Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Школа юного краеведа» составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Мурыгинской СШ и в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты.
1. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям русского народа и народа Смоленского края.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
3. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду
4. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
5. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
6. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции).
Метапредметные
1. Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
3. Смысловое чтение:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
критически оценивать содержание и форму текста.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм.
Программа внеурочной деятельности «Школа юного краеведа» относится к числу гуманитарных дисциплин. Ее объект - синтез знаний об исторических, географических, социально-культурных, искусствоведческих особенностях развития Смоленского края.
Базовыми источникам внеурочной деятельности «Школа юного краеведа» являются библиографические, литературные, картографические, статистические, материалы и аудиовизуальное наблюдение.
Теоретическое значение краеведения предполагает изучение принципов и методов сбора и анализа краеведческой информации.
Практическая важность дисциплины заключается в приобретении навыков проведения экскурсионных занятий, которые наглядно дополняют теоретический материал, касающийся природных, культурно-исторических, политических и социальных характеристик развития Смоленского региона.
Цель и задачи внеурочной деятельности «Школа юного краеведа»
Цель:
Сформировать у обучающихся систематическое представление об историко-культурных, природных и социально-политических особенностях Смоленского края.
Задачи:
Составить систематическое представление о формировании и развитии особенностей Смоленской земли в контексте общегосударственной истории России.
Рассмотреть принципы, методы сбора и анализа краеведческой информации.
Сформировать навыки использования местного материала для решения задач в области физической культуры, спорта и туризма.
Формирование гражданственных и нравственных ценностей в процессе изучения богатого историко-культурного наследия Смоленщины.
Содержание
Раздел 1. СМОЛЕНСКИЙ КРАЙ В ИСТОРИИ РОССИИ (17 часов)
Тема 1: Древняя история Смоленской земли ( 863г.- ХYв.). (3 часа)
Смоленск – племенной центр кривичей. ХII - нач.ХШ в. – время расцвета Смоленского княжества. Смоленские земли под властью Великого княжества Литовского. Комплекс археологических памятников – Гнёздовские курганы. Смядынь – древняя святыня Смоленской земли.
Экскурсионное занятие: Посещение Смоленского исторического музея.
Тема 2: Смоленск в ХYI – ХIХ столетиях.(6 часов)
Присоединение Смоленских земель к Московскому государству в годы правления Василия Ш. Строительство Смоленской крепостной стены. Героические страницы смоленской истории начала ХYII века. Героическая оборона Смоленска 1609-1611г. Воевода М. Б. Шеин. Смоленская губерния в ХYIII веке. Город-ключ к Москве. Смоленск в годы отечественной войны 1812 года. Смоленские памятники героям войны 1812 года
Экскурсионные занятия:Экскурсия к стенам Смоленской крепостной стены и по памятным местам Отечественной Войны 1812 года.
Тема 3: Смоленск в годы становления Советской власти.(1 час)
Деятельность большевицких организаций в Смоленске в начале ХХ столетия. Октябрь 1917 года – провозглашение власти Советов в Смоленске. Рабочие-революционеры- смоляне.
В. И. Ленин в Смоленске. Смоленский край в 20-30 годы ХХ века.
Тема 4: Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.(7 часов)
Смоленск – щит столицы нашей Родины. Стратегическое значение Смоленского сражения в ходе Второй Мировой войны. Героизм смолян. Партизанское движение на Смоленщине. Освобождение Смоленщины от немецких оккупантов. Возрождение города. Смоляне – Герои Советского Союза. Военная проза и поэзия смоленских авторов. Мемориал «Катынь».
Экскурсионные занятия:
Экскурсия в сквер памяти героев у крепостной стены и в парк Реадовка (Курган бессмертия, мемориал Скорбящей матери).
Экскурсия в музей Великой Отечественной войны.
Раздел 2: ГЕОГРАФИЯ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. (6 часов)
Тема 1. Смоленский край на карте современной России. (1 час)
Смоленская область – пограничная область на западе Российской Федерации. Символика смоленского герба. История и современность Починковского района Смоленской области
Тема 2: География Смоленщины.(5 часов)
Природа Смоленского края: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Характеристика климата. Растительный и животный мир. Современное состояние природы и ее охрана. Загрязнение природной среды. Истощение и утрата природных ресурсов. Вклад М.Н. Пржевальского в отечественную науку. Исследования и открытия В.В. Докучаева.
