СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед" составлена для  учащихся 6-10 классов по краеведению.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"»



муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Пановская средняя школа




Принято Согласовано Утверждено

Решением педагогического

совета МКОУ Пановской СШ с Управляющим Советом

МКОУ Пановской СШ Директор МКОУ Пановской СШ /

Протокол № ____от

_________/ Макаров Н.А.

Протокол № от


« »___ __ 2019г « » 2019 г. Приказ №___ от « » 2019г.








ПРОГРАММА


внеурочной деятельности «Юный краевед»

направление: духовно-нравственное

для 6 -10 классов






Составитель:

Кирсанова Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МКОУ Пановской СШ







2019 - 2020 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А. Тимофеева и др.,Москва, «Просвещение»(2010) и в соответствии с образовательной программой МКОУ Пановской средней школы. Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 6 -10 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – Палехскому району, селам Курилиха, Паново, Сакулино, Пеньки Ивановской области. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - обобщение работы по краеведению, проводимой в Пановской средней школе.

Основной целью программы кружка «Юный краевед» является формирование активной гражданской позиции учащихся. Программа предназначена для проведения внешкольной работы в общеобразовательной школе.

Программа рассчитана на учащихся 6 - 10 классов, реализуется в течение года по 1 часу в неделю. Итого – 34 часа.

Цели программы:

  • Воспитание активной гражданской позиции талантливых детей.

  • Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Ивановской области, п.Палех, сел и деревень Палехского района

  • сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы:

  • Изучение прошлого и настоящего Палехского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе и селах.

  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о районе.

  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

  • Активизация поисковой деятельности учащихся.

  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.

  • Пополнение фондов школьного музея работами учащихся по краеведению.

Основные направления: Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: внеурочное (занятие в краеведческом кружке), внешкольное (посещение музеев, экскурсии).

Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.

  • Конференции.

  • Занятия (лекции, семинары)

  • Работа с документами.

  • Исследовательская деятельность

  • Создание презентаций, выставок.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Механизм реализации программы кружка:

  • организация экскурсий в краеведческие музеи области и района, школьный музей, сельскую библиотеку;

  • пешие экскурсии по селам;

  • посещение концертов фольклорных коллективов;

  • сбор материала;

  • оформление материалов экспедиции;

  • оформление стендов для школьного музея;

  • участие в краеведческих конкурсах;

  • приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии, во внешкольной работе;

Формы реализации программы кружка.

  • Проведение выставок

  • Проведение экскурсий

  • Участие в районных и областных краеведческих конкурсах.

  • Выступления на краеведческих конференциях района и области

Планируемые результаты

  • развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю;

  • через знания по истории и культуре родного края формирование личности патриота и гражданина своей страны;

  • приобретение знаний по истории и культуре родного края

Требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся по окончанию реализации программы:



Что должен знать:

- площадь, конфигурацию и административное деление Палехского района;

- особенности экономико-географического положения района;

- основные формы рельефа, тип климата, воды, виды растений и животных своего района;

- природную зону, в которой расположен район;

- - виды природных ресурсов и экологические проблемы района;

- ведущие отрасли хозяйства и предприятия;

- основные транспортные магистрали;

- основные этапы заселения и хозяйственного освоения территории района;

- свою родословную, составление генеалогического дерева семьи;

- происхождение названия сел и поселков Палехского района, городов, рек, на которых они расположены;

- знать о вкладе земляков в Российскую науку, образование, культуру.

- знать биографические данные наших земляков (героев, военнослужащих), воспитывать на данных примерах обучающихся.


Что должен уметь:

- анализировать, вдумчиво читать, уметь вести диалог,

- работать с архивными документами, экспонатами музея,

- собирать краеведческий материал,

- работать в архивах, посылать запросы в музеи и архивы,

- приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.

- оформлять краеведческий материал (запись воспоминаний, отчеты об экскурсиях, составление презентаций, оформление стендов и экспозиций)



– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента.


Содержание программы занятий кружка «Юный краевед»


Введение

Краеведение – наука о родном крае. Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, видеофильмы, кинофильмы). Ознакомление с ресурсами школьного музея. Археология и краеведение. Экология и краеведение.

Край, в котором я живу

Ивановская область на карте России. Палехский район на карте Ивановской области. Наши сёла на карте Палехского района.

Природа Палехского района: рельеф, полезные ископаемые, климат, водные ресурсы, растения и животные. Лекарственные травы моего региона.

