Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углублённым изучением отдельных предметов» города Костромы
Программа внеурочной деятельности
секции спортивных игр: «Волейбол» для учащихся 5-8 класса
Составила: учитель физической культуры
Журавлева Ольга Александровна
Кострома 2023 г.
Программа
секции спортивной игры: «Волейбол»
Нормотивно-правовое обеспечение программы:
Рабочая программа спортивной секции по волейболу для учащихся 5-8 классов разработана на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Федеральная рабочая программа основного общего образования
«Физическая культура» (для 5-9 классов образовательных организаций), Москва 2023.
Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Ляха, А.А. Зданевича (М., Просвещение, 2012;
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12. 2007г.
№ 329 – ФЗ ( ред. От 02.07.2013г.);
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009г.№1101-р; Пояснительная записка.
Рабочая программа спортивной секции «Волейбол» предназначена для физкультурно - оздоровительной и спортивной работы обучающимися 5-8 классов общеобразовательной школы, которые заинтересованы в спортивных играх.
Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей. В процессе обучения и воспитания у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Особенности программы Волейбол - один из самых популярных видов спорта среди учащихся. Занятия по волейболу – весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития.
При правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма. Современный волейбол-вид спорта, требующий от ученика атлетической подготовки и совершенного овладения технико-тактическими навыками игры. В основе волейбола лежат естественные движения - бег, прыжки, броски, передачи. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, при участии обучающихся мобилизовать свои возможности. Программа создана на основе курса обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент на игре, чтобы привлечь интерес школьников. Спортивные игры, особенно волейбол, предоставляют уникальные возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания детей: развития познавательных процессов, выработки воли и характера, воспитания чувства коллективизма. Главными требованиями к их проведениям являются: прикладная направленность, систематическое и комплексное воспитание двигательных качеств, формирование необходимых навыков в волейболе, достижение закаливающего эффекта (проведение занятий на открытом воздухе), воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, индивидуальный подход к учащимся. Предусматривается проведение систематической контрольной проверки уровня физической, специальной и общей подготовленности школьников, как специальной, так и общей – с применением методики тестирования. Тестирование осуществляется в начале учебного года и в конце года для прослеживания мониторинга физического развития.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Три раза в год (сентябрь, январь, май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей, специальной физической и технической подготовке.
Основной принцип работы секции по волейболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных и качественных (нормативные требования) показателях.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
демократичность и гуманизм (реализация собственных творческих потребностей); - научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, обучающийся применяет свои знания в выполнении творческих работ).
«Не навреди» - все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ребенка.
Цель занятий:
создать представление о спортивной игре «Волейбол», - формирование сборной команды школы по волейболу.
формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы. Задачи:
-овладение теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;
обучить учащихся техническим и тактическим приёмам игры «Волейбол»,
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
-обучение учащихся жизненно - важным двигательным навыкам и умениям; -выявить природные данные обучающегося, для быстрого роста мастерства;
-участвовать в спартакиаде школы и в районных соревнованиях по волейболу; -развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые качества, выносливость.
воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость и волю. Планируемые результаты освоения программы учебного курса внеурочной деятельности «Волейбол»
Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты:
– готовность и способность учащихся к саморазвитию:
сформированность мотивации к учению и познанию;
ценностно-смысловые установки учеников, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
сформированность основ российской, гражданской идентичности;
развитие положительных личностных качеств учащихся (трудолюбия, упорства, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям).
Метапредметные результаты.
Освоенные учащимися универсальные учебные действия:
познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно; проговаривать последовательность действий; уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность; давать эмоциональную оценку деятельности команды;
коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе. Предметные результаты:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
использовать подвижные игры с элементами волейбола как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
Ожидаемые результаты работы:
учащиеся овладевают техникой и тактикой игры в волейбол;
овладевают строевыми командами и подбором упражнений по общей физической подготовке (разминки);
овладение теоретическими и практическими основами игры в волейбол,
самостоятельно осуществляют практическое судейство игры волейбол;
могут организовывать соревнования в группе, в школе, в лагере отдыха;
участвуют в спартакиаде школы по волейболу;
развитие природных данных обучающихся, для быстрого роста мастерства;
увеличение двигательной активности;
овладение теоретическими и практическими основами игры в волейбол;
уметь играть по правилам;
знать основные понятия и термины в теории и методике волейбола;
самостоятельно осуществляют практическое судейство игры волейбол;
участие в спартакиаде школы по волейболу, формирование сборной команды школы для участия в соревнованиях разного уровня муниципальный, региональный; Категория: обучающиеся 5-8 классов разного уровня подготовки.
