СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Юный краевед" программа внеурочной деятельности 5-6 классы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прграмма разработана для учащихся 5-6 класса общеобразовавтельной школы. Позволяет дополнить и расширить знания детей по курсу географии. Реализует краеведческий компонент. Расширяет кругозор учащихся, развивает логическое мышление.

Просмотр содержимого документа
«"Юный краевед" программа внеурочной деятельности 5-6 классы»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»


Согласовано. Утверждено.

Заместитель директора по В.Р. Директор МБОУ «Школа № 6»

______________/Усольцева Т.Н. _____________/ Каплина В.И.

« ________» _____________2016 г. Приказ от «____» __________ 2016 г. № ____







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

юный краевед

6-7 класс






Составитель: Жаркова Ольга Михайловна, учитель высшей квалификационной категории






















Прокопьевск

2016



I. Пояснительная записка

Программа составлена на основе Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

Программа «Юный краевед» предназначена для учащихся 6-7 класса.
Данная программа личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Курс призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, он также имеет подлинно страноведческий характер.

Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экономики.

Данная программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1час в неделю).

Цель: Сформировать целостное представление о малой Родине – Кемеровской области на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.

Задачи:

1 сформировать системное представление о Кемеровской области как целостном географическом регионе;
2. показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических явлений на изучаемой территории;
3. сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;
4. развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.

II. Планируемые результаты

Личностным результатом обучения географическому краеведению в 6-7 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Кемеровской области:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Кемеровской области). Представление о Кемеровской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Кемеровской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Юный краевед» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формированияпознавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника:

– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;

– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Воронежской области, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «Юный краевед» в 5 классе являются следующие умения:

– понимать роль различных источников краеведческой информации;

– знать особенности природы, населения, хозяйства Кемеровской области:

– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Кемеровской области;

– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Кемеровской области;

– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Кемеровской области;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

– определять на карте местоположение объектов в Кемеровской области;

– работать со статистическими данными;

– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Кемеровской области.

III. Содержание курса

Содержание программы (34)

Введение (2ч).Географическое положение Кемеровской области. Вид из космоса. Крайние точки и их координаты. Карта Кемеровской области. Карта го­рода. План района (микрорайона), школы. Исследователи земли Кузнецкой. Сим­волы Кемеровской области. Символы города, района.

Тема 1. Рельеф и минеральные богатства Кемеровской области (8).

Современный рельеф. Орографические районы (Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Салаирский кряж, Кузнецкая котловина, За­падно-Сибирская равнина). Земле­трясения на территории области.

Образование полезных ископаемых. Особенности размещения полезных ископаемых на территории области. Уголь. Кузнецкий каменно-угольный бас­сейн. Барзасское месторождение сапропелитовых углей. Уропско-Кийскиибуроугленосный район. Нефть и газ. Торф. Руды черных и цветных металлов. Же­лезорудные месторождения. Месторождения марганцевых, нефелиновых руд. Россыпные месторождения ильменита Золото-вольфрамовое месторождение. Месторождения рудного золота. Золотороссыпные узлы. Месторождения ура­новых руд и меди. Месторождения полиметаллических руд. Нерудное минераль­ное сырье (фосфориты, апатиты, тальк, слюда, цеолиты, известняки, огнеупорные глины, кварциты, доломиты, пески, мрамор). Освоение природных богатств.

Практические работы: 1.Определение по карте высоты гор (на примере Кемеровской области). 2.Изучение свойств минералов и горных пород, залегающих в Кемеровской области. 3. Изображение на карте основных месторождений полез­ных ископаемых области.

Тема 2. Водные ресурсы Кемеровской области (6).

Реки Кемеровской области (Томь, Иня, Чулым, Чумыш, Яя, Кия). Озера Ке­меровской области (Большой Берчикуль, Малый Берчикуль, Моховое. Большой Бызыр, Шумилка). Пойменные озера. Искусственные озера. Подземные воды. Минеральные источники. Ледники. Водохранилища. Их использование челове­ком. Гидроэнергетические ресурсы. Рациональное водопользование.

Природные достопримечательности: Хомутовские пороги, Озеро Большой Берчикуль, водопад Лисий, водопады реки Озерной, водопад Сага, озеро Танай, Урское озеро, Озеро Рыбное, Борисовские минеральные воды.

Практические работы:1. Изображение на карте крупных рек, озер, во­дохранилищ, минеральных источников. 2. Характеристика реки, протекающей в Кемеровской области.

3. Нанесение на карту природных достопримечательностей

Тема 3. Погода и климат Кемеровской области. Времена года (5).

Наблюдения за погодой. Метеорологические станции. Климатообразующие факторы. Характеристика климата. Изменения в климате Кузбасса. Наводнения. Смерчи и ураганы. Засухи

Времена года. Народные приметы.

Практические работы:1. Дневник погоды. 2. Определение по климатической карте среднегодовых температур января и июля в вашей местности, абсолютного минимума и максимума температуры, среднегодового количества осадков и направления ветра. 3. По фенологической карте атласа определите безморозный период, период устойчивого снежного покрова вашей местности.

Тема 4. Почвы. Растительный и животный мир Кемеровской области (7)

Основные типы почв на территории Кемеровской области, территории вашего района, города. Современные природно-растительные формации. Горная темнохвойная тайга. Горная светлохвоиная тайга. Горная тундра. Альпийские и субальпийские луга. Равнинная тайга. Лесостепь. Степь. Растительность речных долин.Широтная зональность. Высотная поясность. Лекарственные травы. Эндемики. Редкие растительные сообщества. Редкие и исчезающие растения. Реликтовые растения. Современная фауна позвоночных животных. Млекопитающие. Птицы. Рептилии. Амфибии. Рыбы. Круглоротые.

