СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед" разработана в соавторстве с учителем Качугской СОШ № 1 Вернигора Е.Д., может быть предложена в качестве программы кружка для обучающихся 1-4 классов. Направлена на формирование краеведческих знаний для учеников Качугского района Иркутской области. Составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит подробное календарно-тематическое планирование на 4 года обучения.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"»

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Качугская средняя общеобразовательная школа №1




Рассмотрено

заседание МС

протокол №

от 2017г.


Утверждено

приказом по МКОУ КСОШ № 1

от 2017г.







Рабочая программа внеурочной деятельности

кружок «Юный краевед».

Направление развития личности школьника:

социально-краеведческое.

1 ч. в неделю.

Срок реализации 4 года.

Класс: 1-4.








Разработана:

Вернигора Е.Д.,

высшая квалификационная категория,

Пермяковой Н.С.,

учителями начальных классов









п. Качуг.


2016-2017 уч.г.


1.Пояснительная записка


Данная рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Кружок «Юный краевед» позволяет учащимся всесторонне изучить территорию своего края по разным источникам и на основе непосредственных наблюдений и исследований, понять научные закономерности его развития, перспективы.

Данная программа «Юный краевед» является авторской.

Краеведение является основой духовного и нравственного возрождения общества. Зародившись еще во времена М.В.Ломоносова, краеведение доказало свою жизненность и необходимость нашему обществу познания родного края. В советское время М.И.Калинин говорил, что патриотизм начинается с углубленного познания родного края.

Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в педагогическом процессе не новая. Методологической основой программы «Юный краевед» мы определили идеи гуманистической психологии и педагогики (А.Дистервег, Ш.А. Амонашвили, К.Д.Ушинского, Я.А.Коменского), концептуальные положения отечественных учёных-краеведов первой половины 20 в. (Н.П.Анциферов, С.И.Архангельский, С.В.Бахрушин, В.В.Богданов), известных педагогов, которые разрабатывали методику использования краеведческих знаний при обучении школьников ( Н.Ф.Бунаков, В.П.Вахтеров, Н.А.Корф).

2. Общая характеристика учебного курса

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников «Юный краевед» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по общеобразовательной программе и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

Актуальность программы обусловлена, согласно ФГОС НОО, приоритетом духовно-нравственного развития ребенка, одним из компонентов которого является приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности. Данный курс позволит обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные краеведческие знания; будет способствовать формированию целостной образовательной среды, социализации личности.

Основная идея программы – развитие, обучение и воспитание подрастающего человека через изучение своего края, через формирование культурной и исторической памяти.

Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время системно- деятельностный и личностный подходы.


Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Принцип духовности как основа приобретения ребенком общечеловеческих ценностей.

  • Принцип гуманизации, основанный на уважении к личности ребенка, создании благоприятных условий для развития его способностей.

  • Принцип социальной активности предполагает активное участие учеников в изучении и пропаганде знаний о крае, в социальных проектах и акциях, направленных на помощь своей малой родине.

  • Принцип научности предполагает четкое теоретическое обоснование объектов, явлений, процессов окружающей действительности.

  • Принцип историзма предусматривает изучение природы, населения и хозяйства края во взаимосвязи и в развитии, т.е. с исторических позиций.

  • Принцип комплексности вытекает из самого определения краеведения как комплекса научных дисциплин, разных по содержанию и частным методам исследования, ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края.

  • Принцип систематичности и последовательности, который вытекает как из поставленных перед краеведами целей и задач по изучению своего края, так и из особенностей изучаемых объектов, явлений, процессов.



3. Место предмета в учебном плане


Программа кружка «Юный краевед» реализуется в течение 4 лет, рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2, 3 и 4 классах (1ч. в неделю).

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к своей малой родине, в осознанном желании участвовать в преобразованиях своего края.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Семья как залог преемственности культурно-ценностных традиций.

Цель программы: создание условий для овладения краеведческой культурой, формирования творческого мышления учащихся.


Задачи программы:

- создавать активную творческую среду для изучения родного края;

- формировать краеведческие знания;

- способствовать осознанию учащимися своего единства с природой, родом, нацией, страной;

- формировать патриотические чувства к своей малой родине, государству.


5. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности:

Освоение курса «Юный краевед» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов:

  1. формирование чувства гордости за свою малую родину, народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  4. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов краеведческой учебной деятельности и формирование личностного смысла познания;

  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и духовных ценностях;

  6. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  7. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Изучение курса «Юный краевед» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального общего образования, таких как:

Личностные:

  1. понимание ребенком себя и своего места в изучении родного края;

  2. осознание ребенком значимости изучения краеведения;

  3. выбор учеником своих действий в условиях морального конфликта на основе нравственных норм.


Регулятивные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) формирование умения планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, корректировать дальнейшие действия;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные:

  1. осознание познавательной цели,

  2. использование различных способов принятия и поиска информации, ее сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации;

  3. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  4. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  5. овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, сравнения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, формулирование доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование;

  6. формулирование проблемы и создание алгоритма действий по ее решению.


Коммуникативные:

  1. готовность слушать и принимать мнение собеседника и вести диалог;

  2. корректно излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  3. умение самостоятельно изучать информационные источники;

  4. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  5. умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  6. осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  7. овладение первоначальными умениями оформления результатов познавательной деятельности, публичных выступлений и пропаганды;

  8. овладение первоначальными умениями социальной активности.

Предметные результаты:

В результате изучения курса «Юный краевед» обучающиеся должны

знать:

- природу Качугского района;

- населенные пункты, население и хозяйство Качугского района;

- историю Качугского района;

- выдающихся людей Качугского района.


уметь:

- работать с физической и политической картой Качугского района;

- проводить исследовательские и поисковые работы, пользоваться различными источниками краеведческой информации;

- систематизировать информацию о родном крае;

- представлять результаты краеведческой деятельности в различных формах.



Воспитательные результаты:

1 уровень:

понимать необходимость бережного отношения к природному, историческому, культурному наследию, сохранению исторической памяти;

2 уровень:

уметь сохранять значимую и ценную краеведческую информацию, производить ее осмысленное накопление с целью дальнейшей передачи в формальной и неформальной обстановке.

3 уровень:

применять полученные краеведческие знания и умения для посильного преобразования и развития родного края.



6. Содержание программы

1 класс

Задача первого года занятий – накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своей семье, поселке. Эстетической меркой является понятие красоты, любви, добра, бережное отношение к природе.

Разделы программы:

  1. Краеведение – наука о родном крае. Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края.

  2. Природы любимый уголок. Мой дом на карте. Места, где я играю и гуляю. Рельеф (холм, овраг, канава…) Любая погода хороша. Наблюдаем за погодой. Оборудование, условные знаки. Приметы моей бабушки. Моя любимая речка Лена. Река на карте. Река в жизни моей семьи. Мои наблюдения за рекой: ледостав, ледоход, паводок, наводнение. Правила поведения на воде. Что у меня под ногами (песок, глина, почва, камни). Какая почва у меня в огороде? Какие растения у меня в огороде, палисаднике, на улице? Мои наблюдения за растениями весной, летом, осенью, зимой. Животный мир вокруг меня. Каких животных я видел. Мои наблюдения за животными весной, летом, осенью, зимой. Правила поведения в лесу, парке. Добрые дела моей семьи.

