Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по УВР И. о. директора
_________________________ МБОУ Черновской ООШ
Шустова Н.В. _______________________
Титова О.В.
Приказ №____от________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Религии России
для 8-9 класса
Составлена на основе программы К.В. Романовского и др. «Религии России»
Н.Новгород : НИРО, 2014
2021 г.
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса. В современной России особую актуальность приобретает проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения —- будущих граждан страны. В обществе возрастает социальный запрос на высоконравственную, духовно развивающуюся личность. Ключевая роль в решении этой проблемы отводится общеобразовательной школе, предметам общегуманитарного цикла. Одним из таких предметов является учебный курс, посвященный религиям России.
Курс «Религии России» разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Предметом данного курса является история возникновения, развития и современного состояния традиционных религий России, которые являются, как известно, одной из базовых национальных ценностей. Учебный курс «Религии России», таким образом, призван сыграть важную роль в духовно-нравственном развитии учащихся, в формировании базовых национальных ценностей в среде подрастающего поколения.
Учебный курс «Религии России» предназначен для учащихся 8—9 классов (по 34 часа в каждом классе) и занимает особое место в образовательном процессе основной школы. Он не ставит целью пропагандировать религиозную идеологию, приобщать учащихся к какой-либо религии или, напротив, формировать у них атеистический взгляд на мир. По своему предметному содержанию он является общеобразовательным, религиоведческим и культурологическим курсом, рассматривающим религию как важную, неотъемлемую часть культурной, духовной жизни человека, человечества. Специфика его заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных аспектов религий, распространенных в России, их культовых и организационных особенностей, влияния религиозных верований и традиций на культуру и менталитет народов страны. Находясь на стыке исторических и обществоведческих дисциплин, курс решает как познавательные задачи — информирует, знакомит учащихся с традиционными религиями страны, представляет исторически объективный взгляд на роль и место их в жизни народов, так и воспитательные — способствует приобщению школьников к культурным и духовным ценностям многонационального российского народа, формирует уважительное отношение к обычаям и традициям других народностей России. Воспитательный аспект, связанный с закреплением исторической памяти, сохранением культурного и нравственного наследия многонациональной России, является, пожалуй, доминирующим в учебном курсе.
В современных условиях глобализации и нарастания информационных вызовов курс «Религии России» создает условия для выработки способностей и навыков у учащихся правильно ориентироваться в мощном потоке социальной и духовной информации, осознанно противостоять лжедуховным и тоталитарным течениям, творчески решать возникающие проблемы нравственно-духовного характера, продуктивно выстраивать взаимоотношения с другими людьми разных конфессий.
Настоящий курс может содействовать сложному процессу самоидентификации личности, помочь подростку в поиске ответов на важнейшие мировоззренческие вопросы: кго я? какими духовными ориентирами необходимо руководствоваться в жизни? какие духовные ценности были у российского народа в прошлом? каковы они сейчас? как жить людям различных конфессий в одной стране, в мире? В процессе изучения курса учащиеся узнают об основополагающих ценностях народов России, познакомятся с их духовным опытом и духовным наследием и эти знания помогут им лучше понять современное российское общество, самоидентифицировать себя со своей духовно-культурной общностью и культурной средой.
Цель курса: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации, определению своих ценностных приоритетов и нравственному совершенствованию на основе знаний о традиционных российских религиях, осмысления культурно-исторического и духовного опыта своей страны и человечества в целом.
Задачи курса:
- овладение учащимися знаниями о сущности традиционных религий России, их классификации, структуре, причинах и условиях возникновения и распространения в России,
пройденном российским народом духовно-историческом пути, современном состоянии религий, выдающихся деятелях религиозных движений;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному и многоконфессиональному, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей;
- формирование у молодого поколения духовно-нравственных ориентиров для культурной самоидентификации и нравственного самосовершенствования;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о религиях России, руководствуясь принципом историзма и духовно-нравственными принципами;
- формирование у школьников умений применять исторические и культурологические знания для осмысления сущности современных религий, в общении с людьми в современном по- ликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ Результатом изучения курса «Религии России» станет развитие у учащихся широкого крута компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностные результаты:
- осознание своей гражданской, культурной, конфессиональной идентичности;
- освоение духовно-нравственных традиций и ценностей современного российского общества;
- осмысление духовно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного и конфессионального многообразия мира, уважение к культуре и религии своего и других народов, толерантность;
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную и общественную деятельность;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллекгив- ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями о духовно-нравственном пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического, духовно-религиозного знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современного;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и религиозных источников, раскрывая ее духовную и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в духовной сфере;
- готовность применять исторические и культурологические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения курса «Религии России»'в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями.
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий религиозной жизни России, мира;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий в религиозной сфере.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий в религиозной сфере;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
Работа с историческими источниками религиозного содержания:
- читать историческую карту, использовать данные исторической карты для характеристики мировых религий и традиционных религиозных конфессий России в различные исторические периоды;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия.
Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических и религиозных событиях, их участниках;
- характеризовать виды, формы, структуру религий, религиозные течения, священные религиозные книги, религиозные праздники, религиозные процессы, исторические этапы духовного развития народов России, современное положение конфессий;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительного материала составлять описание религиозных объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
- различать факт и его описание;
- соотносить единичные исторические факты и общие явления в религиозной жизни народов России;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений в религиозной жизни народов России;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических и религиозных понятий; I сравнивать исторические и религиозные события и явления, определять в них сходства и различия;
» излагать суждения о причинах, следствиях и значении исторических религиозных событий.
Работа с версиями, оценками:
- приводить примеры оценки исторических религиозных событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории религий и давать их оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять знания по курсу «Религии России» для раскрытия причин и оценки сущности современных событий в религиозной жизни России и мира;
- использовать знания по истории религий своего и других народов при общении в школе и внешкольной жизни как основу диалога в много конфессиональной среде;
- способствовать сохранению памятников религиозного содержания.
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «РЕЛИГИИ РОССИИ»
Тема 1. Религия в жизни человека.
Определение религии как социально-духовного явления. Вера в сверхъестественное - главный признак религии. Основные причины возникновения религии. Особенности религиозного сознания. Религиозная психология. Религиозная идеология. Религиозный культ. Религиозные организации. Компенсаторная, мировоззренческая, регулирующая функция религии.
Тема 2. Ранние формы религии. Источники изучения первобытных верований. Захоронения. Ритуальные изделия. Наскальные изображения. Причины возникновения религиозных верований.
Религиозные представления первобытной эпохи. Тотемизм - первичная форма религиозных представлений. Анимизм - вера в существование духов, одухотворение сил природы. Анимические верования и обряды. Духи природы. Духи умерших. Представления о загробном мире. Погребальные культы. Магия как попытка воздействовать на окружающий мир с помощью сверхъестественных сил. Фетишизм - вера в магические свойства предметов. Современные пережитки ранних форм религий.
Тема 3. Религии древних славян. Археологические и этнографические источники изучения религии древних славян. Фольклор. Византийские и арабские нарративные источники. Летописи. Христианские сочинения, направленные против язычества. Исторические условия возникновения религии у древних славян. Язычество как обожествление природы. Мифология человеческой судьбы. Календарные обряды и праздники. Общинные земледельческие культы. Боги древних славян. Язычество в древнерусском фольклоре. Языческие традиции и современность. от язычества к православию.
Тема 4. Иудаизм. Иудаизм - национальная религия еврейского народа. Исторические условия возникновения. Основы вероучения. Единобожие. Догмат о богоизбранности евреев. Мессианизм. Священные книги. Культ. Организация. Исторические условия появления в России. Современное состояние.
Тема 5. Буддизм.
Исторические условия. Будда. Вероучение и культ буддизма. Карма. Сансара. Четыре великие истины. "Восьмеричный путь" спасения. Нирвана. Нравственные аспекты буддизма. Ахимса. Основные направления буддизма (хинаяна, махаяна). Исторические условия появления буддизма в России. Современное состояние буддизма в России.
Тема 6. Христианство.
Общественно-исторические причины возникновения. Идейные предпосылки. Христианские источники. Священное Писание христиан - Библия (Ветхий и Новый Завет). Иисус Христос и его учение. Социальная сущность христианства. Превращение христианства в мировую религию. Вселенские соборы. Догматика и культ.
Тема 7. Католицизм. Раскол христианской церкви. Исторические условия формирования католицизма.
Особенности вероучения, культа. Католическая догматика. Догматы о филиокве, чистилище, непорочном зачатии и телесном вознесении Девы Марии, о непогрешимости папы в делах веры. Священное Писание и Священное Предание. Церковная организация. Единый центр - Ватикан. Социальная доктрина католицизма. Католицизм в России.
Тема 8. Протестантизм.
Исторические условия возникновения протестантизма. Особенности вероучения и культа. Учение о спасении личной верой. Принцип священства всех верующих. Исключительный авторитет Библии. Основные течения протестантизма. Лютеранство. Кальвинизм. Англиканство. Баптизм. Адвентизм. Пятидесятники. Методизм. Протестантизм в России: история и современность.
Тема 9. Православие. Православие - восточное христианство. Его особенности и распространение. Принятие Русью христианства. Общественно-исторические причины христианизации Руси. Первые христианские общины на Руси. "Повесть временных лет" о выборе веры. Крещение Руси. Распространение христианства на территории Древней Руси. Проблема "доверия". Древнерусская литература и православие. Особенности православного вероучения и культа. Принцип соборности. Православные таинства, Обряды и богослужение. Праздники. Православные святые. Святые земли Нижегородской. Варнава Ветлужский. Макарий Унженский. Серафим Саровский. Монастыри и монашество на Руси. Храмостроительство. Основные этапы эволюции Русской православной церкви. "Киевский" период (990-1325). "Московский" период (1325-1721). Концепция "Москва - Третий Рим". Учреждение патриаршества. Раскол русской православной церкви. Никон и Аввакум. "Петербургский" период (1721-1917). Священный Синод. Секуляризация церковных земель. РПЦ в советский период (1917-1991). Православие в современной России. Организация Русской православной церкви и система управления ею. Социальная доктрина православия. Церковь и политика.