Топонимика. Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев. Легенды, рассказы.

Палехская земля в литературе, живописи, музыке. Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Фольклор.

Встреча с известными земляками (поэтами, художниками, певцами)

Экскурсия в музей с.Сакулино. Создание презентации «Край, в котором я живу»

Родная школа. Её история и традиции

История Пановской средней школы. Гордость нашей школы – выпускники (медалисты).Выпускники - уважаемые люди района.

История восьмилетней школы в селе Курилиха.

Учителя – ветераны педагогического труда.

Подготовка исследовательской работы для участия в районных и областных краеведческих конференциях.

Подготовка докладчиков. Создание презентации для выступления.

История возникновения школьного музея МКОУ Пановской средней школы

Работа в музее, подготовка выставок, оформление экспозиций музея. Подготовка экскурсоводов.

Организация экскурсий для учащихся школы, учителей, родителей, гостей.


Моё село: прошлое, настоящее, перспективы развития

Пановское поселение. Административное устройство. Население.

Возникновение, становление и развитие деревни Паново

Встреча с заслуженными работниками сельского хозяйства

Возникновение, становление и развитие села Сакулино

Возникновение, становление и развитие деревни Пеньки

История строительства церкви в с.Сакулино и часовни в д.Пеньки.

Экскурсия в краеведческий музей г.Шуя

Героическое прошлое родного края

Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.

Мемориал Славы

Дети войны. Встреча с ветеранами войны и тружениками тыла

Награда в твоем доме.

Наши земляки - участники военных действий в Афганистане и «горячих точках».

Экскурсия в краеведческий музей п.Лух

Мой дом. Родословная семья

Имя и фамилия. Что они означают. История происхождения моей фамилии.

Самые распространенные фамилии поселения. Исследовательская работа.

О чем рассказали фотографии из старого альбома. Построение генеалогического древа. Создание родословной своей семьи.

Реликвии моей семьи. Работа по созданию семейного архива.

Экскурсии в краеведческий музей п.Мыт

Итоговое занятие кружка. Конкурс знатоков родного края. Составление презентации о работе кружка за год.



Содержание учебного курса. Тематическое планирование.


Введение. Понятие «краеведение»


  1. Край, в котором я живу.

  1. Родная школа. Её история и традиции.

  1. Мое село: прошлое, настоящее, перспективы развития.


  1. Героическое прошлое родного края.


  1. Мой дом. Родословная семьи.


  1. Итого:

34 часа



Экскурсионная карта


Объект посещения

местонахождение

Дата

примечание

Пред.

Факт.

1

Краеведческий музей с.Сакулино

Краеведческий музей Пановской средней школы

с.Сакулино Палехского района


д.Паново Палехского района МКОУ Пановская СШ

Сентябрь-

октябрь


наличие транспорта

2

Музеи п.Палех

п.Палех

Ноябрь-декабрь


наличие транспорта

3

Краеведческий музей г.Шуя

г.Шуя Ивановской области

Январь-февраль


наличие транспорта

4.

Краеведческий музей п. Лух

п.Лух Лухский район

Март-апрель


наличие транспорта

5.

Краеведческий музей п.Мыт

п.Мыт Верхнеландеховский район

Май-июнь


наличие транспорта









Ресурсное обеспечение:


- Материалы краеведческого музея МКОУ Пановской СШ


- Презентации:

1.По дудинским местам

2.Палех

3.По Сакулинским местам

4.Чувство малой родины. Е.Н.Некрасова

5.А.Д.Новиков

6.О чем рассказал солдатский дневник

7.Электронные версии сборников и брошюр о родном крае.

8. Школьный краеведческий музей с.Сакулино

9. «От слова воля – мы Вольновы» (о знаменитом земляке Ю.А.Вольнове)


- Интернет – ресурсы:

  • http://podvig-naroda.ru/

  • http://obd-memorial.ru/html/comments.htm

  • http://elibrary.sgu.ru/djvu/s.html



Список литературы:


  1. Баделин В. И. Люди и легенды Верхневолжья. Ярославль, 1990.

  2. Краеведческие записки. Выпуск 1. Иваново, 1990.

  3. Куприяновский П.В. О литературе и писателях Ивановского края // Писатели земли Ивановской. Ярославль, 1988.

