СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Решение физических задач повышенной сложности"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа внеурочной деятельности по физике 10-11 класс "решение задач повышенного уровня сложности"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Решение физических задач повышенной сложности"»

Приложение 3

к ООП СОО















Программа внеурочной деятельности

«Решение физических задач повышенной сложности»

Срок реализации 2 года











Учитель физики высшей категории

Автаева О.Ф.
















Планируемые результаты


Личностные:

Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общения, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные:

Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности , постановка целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

Формировать умения воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

Развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Осваивать приемы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими методами решения проблем;

Формировать умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.



Предметные:

Формировать представления о закономерной связи и познания природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

Формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы ( механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи ( вещество и поле), движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;

Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешности любых измерений;

Осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

Овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

Формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов.







В результате прохождения программы обучающиеся должны знать:


  • основные понятия физики;

  • основные законы физики;

  • вывод основных законов;

  • понятие инерции, закона инерции;

  • виды энергии;

  • разновидность протекания тока в различных средах;

  • состав атома;

  • закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах.

В результате прохождения программы учащиеся должны уметь:


  • производить расчеты по физическим формулам;

  • производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения;

  • производить расчеты по определению теплового баланса тел;

  • решать качественные задачи;

  • решать графические задачи;

  • решать задачи на соответствие;

  • снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты;

  • писать ядерные реакции, рассчитывать период полураспада, энергию связи, энергетический выход ядерных реакций;

  • составлять уравнения движения;

  • по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость;

  • давать характеристики процессам происходящие в газах;

  • строить и объяснять графики изопроцессов;

  • описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса;

  • применять закон сохранения механической энергии;

  • применять закон сохранения импульса;

  • делать выводы.



Содержание курса

Механика (17 ч)

Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.

Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения.

Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.

Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.

Законы сохранения импульса и энергии .

Молекулярная физика и термодинамика (12 ч)

Основное уравнение МКТ газов.

Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы..

Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.

Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей.

Электродинамика (16 ч)

Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.

Конденсаторы. Энергия электрического поля

Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.

Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция

Колебания и волны. (10 ч)

Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс.

Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний.

Переменный ток.

Механические и электромагнитные волны.

Оптика (8ч)

Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Построение изображений неподвижных предметов в тонких линзах, плоских зеркалах.

Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света.

Квантовая физика (6 ч)

Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами

Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа в задачах о ядерных превращениях.










Календарно-тематическое планирование.

Календарное планирование -10 класс

Тема занятия

Кол-во уроков

Виды деятельности

1/1

Что такое физическая задача? Классификация физических задач.

1

Лекция

2/2

Общие требования. Этапы решения задач. Различные приемы и способы решения: геометрические при­емы, алгоритмы, аналогии.

1

Семинар

1/3

Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения и решение задач на РД различными способами (координатный и графический).

1

Практическая работа

2/4

Решение задач на определение средней скорости. Графический способ определения средней скорости.

1

Семинар

3/5

Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении.

1

Практическая работа

4/6

Графическое представление РУД. Графический и координатный методы решения задач на РУД. Графический способ решения задач на среднюю скорость при РУД.

1

Практическая работа

1/7

Решение задач на законы Ньютона по алгоритму. Силы в природе.

1

Семинар

2/8

Координатный метод решения задач: движение тел по наклонной плоскости.

1

Лекция

3/9

Координатный метод решения задач: вес движущегося тела.

1

Семинар

4/10

Координатный метод решения задач: движение связанных тел и с блоками.

1

Семинар

5/11

Решение задач на законы для сил тяготения: свободное падение; движение тела, брошенного вертикально вверх.

1

Семинар

6/12-7/13

Движение тела, брошенного под углом к горизонту, и движение тела, брошенного горизонтально: определение дальности, времени полета, максимальной высота подъема.

1

Практическая работа

8/14

Характеристики движения тел по окружности: угловая скорость, циклическая частота, центростремительное ускорение, период и частота обращения.

1

Лекция

9/15

Движение в поле гравитации и решение астрономических задач. Космические скорости и их вычисление.

1

Лекция

10/16

Центр тяжести. Условия и виды равновесия. Момент силы. Определение центра масс и алгоритм решения задач на его нахождение.

1

Практическая работа

11/17

Решение задач на определение характеристик равновесия физической системы по алгоритму.

1

Семинар

12-13/ 18-19

Проверочная работа по кинематике и динамике. Анализ работы и разбор наиболее трудных задач.

2

Контрольная работа

1/20

Импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. Алгоритм решения задач на абсолютно упругий и абсолютно неупругий.

1

Семинар

2/21

Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Алгоритм решения задач на абсолютно упругий и абсолютно неупругий.

