Принцип развивающей направленности – при обучении движениям учитывается «зона ближайшего развития», т.е. предлагаемые упражнения направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень умений и навыков, а опережает его.
Принцип воспитывающей направленности – в процессе которого решаются воспитательные задачи (воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно-волевых качеств).
Принцип оздоровительной направленности – специфический принцип физического воспитания – предполагает укрепление здоровья средствами физических упражнений, физические нагрузки должны быть адекватны возрасту и уровню физического развития и здоровья детей, сочетать двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами, включая в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики.
Принцип сознательности – основополагающий принцип обучения движениям. Он направлен на понимание детьми сути производимого ими того или иного движения.
Принцип наглядности - заключается в создании у ребенка при помощи различных органов чувств представления о движении.
Принцип доступности – предусматривает обучение с учетом возрастных, половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности. Одним из основных различий, уровня их является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Обучение надо вести в несколько замедленном действии.
Программа внеурочной деятельности «Подготовка к сдаче нормативов ГТО» разработана на основе «Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 540
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка к сдаче нормативов ГТО» реализуется в 7И, 7Г, 7К классе. Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час неделю). Формы организации учебного процесса: практическое занятие, комбинированное занятие. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний восьмиклассниками. В рамках контроля реализации программы запланирована сдача контрольных нормативов ГТО (4 часа).
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении упражнений, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Учебно-практическое оборудование:
Волейбольные стойки, маты гимнастические, перекладины гимнастические пристенные, перекладины навесные универсальные, рулетки измерительные, лента финишная, флажки разметочные с опорой, стартовые; комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты) и т.д.;
Учебно-методическое обеспечение:
Жуйков В.П.: Педагогическое и методическое сопровождение регионального физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне". - Белгород: БелГУ, 2006
Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)», одобренные на заседании Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации по введению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» протоколом № 1 от 23.07.2014
Методические рекомендации по тестированию населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)», одобрен на заседании Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации по введению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) протоколом № 1 от 23.07.2014 пункт II/1 и на заседаниях Экспертного совета по вопросам Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса 28.05.2014 и 27.08.2014г.).
Содержание учебного предмета, курса
Теоретическая подготовка:
ГТО – что это такое, цели и задачи физкультурно-спортивного комплекса, виды спортивных испытаний, спортивные нормативы. История возрождения ГТО. «ГТО в России». Основы теории и методики воспитания физических качеств: общая характеристика физических качеств; способы оценки уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, координированности и их разновидностей; регламентация нагрузки и отдыха как основа методики воспитания физических качеств.
Бег на 60 и 100м.
Выполняется с высокого старта по беговой дорожке стадиона или ровной площадке с любым покрытием. Одежда и обувь - спортивная.
Бег на 400м, 500м, 800м, 1000м, 1500м.2000м, и 3000м.
Дистанция размечается на беговых дорожках парков и скверов. Старт и финиш оборудуются в одном месте. В забеге участвуют 10-20 человек.
Прыжок в длину с места.
Проводится на мате, песочной яме или мягком грунтовом покрытии. Из исходного положения, стоя путем одновременного отталкивания двумя ногами выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участнику дается 3 попытки, засчитывается лучший результат.
Метание мяча на дальность.
Метание выполняется с разбега или с места в коридор шириною 10м. коридор для разбега – 3 м. Каждому участнику дается 3 попытки, засчитывается лучший результат.
Подтягивание на высокой или низкой перекладине.
Упражнения на высокой перекладине выполняется из положения виса хватом сверху, сгибая руки, подтянуться (подбородком выше грифа перекладины), разгибая руки, опуститься в вис. Не касаясь ногами пола. Положение виса фиксируется. Упражнение на низкой перекладине выполняется хватом сверху из положения виса лежа. Положение туловища и ног – прямое, руки перпендикулярны к полу (земле). Подтягивание осуществляется до пересечения подбородком линии перекладины. Разрешается незначительное сгибание и разгибание ног, незначительное отклонение туловища от неподвижного положения в висе. Запрещается выполнение движений рывком и махом.
Наклон вперед с прямыми ногами
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами выполняется из исходного положения: стоя на полу или гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10 - 15 см. При выполнении испытания (теста) на полу участник по команде выполняет два предварительных наклона. При третьем наклоне касается пола пальцами или ладонями двух рук и фиксирует результат в течение 2 с.