Экскурсионное занятие: Экскурсия к памятнику М.Н. Пржевальского
Тема 3: Население Смоленского края. (1 час)
Состав и динамика населения. Расселение на территории Смоленской области. Социальная инфраструктура. Улицы Смоленска.
Экскурсионное занятие: Экскурсия: «Знакомые и незнакомые улицы Смоленска».
Раздел 3. КУЛЬТУРА СМОЛЕНСКОГО КРАЯ.(10 часов)
Тема 1. Архитектурное и художественное наследие Смоленщины.(5 часов)
Древние архитектурные памятники Смоленска: церковь Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Михаила Архангела. Смоленский Успенский собор. Чудотворная икона Одигитрии Смоленской. Художники Смоленска. Творчество С. Т. Коненкова. Историко-архитектурный комплекс «Теремок». М.К. Тенишева и ее роль в развитии русского искусства ХIХ века
Экскурсионные занятия:
Экскурсия в музей скульптуры С. Т. Коненкова.
Экскурсия в историко-архитектурный комплекс «Теремок».
Тема 2: Творчество смоленских поэтов и писателей.(2 часа)
Творчество А.Т. Твардовского. Лирика М.В. Исаковского. Наследие Н.И. Рыленкова. Творчество смоленских поэтов и писателей А. Мишина, А. Бодренкова, Н. Яночкиной, В. Простакова и др.
Тема 3: Музыкальная и театральная жизнь Смоленска.(3 часа)
Вклад М.И. Глинки в развитии русской и мировой музыки. Музей-усадьба М.И. Глинки в селе Новоспасском. Смоленская филармония. Театральная жизнь Смоленска.
Экскурсионные занятия:
Экскурсия в музей-усадьбу М.И. Глинки в селе Новоспасском
Посещение Смоленского драматического театра
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Выполнять смысловое чтение текста, соотносить свой жизненный опыт и содержание обучения, планировать собственную учебную деятельность.
Устанавливать межпредметные связи с историей, литературой и музыкой, работать с различными источниками информации, анализировать и сопоставлять полученную информацию с личным опытом.
Устанавливать внутрипредметные связи, определять мотивы собственного рационального поведения, соотносить теоретический материал с собственным жизненным опытом, приводить аргументы, подтверждающие собственную точку зрения, осуществлять умственные логические операции.
Называть, описывать и иллюстрировать примерами основные этапы развития Смоленской области.
Характеризовать географию и административно-территориальное устройство Смоленской области.
Называть, описывать и приводить примеры: архитектурного и художественного наследия Смоленщины;
творчества смоленских поэтов и писателей.
Привлекать родителей к музыкальной и театральной жизни Смоленска
Тематический план внеурочной деятельности «Школа юного краеведа»
№ урока | № урока в теме | Темы уроков | Дата |
Раздел 1. СМОЛЕНСКИЙ КРАЙ В ИСТОРИИ РОССИИ 17 часов |
Тема 1: Древняя история Смоленской земли (863г.- ХYв.) 3 часа |
1 | 1 | Смоленск – племенной центр кривичей. ХII - нач. ХШ в. – время расцвета Смоленского княжества. Смоленские земли под властью Великого княжества Литовского. | 04.09 |
2 | 2 | Комплекс археологических памятников – Гнёздовские курганы. Смядынь – древняя святыня Смоленской земли. | 11.09 |
3 | 3 | Экскурсионное занятие: Посещение Смоленского исторического музея. | 18.09 |
Тема 2: Смоленск в ХYI – ХIХ столетиях.6 часов |
4 | 1 | Присоединение Смоленских земель к Московскому государству в годы правления Василия Ш. Строительство Смоленской крепостной стены. | 25.09 |
5 | 2 | Героические страницы смоленской истории начала ХYII века. Героическая оборона Смоленска 1609-1611г. Воевода М. Б. Шеин. | 02.10 |
6 | 3 | Смоленская губерния в ХYIII веке. Город-ключ к Москве. Смоленск в годы отечественной войны 1812 года. | 09.10 |
7 | 4 | Смоленские памятники героям войны 1812 года | 16.10 |
