Согласовано Утверждено
Заместитель директора Директор школы
по УВР МБОУООШ п. Новый МБОУООШ п.Новый
_____________Якименко Е.А. ___________Козырев Е.В.
«_28_» ___августа__2019 г Приказ № 125-О
. от «28» августа 2019г.
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед»
(5-6 класс)
Автор: Козырева Н.В.,
учитель географии
МБОУ ООШ п. Новый
П. Новый 2019 г.
Пояснительная записка
Любовь к родному краю, знание его истории – основа,
на которой только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.
Д.С. Лихачев
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Программа внеурочной деятельности выполняет познавательную, развивающую и практико-ориентирующую функции, призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» предназначена для учащихся 5-6 класса. Данная программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю).
Цель: Сформировать целостное представление о малой Родине – Томской области на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.
Задачи программы:
Сформировать целостное представление об особенностях природы, населения Томской области.
2. Овладеть умениями ориентироваться на территории Томской области; использовать географическую карту, статистические материалы, применять географические, экономические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений происходящих на территории Томской области.
3. Развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды Томской области.
4. Воспитать любовь к своей местности, своему региону, экологической культуре, бережному отношению к окружающей среде.
5. Научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды Томской области и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на территории области; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Основные формы и методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, необходимо использовать такие формы проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Планируемые результаты
Личностным результатом обучения географическому краеведению, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Томской области:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Томской области). Представление о Томской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Метапредметными результатами изучения курса «Юный краевед» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Предметными результатами изучения курса «Юный краевед» являются следующие умения:
– понимать роль различных источников краеведческой информации;
– знать особенности природы, населения Томской области:
– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами Томской области;
– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;
– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;
– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Томской области;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;
– определять на карте местоположение объектов в Томской области;
– работать со статистическими данными;
– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;
– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Томской области.
Содержание программы (34)
Тема 1. Томская область на карте России. История заселения и изучения Томской области. (7 ч.)
Географическое положение Томской области. Вид из космоса. Крайние точки и их координаты. Символы Томской области. История заселения и изучения родного каря. Выдающиеся личности Томской области. Исторические места Томской области. Города Томской области.
Тема 2. Рельеф и минеральные богатства Томской области (3 ч.)
Особенности рельефа и история его формирования. Образование полезных ископаемых. Особенности размещения полезных ископаемых на территории области. Освоение природных богатств.
Практические работы: 1.Нанесение на карту основных форм рельефа. 2.Изображение на карте основных месторождений полезных ископаемых области.
Тема 3. Климат Томской области (4 ч.)
Наблюдения за погодой. Метеорологические станции. Климатообразующие факторы. Характеристика климата. Времена года. Народные приметы. Опасные явления погоды.
Практические работы:
1. Дневник погоды. 2. Определение по климатической карте среднегодовых температур января и июля в вашей местности, абсолютного минимума и максимума температуры, среднегодового количества осадков и направления ветра. 3. По фенологической карте атласа определите безморозный период, период устойчивого снежного покрова вашей местности.
Тема 4. Водные ресурсы Томской области (3 ч.)
Реки и озера Томской области. Подземные воды. Их использование человеком. Рациональное водопользование.
Практические работы:1. Изображение на карте крупных рек, озер. 2. Характеристика реки, протекающей в Томской области.
Тема 5. Почвы (2 ч.)
Условия формирования почв. Основные типы почв на территории Томской области. Охрана почв.
Тема 6. Растительный и животный мир Томской области (9 ч.)
Растительный мир. Лекарственные травы Томской области. Грибы Томской области. Животный мир. Редкие и исчезающие растения и животные Томской области. Красная книга Томской области. Особо охраняемые территории Томской области.
Тема 7. Население и народы Томской области (4 ч.).
Население и народы, проживающие на территории Томска. Традиции и культура. Народные промыслы. Экскурсия в краеведческий музей, школьные музеи.
Итоговое занятие (1). Игра-квест «Путешествие по Томской области» (1 ч.)
