муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Пановская средняя школа
Принято Согласовано Утверждено
Решением педагогического
совета МКОУ Пановской СШ с Управляющим Советом
МКОУ Пановской СШ Директор МКОУ Пановской СШ /
Протокол № ____от
_________/ Макаров Н.А.
Протокол № от
« »___ __ 2019г « » 2019 г. Приказ №___ от « » 2019г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Юный краевед»
направление: духовно-нравственное
для 6 -10 классов
Составитель:
Кирсанова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МКОУ Пановской СШ
2019 - 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А. Тимофеева и др.,Москва, «Просвещение»(2010) и в соответствии с образовательной программой МКОУ Пановской средней школы. Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 6 -10 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – Палехскому району, селам Курилиха, Паново, Сакулино, Пеньки Ивановской области. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - обобщение работы по краеведению, проводимой в Пановской средней школе.
Основной целью программы кружка «Юный краевед» является формирование активной гражданской позиции учащихся. Программа предназначена для проведения внешкольной работы в общеобразовательной школе.
Программа рассчитана на учащихся 6 - 10 классов, реализуется в течение года по 1 часу в неделю. Итого – 34 часа.
Цели программы:
Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Ивановской области, п.Палех, сел и деревень Палехского района
сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
Изучение прошлого и настоящего Палехского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе и селах.
Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о районе.
Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
Активизация поисковой деятельности учащихся.
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
Пополнение фондов школьного музея работами учащихся по краеведению.
Основные направления: Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: внеурочное (занятие в краеведческом кружке), внешкольное (посещение музеев, экскурсии).
Формы проведения занятий:
Экскурсия.
Конференции.
Занятия (лекции, семинары)
Работа с документами.
Исследовательская деятельность
Создание презентаций, выставок.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Механизм реализации программы кружка:
организация экскурсий в краеведческие музеи области и района, школьный музей, сельскую библиотеку;
пешие экскурсии по селам;
посещение концертов фольклорных коллективов;
сбор материала;
оформление материалов экспедиции;
оформление стендов для школьного музея;
участие в краеведческих конкурсах;
приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии, во внешкольной работе;
Формы реализации программы кружка.
Проведение выставок
Проведение экскурсий
Участие в районных и областных краеведческих конкурсах.
Выступления на краеведческих конференциях района и области
Планируемые результаты
развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю;
через знания по истории и культуре родного края формирование личности патриота и гражданина своей страны;
приобретение знаний по истории и культуре родного края
Требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся по окончанию реализации программы:
Что должен знать:
- площадь, конфигурацию и административное деление Палехского района;
- особенности экономико-географического положения района;
- основные формы рельефа, тип климата, воды, виды растений и животных своего района;
- природную зону, в которой расположен район;
- - виды природных ресурсов и экологические проблемы района;
- ведущие отрасли хозяйства и предприятия;
- основные транспортные магистрали;
- основные этапы заселения и хозяйственного освоения территории района;
- свою родословную, составление генеалогического дерева семьи;
- происхождение названия сел и поселков Палехского района, городов, рек, на которых они расположены;
- знать о вкладе земляков в Российскую науку, образование, культуру.
- знать биографические данные наших земляков (героев, военнослужащих), воспитывать на данных примерах обучающихся.
Что должен уметь:
- анализировать, вдумчиво читать, уметь вести диалог,
- работать с архивными документами, экспонатами музея,
- собирать краеведческий материал,
- работать в архивах, посылать запросы в музеи и архивы,
- приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
- оформлять краеведческий материал (запись воспоминаний, отчеты об экскурсиях, составление презентаций, оформление стендов и экспозиций)
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
Содержание программы занятий кружка «Юный краевед»
Введение Краеведение – наука о родном крае. Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, видеофильмы, кинофильмы). Ознакомление с ресурсами школьного музея. Археология и краеведение. Экология и краеведение. |
Край, в котором я живу
Ивановская область на карте России. Палехский район на карте Ивановской области. Наши сёла на карте Палехского района.
Природа Палехского района: рельеф, полезные ископаемые, климат, водные ресурсы, растения и животные. Лекарственные травы моего региона.
Топонимика. Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев. Легенды, рассказы.
Палехская земля в литературе, живописи, музыке. Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Фольклор.
