МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке Администрация города Смоленска
МБОУ «СШ №35»
РАССМОТРЕНО
педагогическим советом Протокол №1
от 28 августа 2022 года
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Е.А.Зайцева Приказ № 77/2 -О
от 30 августа 2022 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
для 1-4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Жарковская Светлана Анатольевна
Смоленск, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» составлена на основе мате- риалов С. С. Аникиной и реализует спортивно-оздоровительное направление внеурочной дея- тельности.
«Каждая национальная, этническая и культурная группа обладает настоящим сокровищем – народными (традиционными) детскими играми, сохраняющими и в настоящее время большую культурную и образовательную ценность. Детские игры являются составной частью традиций каждого народа. Таким образом, народные игры можно рассматривать как часть духовного по- тенциала народа, формировавшегося на протяжении длительного периода.
Знакомство на занятиях с народными играми будет происходить во взаимосвязи с истори- ческими, географическими и культурными особенностями местности, в котором они бытуют. Такой подход позволит наиболее полно приобщить ребёнка к традициям своего народа, народ- ной культуре. Позволит воспитать поколение людей, осознающих себя в непрерывном контек- сте истории, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, участников миро- вого культурно-исторического процесса, проживающих на определенном географическом про- странстве.
Формы и режим занятий: программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» реа- лизуется в 1-4 классах, рассчитана на 4 года, включает 33 часа в первом классе и по 34 часа во 2-4 классах. Всего 135 часов, 1 раз в неделю, продолжительностью 35-40 минут. 70% содержа- ния планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоро- вья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по форми- рованию здорового образа жизни.
Содержание программы
класс.
Введение
Сезонные игры. «Огородник» (осенняя), «Орехи», . «Редька», «Берёзонька, выручай!» Культовые игры. «Курилка», «Катание яиц по желобу», «Звонари»
Семейные игры. «Уголки», «Лисица и виноград», «Обыкновенные жмурки», «Голосники» Игрища. «В холсты», «Котёл или сковорода», «Снежки», «Дед Мороз».
Тихие игры. «Семь сыновей», «Молчанка», «Узнай – кто?»
Развлекающие игры. «Мельница», «Кувшинчик», «Мухи и ласточки», «Плетень», «Воевода» Сюжетные игры. «Перепрыгни ров», «Скачка», «Собери яблоки»
Подражательные игры. Игры с преследованием. Игры с поиском.
Игры с предметами.
класс. Введение
Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвиж- ных игр для здорового образа жизни. Способы деления на команды (группы). Разучивание счи- талок.
Модуль Ι. Обрядовые игры
Культовые игры
«Курилка», «Царь горы», «Катание яиц по желобу», «Чьё яйцо крепче?», «Звонари», «Со- рви шапку». История игры. Игровые правила. Оборудование для игры. Проведение игры.
Семейные игры
«Уголки», «Волк и овцы», «Лисица и виноград», «Верёвочка», «Обыкновенные жмурки»,
«Краски», «Голосники», «Прятки». История игры. Игровые правила. Выбор и ограничение иг- рового пространства. Проведение игры.
Сезонные игры
«Огородник» (осенняя), «Хмель», «Орехи», «Заря», «Редька», «Ульи», «Берёзонька, выру- чай!», «Угадай, кто зовёт?», «Мак». История игры. Игровые правила. Проведение игры. Груп- повой турнир.
Модуль ΙΙ. Досуговые игры
Игрища
«Дед Мороз», «В холсты», «Сговорка», «Котёл или сковорода», «Взятие рва», «Снежки»,
«Чехарда», «Катание на санках». История игры. Игровые правила. Проведение игры.
Тихие игры
«Семь сыновей», «Словесная игра», «Молчанка», «Молчаливое собрание», «Король в плену», «Узнай – кто?», «Холодно – горячо». История игры. Игровые правила. Выбор и ограни- чение игрового пространства. Проведение игры.
Развлекающие игры
«Мельница», «Рыбаки и рыбки», «Дрёма», «Свинка», «Кувшинчик», «Теремки», «Змей- ка», «Казаки – разбойники», «Мухи и ласточки», «Ляпки», «Мышка», «Чижик», «Подушечка»,
«Плетень», «Гороховая мучка», «Золотые ворота», «Пряничная доска», «Горелки», «Воевода»,
«Король и молодцы», «Дедушка – рожок», «Солнце и месяц», «Фанты». История игры. Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.
Модуль ΙΙΙ. Тренинговые игры
Сюжетные игры
«Перепрыгни ров», «Земля, вода, воздух, огонь», «Сторож», «Разорви цепь», «Скачка»,
«Зайчик в огороде», «Море волнуется», «Белая палочка», «Собери яблоки», «Канатоходец»,
«Хвост и голова», «Дедушка». История игры. Игровые правила. Оборудование для игры. Про- ведение игры. Изменение правил игры.