  3. Это я, моя семья, соседи и знакомые. Члены моей семьи. Домашний адрес. Наши соседи, хорошие знакомые. Профессии членов семьи, место их работы. Трудовые достижения моей семьи. Подсобное хозяйство в моей семье. Знаменитые люди в моей семье. Отношение моей семьи к природе. Добрые дела моей семьи.

  4. Качуг родина моя. Название моего поселка. Символы. Моя улица. Мой детский сад. Моя школа. Какие предприятия в Качуге я знаю. Исторические места и памятники, которые я знаю. Как передвигаюсь по поселку я и мои друзья. Любимые места отдыха и развлечений в Качуге для меня, моей семьи, моих друзей. Добрые дела моей семьи.

  5. Добрая память моей семьи. История моей семьи на ленте времени. Интересные события в семье. О чем помнят мои бабушки и дедушки. О чем говорят старые фотографии моей семьи. Как сохраняют историю моих предков в семье (фото, альбом, летопись, архивы…) Добрые дела моей семьи.

  6. Духовные ценности моей семьи. Отношение к религии моей семьи. Праздники, традиции, обычаи, обряды в моей семье. Добрые дела моей семьи.

  7. Истоки творчества в моей семье. Любимые пословицы, поговорки, присказки, шутки в моей семье. Песни, которые мы поем. Любимые сказки. Любимые творческие увлечения в моей семье. Какими ремеслами владеют в моей семье. Добрые дела моей семьи.


2 класс

Задача второго года занятий – развивать интерес к изучению прошлого и настоящего своего поселка, приобщать к культуре Качуга, формировать первичные навыки социальной активности.

Разделы программы:


  1. Любимый Качуг над рекою Леной. План изучения поселка Качуг на учебный год.

  2. Природа Качуга.

Рельеф. Качуг на карте. Полевые исследования. Положительные формы рельефа (холмы, гряды). Отрицательные формы рельефа (котловины, ложбины, овраги, обвалы, канавы, оползни).

Климат. Работа метеорологической станции. Годовые диаграммы температуры, осадков, облачности. Календарь наблюдений. Сроки сельхозработ в поселке. Посевной календарь Восточной Сибири. Влияние рельефа на климат левобережья и правобережья Качуга.

Внутренние воды Качуга. Реки Лена, Анга, Качуг. Их характер, течение, питание. Уровень воды по сезонам. Толщина ледового покрова. Полыньи. Правила поведения на водоемах в летний, зимний, осенне-весенний период. Хозяйственное использование рек. Подземные воды. Болота на территории Качуга.

Растительный и животный мир окрестностей Качуга. Деревья, кустарники, травянистые растения леса, поля, поймы рек. Животные. Перелетные и зимующие птицы. Заготовка ягод, грибов, лекарственных трав, сена. Охотничий и рыболовный промысел.

Ландшафт. Любимые места жителей Качуга: Поповский луг, Пески, Макаровский луг, Заячья Падь.

Почва. Состав почвы. Почва плодородная и неплодородная.

Полезные ископаемые. Известняки, медь, глина, песок, слюда.

Наши добрые дела.


  1. Население и хозяйство Качуга. Численность населения поселка. Трудовые достижения жителей Качуга. Знатные люди Качуга. Отрасли народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство. Малые предприятия в сфере услуг и торговли. Лесозаготовительные предприятия. Личные подсобные хозяйства. Образование: школа № 1 и школа № 2, детские сады, филиал Балаганского ПУ-62. Медицина: ЦРБ. История Качуга. Качуг на древней карте. История возникновения Качуга. Заселение. Первые застройки. Занятия первых поселенцев. Дореволюционное прошлое поселка. Качуг в эпоху революции, гражданской войны. Великая Отечественная война, вклад наших земляков в победу.

Исторические памятники поселка. Бывший дом купца Соловьева. Дом купца Зуева. Мельничный комплекс. Штаб приленского командира Н.А. Каландарашвили. Памятник Каландарашвили. Памятник в честь 100-летия Ленского речного пароходства. Судоверфь. Памятник В.И. Ленина. Дом Ивана Чеботарева. Площадь Победы. Аллея боевой Славы.

Культура. Культурно-досуговые предприятия: детская художественная школа, детская музыкальная школа, дом детского творчества, районная библиотека, детская библиотека, парк культуры и отдыха, межпоселенческий центральный дом культуры им. С.Рычковой. Народный театр, ансамбли, танцевальные коллективы, клубы по интересам и т.д. Творчество жителей Качуга.

Наши добрые дела.


3 класс

Программа третьего года занятий имеет историческую направленность и нацелена на ознакомление с Качугским районом, его историческим наследием, воспитание чувства национального достоинства.

Разделы программы:


  1. Качугский район: страницы истории. Маршрутный лист изучения Качугского района на учебный год.

  2. Природа Качугского района.

Качугский район на карте. Физико-географическое положение. Рельеф.

Климат. Годовые диаграммы температуры, осадков, облачности. Дневник наблюдений. Сроки сельхозработ в районе.

Почва. Состав почвы. Виды почвы района. Почва плодородная и неплодородная.

Внутренние воды Качугского района. Реки Лена, Куленга, Манзурка, Анга, Тутура, Шевыкан, Шона, Чанчур, Гульма, Иней. Их характер, течение, питание. Режим хозяйственного использования рек. Озера Очауль, Берикуль, Тырка, Бутуй, Куницынское, Большое Тутурское. Подземные воды. Минеральные источники. Родники. Водопады.

Растительный и животный мир Качугского района. Байкало-Ленский заповедник. Охотничий заказник Магданский. Растения и животные Красной Книги. Экологическое состояние района.

Полезные ископаемые. Месторождения агрохимических ископаемых: торф, фосфориты, известняки, гипс, доломиты. Медь, каменная соль. Гравийно-галечные месторождения.


  1. История Качугского района. Население и хозяйство. История образования района. Качугский район на картах в разные исторические периоды. Административные единицы Качугского района.

Ангинское муниципальное образование. Анга, Рыкова, Мыс, Дурутуй, Загулан, Кузнецы,Тарай. Святитель Иннокентий Вениаминов. Классик русской историографии Афанасий Щапов. Археолог и историк А.П.Щапов. Чугуноплавительный и железоделательный завод купца Лапина (1739 г.)

Белоусовское муниципальное образование. Белоусово, Гогон, Житова, Ихинагуй, Магдан, Обхой, Тальма, Усть-Тальма, Хобанова, Шеметова. Могильники раннего неолита на р.Куленге.

Бирюльское муниципальное образование. Бирюлька, Косогол, Кукуй, Макрушина, Малая Тарель, Подкамень, Чемякина, Юшино. Бирюльский бунт 1641 г., центр приленского судостроения 16-17 в.

Большая Тарель. История строительства карбазов. Пещера Аргаракан.

Бутаковское муниципальное образование. Бутаково, Ацикяк, Большой Улун, Буредай, Шевыкан, Шеина, Щапова. Герой Советского Союза К.Г.Черепанов.