8-9 | 5-6 | Экскурсионные занятия: Экскурсия к стенам Смоленской крепостной стены и по памятным местам Отечественной Войны 1812 года. | 23.10 13.11 |
Тема 3: Смоленск в годы становления Советской власти. 1 час |
10 | 1 | Деятельность большевицких организаций в Смоленске в начале ХХ столетия. Октябрь 1917 года – провозглашение власти Советов в Смоленске. Рабочие-революционеры - смоляне. В. И. Ленин в Смоленске. Смоленский край в 20-30 годы ХХ века. | 20.11 |
Тема 4: Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.7 часов |
11 | 1 | Смоленск – щит столицы нашей Родины. Стратегическое значение Смоленского сражения в ходе Второй Мировой войны. Героизм смолян. Партизанское движение на Смоленщине. | 27.11 |
12 | 2 | Освобождение Смоленщины от немецких оккупантов. Возрождение города. Смоляне – Герои Советского Союза. Мемориал «Катынь». | 04.12 |
13 | 3 | Военная проза и поэзия смоленских авторов. | 11.12 |
14-17 | 4-7 | Экскурсионные занятия: Экскурсия в сквер памяти героев у крепостной стены и в парк Реадовка (Курган бессмертия, мемориал Скорбящей матери). Экскурсия в музей Великой Отечественной войны. | 18.12 26.12 15.01 22.01 |
Раздел 2: ГЕОГРАФИЯ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. (6 часов) |
Тема 1. Смоленский край на карте современной России. (1 час) |
18 | 1 | Смоленская область – пограничная область на западе Российской Федерации. Символика смоленского герба. История и современность Починковского района Смоленской области | 29.01 |
Тема 2. География Смоленщины. (5 часов) |
19 | 1 | Природа Смоленского края: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Характеристика климата. Растительный и животный мир. | 05.02 |
20 | 2 | Современное состояние природы и ее охрана. Загрязнение природной среды. Истощение и утрата природных ресурсов. Вклад М.Н. Пржевальского в отечественную науку. Исследования и открытия В.В. Докучаева. | 12.02 |
21-23 | 3-5 | Экскурсионное занятие: Экскурсия к памятнику М.Н. Пржевальского | 19.02 26.02 05.03 |
Тема 3: Население Смоленского края. (1 час) |
24 | 1 | Состав и динамика населения. Расселение на территории Смоленской области. Социальная инфраструктура. Улицы Смоленска. Экскурсионное занятие: Экскурсия: «Знакомые и незнакомые улицы Смоленска». | 12.03 |
Раздел 3. КУЛЬТУРА СМОЛЕНСКОГО КРАЯ.(10 часов) |
Тема 1. Архитектурное и художественное наследие Смоленщины.(5 часов) |
25 | 1 | Древние архитектурные памятники Смоленска: церковь Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Михаила Архангела. Смоленский Успенский собор. Чудотворная икона Одигитрии Смоленской. Художники Смоленска. | 19.03 |
26 | 2 | Творчество С. Т. Коненкова. Историко-архитектурный комплекс «Теремок». М.К. Тенишева и ее роль в развитии русского искусства ХIХ века | 02.04 |
27-29 | 3-5 | Экскурсионные занятия: Экскурсия в музей скульптуры С.Т. Коненкова. Экскурсия в историко-архитектурный комплекс «Теремок». | 09.04 16.04 23.04 |
Тема 2: Творчество смоленских поэтов и писателей.(2 часа) |
30 | 1 | Творчество А.Т. Твардовского. Лирика М.В. Исаковского. Наследие Н.И. Рыленкова. | 30.04 |
31 | 2 | Творчество смоленских поэтов и писателей А. Мишина, А. Бодренкова, Н. Яночкиной, В. Простакова и др. | 07.05 |
Тема 3: Музыкальная и театральная жизнь Смоленска.(3 часа) |
32 | 1 | Вклад М.И. Глинки в развитии русской и мировой музыки. Музей-усадьба М.И. Глинки в селе Новоспасском. Смоленская филармония. | 14.05 |
33 | 2 | Экскурсионные занятия: Экскурсия в музей-усадьбу М.И. Глинки в селе Новоспасском | 21.05 |
34 | 3 | Театральная жизнь Смоленска. Посещение Смоленского драматического театра | 28.05 |
Перечень основной и дополнительной литературы
Алексеев Л.В. Смоленская земля в IХ-ХIII вв. М., 1980.