Подражательные игры
«Золотые ворота», «Зеркало», «Салочки». История игры. Игровые правила. Оборудование для игры. Проведение игры.
Игры с преследованием
«Заря – зарница», «Дед Мороз», «Волк и коза», «Лошадки», «Серый кот», «Птицы», «Лап- та», «Вышибалы», «Квадрат». История игры. Игровые правила. Оборудование для игры. Про- ведение игры.
Игры с поиском
«Жмурки», «Прятки». История игры. Игровые правила. Оборудование для игры. Измене- ние правил игры. Проведение игры.
Игры с предметами
«Верёвочка», «Чижики», «10 палочек», «Города», «Банка», «Городки». История игры. Иг- ровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Оборудование для игры. Прове- дение игры.
Спортивные соревнования.
«Веселые старты», «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, девочки», «Спортивный кросс», «Ма- лые олимпийские игры», квесты «Масленица», «Новогодние приключения».
класс Введение
Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение под- вижных игр для здорового образа жизни. Способы деления на команды (группы). Разучивание считалок. Правила честной игры.
Модуль Ι. Игры на развитие концентрации и распределения внимания, усидчивости, раз- витие слухового внимания
«Гвалт», «Тишина», «Золушка», «Фасоль или горох», «Не пропусти мяч», «Поиграем с предметами» Игровые правила. Проведение игры.
Модуль ΙΙ. Игры на развитие саморегуляции, контроль импульсивности, гибкость обще- ния, сплочение
«Сиамские близнецы», «Мишки и шишки», «Передай мяч», «Аисты-лягушки», «Со- ва», «Снежный ком», «Встать по пальцам». Игровые правила. Проведение игры.
Модуль ΙΙΙ. Игры на развитие межполушарного взаимодействия
«Кулак-ребро-ладонь», «Слон», «Ленивые восьмёрки», «Пальчики здороваются»,
«Снизу вверх, сверху вниз», «Коза-корова», «Рука догоняет руку», «два-три, три-четыре», «Со- бачки и кошечки», «Перекрёстные шаги», «Шаги», «Стол-стул», «Цыганочка», «Лезгинка»,
«Перекрёстные прыжки», «Нос-ухо», «Швейная машинка», «Пила», «Блинчики», «Победи- тель», «Пауки», «Лисичка и зацчик», «Думающая шляпа», «Крюки». Игровые правила. Прове- дение игры.
Модуль ΙV. Игры на тренировку быстрого переключения внимания
«Измени предложение по правилу», «Быть Юлием Цезарем», «С закрытыми глазами»,
«Поймай, если сможешь». Игровые правила. Проведение игры.
Итоговое занятие. Итоговая диагностика
класс
Введение
Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвиж- ных игр для здорового образа жизни. Способы деления на команды (группы). Разучивание счи- талок.
Модуль Ι. Обрядовые игры
Культовые игры
Изученные игры по выбору Игровые правила. Оборудование для игры. Проведение игры.
Семейные игры
«Верёвочка», «Обыкновенные жмурки», «Краски». Игровые правила. Выбор и ограниче- ние игрового пространства. Проведение игры.
Сезонные игры
«Угадай, кто зовёт?», «Мак». Игровые правила. Проведение игры. Групповой турнир.
Модуль ΙΙ. Досуговые игры
Игрища
«Котёл или сковорода», «Взятие рва», «Снежки», «Чехарда», «Катание на санках». Игро- вые правила. Проведение игры.
Тихие игры
«Холодно – горячо». Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства.
Проведение игры.
Развлекающие игры
«Рыбаки и рыбки», «Дрёма», «Свинка», «Кувшинчик», «Теремки», «Змейка», «Фанты».
Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.
Модуль ΙΙΙ. Тренинговые игры
Сюжетные игры
«Земля, вода, воздух, огонь», «Сторож», «Разорви цепь», «Канатоходец», «Хвост и голо- ва», «Дедушка». Игровые правила. Оборудование для игры. Проведение игры. Изменение пра- вил игры.
Подражательные игры
«Салочки». Игровые правила. Оборудование для игры. Проведение игры.
Игры с преследованием
«Вышибалы», «Квадрат». Игровые правила. Оборудование для игры. Проведение игры.
Игры с предметами
«Верёвочка», «Города», Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства.
Оборудование для игры. Проведение игры.
Спортивные соревнования.
«Веселые старты», «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, девочки», «Спортивный кросс», «Ма- лые олимпийские игры», квесты «Масленица», «Новогодние приключения».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВА- НИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уваже- ния и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на осно- ве освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаи- мопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игровой дея- тельности;
организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее безо- пасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр;
планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокро- вие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта при использовании их в игровой деятельности.