Верхоленское муниципальное образование. Верхоленск, Алексеевка, Большедворова, Челпанова, Хабардина, Толмачева, Картухай, Шишкина, Куницына, Ремизова, Тюменцева, Козлово. Герои ВОВ К.А.Пуляевский, В.П.Чижов. Вознесенский собор. Шишкинские и Тальминские писаницы.

Вершино-Тутурское муниципальное образование. Вершина Тутуры, Тырка, Чинонга. Охотничье-промысловое хозяйство родовых общин эвенков Качугского района.

Залогское муниципальное образование. Залог, Болото, Чанчур. Герой Советского Союза А.Тюрюмин. Почетный гражданин Качугского района Ю.З.Заводских. Памятник первопроходцам Байкала.

Заречное. Заречное, Копылова, Капцыгай.

Карлукское муниципальное образование. Карлук, Аргун.

Качугское муниципальное образование. Качуг, Краснояр, Малые Голы, Суханай Байбет, Большие Голы, Босогол, Исеть, Кистенева, Тимирязева, Сутай, Чептыхой, Лесной. Герой Советского Союза Р.С. Машков. Известный советский физик В.Е.Зуев.

Манзурское муниципальное образование. Манзурка, Зуево, Полосково. Якутский тракт. Первые сельхозартели. Стоянки железного века, могильники бронзового века. Герой социалистического труда И.К.Гозкин. Ссыльные В.Фрунзе, Ф.Н.Петров, В.М.Молотов, Ф.В.Гладков, В.Куйбышев.

Харбатовское муниципальное образование. Харбатово, Ново-Харбатово, Никилей, Корсукова, Литвинова, Хальск. Якутский тракт, станция по обмену лошадей. Гора Фрунзе.

  1. Наши земляки на полях сражений.

Гражданская война.

Великая Отечественная Война. Смоленская битва. Битва под Москвой. Под Ленинградом. Под Курском. Сталинградское сражение. Бои за Берлин. В Польше, Венгрии, Румынии.

Война с Японией.

Воины-герои наших дней.

  1. Коренные народы Качугского района. Тунгусы, эвенки, буряты, тофалары. Ламаисты, шаманисты. История народа. Жилища. Утварь. Одежда, традиционные народные костюмы. Традиционные занятия и орудия труда. Бурятские, эвенкийские, тунгусские сказки. Героический эпос бурят, эвенков, тунгусов. Шаманский гимн бурят. Обрядовая поэзия, песни, танцы.

  2. Творчество жителей Качугского района.

Фольклор. Сказки. Знаменитые сказочники района А.А.Дерягин, Р.Е.Шеметова. Е.Ананьев, М.Медведев. Мифологические рассказы. Легенды о пещере Аргаракан, Аэропортовской горе. Героический эпос. Исторические, лирические, свадебные, обрядовые песни.

Писатели, поэты, музыканты, художники мастера декоративно-прикладного искусства, ремесленники. Народный театр.




4 класс

Программа четвертого года занятий формирует развитие исследовательских и информационно-поисковых умений, осознание Российской идентичности.

Разделы программы:

  1. Основы поисково-исследовательской деятельности.

  2. По следам прошлого.

Племена, населявшие Качугский район. Курыкане. Монголы. Кидани. Тюрки. Образование единого бурятского этноса. Эхириты, булагаты, хоринцы, готолы, хогодоры, икинаты. Хозяйство, культура, религия.

Освоение Сибири и нашего края. Верхнеленский острог. Верхоленский уезд.

Население и хозяйство Верхоленского уезда. Общинное земледелие, мукомольное дело, кузнечное дело, судостроение, сплав.

Образование в Верхоленском уезде. Образование в дореволюционный период. Школы трехгодичного и пятигодичного обучения. Городское высшее начальное училище. Двухклассное училище. Приходское училище для обоих полов.

Церкви Верхнеленского уезда.

  1. Наш край глазами путешественников и исследователей.

История исследования природы нашего края. 1903 г. орнитолог Роберт Холл. Мини-исследование природно-территориального комплекса Качугского района.

Геологические экспедиции. Экспедиция П.Пянда 1620-1623 гг. Тобольская экспедиция 1633 г. 18 в. – экспедиция РАН. 19 в. – экспедиция Русского географического общества. Сбор и классификация полезных ископаемых.

Археологические открытия нашего края. Древние поселения. Пещерные памятники. Обследования городищ, могильников, погребений. Изучение петроглифов. Мини-археологическая экспедиция.

Этнографические научные экспедиции. Я – юный этнограф. Этнографические экспедиции в семьи с разными культурами и традициями.

Фольклорные экспедиции. Шастина Е.И. (60-е гг 20 в.), Азадовский М.К. (1915 г.) Сбор и обработка местного фольклорного материала.

  1. Знакомим с родным краем.

Основы музейного дела. Функции школьного музея. Фонды. Сбор музейных экспонатов, их описание. Учет и хранение краеведческих материалов.

Основы организации и проведения экскурсий. Виды экскурсий. Приемы подготовки к экскурсии. План изучения экскурсионного объекта. Мастерство экскурсовода.



  1. Учебно - тематический план


1 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов








Количество часов в неделю

1

1

Краеведение – наука о родном крае. Вводное занятие.

1

Количество часов в 1 четверти

9

2

Природы любимый уголок.

6

Количество часов во 2 четверти

6

3

Это я, моя семья, соседи и знакомые.

5

Количество часов в 3 четверти

10

4

Качуг – родина моя.

5

Количество часов в 4 четверти

8

5

Добрая память моей семьи.

5



6

Духовные ценности моей семьи.

4




7

Истоки творчества в моей семье.

6




8

Итоговое занятие.

1





Итого:

33











2 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов








Количество часов в неделю

1

1

Любимый Качуг над рекою Леной. Вводное занятие.

1

Количество часов в 1 четверти

9

2

Природа Качуга.


15

Количество часов во 2 четверти

6

3

Население и хозяйство Качуга.

17

Количество часов в 3 четверти

11

4

Итоговое занятие.

1

Количество часов в 4 четверти

8


Итого:

34




3 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов








Количество часов в неделю

1

1

Качугский район: страницы истории. Вводное занятие.

1

Количество часов в 1 четверти

9

2

Природа Качугского района.


8

Количество часов во 2 четверти

6

3

История Качугского района. Население и хозяйство.

10

Количество часов в 3 четверти

11

4

Наши земляки на полях сражений.


5

Количество часов в 4 четверти

8

5

Коренные народы Качугского района.

3



6

Творчество жителей Качугского района.


6



7

Итоговое занятие.

1




Итого:

34




4 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов








Количество часов в неделю

1

1

Основы поисково-исследовательской деятельности.

Вводное занятие.

1

Количество часов в 1 четверти

9

2

По следам прошлого.


12

Количество часов во 2 четверти

6

3

Наш край глазами путешественников и исследователей.


14

Количество часов в 3 четверти

11

4

Знакомим с родным краем.


6

Количество часов в 4 четверти

8

5

Итоговое занятие.