Тема 10. Ислам.
Исторические условия и причины возникновения. Идейные истоки ислама. Вероучение ислама. Коран и Сунна - священные книги мусульман. Шариат - свод норм и правил, регулирующих поведение мусульман. Принцип единобожия в исламе. "Пять столпов" ислама (вера в Аллаха и признание Мухаммеда его посланником, ежедневная пятикратная молитва, налог, пост,
паломничество в Мекку). Основные направления в исламе. Мусульманская теология. Шииты. Сунниты. Организация и управление. Ислам в России. Современное состояние.
Тема 11. Нетрадиционные культы. Секты.
Причины и цели возникновения. Социальная база. Организация. Сайентология. "Аум Синрике". Сатанизм
Тема 12. Государство и религия на современном этапе. Вероисповедная политика. Проблема свободы совести в современной России. Основные трактовки свободы совести. Модели государственно-конфессиональных отношений. Светское и религиозное образование.
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности Религии России .
№ | Тема | Количес тво часов | Дата | Корректиро вка |
| 8 класс | | | |
1 | Что такое религия. | 1 | | |
2 | Причины возникновения религиозной веры. Роль религии в жизни общества. | 1 | | |
3 | Структура религии. | 1 | | |
4 | Обобщающий урок по теме «Религия в жизни человека» | 1 | | |
5 | Источники изучения первобытных верований. | 1 | | |
6 | Религия первобытных людей. | 1 | | |
7 | Религия первобытных людей. | 1 | | |
8 | Обобщающий урок по теме «Ранние формы религий» | 1 | | |
9 | Источники изучения религии древних славян. Мир восточных славян. | 1 | | |
10 | Боги древних славян | 1 | | |
11 | Боги древних славян | 1 | | |
12 | Обобщающий урок по теме «Религия древних славян» | 1 | | |
13 | Исторические условия возникновения иудаизма. | 1 | | |
14 | Основные догматы иудаизма. Святыни еврейского народа и особенности его религиозной жизни. | 1 | | |
15 | Иудаизм в России | 1 | | |
16 | Обобщающий урок по теме «Иудаизм». | 1 | | |
17 | Возникновение буддизма. | 1 | | |
18 | Вероучение и культ буддизма | 1 | | |
19 | Буддизм в России | 1 | | |
20 | Обобщающий урок по теме «Буддизм» | 1 | | |
21 | Возникновение христианства. Основные христианские источники. | 1 | | |
22-23 | Иисус Христос и Его учение. | 2 | | |
24 | Превращение христианства в мировую религию. | 1 | | |
25-26 | Обобщающий урок по теме «Христианство» | 2 | | |
27 | Возникновение католицизма. Особенности вероучения, культа. | 1 | | |
28 | Организация Римско-католической церкви. | 1 | | |
29 | Католицизм в России | 1 | | |
30 | Обобщающий урок по теме «Католицизм» | 1 | | |
31 29 | Исторические условия возникновения протестантизма. Особенности вероучения и культа. | 1 | | |
32 | Основные течения протестантизма. | 1 | | |
33 | Протестантизм в России. | 1 | | |
34-35 | Обобщающий урок по курсу | 2 | | |
36 | Итоговое повторение. | 1 | | |
| 9 класс 9 класс | | | |
1 | Православие — восточное христианство. Его особенности и распространение. | 1 | | |
2 | Принятие Русью христианства. Значение христианизации в судьбе русского народа. | 1 | | |
3-5 | Особенности русского православного вероучения и культа. | 3 | | |
6-8 | Православные святые | 3 | | |
9-11 | Монашество и монастыри на Руси | 3 | | |
12-14 | Основные этапы истории Русской православной церкви. | 3 | | |
15-16 | Система организации и управления РПЦ. | 2 | | |
18-19 18 | Социальная доктрина православия. | 1 | | |
20 | Православие как направление в христианстве | 1 | | |
21 | Исторические условия и причины возникновения ислама | 1 | | |
22-23 | Вероучение ислама | 2 | | |
24 | Мусульманские праздники и обряды | 1 | | |
25-26 | Главные источники ислама. | 1 | | |
27 | Основные направления в исламе | 1 | | |
28 | Ислам в России. | 1 | | |
29 | Обобщающий урок по теме «Ислам» | 1 | | |
30 | Нетрадиционные культы и секты. | 1 | | |
31-32 | Религиозно-мистические организации « христианские» культы | 2 | | |
33 | Государство и религия на современном этапе. | 1 | | |
34-35 | Вероисповедная политика Российского государства. | 2 | | |
36 | Итоговое повторение. | 1 | | |
22