Андреев Н.В., Маковский Д.П. Доисторические и исторические памятники города Смоленска и его окрестностей. Смоленск,1948.
Белогорцев И.В. Архитектурный очерк Смоленска. Смоленск, 1949.
Васильева Л.П. Старые парки Смоленщины. М., 1981.
Смоленск. Краткая энциклопедия/ Под ред. Будаева Д.И. и др. Смоленск, 1994.
Кондрашенков А.А. История Смоленской земли с древнейших времен до сер. ХYII в. Смоленск, 1982.
Косточкин В.В. Гусударев мастер Федор Конь.М, 1964.
Пастухова З.И. По Смоленщине. М.,1985.
Смирнов И.А. Смоленск – город русской славы. М.,1982.
Трофимов И.Т. Писатели Смоленщины. М.,1973.
Города России: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
Природа Смоленской области. Геология, рельеф, почвы. Сборник статей. Под общ. ред. Маймусова Д.Ф. Смоленск, 1973.
Махотин Б.А. К живым истокам: Смоленщина в географических названиях. М., 1989.
Музеи Смоленщины. Туристический справочник. Смоленск, 2006.
Лапикова А. Прогулки по Смоленску. Смоленск, 2006.
Смоляне и смоленский край 1900-1985.М, 1986.
Моя Смоленщина. Смоленск, 2004.
Основные варианты экскурсий:
- Исторический музей (г. Смоленск, ул. Ленина, д. 8, тел. 38-38-62 );
- Выставочный зал (г. Смоленск, ул. Коненкова, д.9-А, тел. 38-25-67);
- Художественная галерея (г. Смоленск, ул. Тенишевой, д.7, тел. 38-27-09);
- Музей скульптуры С.Т. Коненкова (г. Смоленск, ул. Маяковского, д.7, тел. 38-20-29);
- Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны» ( г. Смоленск, ул. Дзержинского, д. 4-А, тел. 38-32-65).
Варианты туристических маршрутов:
- Историко-археологический комплекс «Теремок» (пос. Талашкино).
- Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском.
- Памятник М.Н. Пржевальскому
Стратегическое положение Смоленска
Уже с самого начала своей долгой и богатой истории Смоленск занимал немаловажное торгово-экономическое и политическое значение на карте Древней Руси.
12 веков назад город возник на торговом пути «из варяг в греки», соединявшего Балтийское море с Черным. Через него проходила важнейшая торговая трасса, ведущая из Киева в Великий Новгород, представляя собой единственную политическую и экономическую ось того времени. Будучи точкой на этой оси, Смоленск быстро рос и укреплял свое ведущее значение среди других русских городов по экономическому и культурному уровню.
К первой половине XII века Смоленск являлся центром независимого княжества, укрепившаяся Смоленская княжеская династия пренебрегала зависимостью от Киева, удалось также избежать нападений со стороны татар.
Первая серьезная угроза для географической целостности Смоленского княжества пришла с Запада в середине 13 века. На фоне страшного мора, повлекшего за собой резкое сокращение численности населения и приостановление торговли и всякой экономической деятельности в целом, Смоленская земля становится уязвимой целью и не выдерживает напора со стороны соседнего Литовского княжества. В итоге, к 14 веку Смоленск оказывается между двумя мощными государствами – Московскою и Литовскою Русью. Неспокойное время наступает на территории всей Руси, повсеместные голод, пожары и другие напасти жестоко и надолго вытесняют некогда царившую гармонию на смоленских землях, и в 1395 году Литовское княжество занимает крепость Смоленск. В общей сложности 115 лет Смоленск являлся частью Литовской Руси, лишь в 1514 году князю Василию III удалось вернуть город в состав Московского государства на последующие 95 лет.