1




Итого:

34














  1. Тематическое планирование курса 1 класса

Типы уроков (сокращения):

ОНЗ – урок открытия новых знаний;

Р – урок рефлексии;

СЗ – урок систематизации знаний;

РК – урок развивающего контроля.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока (вид урока)

Основные виды деятельности

1

Краеведение – наука о родном крае (вводное занятие)

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Работа с толковым словарем: определить, что такое краеведение, кто такой исследователь. Определить источники изучения родного края. Составить маршрутный лист изучения родного края. Ознакомиться с правилами ведения тетради.

ПРИРОДЫ ЛЮБИМЫЙ УГОЛОК (6 Ч.)

2

Мой дом на карте. Места, где я играю и гуляю.

1 ч.

ОНЗ (мини-экскурсия)

Ознакомиться с рельефом своей местности (холм, овраг, канава, ложбина). Работа с физической картой. Составить правила поведения в природе.

3

Любая погода хороша

1 ч.

ОНЗ (практикум)

Знакомство с календарем погоды и условными знаками. Наблюдать за погодой, учиться вести календарь погоды. Вспомнить народные приметы.

4

Любимая река Лена

1 ч.

СЗ (практикум)

Работа с физической картой. Беседа по результатам собственных наблюдений. Просмотр фильмов: ледостав, ледоход, паводок, наводнение. Составить инструкцию по правилам поведения на воде.

5

Что у меня под ногами

1 ч.

ОНЗ (лабораторное занятие)

Лабораторная работа по анализу полезных ископаемых (песок, глина, камни).

6, 7

Добрые дела

2 ч.

СЗ (проектное занятие)

Работа над проектом. Составление классного дневника «Природа просит помощи»

ЭТО Я, МОЯ СЕМЬЯ, СОСЕДИ И ЗНАКОМЫЕ (5 Ч.)

8

Моя семья. Мои знакомые, соседи.

1 ч.

Р (беседа)

Знакомить с членами своей семьи. Составлять рассказ о них. Называть свой домашний адрес, телефон, ФИО родителей, их место работы. Называть своих соседей.

9

Труд и трудовые достижения в мое семье.

1 ч.

Р (смешанного типа)

Называть профессии членов семьи. Работа с толковым словарем: составить определение понятия «труд». Подобрать пословицы и поговорки о труде. Составить выставку трудовых дел семьи. Рассказ о трудовых достижениях членов семьи.

10

Ведение хозяйства в в моей семье.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Ознакомиться с понятием «семейная экономика». Рассказ о домашних обязанностях членов семьи. Путешествие по надворным постройкам и приусадебному участку, подсобному хозяйству.

11

Мы путешествуем и отдыхаем

1 ч.

СЗ (проектное занятие)

Составить альбом интересных мест для посещения. Составить справочник семейных игр и занятий на свежем воздухе.

12

Добрые дела моей семьи

1 ч.

СЗ (проектное занятие)

Работа над проектом: составление рекомендаций «Как провести с семьей выходной день».

КАЧУГ – РОДИНА МОЯ (5 Ч.)

13

История моего поселка, моей улицы

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Ознакомиться с историей прошлого поселка, символикой, узнать об истории названия поселка и улицы. Работа с картой.

14

Мой детский сад. Моя школа.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Путешествие по ленте времени. Рассказ о детском саде. Ознакомиться с летописью школы. Составить интересный рассказ для своих родителей, друзей. Завести книгу рекордов класса.

15

Предприятия Качуга. Исторические места и памятники.

1 ч.

ОНЗ (виртуальная экскурсия)

Путешествие по карте. Просмотр презентаций об исторических местах и памятниках поселка.

16

Любимые места отдыха и развлечений в Качуге.

1 ч.

СЗ (проектное занятие)

Работа над проектом: составление рекламы. Конкурс на лучший рекламный продукт.

17

Добрые дела моей семьи.

1 ч.

СЗ (проектное занятие)

Запись интервью: каким мы мечтаем видеть свой поселок: мама, папа, я.

ДОБРАЯ ПАМЯТЬ МОЕЙ СЕМЬИ (5 Ч.)

18

История моей семьи на ленте времени.

1 ч.

Р (смешанного типа)

Составление хронологии семейных событий (список, лента). Рассказы о значимых фактах в истории семьи.

19

О чем говорят старые фотографии моей семьи.

1 ч.

Р (смешанного типа)

Рассматривание фотографий. Анализ: приблизительное определение времени, события. Составление словесной надписи (работа в группах).

20

О чем помнят мои бабушка и дедушка.

1 ч.

СЗ (проектное занятие)

Просмотр видеоинтервью, чтение интервью об интересных фактах родословной семьи.

21

Как сохранить историю семьи.

1 ч.

Р (практикум)

Оформление фотографий, альбомов, летописей, семейных архивов. Знакомство с простейшими схемами родословной семьи.

22

Добрые дела моей семьи.

1 ч.

РК (проектное занятие)

Работа над проектом: презентация генеалогичекого древа своей семьи.

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ МОЕЙ СЕМЬИ (4 Ч.)

23

Моя семья и религия.

1 ч.

Р (смешанного типа)

Работа с толковым словарем: выяснить значение слова «религия». Составление рассказа по результатам наблюдений и впечатлений о религиозных проявлениях в семье.

24

Наши традиции и обычаи.

1 ч.

Р (ролевая игра)

Инсценирование традиций и обычаев своей семьи.

25

Семейные праздники.

1 ч.

Р (практикум)

Составление простейших сценариев традиционных семейных праздников (дни рождения, новый год…)

26

Добрые дела моей семьи.

1 ч.

ОНЗ (мастер-класс)

Знакомиться с понятием «оберег», видами оберегов. Изготовление семейного оберега.

ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА В МОЕЙ СЕМЬЕ (6 Ч.)

27

Фольклор в моей семье.

1 ч.

Р (посиделки)

Вспомнить любимые пословицы, поговорки, шутки, присказки. Инсценировать ситуацию, когда их можно употребить в речи. Разучить и спеть несколько песен, закличек.

28

Сказки на ночь.

1 ч.

Р (литературная гостиная)

Вывести определение «сказки», определить виды сказок. Чтение интересных сказок, пересказывание.

29

Творческие увлечения моей семьи.

1 ч.

Р (выставка)

Составление описания экспонатов и организация выставки творческих увлечений.

30

Ремесла в моей семье.

1 ч.

ОНЗ (мультимедиа-урок)

Работа с толковым словарем: определение понятия «ремесла». Знакомство с видами ремесел (просмотр презентации). Анализ деятельности семьи, выявление ремесленников.

31

Добрые дела моей семьи.

1 ч.

Р (мастер-класс)

Поделиться с одноклассниками творческим опытом, секретами мастерства.

32

Резерв.


1 ч.



33

Итоговое занятие.

1 ч.

СЗ (итоговая конференция)

Рефлексивные выступления ребят «Краеведческие рекордсмены для меня и моей семьи» (самые любимые…)






Тематическое планирование курса 2 класса


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока (вид урока)

Основные виды деятельности

1

Любимый Качуг над рекою Леной (вводное занятие).