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверст- никами в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе об- щения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик должен знать:
ход и правила 5-6 подвижных игр (каждый учебный год)
уметь организовывать подвижные игры, объяснять их правила игрокам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Форма проведения за- нятия | Часы | ЦОР/ЭОР | Дата |
Сентябрь |
1 | Вводный инструк- таж по техники | Беседа | 1 | https://resh.e | 05-09.09 |
| безопасности на за- нятиях внеурочной деятельностью. Зна- чение подвижных игр для здорового образа жизни. Входной монито- ринг | | | du.ru/ | |
2 | Сезонные игры. «Огородник» (осен- няя), «Хмель». | беседа, игровая | 1 | 12-16.09 |
3 | Культовые игры. «Курилка», «Царь горы». | беседа, игровая | 1 | 19-23.09 |
4 | Культовые игры. «Катание яиц по же- лобу», «Чьё яйцо крепче?». | оздоровительная, игровая | 1 | 26-30.09 |
Октябрь |
5 | Культовые игры. «Звонари», «Сорви шапку» | оздоровительная, игровая | | https://resh.e du.ru/ | 03-07.10 |
6 | Семейные игры. «Уголки», «Волк и овцы». | беседа, игровая | 1 | 10-14.10 |
7 | Семейные игры. «Лисица и вино- град», «Верёвочка». | оздоровительная, игровая | 1 | 17-21.10 |
8 | Семейные игры. «Обыкновенные жмурки», «Краски». | оздоровительная, игровая | 1 | 24-28.10 |
Ноябрь |
9 | Семейные игры. «Голосники», «Прятки». | оздоровительная, игровая | | https://resh.e du.ru/ | 08-11.11. |
10 | Сезонные игры. «Орехи», «Заря». | оздоровительная, игровая | 1 | 14-18.11 |
11 | Игрища. «В хол- сты», Сговорка». | беседа, игровая | 1 | 21-25.11 |
12 | Игрища. «Котёл или сковорода», «Взятие рва». | оздоровительная, игровая | 1 | 28.11-02.12 |
Декабрь |
13 | Игрища. «Снежки», «Чехарда». | оздоровительная, игровая | 1 | https://resh.e du.ru/ | 05-09.12 |
14 | Игрища. «Дед Мо- роз», «Катание на санках». | оздоровительная, игровая | 1 | 12-16.12 |
15 | Тихие игры. «Семь сыновей», «Словес- | беседа, игровая | 1 | 19-23.12 |
| ная игра». | | | | | |
16 | Тихие игры. «Мол- чанка», «Молчали- вое собрание», «Ко- роль в плену». Промежуточный контроль. | беседа, игровая | 1 | 26-30.12 |
Январь |
17 | Тихие игры. «Узнай – кто?», «Холодно – горячо». | оздоровительная, игровая | 1 | https://resh.e du.ru/ | 16-20.01 |
18 | Развлекающие игры. «Мельница», «Рыба- ки и рыбки», «Дрё- ма», «Свинка». | беседа, игровая | 1 | 23-27.01 |
19 | Развлекающие игры. «Кувшинчик», «Те- ремки», «Змейка», «Казаки – разбойни- ки». | оздоровительная, игровая | 1 | 06-10.02 |
Февраль | |
20 | Развлекающие игры. «Мухи и ласточки», «Ляпки», «Мышка», «Чижик», «Поду- шечка». | оздоровительная, игровая | 1 | https://resh.e du.ru/ | 13-17.02 | |
21 | Развлекающие игры. «Плетень», «Горохо- вая мучка», «Золо- тые ворота», «Пря- ничная доска», «Го- релки». | оздоровительная, игровая | 1 | 20.02-28.02 |
Март |
23 | Сюжетные игры. «Перепрыгни ров», «Земля, вода, воздух, огонь», «Сторож», «Разорви цепь». | беседа, игровая | 1 | https://resh.e du.ru/ | 01-10.03 |
24 | Сезонные игры. «Редька», «Ульи». | оздоровительная, игровая | 1 | 13-17-24.03 |
25 | Сюжетные игры. «Скачка», «Зайчик в огороде», «Море волнуется», «Белая палочка». | оздоровительная, игровая | 1 | 20.03 |
Апрель |
27 | Подражательные игры | беседа, игровая | 1 | https://resh.e du.ru/ | 03-07.04 |
28 | Игры с преследова- нием | беседа, игровая | 1 | 10-14.04 |
29 | Игры с преследова- нием | оздоровительная, игровая | 1 | | 17-21.04 |
30 | Игры с поиском | беседа, игровая | 1 | 24-28.04 |
Май |
31 | Игры с предметами | беседа, игровая | 1 | https://resh.e du.ru/ | 02-12.05 |
32 | Игры с предметами | оздоровительная, игровая | 1 | 15-19.05 |
33 | Сезонные игры. «Берёзонька, выру- чай!», «Угадай, кто зовёт?», «Мак». | оздоровительная, игровая | 1 | 22-26.05 |
34 | Игры с предметами Соревнование. Итоговый контроль | оздоровительная, игровая | | 29-31.05 |