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
| Томская область на карте России. История заселения и изучения Томской области. | 7 часов | |
1 | Особенности географического положения. | 1 ч. | |
2 | История заселения и изучения родного каря. | 1 ч. | |
3 | Выдающиеся личности Томской области. | 2 ч. | |
4 | Исторические места Томской области. | 2 ч. | |
5 | Города Томской области. | 1 ч. | |
| Рельеф и минеральные богатства Томской области. | 3 часа | |
6 | Особенности рельефа Томской области. | 1 ч. | |
7 | Минеральные ресурсы. | 1 ч. | |
8 | Практикум «Основные формы рельефа и важнейшие месторождения полезных ископаемых» | 1 ч. | |
| Климат Томской области. | 4 часа | |
9 | Характеристика климата. | 1 ч. | |
10 | Сезоны года. | 1 ч. | |
11 | Опасные явления погоды. | 1 ч. | |
12 | Практикум «Наблюдение за погодой». Дневник погоды. | 1ч. | |
| Водные ресурсы Томской области. | 3 часа | |
13 | Реки, озера, болота. | 1 ч. | |
14 | Практикум «Характеристика крупнейших рек и озёр области ». | 1 ч. | |
15 | Водные ресурсы и их охрана. | 1 ч. | |
| Почвы | 2 часа | |
16 | Основные типы почв на территории Томской области. | 1 ч. | |
17 | Охрана почв. | 1 ч. | |
| Растительный и животный мир Томской области. | 9 часов | |
18 | Растительный мир. | 1 ч. | |
19 | Лекарственные травы Томской области. | 1 ч. | |
20 | Грибы Томской области. | 1 ч. | |
21 | Животный мир. | 1 ч. | |
22 | Редкие и исчезающие растения и животные Томской области. Красная книга Томской области. | 2 ч. | |
23 | Особо охраняемые территории Томской области. | 2 ч. | |
24 | Медиа-игра «Животный и растительный мир Томской области». | 1 ч. | |
| Население и народы Томской области. | 4 часа | |
25 | Народы, проживающие на территории Томска. Традиции и культура. | 2 ч. | |
26 | Народные промыслы. | 1 ч. | |
27 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 ч. | |
| Итоговое занятие | 1 час | |
28 | Игра-квест «Путешествие по Томской области» | 1 ч. | |
Используемые источники информации.
Учебно-теоретические материалы:
Евсеева Н.С. География Томской области. (Природные условия и ресурсы.). – Томск: Изд-во ТГУ, 2001. – 223 с. (К)
Евсеева Н.С., Окишева Л.Н. География Томской области. Часть I. 2-е изд.: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений / Под ред. докт. геогр. наук П.А. Окишева. – Томск: Изд-во НТЛ, 2002. – 152 с. (К)
Иоганзен Б.Г. Природа Томской области. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1971. – 175 с. (Д)
Учебно-справочные материалы:
Бабенко А.С. Насекомые Томской области. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2010. – 80 с. (Д)
Гашков С.И., Кудашова Н.Н. Грибы Томской области. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2013. – 120 с. (Д)
Красная книга Томской области. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2013. – 504 с. (П)
Олонов Н.А., Олонова М.В. Растения Томской области. Деревья, кустарники, кустарнички. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2012. – 64 с. (Д)
Олонов Н.А., Олонова М.В. Растения Томской области. Пора цветения. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2012. – 80 с. (Д)
Парначёв В.П., Архипов А.Л. Минералы Томской области. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2012. – 84 с. (Д)
Птицы Томской области / Под ред. А.М. Адама. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2009. – 96 с. (Д)
Сиротин В.В., Бабенко А.С., Олонов Н.А., Олонова М.В. Рыбы и другие обитатели водоёмов Томской области. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2012. – 112 с. (Д)
Учебно-наглядные материалы:
Природа Томской области через объектив фотокамеры: Фотоальбом. – Томск: Аграф-Пресс, 2013. – 120 с. (П)
Семь чудес природы Томской области и другие достопримечательности природы: Фотоальбом. – Томск: Изд-во ТГУ, 2013. – 90 с. (П)
365 дней в Томской области (документальный фильм). – Томск: студия Крупным планом, 2013. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). (Д)
Интернет- ресурсы:
http://kraeved.lib.tomsk.ru/