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Составить маршрутный лист изучения п.Качуг на учебный год. Ознакомиться с методами и приемами исследовательской деятельности.

ПРИРОДА КАЧУГА (15 Ч.)

2

Рельеф.

1 ч.

ОНЗ (практикум)

Работа с картой поселка. Ознакомиться с положительными и отрицательными формами рельефа.

3

Рельеф.

1 ч.

Р (практикум)

Полевые исследования рельефа местности школы.

4

Климат.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Работа с толковым словарем: знакомство с термином «метеорология». Рассмотреть годовые диаграммы температуры, осадков, облачности. Наблюдение за сроками сельскохозяйственных работ в поселке. Знакомство с посевным календарем Восточной Сибири, сравнение со своими наблюдениями.

5

Климат.

1 ч.

Р (экскурсия)

Наблюдать за погодой левобережья и правобережья Качуга, сезонными изменениями. Сделать вывод о влиянии рельефа на сезонные изменения.

6

Климат.

1 ч.

ОНЗ (экскурсия на метеостанцию)

Знакомиться с работой метеорологической станции

7

Внутренние воды Качуга.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Знакомиться с реками Лена, Анга, Качуг. Работа с информационными источниками: составить характеристику рек (характер, течение, питание, уровень воды, хозяйственное использование).

8

Внутренние воды Качуга.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

На основе личных наблюдений семьи (бурение скважин) сделать вывод о наличии подземных вод, их глубине. Выявить наличие болот на территории Качуга, выяснить, почему их нужно охранять. Вывести правила поведения на водоемах.

9

Растительный и животный мир окрестностей Качуга.

1 ч.

ОНЗ (библиотечный урок)

Знакомиться с растениями окрестностей Качуга. Вывести классификацию растений. Обсудить использование людьми ягод, грибов, лекарственных трав, их сбор и заготовку. Поиск информации о растениях нашего края, охраняемых государством. Знакомство с Красной Книгой.

10

Растительный и животный мир окрестностей Качуга.

1 ч.

ОНЗ (видео-урок)

Знакомиться с животными нашего края, их классификацией. Обсудить значение охотничьего и рыболовного промысла в жизни жителей поселка. Поиск информации о животных нашего края, охраняемых государством. Работа с Красной Книгой.

11

Ландшафт.

1 ч.

ОНЗ (виртуальная экскурсия)

Побывать на территории природного комплекса «Поповский луг» и других, поговорить о значении этих мест для жителей Качуга.

12

Почва.

1 ч.

Р (экскурсия)

Забор образцов почвы. Визуальное сравнение. Составление рассказа-описания по результатам наблюдений.

13

Почва.

1 ч.

Р (лабораторное занятие)

Лабораторная работа по определению состава почвы и ее свойств.

14

Почва.

1 ч.

Р (практикум)

Сравнить плодородную и неплодородную почву методом закладки семян и ежедневного фиксирования результатов наблюдения в дневник.

15

Полезные ископаемые.

1 ч.

Р (комплексное занятие: мини-экскурсия, лабораторная работа)

Поиск полезных ископаемых в природном ландшафте школы. Наблюдение, забор материала, определение свойств полезного ископаемого, его классификация, хозяйственное значение.

16

Наши добрые дела.

1 ч.

Экологическая экспедиция по берегам рек.

Очистить берега рек от мусора.

НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО КАЧУГА (17 Ч.)

17

Население поселка.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Знакомиться с численностью населения, этническим составом, миграцией населения поселка, демографической ситуацией, органами управления.

18

Отрасли народного хозяйства, малые предприятия, личные подсобные хозяйства.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Знакомиться с отраслями народного хозяйства, промышленностью, сельским хозяйством, малыми предприятиями сферы услуг и торговли, лесозаготовительными предприятиями, видами личного подсобного хозяйства.

19

Отрасли народного хозяйства, малые предприятия, личные подсобные хозяйства.

1 ч.

Р (проектное занятие)

Составить экскурсионный маршрут для ознакомления с промышленными предприятиями, малыми предприятиями, лесозаготовительными предприятиями, личными подсобными хозяйствами.

20

Образование и медицина Качуга.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Знакомиться с образовательными и медицинскими учреждениями Качуга.

21

Знатные люди Качуга.

1 ч.

СЗ (конференция)

Подбор информации о знатных людях Качуга. Встреча с заслуженными людьми Качуга. Тематические выступления.

22

История возникновения Качуга.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Работа с древними картами. Составление хронологической таблицы по освоению земель и их заселению.

23

Занятия первых поселенцев Качуга.

1 ч.

ОНЗ (лекция)

Знакомиться с занятиями первых поселенцев: земледелие, ремесла, промыслы, сплавные работы. Составление хронологии первых поселений.

24

Дореволюционное прошлое поселка.

1 ч.

ОНЗ (поисковая работа в группах)

В ходе изучения информационных источников знакомиться с жизнью купечества, ремесленников, крестьян Качуга. Узнать о работе мукомольных, торговых, сельскохозяйственных предприятий, сплавных работах, судостроении.

25

Дореволюционное прошлое поселка.

1 ч.

СЗ (экскурсия в краеведческий музей)

Знакомиться с экспонатами дореволюционного времени Качуга.

26

Качуг в эпоху революции и гражданской войны.

1 ч.

ОНЗ (исторический коллаж)

На основе ознакомления с историческими фактами и лицами составить хронику поселка в эпоху революции и гражданской войны.

27

Вклад земляков в Победу в Великой Отечественной Войне.

1 ч.

ОНЗ (библиотечный урок)

Знакомиться с достижениями наших земляков в годы ВОВ: участников сражений, тружеников тыла, детей войны. Игра-рефлексия «Если бы я жил в годы Великой Отечественной Войны».

28

Исторические памятники поселка.

1 ч.

Р (практикум)

Распределить экскурсионные объекты, составить план ознакомления, отрепетировать сценарий представления исторического объекта.

29

Исторические памятники поселка.


2 ч.


СЗ (экскурсия)

Знакомить и знакомиться с историческими памятниками поселка.

30

СЗ (экскурсия)

31

Культурно-досуговые предприятия Качуга.

1 ч.

ОНЗ (плэйкаст)

Знакомиться с культурно-досуговыми предприятиями Качуга.

32

Творчество жителей поселка.

1 ч.

ОНЗ (творческая гостиная)

Ознакомиться с деятельностью народных театров, ансамблей, танцевальных коллективов, клубов по интересам. Встреча с творческими людьми.

33

Наши добрые дела.

1 ч.

СЗ (экскурсия)

В рамках преемственности с детским садом организовать и провести для малышей экскурсию по ознакомлению с историческими памятниками родного поселка.

34

Итоговое занятие.

1 ч.

РК (викторина)

Провести викторину «Что я узнал о своем поселке».







Тематическое планирование курса 3 класса


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока (вид урока)

Основные виды деятельности

1

Качугский район: страницы истории (вводное занятие).

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Составить маршрутный лист изучения Качугского района на учебный год. Ознакомиться с видами исследовательской и проектной деятельности.

ПРИРОДА КАЧУГСКОГО РАЙОНА (8 Ч.)

