Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Имянликулево
муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании ШМО На заседании пед.совета Зам.директора по УВР Директор школы:
_____/Муратова Ф.Р./ Протокол № 1 от 17.08.2021г ______/Давлетова Г.И./ ________/Муратова Г.Т./
Протокол №1 от 16.08.2021г 17.08.2021г Приказ №120 от 12.08.2021г
Рабочая программа
Внеурочной деятельности “Юные краеведы”.
Количество часов в неделю: 6 – 7 классы – 1 ч, в год – 34 ч.
Направление Краеведческое
Составитель: Муратова Фагимя Раиловна, учитель географии высшей квалификационной категории.
Составлено в соответствии с ФГОС ООО, приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010г №1897, с изменениями на 31.12.2015; ООП ООО МБОУ СОШ с.Имянликулево
Программа модифицирована на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2018г.
Срок реализации: 1 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание курса и УМК к нему направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Достижение предметных результатов обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально -ориентированных знаний о родном селе, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии.
Личностные результаты:
-воспитание патриотизма, любви к Родине,
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель Башкортостана);
-осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей;
-формирование нравственных представлений и этических чувств;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к учению и познанию;
-воспитание эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребёнка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;
-развитие коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и старшими в процессе учебной деятельности.
в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
-в познавательной (когнитивной) сфере — способность к познанию родного края, села; умение применять полученные знания в собственной деятельности;
-в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать свои умения для обустройства родного села.
Метапредметными результатами изучения курса «Юный краевед» являются:
-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
-осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
-умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры Башкирии в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
-обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим содержанием;
-формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами изучения предмета «Юный краевед» являются:
- усвоение сведений о своеобразие истории, культуры, природы родного края; (в пределах изученного); Общая характеристика учебного предмета;
- умение наблюдать, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;
- в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;
-в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;
- в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;
-в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Средством развития личностных результатов служит учебный материал предмета и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
-умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
-умение использовать знания для адаптации и созидательной деятельности;
-воспитание российской гражданской идентичности;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
-развитие коммуникативной компетентности;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни и основ экологической культуры.
В программе содержится система заданий, направленных на достижение метапредметных результатов обучения:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
-умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
-умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Содержание тематического планирования ( 6 классы, 34 часа)
Раздел I. «Моя родословная»
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год.
Понятие краеведение. Направления краеведения: историческое, географическое, биологическое, литературное и др. Цели, задачи. Предмет исследования. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».Наука генеалогия. Что означает твое имя, твоя фамилия. Практическая деятельность по составлению родословной: день рождения семьи. Где работают мои родители. Составление генеалогического древа семьи. История моей семьи (в фотографиях). Старая фотография рассказывает…. Фамилия – флаг семьи. Моя семья. Семейные традиции. Семейные гербы .Летопись семьи.
Конкурс исследовательских работ “История моей семьи – история моего народа
Составление герба своей семьи.
Раздел II. «Малая родина – моя деревня»
Раздел посвящен истории родного края. Источники сведений о прошлом школы. Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений. Сбор материала об учителях села. Сбор материала об учителях – ветеранах. Творческая работа «Любимый учитель».Достопримечательности села Имянликулево. Сбор материала о крестьянской утвари и пище. Презентация «Умельцы нашего села»
Раздел III. «Топонимика окрестностей села»
Названия окрестностей села (дороги, луга). Сбор названий окрестностей села. Составление карт села с названиями его окрестностей (полей). Творческая работа «Я рисую родной край!» (рисунки, зарисовки окружающей природы). Фотовыставка «Живи, родное село!».
Раздел 1V. Итоговое занятие. Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий. Достопримечательности села. Экскурсия.
Открытое мероприятие.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Раздел I. «Моя родословная» | 11 ч |
2 | Раздел II. «Малая родина – моя деревня» | 11 ч |
3 | Раздел III. «Топонимика окрестностей села» | 6 ч |
4 | Раздел 1V. Итоговое занятие. | 6 ч |
| ИТОГО | 34 ч |
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Юные краеведы»
№ п/п | Раздел и тема | Количество часов | Форма | План. неделя | Дата провед. | Примечание |
1 | Раздел 1. Моя родословная 1.Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | 1 | Беседа | 1 | | |
2-3 | Наука генеология | 2 | Лекция | 2-3 | | |
4 | Имя твое | 1 | Практическое занятие | 4 | | |
5 | Фамилия и флаг семьи | 1 | Творческая мастерская | 5 | | |
6 | Моя семья | 1 | Творческая работа | 6 | | |
7 | Семейные традиции | 1 | Практическое занятие | 7 | | |
8 | Семейные гербы | 1 | Творческая мастерская | 8 | | |
9 | Летопись семьи | 1 | Творческая мастерская | 9 | | |
10 | Летопись семьи | 1 | Творческая мастерская | 10 | | |
11 | История моей семьи-история моего народа | 1 | Практическое занятие | 11 | | |
12 | Раздел 2. Малая Родина-моя деревня. Моя школа –мой дом | 1 | Лекция. Практическое занятие | 12 | | |
13 | Моя школа-мой дом | 1 | Практическое занятие | 13 | | | |
14 | Учителя нашей школы | 1 | Творческое занятие | 14 | | | |
15 | Учителя нашей школы | 1 | Творческое занятие | 15 | | | |
16 | Учителя –ветераны | 1 | Беседа. Архив музея | 16 | | | |
17 | Учителя-ветераны | 1 | Беседа. Архив музея | 17 | | | |
18 | Крестьянская утварь и пища | 1 | Беседа. Экспонаты музея | 18 | | | |
19 | Умельцы нашего села | | Познавательная беседа | 19 | | | |
20 | Умельцы нашего села | 1 | Встреча с умельцами | 20 | | | |
21 | История школы | 1 | Беседа. Архив музея | 21 | | | |
22 | История школы | 1 | Беседа. Архив музея | 22 | | | |
23 | Раздел 3. Топонимика окрестностей села Названия окрестностей села (дороги, луга) | | Лекция. Архив музея | 23 | | | |
24 | Названия окрестностей села (дороги, луга) | 1 | Беседа | 24 | | | |
25 | Конкурс “картографов” | 1 | Творческая работа | 25 | | | |
26 | Творческая работа “Я рисую родной край!” | 1 | Творческая работа | 26 | | | |
27 | Творческая работа “Я рисую родной край!” | 1 | Творческая работа | 27 | | |
28 | Фотовыставка «Живи, родное село!». | 1 | Творческая работа | 28 | | |
29 | Раздел 4. Итоговое занятие Оформление и защита творческих работ | 1 | Творческая работа | 29 | | |
30 | Оформление и защита творческих работ | 1 | Творческая работа | 30 | | |
31 | Достопримечательности села. Экскурсия. | 1 | Экскурсия | 31 | | |
32 | Достопримечательности села. Экскурсия. | 1 | Экскурсия | 32 | | |
33 | Экологическая акция «родник» | 1 | Экскурсия | 33 | | |
34 | Экологическая акция «родник» | 1 | Экскурсия | 34 | | |
Итого 34 ч.