Встреча с известными земляками (поэтами, художниками, певцами)
Экскурсия в музей с.Сакулино. Создание презентации «Край, в котором я живу»
Родная школа. Её история и традиции
История Пановской средней школы. Гордость нашей школы – выпускники (медалисты).Выпускники - уважаемые люди района. История восьмилетней школы в селе Курилиха. Учителя – ветераны педагогического труда. Подготовка исследовательской работы для участия в районных и областных краеведческих конференциях. Подготовка докладчиков. Создание презентации для выступления. История возникновения школьного музея МКОУ Пановской средней школы Работа в музее, подготовка выставок, оформление экспозиций музея. Подготовка экскурсоводов. Организация экскурсий для учащихся школы, учителей, родителей, гостей. |
Моё село: прошлое, настоящее, перспективы развития
Пановское поселение. Административное устройство. Население.
Возникновение, становление и развитие деревни Паново
Встреча с заслуженными работниками сельского хозяйства
Возникновение, становление и развитие села Сакулино
Возникновение, становление и развитие деревни Пеньки
История строительства церкви в с.Сакулино и часовни в д.Пеньки.
Экскурсия в краеведческий музей г.Шуя
Героическое прошлое родного края
Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.
Мемориал Славы
Дети войны. Встреча с ветеранами войны и тружениками тыла
Награда в твоем доме.
Наши земляки - участники военных действий в Афганистане и «горячих точках».
Экскурсия в краеведческий музей п.Лух
Мой дом. Родословная семья
Имя и фамилия. Что они означают. История происхождения моей фамилии.
Самые распространенные фамилии поселения. Исследовательская работа.
О чем рассказали фотографии из старого альбома. Построение генеалогического древа. Создание родословной своей семьи.
Реликвии моей семьи. Работа по созданию семейного архива.
Экскурсии в краеведческий музей п.Мыт
Итоговое занятие кружка. Конкурс знатоков родного края. Составление презентации о работе кружка за год.
Содержание учебного курса. Тематическое планирование. Введение. Понятие «краеведение» | 2ч | Край, в котором я живу. | 6ч | Родная школа. Её история и традиции. | 9ч | Мое село: прошлое, настоящее, перспективы развития. | 6ч | Героическое прошлое родного края. | 5ч | Мой дом. Родословная семьи. | 6ч | Итого: | 34 часа | |
Экскурсионная карта
№ | Объект посещения | местонахождение | Дата | примечание |
Пред. | Факт. |
1 | Краеведческий музей с.Сакулино Краеведческий музей Пановской средней школы | с.Сакулино Палехского района д.Паново Палехского района МКОУ Пановская СШ | Сентябрь- октябрь | | наличие транспорта |
2 | Музеи п.Палех | п.Палех | Ноябрь-декабрь | | наличие транспорта |
3 | Краеведческий музей г.Шуя | г.Шуя Ивановской области | Январь-февраль | | наличие транспорта |
4. | Краеведческий музей п. Лух | п.Лух Лухский район | Март-апрель | | наличие транспорта |
5. | Краеведческий музей п.Мыт | п.Мыт Верхнеландеховский район | Май-июнь | | наличие транспорта |
Ресурсное обеспечение:
- Материалы краеведческого музея МКОУ Пановской СШ
- Презентации:
1.По дудинским местам
2.Палех
3.По Сакулинским местам
4.Чувство малой родины. Е.Н.Некрасова
5.А.Д.Новиков
6.О чем рассказал солдатский дневник
7.Электронные версии сборников и брошюр о родном крае.
8. Школьный краеведческий музей с.Сакулино
9. «От слова воля – мы Вольновы» (о знаменитом земляке Ю.А.Вольнове)
- Интернет – ресурсы:
http://podvig-naroda.ru/
http://obd-memorial.ru/html/comments.htm
http://elibrary.sgu.ru/djvu/s.html
Список литературы:
Баделин В. И. Люди и легенды Верхневолжья. Ярославль, 1990.
Краеведческие записки. Выпуск 1. Иваново, 1990.
Куприяновский П.В. О литературе и писателях Ивановского края // Писатели земли Ивановской. Ярославль, 1988.
Куприяновский П.В. Корни сплелись... (Бальмонт и Цветаева) // Фольклор и литература Ивановского края: Статьи, публикации, материалы: Вып. 1. - Иваново: ИвГУ, 1994
Литературное краеведение: Фольклор и литература земли Ивановской в дооктябрьский период: Учебное пособие / Сост. И.А. Хромова и П.М. Тамаев. – Иваново, 1991. – 124 с.
Литературное краеведение: Метод. рекомендации. – Иваново, 2000.