2

Качугский район на карте.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Работа с картой: изучить физико-географическое положение Качугского района, место в стране и области, соседние районы. Оценить географическое положение района. Проанализировать особенности рельефа района, общий характер, формы рельефа, определить высоты по карте.

3

Климат Качугского района.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Встреча с техником-метеорологом, агрометеорологом для ознакомления с особенностями климата района и его влиянием на сельскохозяйственные работы.

4

Почва района.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

На основе изучения почв составить карту почв Качугского района. Проследить использование почв в сельском хозяйстве по карте.

5

Внутренние воды Качугского района.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Работа со словарем: понятия «река», «ручей», «озеро», «ключ», «родник». Работа с картой: изучить местоположение рек района на карте, истоки, устья, протяженность и направление течения, притоки, источники питания, хозяйственное значение. Подземные воды, их значение.

6

Озера района.

1 ч.

ОНЗ (виртуальное путешествие)

Работа со словарем: определить понятие «озеро». Нахождение географических объектов на карте. Виртуальное путешествие для ознакомления с флорой, фауной и хозяйственным значением озер.

7

Растительный и животный мир Качугского района.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

В ходе работы с картой ознакомиться с природными зонами Качугского района, характерными представителями растительного и животного мира. Обсудить хозяйственное значение природных ресурсов района.

8

Экология района.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Работа со словарем: определение понятий «заповедник», «заказник». Работа с картой: определение территории Байкало-Ленского заповедника и Охотничьего Магданского заказника. Проанализировать экологическое состояние района. Ознакомиться с растениями и животными района, включенными в Красную Книгу.

9

Полезные ископаемые.

1 ч.

ОНЗ (лабораторное занятие)

Знакомиться с картой полезных ископаемых, дать краткую характеристику полезных ископаемых, изучить способы их добычи и хозяйственное использование. Знакомство с экземплярами полезных ископаемых.

ИСТОРИЯ КАЧУГСКОГО РАЙОНА. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО (10 Ч.)

10

История Качугского района.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Ознакомиться с картой района, административными единицами, составить хронологическую таблицу основных исторических периодов.

11

Ангинское МО. Бутаковское МО.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Работа с картой. Знакомиться с составом МО Анги и Бутаково. Составить хронологию значимых исторических фактов и событий.

12

Ангинское МО. Бутаковское МО.

1 ч.

ОНЗ (виртуальная экскурсия)

Знакомиться с выдающимися людьмиМО: святитель Иннокентий, историк А.П.Щапов, герой Советского Союза К.Г.Черепанов.

13

Белоусовское МО. Верхоленское МО.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Работа с картой. Знакомиться с составом МО Белоусово и Верхоленска. Знакомиться с выдающимися людьми: ссыльными, каторжанами, героями ВОВ (К.А.Пуляевский, В.П.Чижов).

14

1 ч.

ОНЗ (видео-урок)

Просмотр фильма о Верхоленске.

15

Бирюльское МО. Большетарельское МО. Залогское МО.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Работа с картой. Знакомиться с составом МО Бирюльки, Большой Тарели, Залога. Знакомиться с выдающимися людьми (герой Советского Союза А.Тюрюмин, почетный гражданин Качугского района Ю.З.Заводских).

16

1 ч.

ОНЗ (мультимедиа-урок)

Просмотр презентации по пещере Аргаракан. Просмотр фильма.

17

Вершино-Тутурское МО.

1 ч.

ОНЗ (мультимедиа-урок)

Работа с картой. Знакомиться с МО Вершины Тутуры, с особенностями ведения охотничье-промыслового хозяйства родовых общин эвенков. Просмотр презентации, фильма.

18

Заречное МО. Карлукское МО. Манзурское МО. Харбатовское МО.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Работа с картой. Знакомиться с составом МО Карлука, Манзурки, Харбатово. Знакомиться с выдающимися людьми (герой социалистического труда И.К.Гозник, ссыльные В.Фрунзе, Ф.Н.Петров).

19

Качугское МО.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Работа с картой. Знакомиться с составом МО Качуга. Знакомиться с выдающимися людьми (герой Советского Союза Р.С.Машков, физик В.Е.Зуев). Просмотр фильма.

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ КАЧУГСКОГО РАЙОНА (3 Ч.)

24

Коренные народы Качугского района: тунгусы.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Знакомиться с жизнью, бытом, традициями, народным творчеством тунгусского народа, проживающего на территории Качугского района.

25

Коренные народы Качугского района: эвенки.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Знакомиться с жизнью, бытом, традициями, народным творчеством эвенкийского народа, проживающего на территории Качугского района.

26

Коренные народы Качугского района: буряты.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Знакомиться с жизнью, бытом, традициями, народным творчеством бурятского народа, проживающего на территории Качугского района.

ТВОРЧЕСТВО ЖИТЕЛЕЙ КАЧУГСКОГО РАЙОНА (6 Ч.)

28

Фольклор Качугского района

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Работа со словарем: определить жанры фольклора. Знакомиться с известными писателями и сказителями района.

29

Сказки, мифы, эпос.

1 ч.

Р (тематические чтения)

Чтение детьми сказок А.А.Дерягина, Р.Е.Шеметовой, мифологических рассказов, героического эпоса.

30

Народные песни.

1 ч.

ОНЗ (библиотечный урок)

Поисковая работа фольклорного песенного материала, составление рукописного журнала «Народные песни Качугского района».

31

Современное творчество наших земляков: писатели, поэты, музыканты, твоческие коллективы.

1 ч.

СЗ (клуб творческих встреч)

Встретиться с писателями, поэтами, музыкантами, творческими коллективами Качугского района: «Кант», «Ленские голоса», «Сударушки», «Литосфера». Ознакомиться с их авторами, репертуаром, творческими планами.

32

Художники, мастера декоративно-прикладного искусства, ремесленники.

1 ч.

ОНЗ (экскурсия)

В ходе экскурсии в художественную школу ознакомиться с архивами, мастерами, художниками и их работами. Просмотр альбомов, выставок, презентаций.

33

Мы – подмастерья.

1 ч.

РК (мастерская)

Участвовать в творческой мастерской по овладению простейшими приемами литературного, изобразительного, декоративно-прикладного искусства.

34

Итоговое занятие.

1 ч.

РК (проектное занятие)

Защита проектов по теме «Мой экскурсионный маршрут по району» (куда бы я хотел сводить туристов).






Тематическое планирование курса 4 класса


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока (вид урока)

Основные виды деятельности

1

Основы поисково-исследовательской деятельности (вводное занятие).

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Обобщить и дополнить имеющиеся знания о поисково-исследовательской деятельности.

ПО СЛЕДАМ ПРОШЛОГО (12 Ч.)

2

Племена, населявшие Качугский район.

1 ч.

ОНЗ (экскурсия)

Знакомиться с древними племенами: курыканами (V-XIV в.), сместившими их монголами, киданами, тюрками, их образом жизни.

3

Образование единого бурятского этноса.

1 ч.

ОНЗ (тематические чтения)

Узнать о хозяйстве, культуре, религии, образе жизни эхиритов, булагатов, хоринцев и других племен, вошедших в единый бурятский этнос. Выяснить причины их объединения.

