СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед" предназначена для учащихся 5-6 классов. Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"»

Согласовано Утверждено

Заместитель директора Директор школы

по УВР МБОУООШ п. Новый МБОУООШ п.Новый

_____________Якименко Е.А. ___________Козырев Е.В.

«_28_» ___августа__2019 г Приказ № 125-О

. от «28» августа 2019г.







Программа внеурочной деятельности «Юный краевед»

(5-6 класс)





Автор: Козырева Н.В.,

учитель географии

МБОУ ООШ п. Новый





П. Новый 2019 г.




Пояснительная записка


Любовь к родному краю, знание его истории – основа,

на которой только и может осуществляться рост

духовной культуры всего общества.

Д.С. Лихачев


Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и  воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Программа внеурочной деятельности выполняет познавательную, развивающую и практико-ориентирующую функции, призвана помочь увязать краеведческие  знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» предназначена для учащихся 5-6 класса. Данная программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю).

Цель: Сформировать целостное представление о малой Родине – Томской области на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.

Задачи программы:

  1. Сформировать целостное представление об особенностях природы, населения Томской области.

2.    Овладеть умениями ориентироваться на территории Томской области; использовать географическую карту, статистические материалы, применять географические, экономические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений происходящих на территории Томской области.

3.   Развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды Томской области.

4.    Воспитать любовь к своей местности, своему региону, экологической культуре, бережному отношению к окружающей среде.

5.    Научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды Томской области и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на территории области; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Основные формы и методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, необходимо использовать такие формы проведения занятий как  исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.   Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.



Планируемые результаты

Личностным результатом обучения географическому краеведению, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Томской области:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Томской области). Представление о Томской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Метапредметными результатами изучения курса «Юный краевед» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Предметными результатами изучения курса «Юный краевед» являются следующие умения:

– понимать роль различных источников краеведческой информации;

– знать особенности природы, населения Томской области:

– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами Томской области;

– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Томской области;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

– определять на карте местоположение объектов в Томской области;

– работать со статистическими данными;

– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Томской области.





Содержание программы (34)

Тема 1. Томская область на карте России. История заселения и изучения Томской области. (7 ч.)

Географическое положение Томской области. Вид из космоса. Крайние точки и их координаты. Сим­волы Томской области. История заселения и изучения родного каря. Выдающиеся личности Томской области. Исторические места Томской области. Города Томской области.

Тема 2. Рельеф и минеральные богатства Томской области (3 ч.)

Особенности рельефа и история его формирования. Образование полезных ископаемых. Особенности размещения полезных ископаемых на территории области. Освоение природных богатств.

Практические работы: 1.Нанесение на карту основных форм рельефа. 2.Изображение на карте основных месторождений полез­ных ископаемых области.

Тема 3. Климат Томской области (4 ч.)

Наблюдения за погодой. Метеорологические станции. Климатообразующие факторы. Характеристика климата. Времена года. Народные приметы. Опасные явления погоды.

Практические работы:

1. Дневник погоды. 2. Определение по климатической карте среднегодовых температур января и июля в вашей местности, абсолютного минимума и максимума температуры, среднегодового количества осадков и направления ветра. 3. По фенологической карте атласа определите безморозный период, период устойчивого снежного покрова вашей местности.

Тема 4. Водные ресурсы Томской области (3 ч.)

Реки и озера Томской области. Подземные воды. Их использование челове­ком. Рациональное водопользование.

Практические работы:1. Изображение на карте крупных рек, озер. 2. Характеристика реки, протекающей в Томской области.

Тема 5. Почвы (2 ч.)

Условия формирования почв. Основные типы почв на территории Томской области. Охрана почв.

Тема 6. Растительный и животный мир Томской области (9 ч.)

Растительный мир. Лекарственные травы Томской области. Грибы Томской области. Животный мир. Редкие и исчезающие растения и животные Томской области. Красная книга Томской области. Особо охраняемые территории Томской области.

Тема 7. Население и народы Томской области (4 ч.).

Население и народы, проживающие на территории Томска. Традиции и культура. Народные промыслы. Экскурсия в краеведческий музей, школьные музеи.