Количество: 10-15 человек, учащихся основной и подготовительной медицинских групп, прошедших медицинский осмотр и по результатам осмотра, имеющих допуск к занятиям в секции спортивных игр «волейбол».
Условия реализации программы секции спортивных игр «Волейбол»:
Материально-техническое обеспечение:
Для занятий по программе требуется: спортивный школьный зал 9x18
обеспечение учебно-наглядными пособиями по волейболу,
пополнение материальной базы волейбольными мячами, сеткой и другим инвентарём.
Для проведения занятий в кружке волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
Сетка волейбольные - 2 штуки.
Стойки волейбольные - 2 штуки.
Гимнастическая стенка – 1 шт. - 6 - 8 пролётов. 4. Гимнастические скамейки - 3 - 4 штуки
Гимнастические маты - 3 штуки.
Скакалки - 30 штук.
Мячи набивные -12 штук.
Гантели различной массы - 20 штук.
Мячи волейбольные - 15 штук.
10.Рулетка – 1 шт.
Педагогические условия:
учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании
форм, средств и способов реализации программы секции спортивных игр «Волейбол»;
соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;
создание условий для развития личности подростка и его способностей.
Методические условия:
Для более успешного решения задач необходимо иметь чёткое планирование учебно-тренировочной работы, которое предусматривает следующую документацию:
программа спортивной секции «Волейбол»;
годовой план - график прохождения материала;
поурочные планы;
журнал учёта работы, посещаемости. Место и время проведения занятий:
Занятия секции спортивных игр «Волейбол» проводятся в спортивном зале МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов» города Костромы: 1 раз в неделю, 2 академических часа (по 40мин.).
Тематический план занятий занятий учебно-тренировочной группы
№ п/ п | Наименование темы | | количество часов |
| | |
1. | Теоретические занятия | | 6 | 6 | |
1.1 | Физическая культура и спорт в России | | 1 | 1 | - |
1.2 | Российские спортсмены на Олимпийских чемпионатах мира | играх и | 1 | 1 | - |
1.3 | Волейбол как олимпийский вид соревнований | | 1 | 1 | |
1.4 | Сведения о строении и функциях занимающихся | организма | 1 | 1 | - |
1.5 | Влияние физических упражнений на занимающихся волейболом | организм | 1 | 1 | - |
1.6 | Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма, техника безопасности | 1 | 1 | - |
2. | Основы методики обучения в волейболе | 30 | 1 | 29 |
3 | Общая и специальная физическая подготовка | 10 | | 10 |
4. | Основы техники и тактики игры | 11 | | 11 |
5. | Правила соревнований, их организация и проведение | 5 | 1 | 4 |
6. | Контрольные игры и соревнования | 2 | | 2 |
7. | Контрольные испытания | 2 | | 2 |
8. | Посещения соревнований | 2 | | 2 |
| Итого: | 68 | 8 | 60 |
Содержание программы
Теоретические занятия – 12(часов)
Физическая культура и спорт в России. Общественно-политическое и государственное значение физической культуры и спорта в России. Массовый народный характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической культуры. Российские спортсмены на Олимпийских играх и чемпионатах мира. Краткие сведения об участии сборных по волейболу на крупных международных соревнованиях и Олимпийских играх.
Волейбол, как олимпийский вид соревнований. Где и когда зародился волейбол, когда впервые появился в Олимпийских играх. Первые чемпионы по волейболу на олимпиаде. Участие Российских и советских сборных на Олимпийских играх.
Сведения о строении и функциях организма занимающихся. Краткие сведения о строении человеческого организма и его функциях. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Мышцы, и их строение, функции и взаимодействие. Сокращение и расслабление мышц, краткое ознакомление с расположением основных мышечных групп. Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на увеличение мышечной массы, на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом, работоспособность мышц и подвижность суставов.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарногигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.
Техника безопасности, предупреждение травматизма.
Основы методики обучения в волейболе. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.
Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства, обязанности судей.