4

Освоение Сибири и нашего края.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Составление хронологии освоения нашего края ( 1620-1623 гг открытие Восточной Сибири и Чечуйского волока П.Д.Пяндой, 1628 г открытие р.Лены В.Бугром, 1632 г строительство Тутурского острога Бекетом, 1641 г строительство Верхоленского острога М.Васильевым).

5

Освоение Сибири и нашего края.

1 ч.

ОНЗ (лекция)

Ознакомиться с этапсми развития сельского хозяйства и промышленности первых поселенцев на территории нашего края.

6

Образование Верхоленского уезда.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Работа с картой: определить территорию Верхоленского уезда. Выяснить причины образования Верхоленского уезда в 1857 году. Просмотр видеофильмов.

7

Население и хозяйство Верхоленского уезда.

1 ч.

ОНЗ (лекция)

Ознакомиться с особенностями ведения общинного земледелия, мукомольного и кузнечного дела, судостроения и сплава на территории Верхоленского уезда.

8

Население и хозяйство Верхоленского уезда.

1 ч.

СЗ (проектное занятие)

Составить информационный каталог «Хозяйство Верхоленского уезда».

9

Экскурсия в Верхоленский краеведческий музей.

1 ч.

ОНЗ (виртуальная экскурсия)

Ознакомиться с материалами музея по теме «Верхоленский уезд», экспонатами того времени.

10

Образование в Верхоленском уезде.

1 ч.

ОНЗ (тематические чтения)

Выяснить особенности образования в Верхоленском уезде в дореволюционный период. Рассмотреть работу школ трехгодичного и пятигодичного обучения.

11

Образование в Верхоленском уезде.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Сравнить образовательные функции школ и училищ. Ознакомиться с работой Городского высшего начального училища, двухклассного училища, Приходского училища для обоих полов.

12

Церкви Верхоленского уезда.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Работа с картой: местоположение церквей. Изучение материалов исследовательской деятельности учеников нашей школы, изучение тематической литературы, дополнение имеющейся информации.

13

«Если бы я был ученым…»

1 ч.

РК (проектное занятие)

Выбрать тему и объекты для научного исследования по изученному разделу, их защита.

НАШ КРАЙ ГЛАЗАМИ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ (14 Ч.)

14

История исследования природы родного края.

1 ч.

ОНЗ (практикум)

Презентация журнала научных открытий, ознакомление с правилами его заполнения. Составление справочника исследований природы, геологии и географии нашего края.

15

Мини-исследование природно-территориального комплекса Качугского района.

1 ч.

ОНЗ (экспедиция)

Ознакомление с особенностями организации проведения экспедиции по изучению природно-территориального комплекса. Забор и хранение материала, систематизация полученной информации и описание природно-территориального комплекса «Пески» на основе экспедиции.

16

Археологические экспедиции.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Знакомиться с понятием «археология», особенностями науки археологии. Выяснить особенности изучения древних поселений, пещерных памятников, обследований городищ, могильников, погребений.

17

Археологические экспедиции.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Изучить и систематизировать информацию о вкладе в изучение нашего края Г.Ф.Миллера (XVIII в.), А.П.Окладникова (сер.XX в.), Л.В.Мельникова, В.С.Николаева (конец XX в.).

18

Виртуальная экскурсия в Верхоленский музей.

1 ч.

ОНЗ (мультимедиа-урок)

На материале видеоролика о Верхоленске знакомиться с природой, ландшафтом, памятниками, историей Верхоленска.

19

Шишкинские и Тальминские писаницы.

1 ч.

ОНЗ (виртуальная экскурсия)

Совершить виртуальное путешествие в музей под открытым небом, знакомиться с Шишкинскими и Тальминскими писаницами. Работа со словарем: понятие «петроглифы».

20

Археологические экспедиции.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Ознакомиться с основными особенностями археологических работ: работа с картой, специальное оборудование, извлечение и сохранение экспонатов, ведение дневника, классификация и описание находок.

21

Я – юный археолог.

1 ч.

Р (мини-экспедиция)

Изучение информационной справки об истории территории «Пески». Работа с картой. Составление маршрута, плана полевых работ. Практическая работа на объекте. Ведение дневника.

22

Этнографические научные экспедиции.

1 ч.

ОНЗ (лекция)

Знакомиться с понятием «этнография», выявить объекты изучения, методы и приемы работы, способы сохранения информации.

23

Этнографические научные экспедиции.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Изучить материал об этнографических экспедициях в наш край, выяснить вклад в этнографию нашего края Г.Ф.Миллера, А.П.Окладникова, Л.В.Мельникова, В.С.Николаева, А.К.Нефедовой, Г.В.Медведевой. составить справочник «Этнографические экспедиции в наш край».

24

Я – юный этнограф.

1 ч.

Р (мини-экспедиция)

Выбор объекта для этнографического наблюдения, составление маршрута и плана работы, экспедиционная работа на объекте, ведение дневника.

25

Фольклорные научные экспедиции.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Знакомиться с понятием «фольклористика». Выявить объекты изучения фольклористов, методы и приемы работы. Знакомство с открытиями, сделанными в ходе экспедиций М.К.Азадовского (нач.XXв.), А.П.Окладникова и Е.И.Шастиной (сер.XX в.), Г.Афанасьевой-Медведевой (н.XXI в.).

26

Я – юный фольклорист.

1 ч.

Р (мини-экспедиция)

Выбор объекта для сбора фольклорного материала, составление маршрута и плана работы, экспедиционная работа на объекте, ведение записей.

27

Я – юный фольклорист.

1 ч.

РК (проектное занятие)

Оформление и презентация рукописного журнала по материалом фольклорной экспедиции. Подведение итогов ведения журнала открытий.

ЗНАКОМИМ С РОДНЫМ КРАЕМ (6 Ч.)

28

Основы музейного дела.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Знакомиться с функциями школьного музея, комплектованием фондов, учетом и хранением материалов. Рассмотреть инвентарную книгу, коллекционные описи, паспорта музейных предметов.

29

Сбор музейных экспонатов.

1 ч.

Р (экспедиция).

Определение цели экспедиции, выбор объекта, составление маршрута и плана работы, экспедиционная работа на объекте, ведение дневника.

30

Описание музейных экспонатов.

1 ч.

Р (практикум)

Провести описание музейных экспонатов по схеме. Внести в инвентарную книгу музея, заполнить паспорта предметов, атрибуция и шифровка предметов.

31

Основы организации и проведения экскурсий.

1 ч.

ОНЗ (смешанного типа)

Знакомиться с видами экскурсий, приемами подготовки к экскурсии. Ознакомиться с составляющими мастерства экскурсовода: владение материалом, подача, речь, внешний вид, этика. Разработка текстов собственных экскурсий, репетиция.

32

Проведение тематических экскурсий.

1 ч.

Р (экскурсия)

Провести тематические экскурсии: выставка, музей, коллекция, исторический памятник, природный, этнографический, археологический, фольклорный объект и т.д. Ведение книги отзывов.

33

1 ч.

Р (экскурсия)

34

Итоговое занятие.

1 ч.