Немало событий стратегического значения произошло за эти годы на территории Смоленских земель, но сохранившееся исключительное географическое положение Смоленска (в том числе и по сегодняшний день) не оставляло в спокойствии как наместников, так и высшую власть. Понимая оборонную уязвимость Смоленска и постоянную угрозу со стороны соседних Литвы и Польши, Федор Иоаннович в 1596 году выдает предписание о строительстве каменной крепостной стены вокруг Смоленска, будущим «дорогим ожерельем России». Работы по укреплению существующей деревянной крепости и сооружению каменного города были поручены крупнейшему зодчему того времени Федору Савельевичу Коню.
С 1941 по 1943 гг Смоленск был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Большая часть города лежала в руинах, улицы и переулки Смоленска стали могилами для ста тысяч смолян, погибших здесь в годы Великой Отечественной войны. Всего на территории Смоленской области погибло около 400 тыс. советских граждан.
Смоленское сражение (10 июля – 10 сентября 1941 г.) – комплекс оборонительных и наступательных мер армии СССР против немецкой армии во время Великой Отечественной войны на территории Смоленска и ближайших пригородов.
2 ноября 1941 года смоляне были свидетелями дикой расправы фашистов над группой беззащитных военнопленных. Колонна пленных красноармейцев медленно шла по Рославльскому шоссе. При входе в город произошла смена конвоиров. Пьяные конвоиры, решив подтянуть колонну, стали пинками и ударами прикладов подгонять отстающих. Пленные бежали, падали в грязь. Из толпы стоявших у обочины дороги людей раздались крики возмущения. Автоматные очереди и пистолетные выстрелы разогнали толпу. Пленные бросились врассыпную. Они прятались в ямах, развалинах, домах.
В городе начались облавы. По тревоге были подняты отряды жандармерии, команды СС, комендантские роты. Гитлеровцы прочесывали улицу за улицей, дом за домом. Расстреливали каждого, на ком была военная гимнастерка. Сотни трупов валялось на улицах Смоленска. После освобождение Смоленска часть убитых была захоронена в Парке Пионеров.
Строительство мемориала началось 25 сентября 1968 г. и было приурочено к 25-й годовщине освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчиков рядом с поставленной 5 годами ранее скульптурой «Скорбящая мать». Официальное открытие кургана состоялось ровно через два года. Открытие этого масштабного мемориала состоялось 25 сентября 1970 года, в день 27-летия освобождения Смоленска от оккупации.
Автор проекта — смоленский архитектор Даниил Коваленко.
Холм был насыпан смолянами вручную. Землю для него привозили с воинских кладбищ и братских могил области. То есть можно сказать, что он будто вобрал в себя боль и скорбь людей, потерявших близких во время войны.
На вершине кургана установлена вытянутая ввысь 11-метровая стела в виде развернутой книги, на гранях которой указаны годы начала и окончания Великой Отечественной войны.
С северной стороны кургана установлена стена с медным барельефом, выполненная по проекту смоленского скульптора В.Я. Меньшова. В центральной части барельефа изображены фигуры трех воинов-освободителей, за которыми виднеются абстрактные очертания Смоленска. Слева от них стоит женщина в ватнике с младенцем на руках. Справа - пожилой партизан с мальчиком-подростком, взгляд которых устремлен в сторону. Над барельефом крупно начертаны слова: «Люди! Покуда сердца стучатся, - помните, какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!»
По бокам от барельефа расположены треугольные гранитные плиты, которые символизируют два преклоненных знамени. У подножия кургана горит Вечный огонь. Слева от Кургана Бессмертия находится мемориал «Скорбящая мать». С южной стороны кургана есть ступени, по которым можно подняться на вершину мемориального комплекса.
Проект Кургана Бессмертия в Смоленске был составлен заслуженным архитектором РСФСР Д.П. Коваленко.
Описание
8-метровый Курган Бессмертия выполнен в форме пятигранной пирамиды с диаметром основания 40 м. Вершину венчает строгая стела высотой 11 м в виде открытой книги с высеченными цифрами «1941-1945»: годами начала и окончания той кровопролитной войны.