Положение о соревнованиях. Правила игры в волейбол. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подачи. Перемена подачи. Удары по мячу. Игра двоих. Переход средней линии. Выход мяча из игры.
Проигрыш очка или подачи. Счет и результат игры. Правила мини-волейбола.
Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.
Основы техники и тактики игры. Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года). Практические занятия – 60 (часов) Общая физическая подготовка:
развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;
совершенствование навыков естественных видов движений;
подготовка к сдаче и выполнение нормативных требований по видам подготовки.
Строевые упражнения.
Гимнастические упражнения.
-Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
-Упражнения для туловища и шеи.
-Упражнения для мышц ног и таза.
Акробатические упражнения.
Легкоатлетические упражнения.
Спортивные игры.
Подвижные игры:
Ходьба на лыжах и катание на коньках.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий.
Подвижные игры.
Упражнения для развития прыгучести.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
Практические занятия по технике нападения.
Действия без мяча.
Перемещения и стойки:
стартовая стойка (И. п.) в сочетании с перемещениями;
ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд;
перемещения приставными шагами спиной вперёд;
двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком;
прыжки;
сочетание способов перемещений.
Действия с мячом.
Передача мяча сверху двумя руками:
передача на точность, с перемещением в парах; - встречная передача, передача в треугольнике.
Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.
Подача мяча:
нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.
Нападающие удары:
в парах на точность, через связующего в определенные зоны.
Практические занятия по технике защиты.
Действия без мяча.
Перемещения и стойки:
Действия с мячом.
Приём мяча
Блокирование
Практические занятия по тактике нападения:
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
Практические занятия по тактике защиты.
Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).
Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;
Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.
Система игры. Расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применением групповых действий.
Контрольные игры и соревнования.
Соревнования по волейболу. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры. Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.
Физическое развитие и физическая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (вид испытаний) | девочк и | мальчи ки |
1 | Бег 30 м с высокого старта (с) | 5.0 | 4.9 |
2 | Бег 30 м (6х5) (с) | 11,9 | 11,2 |
3 | Прыжок в длину с места (см) | 150 | 170 |
4 | Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) | 35 | 45 |
5 | Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками: сидя (м) в прыжке с места (м) | 5.0 7.5 | 6.0 9.5 |
Техническая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (вид испытаний) | Количественный показатель |
1 | Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4 | 4 |
2 | Подача верхняя прямая в пределы площади | 3 |
3 | Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3 | 3 |
4. | Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу | 8 |
Посещения соревнований. Посещение соревнований по волейболу и другим видам спорта.
План - график
прохождения учебного материала по волейболу
№ п/п | Тема | Количест во часов |
1 | Техника безопасности при занятиях спортивными играми. Стойки и перемещения. | 1 |
2 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. Игра «Гонка мячей по кругу». | 2 |
3 | Эстафеты с приемом мяча снизу. | 2 |
4 | Передача мяча одной рукой от плеча в движении. Игра «Овладей мячом». | 2 |
5 | Ловля и передача мяча в тройках и квадратах. | 2 |
6 | Техническая подготовка волейболиста. | 2 |
7 | Контроль выполнения перебивание кулаком у верхнего края сетки. | 2 |
8 | Контроль выполнения передачи мяча правой и левой рукой с изменением направления | 2 |
9 | Двухсторонняя игра | 2 |
10 | Игра «Мяч капитану». | 2 |
11 | Комбинация из освоенных элементов: бег, остановки, повороты. | 2 |
12 | Контроль выполнения передачи мяча через сетку по зонам. | 2 |
13 | Тактика свободного и позиционного нападения в волейболе. | 2 |
14 | Тактические действия. Игры в «Волейбол». | 2 |
15 | Игры «Стрит-бол», «Мини-баскетбол». | 2 |
16 | Правила и организация игры волейбол. Стойки и держание мяча. | 2 |
17 | Перемещения в стойке. Бег из различных и. п., с | 2 |
| ускорением, остановками, изменением направления. | |
18 | Ловля и передача набивного мяча двумя руками в парах и тройках. | 2 |
19 | Передачи мяча двумя руками сверху, через сетку. | 2 |
20 | Техника верхней прямой подачи. | 2 |
21 | Передача мяча в движении в парах. | 2 |
22 | Контроль техники передачи мяча сверху двумя руками через сетку. | 2 |
23 | Верхняя прямая подача в парах. | 2 |
24 | Подвижная игра «Мяч в воздухе», эстафета волейболистов. | 2 |
25 | Контроль техники верхней прямой подачи. | 2 |
26 | Техника прямого нападающего удара. | 2 |
27 | Учебная игра «Волейбол» по упрощенным правилам. | 2 |
28 | Правила и организация игры в волейбол. | 2 |
29 | Передача мяча. Игра в волейбол. | 2 |
30 | Игра в волейбол с самостоятельным судейством. | 2 |
31 | Передачи и приемы мяча после передвижения. | 2 |
32 | Верхняя прямая подача. | 2 |
33 | Подача мяча на точность по зонам. | 2 |
34 | Учебная игра «Волейбол» по упрощенным правилам. | 3 |
Список литературы:
1.Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2014. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов:
Учебное пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1967
Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. – М.: Физкультура и спорт, 1978 4. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу: Учеб. пособие для начинающих. – М.: Физкультура и спорт, 1965.
Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-метод.
пособие – Нижневартовск, 2001.
7.Программы «Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол» ФГОС. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. М.: Просвещение, 2011г , «Физическая культура. Рабочие программы. 2е издание. Москва «Просвещение», 2012г.
Приложение
Подводящие упражнения для освоения техники игры в волейбол.
Перемещения.
Беговые упражнения:
бег от лицевой линии волейбольной площадки к средней линии (сетке) из различных исходных положений: стойка волейболиста; выпад вперѐд; выпад в сторону; полуприсед; присед; - с высоким подниманием бедра;
с захлестыванием голени;
приставные шаги правым, левым боком;
бег спиной вперед;
подскоки с вращением руками вперед, назад; - скрестные шаги правым, левым боком.
Челночный бег с касанием ориентиров, находящихся на различном расстоянии. в разной последовательности. По сигналу и без сигнала тренера. Челночный бег из различных исходный положений, после выполнения заданных упражнений (например: 1 сигнал прыжки на месте с поворотом на 180 градусов, второй сигнал ускорение 3 по 9 метров).
Прыжки через скакалку, скамейку, запрыгивание на возвышенность, выпрыгивания из полного приседа.
Индивидуальные упражнения с мячом:
верхняя и нижняя передачи над собой после собственного подбрасывания , после отскока от пола (для начинающих);
верхняя и нижняя передачи над собой с различной высотой отскока мяча на месте, а так же с продвижением вперед, назад, в сторону.
Чередование верхней и нижней передачи над собой.
Передачи мяча у стены с различным расстоянием от стены на месте, с медленным приседанием и вставанием, а так же с продвижением в сторону, назад и вперед.
Нападающий удар в пол из различных исходных положений для отрабатывания техники удара рукой по мячу (стоя, сидя на тумбе или стуле, стоя на одном колене на мате.) Через сетку с собственного подбрасывания.
Подача мяча в разные зоны площадки.
Упражнения в парах:
верхняя и нижняя передачи мяча с подбрасывания партнером. (для начинающих) - передачи мяча вдоль сетки, через сетку, с перемещением, с изменением направления передачи, с изменением высоты передачи.
передачи мяча в 2 касания (1 над собой, 2 партнеру) игрок без мяча в это время может выполнять по заданию тренера любое короткое упражнение (приседание или перемещение в сторону, касание рукой пола).
нападающий удар в пол, в партнера с приемом мяча снизу, через сетку со связующим из разных зон площадки.
передачи 2-мя мячами. Одним мячом выполняется всегда верхняя или нижняя передача, вторым мячом - передача и ловля мяча на уровне пояса либо перекатывание мяча по полу, либо передача мяча по полу ногой;
после передачи мяча обежать партнѐра и вернуться на исходную позицию. Партнѐр одну передачу выполняет над собой и повторяет действия первого.
Передачи мяча в колоннах с перемещением после выполнения передачи в своей колонне, и с перемещением в противоположную колонну.
Различные комбинации передач в тройках и четверках через сетку.
https://youtu.be/ACaC0C3pmp4?si=AIaKICbWS4dqPh0I
https://youtu.be/13JTgN4GDRg?si=KIbyuHmaSIfLLrz3 https://youtu.be/DPZie7Nn4Xo?si=IAsCGLEAcC7X2tm2 https://youtu.be/jx35v6V5U9A?si=lxzrXCXx4sFdxw7W