РК (проектное занятие)

Составление книги «Краеведческие рекордсмены нашего края», ее презентация.

Методы работы:


Общеучебные:

предметно-иллюстративный;

проблемный;

частично-поисковый;

исследовательский;

проектный.


Предметные:

литературный метод;

метод полевых наблюдений;

визуальный метод;

метод анкетирования;

картографический метод;

статистический метод;

фотографирование и видеосъемка.



Формы организации занятий:

- лекции

- познавательное занятие

- консультации

- научная лаборатория

- экскурсия, походы, экспедиции

- работа в Интернет-клубе, в библиотеке

- киносеансы

- урок в музее

- тематические чтения

- тематические конференции

- исторические гостиные

- встреча с интересными людьми

- презентация выставок

- конкурсы

- праздники

- игры



Текущий контроль:

Методы текущего контроля: наблюдение и оценивание процесса выполнения краеведческой работы, портфолио, индивидуальный дневник юного краеведа, самоанализ.

Критерии текущего оценивания: целесообразность деятельности; познавательная и творческая активность; содержательность представленной информации; логичность рассуждений; достоверность фактического материала; качество продукта; индивидуальный прогресс.

Критерии оценивания

Содержание критериев

Уровни усвоения

низкий

средний

высокий

1

Целесообразность деятельности.

Наличие прогнозируемого результата.

Понимание и принятие цели своей деятельности.

Умение спрогнозировать ожидаемый результат.

умение оценивать практическую значимость ожидаемого результата.


2

Познавательная и творческая активность.

Целенаправленность и осознанность деятельности, владение способами и приемами познавательной и творческой деятельности, ситуативность, инициативность.

Низкая активность обучающегося, работа только при ведущей роли учителя.

Активность в рамках учебных задач, стандартных ситуаций.

способность работать в нестандартной ситуации, решение учебных задач, выходящих за рамки привычного, творческий подход к решению учебных задач.

3

Содержательность представленной информации.

Обширность тематического материала,

наличие существенной информации по теме.

Тема не актуальна, не раскрыта или раскрыта фрагментарно, не показана практическая значимость материала, возможно наличие избыточной информации.

Тема актуальна, раскрыта, автор показал знания в рамках программного материала, представлена необходимая и достаточная информация.

Тема раскрыта исчерпывающе, автор показал глубокие знания существенной информации по теме, выходящие за рамки программного материала.

4

Логичность рассуждений.

Последовательность действий, обоснованность выводов, убедительность аргументов и фактов.

Обучающийся владеет речью-рассуждением на основе представлений и понятий образа предмета.

Обучающийся учится искать аргументы, строит систему доказательств на основе суждений, устанавливая логическую взаимосвязь представлений и понятий.

Обучающийся убедительно доказывает свою позицию на основе умозаключений, умеет вывести новые знания на основании имеющихся суждений.

5

Достоверность фактического материала.

Наличие проверенных фактов и аргументов.

Подача недостаточной или недостоверной информации, нарушение логических и временных связей.

Дана информация, требующая дополнительных уточнений, предоставлен один источник информации, которая дана с соблюдением логических и временных связей. Предоставлены ссылки на источники информации.

Подтверждение информации из нескольких источников. Информация дана с соблюдением логических и временных связей. Составлен список используемых источников.

6

Качество продукта.

Пригодность в соответствии с назначением.

Материал логически не выстроен, внешне не привлекателен, не дает четких ответов на поставленные вопросы, нет критического взгляда автора на проблему, информация скопирована из других источников.

Материал логически выстроен, привлекательная форма подачи. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации, демонстрируется одна точка зрения на проблему, проводятся сравнения, но не делаются выводы.

Четкое и логичное предоставление информации, имеющей отношение к теме. Информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения учащегося.

7

Индивидуальный прогресс.


Наличие положительной динамики.

Развитие личной заинтересованности в приобретении познавательного опыта, формирование представления о собственных интересах и возможностях при ведущей роли учителя. Приобретение первичного опыта.

Определение в своих интересах, формирование умений поисковой и исследовательской деятельности при постоянном сотрудничестве с учителем. Наличие достаточного опыта работы.

Формирование действий самоподготовки и саморазвития, самоконтроль и коррекция деятельности, выполнение задач творческого характера при минимально необходимом сотрудничестве с учителем. Умение передачи собственного опыта сверстникам.

Итоговый контроль: мониторинг индивидуальных достижений, портфолио.



  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Технические средства:

1. Классная доска.
2. Магнитная доска.
3. Персональный компьютер.

4. Медиапроектор

5. Экран



Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

1. Лабораторное оборудование для опытов с природой и окружающей средой (мерный стакан, лабораторный стакан, лоток, ложка, лопатка, лупа, пипетка, пробирка, фильтровальная бумага).
2. Лабораторное оборудование для метеорологических опытов (осадкомер, флюгер, уличный термометр, столб-высотомер, указатель направлений, компас, гномон, снегомерные рейки).
3. Экспедиционное оборудование (планшет, лупа, компас, мерная линейка, лопатка, кисть, пакеты для сбора материалов, прорезиненные перчатки).

4. Дневник для наблюдений и фиксирования результатов.

5. Фото- и видеооборудование.

Литература:


  1. Кузнецов И.И. Золотые звезды иркутян. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1982.

  2. Петров И.Ф. Обелиски славы. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1984.

  3. Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся: Учебно-методическое пособие/ А.Г.Озеров. – М.: ФЦДЮТиК, 2007.

  4. Озеров А.Г. Этнография и краеведение – организация и проведение практических исследований. Издательство: Юный краевед. Москва, 2014.

  5. Гольдфарб С.И. Моя Иркутская область.– Иркутск: Издательство «Оттиск», 2007.

  6. Бояркин В.М. География Иркутской области. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985.

  7. Методические рекомендации. Особенности национальной кухни и свадебные обряды бурятского народы. – Иркутск, 2014.

  8. Предбайкалье. Города и районы. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1976.

  9. Гольдфарб С.И. Исторический триптих (Сибирская цивилизация. Человек, вода, история. Часть II. Лена-река).– Иркутск, 2013.

  10. Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Земля Иркутская, деревянная… - М.: ОПОЛО, 2004.

  11. Географические названия Восточной Сибири. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1969.

  12. Забайкалье – золотая моя колыбель. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2005.

  13. История народов, живущих вокруг Байкала. – Иркутск, 2007.

  14. Дырхеев П.С. Очерк истории верхоленских бурят. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2005.

  15. Экологический портрет Качугского района. Информационно-методический сборник. – Качуг, 2004.

  16. Иванов В.П. Современное школьное краеведение.// Советская педагогика, 1990, № 10, С.9-24.

  17. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. М.: Просвещение, 1988.

  18. Злацен И.Н. Подготовка новых экскурсий.// Вопросы экскурсионной работы: Труды НИИ культуры: 1993, № 10, С.40-75.

  19. Туманов В.Е. Школьный музей: Методическое пособие. – М., 2003, С.72-101.

  20. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее. – М., 2001.

  21. Краеведение: пособие для учителя// А.В.Даринский и др. – М., 1987.

  22. Григорьев Д.В.: Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!