На северной стороне холма сооружена стена, в которую вмурован медный барельеф. В нише над ним высечены строки из знаменитого произведения Роберта Рождественского «Реквием»:
«На моем письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть парней. Это — шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему — 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. А с фронта вернулся один… Я писал свой «Реквием» и для этих шестерых, которые до сих пор глядят на меня с фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед ними», — рассказывал сам Рождественский об истории написания поэмы.
10. По́мните! Через века́, через года
По́мните!
Через века́,
через года́, —
по́мните!
О тех,
кто уже не придёт
никогда, —
по́мните!
Не плачьте!
В горле
сдержи́те стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца́
стучатся, —
по́мните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста,
по́мните!
Песню свою
отправляя в полёт, —
по́мните!
О тех,
кто уже́ никогда
не споёт, —
по́мните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все́ времена
безсмертной
Земли
по́мните!
К мерцающим звёздам
ведя корабли, —
о погибших
по́мните!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт
никогда, —
заклинаю, —
по́мните!
В центре барельефа — 3 солдата, за спинами которых просматривается силуэт Смоленска. Справа стоят старый партизан и подросток, глядящие вдаль. С левой стороны — женщина с маленьким ребенком на руках: памятник «Скорбящая мать».
По обе стороны барельефа — плиты из темно-красного гранита, символизирующие полковые знамена. У подножья всегда горит Вечный огонь. На южной стороне есть лестница, по которой можно легко попасть на вершину.
Несмотря на некоторую удаленность от центра города, Курган Бессмертия и окружающий его Реадовский парк сегодня достаточно активно посещаются как гостями, так и жителями богатого на достопримечательности Смоленска.
Мемориал «Скорбящая мать» в Реадовском парке создан в 1970 году на братской могиле, в которой захоронено более 3 тысяч патриотов. Автор проекта – скульптор А. Сергеев, художник С. Новиков, архитекторы А. Стемпаржитский и Г. Соосар.
Во время оккупации Смоленска гитлеровские палачи сделали отроги оврагов Реадовки местом казни смоленских подпольщиков и партизан. Групповые расстрелы проводились здесь все лето и осень 1942 года.
Тела расстрелянных патриотов впоследствии были перенесены в общую братскую могилу. По решению исполкома городского Совета на ней сооружен монументальный памятник-надгробие «Скорбящая мать». Скульптура матери установлена на фоне мемориальной стены, на которой изображен трагический момент казни патриотов.
На гранитном камне надпись: «Народ будет вечно помнить вашу верность советской Родине». На другой стороне камня четверостишие смоленского поэта Николая Рыленкова:
«Я мать скорбящая. Как совесть, я бессонна.
Замученных людей я помню каждый стон.
Пусть знают палачи, что нет святей закона,
Чем справедливого возмездия закон!».
НИКОЛАЙ РЫЛЕНКОВ. «БОЙ ШЕЛ ВСЮ НОЧЬ, А НА РАССВЕТЕ…» Опубликовано | Сентябрь 23, 2011 | Нет комментариев
Бой шел всю ночь, а на рассвете
Вступил в село наш батальон.
Спешили женщины и дети
Навстречу к нам со всех сторон.
Я на околице приметил
Одну девчонку, лет пяти.
Она в тени столетних ветел
Стояла прямо на пути.
Пока прошла за ротой рота.
Она не опустила глаз
И взглядом пристальным кого-то
Разыскивала среди нас.
Дрожал росой рассвет погожий
В ее ресницах золотых:
Она на дочь мою похожей
Мне показалась в этот миг.
Казалось, все дороги мира
Сошлись к седой ветле, и я,
Себя не помня, крикнул: «Ира,
Мой птенчик, ласточка моя!»
Девчонка вздрогнула и, глядя
Колонне, уходящей вслед:
«Меня зовут Марусей, дядя»,—
Сказала тихо мне в ответ.
«Марусей? Ах, какая жалость!»-
И поднял на руки ее.
Она к груди моей прижалась.
Дыханье слушала мое.
Я сбросил груз дорожных тягот
(Ну что же, Ира, не ревнуй!),
Всю нежность, что скопилась за год,
Вложил в отцовский поцелуй.
И по дорогам пропыленным
Вновь от села и до села
Шагал я дальше с батальоном,
Туда, где дочь меня ждала.
1942
13