При выполнении испытания (теста) на гимнастической скамье по команде участник выполняет два предварительных наклона, скользя пальцами рук по линейке измерения. При третьем наклоне участник максимально сгибается и фиксирует результат в течение 2 с. Величина гибкости измеряется в сантиметрах.
Кросс по пересеченной местности
Кросс по пересеченной местности в ГТО предусмотрен только нормами по выбору и без учета скорости.
Учебно-тематическое планирование
7 класс
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
-
| Теоретическая подготовка | 1 | Ознакомление с нормами, правилами и принципами ГТО |
-
| Техника бега на длинные дистанции. Бег 500-1000м. | 1 | Строевые упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для шеи и туловища, ног. |
-
| Тактика бега на длинные дистанции. Бег 1000-1500м. | 1 | Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Многократные повторения упражнений в беге, с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. |
-
| Сочетание работы рук, ног, положения туловища в беге на длинные дистанции. | 1 | Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. |
-
| Бег 2000-2500м в сочетании с дыханием. | 1 | Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). |
-
| Бег на результат. Сдача контрольного норматива. | 1 | 1ступень - бег 1500м или 2000м без учета времени. 2ступень - бег 2000м или 3000м без учета времени. |
-
| Техника бега на короткие дистанции. Бег 30м - работа рук, ног, положение корпуса. | 1 | Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная). Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. |
-
| Бег на 30-60м в сочетании с дыханием. | 1 | Повторный бег по дистанции от 30 до 60 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером |
-
| Интервальная тренировка - чередование скорости бега. | 1 | Выполнения упражнений в максимальном темпе. |
-
| Кросс по пересеченной местности. Ускорение 30,60м. | 1 | Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. |
-
| Бег на короткие дистанции на результат. | 1 | бег 60м (с) |
-
| Обучение финальному усилию в метании с места. | 1 | Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. |
-
| Обучение разбегу в метании малого мяча. | 1 | Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега. |
-
| Метание с разбега в горизонтальную цель. | 1 | Метание мяча с места, с 1 шага, с нескольких шагов разбега, с постепенным увеличением расстояния. |
-
| Метание с разбега в вертикальную цель. | 1 | Метание мяча с места, с 1 шага, с нескольких шагов разбега, с постепенным увеличением расстояния. |
-
| Метание в полной координации на дальность. | 1 | Метание мяча 150г. в сектор для метания с разбега. |
-
| Прыжки из различных и.п. с продвижением вперед, с доставанием предметов. | 1 | Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. |
-
| Прыжки с подтягиванием колен к груди на месте и с продвижением. | 1 | Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. |
-
| Прыжки через скамейку в длину и высоту. | 1 | Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по снегу, по песку, с отягощениями |
-
| Прыжок в длину – одинарный, тройной. | 1 | Прыжки с разного разбега по 3 попытки. |
-
| Прыжки с подтягиванием колен к груди на месте и с продвижением. | 1 | Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. |
-
| Упражнения на развитие гибкости с помощью партнера. | 1 | Упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). |
-
| Упражнения на развитие гибкости с отягощением. | 1 | Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. |
-
| Упражнения на развитие гибкости с использованием собственной силы. | 1 | Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных, набивных мячей), ловлей и метанием мячей и др. |
-
| Упражнения на развитие гибкости с помощью эспандера или амортизатора. | 1 | .Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажере. |
-
| Упражнения на развитие гибкости на снарядах. | 1 | Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке. |
-
| Упражнения на развитие гибкости с полной амплитудой с предметами и без (махи, рывки, наклоны). | 1 | Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажере. |
-
| Подтягивание на высокой, низкой перекладине | 1 | Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега. |
-
| Подтягивание на высокой, низкой перекладине | 1 | Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега. |
-
| Подтягивание на высокой, низкой перекладине | 1 | Силовые упражнения. Отжимания. Сгибание и разгибание рук в висе на низкой перекладине |
-
| Подтягивание на высокой, низкой перекладине | 1 | Силовые упражнения. Отжимания. Сгибание и разгибание рук в висе на высокой перекладине |
32 | Подтягивание на высокой, низкой перекладине | 1 | Силовые упражнения. Отжимания. Сгибание и разгибание рук в висе на высокой перекладине |
33-35 | Контрольные нормативы по ГТО. | 3 | Сдача контрольных нормативов. |