Экскурсия в краеведческий музей, заказники.

Практические работы:1. Составьте фотоальбом животных, растений Кемеровской области, территории вашего района.

Тема 5. Население и народы Кемеровской области (6).

Кузбасс - многонациональный регион России. Коренные жители края - шорцы, телеуты. Культурно-бытовые особенности. Жилище. Одежда. Пища. Верования. Фольклор. Занятия.

Крупнейшие народы края - русские, украинцы, татары. Культурно-бытовые особенности. Жилище. Одежда. Пища. Верования. Фольклор. Занятия.

Городское и сельское население Кемеровской области. Город Кемерово. Хозяйственная деятельность населения. Окружающая среда и здоровье человека. Туризм и отдых.

Экскурсия в краеведческий музей, школьные музеи.

Практические работы:

Изображение национальных костюмов на­родов, проживающих на территории Кемеровской области, описание рецептовнациональных блюд.

Итоговый (1).Край, в котором я живу.

IV. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

всего

теория

практика


Введение (2ч).




1

Из истории заселения и изучения родного края.

1

0,5

0,5

2

Сим­волы Кемеровской области. Символы города, района.

1

0,5

0,5


Тема 1. Рельеф и минеральные богатства Кемеровской области (8).




3

Современный рельеф Кемеровской области.

1

0,5

0,5

4

Орографические районы

1


1

5

Земле­трясения на территории области.

1

0,5

0,5

6

Определение по карте высоты гор (на примере Кемеровской области)

1


1

7

Образование полезных ископаемых.

1

0,5

0,5

8

Изучение свойств минералов и горных пород, залегающих в Кемеровской области.

1


1

9

Изображение на карте основных месторождений полез­ных ископаемых области.

1


1

10

Освоение природных богатств.

1

0,5

0,5


Тема 2. Водные ресурсы Кемеровской области (6).




11

Реки Кемеровской области

1

0,5

0,5

12

Озера Ке­меровской области

1

0,5

0,5

13

Изображение на карте крупных рек, озер, во­дохранилищ, минеральных источников.

1


1

14

Характеристика реки, протекающей в Кемеровской области.

1


1

15

Нанесение на карту природных достопримечательностей.

1


1

16

Рациональное водопользование.

1

0,5

0,5


Тема 3. Погода и климат Кемеровской области. Времена года (5).




17

Наблюдения за погодой.

1


1

18

Дневник погоды.

1


1

19

Определение по климатической карте основных климатических показателей

1


1

20

Характеристика климата.

1

0,5

0,5

21

Наводнения. Смерчи и ураганы. Засухи

1

0,5

0,5


Тема 4. Почвы. Растительный и животный мир Кемеровской области (7)




22

Основные типы почв на территории Кемеровской области

1

0,5

0,5

23

Почвы родного края.

1


1

24

Широтная зональность. Высотная поясность.

1

0,5

0,5

25

Лекарственные травы.

1

0,5

0,5

26

Эндемики. Редкие растительные сообщества. Редкие и исчезающие растения.

1


1

27

Составьте фотоальбом животных, растений Кемеровской области, территории вашего района.

1


1

28

Современная фауна позвоночных животных.

1

0,5

0,5


Тема 5. Население и народы Кемеровской области (6).




29

Кузбасс – многонациональный регион России.

1

0,5

0,5

30

Коренные жители края – шорцы, телеуты.

1

0,5

0,5

31

Культурно-бытовые особенности.

1


1

32

Крупнейшие народы края – русские, украинцы, татары.

1

0,5

0,5

33

Экскурсия в краеведческий музей

1


1

34

Итоговый урок «Край, в котором я живу».

1


1



  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  1. Ващенко А.Ю. География Кемеровской области. Практические задания и к/к по географии. - Новокузнецк, 2000 г.

  2. Соловьёв Л.И. Рабочая тетрадь по географии. Кемеровская область.- Кемерово, 2009 г.

  3. Ильичёв И.А., Соловьёв Л.И. География Кемеровской области.- АО Кемеровское книжное издательство, 1994 г.

  4. Атлас Кемеровской области.

  5. Высшие учебные заведения в Кемеровской области

  6. Ващенко А.Ю. География Кемеровской области. Практические задания и к/к по географии. - Новокузнецк, 2000 г.

  7. Даринский А.В. Краеведение. – М.: Просвещение, 1987 г.

  8. Земля кузнецкая. - Кемеровское книжное издательство, 1975 г.

  9. Ильичёв И.А., Соловьёв Л.И. География Кемеровской области.- АО Кемеровское книжное издательство, 1994 г.

  10. Ильичёв А.И., Виткин М.П. Кузбасс. Ресурсы. Экономика. Рынок.- Кемерово, Кемеровский полиграфкомбинат, 1995 г

  11. Ковригина Л.Н., Фомина Н.А. растительный мир Кузбасса и его охрана. – Кемерово, 1995 г.

  12. Конюхов И.С. Кузнецкая летопись. –Кузнецкая крепость, 1995 г.

  13. Конюхов И.С. Завалишин В.В. исследователи Кузбасса.- АО Кемеровское книжное издательство, 1983г.

  14. Кузбасс. Жемчужина Сибири. – Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», Москва, 1985 г.

  15. Сибирский город вчера, сегодня (очерки, тезисы). – Кемерово, 2003 г.

  16. Скроваткин А. Кузнецкая летопись. – Кемеровской области, -АО Кемеровское книжное издательство, 1995 г.

  17. Соловьёв Л.И. Рабочая тетрадь по географии. Кемеровская область.- Кемерово, 2009 г.

  18. Шабалин В. Тайны земли Кузнецкой, - Кемерово, 1994 г.