Итоговое занятие (1). Игра-квест «Путешествие по Томской области» (1 ч.)



Календарно-тематическое планирование



Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения


Томская область на карте России. История заселения и изучения Томской области.

7 часов


1

Особенности географического положения.

1 ч.


2

История заселения и изучения родного каря.

1 ч.


3

Выдающиеся личности Томской области.

2 ч.


4

Исторические места Томской области.

2 ч.


5

Города Томской области.

1 ч.



Рельеф и минеральные богатства Томской области.

3 часа


6

Особенности рельефа Томской области.

1 ч.


7

Минеральные ресурсы.

1 ч.


8

Практикум «Основные формы рельефа и важнейшие месторождения полезных ископаемых»

1 ч.



Климат Томской области.

4 часа


9

Характеристика климата.

1 ч.


10

Сезоны года.

1 ч.


11

Опасные явления погоды.

1 ч.


12

Практикум «Наблюдение за погодой». Дневник погоды.

1ч.



Водные ресурсы Томской области.

3 часа


13

Реки, озера, болота.

1 ч.


14

Практикум «Характеристика крупнейших рек и озёр области ».

1 ч.


15

Водные ресурсы и их охрана.

1 ч.



Почвы

2 часа


16

Основные типы почв на территории Томской области.

1 ч.


17

Охрана почв.

1 ч.



Растительный и животный мир Томской области.

9 часов


18

Растительный мир.

1 ч.


19

Лекарственные травы Томской области.

1 ч.


20

Грибы Томской области.

1 ч.


21

Животный мир.

1 ч.


22

Редкие и исчезающие растения и животные Томской области. Красная книга Томской области.

2 ч.


23

Особо охраняемые территории Томской области.

2 ч.


24

Медиа-игра «Животный и растительный мир Томской области».

1 ч.



Население и народы Томской области.

4 часа


25

Народы, проживающие на территории Томска. Традиции и культура.

2 ч.


26

Народные промыслы.

1 ч.


27

Экскурсия в краеведческий музей

1 ч.



Итоговое занятие

1 час


28

Игра-квест «Путешествие по Томской области»

1 ч.





Используемые источники информации.

Учебно-теоретические материалы:

Евсеева Н.С. География Томской области. (Природные условия и ресурсы.). – Томск: Изд-во ТГУ, 2001. – 223 с. (К)

Евсеева Н.С., Окишева Л.Н. География Томской области. Часть I. 2-е изд.: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений / Под ред. докт. геогр. наук П.А. Окишева. – Томск: Изд-во НТЛ, 2002. – 152 с. (К)

Иоганзен Б.Г. Природа Томской области. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1971. 175 с. (Д)


Учебно-справочные материалы:

Бабенко А.С. Насекомые Томской области. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2010. – 80 с. (Д)

Гашков С.И., Кудашова Н.Н. Грибы Томской области. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2013. – 120 с. (Д)

Красная книга Томской области. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2013. – 504 с. (П)

Олонов Н.А., Олонова М.В. Растения Томской области. Деревья, кустарники, кустарнички. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2012. – 64 с. (Д)

Олонов Н.А., Олонова М.В. Растения Томской области. Пора цветения. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2012. – 80 с. (Д)

Парначёв В.П., Архипов А.Л. Минералы Томской области. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2012. – 84 с. (Д)

Птицы Томской области / Под ред. А.М. Адама. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2009. – 96 с. (Д)

Сиротин В.В., Бабенко А.С., Олонов Н.А., Олонова М.В. Рыбы и другие обитатели водоёмов Томской области. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2012. – 112 с. (Д)


Учебно-наглядные материалы:

Природа Томской области через объектив фотокамеры: Фотоальбом. – Томск: Аграф-Пресс, 2013. – 120 с. (П)

Семь чудес природы Томской области и другие достопримечательности природы: Фотоальбом. – Томск: Изд-во ТГУ, 2013. – 90 с. (П)

365 дней в Томской области (документальный фильм). – Томск: студия Крупным планом, 2013. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). (Д)



Интернет- ресурсы:

  1. http://kraeved.lib.tomsk.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!