1

Семинар

3/22

Работа и мощность. КПД механизмов. Динамический и энергетический методы решение задач на определение работы и мощности.

1

Лекция

4/23

Потенциальная и кинетическая энергия. Решение задач на закон сохранения и превращения энергии.

1

Семинар

5/24

6/25

Решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

1

Семинар

7/26

Давление в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

1

Работа с литературой и интернет-ресурсами

8/27

Решение задач на гидростатику с элементами статики динамическим способом.

1

Семинар

9/28

Тестовая работа по теме «Законы сохранения. Гидростатика».

1

Контрольная работа

1/29

Решение задач на основные характеристики частиц (масса, размер, скорость). Решение задач на основное уравнение МКТ и его следствия.

1

Семинар

2/30

Решение задач на характеристики состояния газа в изопроцессах. Графические задачи на изопроцессы.

1

Семинар

3/31

Решение задач на свойство паров и характеристик влажности воздуха.

1

Семинар

4/32

Решение задач на определение характеристик твердого тела: закон Гука в двух формах, графические задачи на закон Гука.

1

Практическая работа

5-6/

33-35

Проверочная работа на основы МКТ.Анализ теста по законам сохранения и разбор наиболее трудных задач по основам МКТ.

2

Контрольная работа

Календарное планирование 11 класс

1/1

Внутренняя энергия, работа и количество теплоты. Решение задач.

1

Лекция

2/2

Алгоритм и решение задач на уравнение теплового баланса.

1

Семинар

3/3

Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Решение количественных графических задач на вычисление работы, количество теплоты, изменения внутренней энергии.

1

Лекция

4/4

Тепловые двигатели. Расчет КПД тепловых установок. Графический способ решения задач на 1 и 2 законы термодинамики.

1

Работа с литературой и интернет-ресурсами

5/5

Тестовая работа на основные законы термодинамики.

1

Контрольная работа

1/6

Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Решение задач по алгоритму на сложение электрических сил с учетом закона Кулона в вакууме и среде.

1

Практическая работа

2/7

Решение задач на принцип суперпозиции полей (напряженность, потенциал). Решение задач по алгоритму на сложение полей.

1

Семинар

3/8

Решение задач на напряженность и напряжение энергетическим методом.

1

Семинар

4/9

Электроемкость плоского конденсатора. Решение задач на описание систем конденсаторов. Энергия электрического поля.

1

Практическая работа

5/10

6/11

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: вектор магнитной индукции и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитных и электромагнитных полях (алгоритм решения задач).

2

Работа с литературой и интернет-ресурсами

1/12

Законы последовательного и параллельного соединений. Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей (смешанных).

1

Практическая работа

2-3/

13-14

Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи.

2

Практическая работа

4/15

Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Джоуля — Ленца, расчет КПД электроустановок.

1

Семинар

1/16

Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Решение задач на ток в металлах.

1

Лекция

2/17

Электролиты и законы электролиза. Решение задач на законы электролиза.

1

Практическая работа

3/18

Электрический ток в вакууме и газах. Движение зараженных частиц в электрических и электромагнитных полях.

1

Практическая работа

1/19

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции и самоиндукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Решение графических задач.

1

Семинар

2-3/

20-21

Уравнение гармонического колебания и его решение для электромагнитных колебаний. Решение задач на гармонические колебания (механические и электромагнитные) и их характеристики разными методами (числовой, графический, энергетический).

2

Работа с литературой и интернет-ресурсами

4/22

Переменный электрический ток: метод векторных диаграмм. Решение задач на расчет электрический цепей по переменному току.

1

Практическая работа

5-6/

23-24

Проверочная работа по электродинамике. Анализ и разбор наиболее трудных задач по электродинамике.

2

Контрольная работа

1/25

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление.

1

Семинар

2/26

Задачи по геометрической оптике: зеркала, призмы, линзы, оптические схемы.

1

Семинар

3/27

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: интерференция, дифракция, поляризация, дисперсия.

1

Семинар

4/28

Классификация задач по СТО и примеры их решения.

1

Практическая работа

5/29

Квантовые свойства света. Решение задач на фотоэффект и характеристики фотона.

1

Семинар

6/30

Состав атома и ядра. Ядерные реакции. Решение задач на атомную и ядерную физику. Алгоритм решения задач на расчет дефекта масс и энергетический выход реакций, закон радиоактивного распада.

1

Работа с литературой и интернет-ресурсами

7/31

Тестовая работа на волновые и квантовые свойства света.

1

Контрольная работа

1-2/

32-33

Итоговая работа с элементами ЕГЭ (2 часа)

2

Практическая работа

3/34

Анализ работы и разбор наиболее трудных задач.

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!