Моя Родина – Ивановский край. Иваново, 2005
Писатели текстильного края. Иваново, 1953.
Писатели земли Ивановской: Библиографический справочник. Ярославль 1988.
Романов А.Ю. «Ты благородней и выше других…»: А. Чехов и К. Бальмонт (К истории взаимоотношений) // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века. Выпуск №6. Иваново, 2004.
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Юный краевед».
№ п/п | Наименование тем и разделов | Количество часов |
всего | Теория Практ. | план | факт |
Введение (2ч) |
1 | Краеведение – наука о родном крае. Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, видеофильмы, кинофильмы). | 1 | теория | | |
2 | Ознакомление с ресурсами школьного музея. Археология и краеведение. Экология и краеведение | 1 | Практ. | | |
Край, в котором я живу (6ч) |
3 | Ивановская область на карте России. Палехский район на карте Ивановской области. Наши сёла на карте Палехского района. | 1 | теория | | |
4 | Природа Палехского района: рельеф, полезные ископаемые, климат, водные ресурсы, растения и животные. Лекарственные травы моего региона. | 1 | Практ. | | |
5 | Топонимика. Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев. Легенды, рассказы. | 1 | Практ. | | |
6 | Палехская земля в литературе, живописи, музыке. Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Фольклор. | 1 | теория | | |
7 | Встреча с известными земляками (поэтами, художниками, певцами) | 1 | Практ. | | |
8 | Экскурсия в музей с.Сакулино. Создание презентации «Край, в котором я живу» | 1 | Практ. | | |
Родная школа. Её история и традиции (9ч) |
9 | История Пановской средней школы. Гордость нашей школы – выпускники - медалисты. Выпускники - уважаемые люди района. | 1 | теория | | |
10 | История восьмилетней школы в селе Курилиха. Учителя – ветераны педагогического труда. | 1 | теория | | |
11 | Подготовка исследовательской работы для участия в районных и областных краеведческих конференциях. | 1 | Практ. | | |
12 | Подготовка докладчиков. Создание презентации для выступления. | 1 | Практ. | | |
13 | История возникновения школьного музея МКОУ Пановской средней школы | 1 | теория | | |
14 | Работа в музее, подготовка выставок, оформление экспозиций музея. Подготовка экскурсоводов. | 1 | теория | | |
15 | Организация экскурсий для учащихся школы, учителей, родителей, гостей. | 1 | теория | | |
16 | Организация экскурсий для учащихся школы, учителей, родителей, гостей. | 1 | Практ. | | |
Мое село: прошлое, настоящее, перспективы развития (6ч) |
17 | Пановское поселение. Административное устройство. Население. | 1 | теория | | |
18 | Возникновение, становление и развитие деревни Паново | 1 | Практ. | | |
19 | Встреча с заслуженными работниками сельского хозяйства | 1 | теория | | |
20 | Возникновение, становление и развитие села Сакулино | 1 | Практ. | | |
21 | Возникновение, становление и развитие деревни Пеньки | 1 | Практ. | | |
22 | История строительства церкви в с.Сакулино и часовни в д.Пеньки. | | теория | | |
23 | Экскурсия в краеведческий музей г.Шуя | | Практ. | | |
Героическое прошлое родного края (5ч) |
24 | Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Мемориал Славы | 1 | теория | | |
25 | Дети войны. Встреча с ветеранами войны и тружениками тыла | 1 | Практ. | | |
26 | Награда в твоем доме. | 1 | теория | | |
27 | Наши земляки - участники военных действий в Афганистане и горячих точках. | 1 | Практ. | | |
28 | Экскурсия в краеведческий музей п.Лух | 1 | Практ. | | |
Мой дом. Родословная семьи (6ч) |
29 | Имя и фамилия. Что они означают. История происхождения моей фамилии. | 1 | теория | | |
30 | Самые распространенные фамилии поселения. Исследовательская работа. | 1 | Практ. | | |
31 | О чем рассказали фотографии из старого альбома. Построение генеалогического древа. Создание родословной своей семьи. | 1 | Практ. | | |
32 | Реликвии моей семьи. Работа по созданию семейного архива. | 1 | Практ. | | |
33 | Экскурсия в краеведческий музей п.Мыт | 1 | Практ. | | |
34 | Итоговое занятие кружка. Конкурс знатоков родного края. Составление презентации о работе кружка за год. | 1 | теория | | |
| ИТОГО: | 34 | | | |