  4. Куприяновский П.В. Корни сплелись... (Бальмонт и Цветаева) // Фольклор и литература Ивановского края: Статьи, публикации, материалы: Вып. 1. - Иваново: ИвГУ, 1994

  5. Литературное краеведение: Фольклор и литература земли Ивановской в дооктябрьский период: Учебное пособие / Сост. И.А. Хромова и П.М. Тамаев. – Иваново, 1991. – 124 с.

  6. Литературное краеведение: Метод. рекомендации. – Иваново, 2000.

  7. Моя Родина – Ивановский край. Иваново, 2005

  8. Писатели текстильного края. Иваново, 1953.

  9. Писатели земли Ивановской: Библиографический справочник. Ярославль 1988.

  10. Романов А.Ю. «Ты благородней и выше других…»: А. Чехов и К. Бальмонт (К истории взаимоотношений) // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века. Выпуск №6. Иваново, 2004.











Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Юный краевед».


п/п


Наименование тем и разделов

Количество часов

всего

Теория

Практ.

план

факт

Введение (2ч)


1

Краеведение – наука о родном крае. Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, видеофильмы, кинофильмы).

1

теория



2

Ознакомление с ресурсами школьного музея. Археология и краеведение. Экология и краеведение

1

Практ.



Край, в котором я живу (6ч)

3

Ивановская область на карте России. Палехский район на карте Ивановской области. Наши сёла на карте Палехского района.

1

теория



4

Природа Палехского района: рельеф, полезные ископаемые, климат, водные ресурсы, растения и животные. Лекарственные травы моего региона.

1

Практ.



5

Топонимика. Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев. Легенды, рассказы.

1

Практ.



6

Палехская земля в литературе, живописи, музыке. Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Фольклор.

1

теория



7

Встреча с известными земляками (поэтами, художниками, певцами)

1

Практ.



8

Экскурсия в музей с.Сакулино. Создание презентации «Край, в котором я живу»

1

Практ.



Родная школа. Её история и традиции (9ч)

9

История Пановской средней школы. Гордость нашей школы – выпускники - медалисты. Выпускники - уважаемые люди района.

1

теория



10

История восьмилетней школы в селе Курилиха. Учителя – ветераны педагогического труда.

1

теория



11

Подготовка исследовательской работы для участия в районных и областных краеведческих конференциях.

1

Практ.



12

Подготовка докладчиков. Создание презентации для выступления.

1

Практ.



13

История возникновения школьного музея МКОУ Пановской средней школы

1

теория



14

Работа в музее, подготовка выставок, оформление экспозиций музея. Подготовка экскурсоводов.

1

теория



15

Организация экскурсий для учащихся школы, учителей, родителей, гостей.

1

теория



16

Организация экскурсий для учащихся школы, учителей, родителей, гостей.

1

Практ.



Мое село: прошлое, настоящее, перспективы развития (6ч)

17

Пановское поселение. Административное устройство. Население.

1

теория



18

Возникновение, становление и развитие деревни Паново

1

Практ.



19

Встреча с заслуженными работниками сельского хозяйства

1

теория



20

Возникновение, становление и развитие села Сакулино

1

Практ.



21

Возникновение, становление и развитие деревни Пеньки

1

Практ.



22

История строительства церкви в с.Сакулино и часовни в д.Пеньки.


теория



23

Экскурсия в краеведческий музей г.Шуя


Практ.



Героическое прошлое родного края (5ч)


24

Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Мемориал Славы

1

теория



25

Дети войны. Встреча с ветеранами войны и тружениками тыла

1

Практ.



26

Награда в твоем доме.

1

теория



27

Наши земляки - участники военных действий в Афганистане и горячих точках.

1

Практ.



28

Экскурсия в краеведческий музей п.Лух

1

Практ.



Мой дом. Родословная семьи (6ч)

29

Имя и фамилия. Что они означают. История происхождения моей фамилии.

1

теория



30

Самые распространенные фамилии поселения. Исследовательская работа.

1

Практ.



31

О чем рассказали фотографии из старого альбома. Построение генеалогического древа. Создание родословной своей семьи.

1

Практ.



32

Реликвии моей семьи. Работа по созданию семейного архива.

1

Практ.



33

Экскурсия в краеведческий музей п.Мыт

1

Практ.



34

Итоговое занятие кружка. Конкурс знатоков родного края. Составление презентации о работе кружка за год.

1

теория




ИТОГО:

34


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!