Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждени средняя общеобразовательная школа №17 имени Героя Российской Федерации Л.Р. Квасникова Утверждено: решением педагогического совета Протокол от « »__________ 20___г. председатель педагогического совета Н.А. Жемчугова | Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности « Школа мяча» Направление – спортивно-оздоровительное Уровень – начальное общее образование Возраст обучающихся – 9-10 лет Срок реализации программы – 1 год |
| Автор составитель Землякова Е.И., учитель высшей квалификационной категории по физической культуре |
г. Узловая, 2021 |
Пояснительная записка
Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию. Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся общеобразовательного учреждения с использованием способов двигательной деятельности из раздела « Спортивные и подвижные игры». Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа мяча» разработана для 3-х классов на 2022- 2023 учебный год.
В условиях реализации ФГОС основного начального образования содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:
Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования ;
Примерной образовательной программе начального общего образования;
Авторской программе по предмету Ляха В.И. Москва 2019г.;
Учебному плану МБОУ СОШ №17
Программа «Школа мяча» является незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности детей младшего школьного возраста, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.
Спортивные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорѐнной в правилах. Особенность спортивных игр их соревновательный, творческий, коллективный характер. Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно-игровой форме. Игровая ситуация увлекает и воспитывает младшего школьника.
Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психо - эмоциональное и социальное развитие личности.
Чтобы играть в спортивные игры, нужно быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью, выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Игра развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство, способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.
Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.
Цель внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа мяча» – развить физические качества и удовлетворить индивидуальные двигательные потребности.
Цели конкретизированы следующими задачами:
сформировать общие представления о технике и тактике игры в футбол, баскетбол и волейбол;
ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
формировать правильную осанку;
изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие
высокую дееспособность;
совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
прививать жизненно важные гигиенические навыки;
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
улучшать функциональное состояние организма;
повышать физическую и умственную работоспособность;
способствовать снижению заболеваемости.
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю и 34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста.
Методы и формы обучения
Осуществление целей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий:
- ролевые игры;
- работа в группах;
- работа в парах сменного состава.
Для определения уровня физической подготовленности обучающихся проводится тестирование.
Освоение и совершенствование техники двигательных действий будет осуществляться словесными (диалог), наглядными (показ упражнения, компьютерная демонстрация) методами. Для развития двигательных способностей будут использоваться следующие методы: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности, метод круговой тренировки, игровой метод, соревновательный, строго регламентированного упражнения и повторный.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа мяча» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Спортивные и подвижные игры» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы , учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации .
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах .
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Школа мяча» обучающиеся должны знать:
Историю появления игр с мячом( волейбол, футбол, баскетбол)
Простейшие правила игры в футбол, волейбол, баскетбол;
Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями и спортом (в помещении, на открытом воздухе, при различных погодных условиях).
Особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
Правила оказания первой помощи;
Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок).
Значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
уметь:
Учащиеся должны уметь:
руководствоваться правилами игр, соблюдая правила безопасности.
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности.
использовать подвижные игры для активного отдыха.
применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе.
соблюдать правила безопасности.
использовать действия спортивных игр для развития координационных и кондиционных способностей.
включать упражнения с мячом в различные формы занятий по физической культуре
характеризовать величину нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений.
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Структура программы
Материал программы даётся в четырёх разделах: на теоретические сведения отводиться 4 занятия. На раздел «Спортивные и подвижные игры» отводиться 30 часов ( баскетбол отводится 10 часов, на футбол 10 часов, на волейбол 10 часов). При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта и общеразвивающими упражнениями с различной функциональной направленностью.
Содержание программы
Теоретические сведения
Основы знаний4ч
История происхождения игр с мячами.
Травмы которые можно получить при занятии спортивными играми.
Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок).
Способы взаимодействия во время подвижных игр и состязаний.
Спортивные и подвижные игры
Баскетбол 10ч
Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. Подвижные игры «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты». Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве. Подвижные игры «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка».
Овладение стойками баскетболиста, перемещением, ходьбой и бегом. Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. Ловля и передача мяча на месте и в движении в треугольниках, квадратах, кругах. Ведение мяча на месте и с изменением направления. Броски мяча на месте в щит и кольцо.
Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. Подвижные игры «Гонка мячей по кругу», «Вызови по имени», «Овладей мячом», «Подвижная цель», «Мяч ловцу», «Охотники и утки», «Быстро и точно», «Снайперы», «Игры с ведением мяча».Варианты игры в мини баскетбол.
Волейбол 10ч
Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. Подвижные игры «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты». Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве. Подвижные игры «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка
Овладение стойками волейболиста, перемещением, ходьбой и бегом, нижней прямой подачей, передачей и приёмом мяча сверху двумя руками. Закрепление и совершенствование освоенных волейбольных приёмов в перемещениях и владении мячом, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, ориентации в пространстве, реакции, согласования движений. Подвижные игры «Лапта через сетку», «Пионербол с одним мячом», «Эстафета с волейбольным мячом». Варианты игры мини-волейбол по упрощённым правилам..
Футбол 10ч
Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. Подвижные игры «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты». Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве. Подвижные игры «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка.
Закрепление и совершенствование ударов по мячу в футболе. Остановки мяча ногой, ведения мяча с изменением направления и скорости и развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве, согласованию движений с мячом и без мяча. Подвижные игры «Ведение и удары по мячу ногой», «Сбей городок», «Мини-футбол» трое против троих, четверо против четверых игроков. Комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями Подвижные игры «Борьба за мяч», «Перестрелка», «Мини-баскетбол», варианты игры в мини футбол.
Тематическое планирование
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | |
Теоретические сведения | |
Основы знаний (4ч) | |
История происхождения игр с мячами. Травмы которые можно получить при занятии спортивными играми. Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок). Способы взаимодействия во время подвижных игр и состязаний. | Изучают историю происхождения игр с мячами. Руководствуются правилами выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий. Учатся правильно оценивать своё самочувствие и контролируют, как их организмы справляются с физическими нагрузками. Характеризуют величину нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений. Готовят места занятий в условиях помещения и на открытом воздухе, подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями. Выявляют факторы нарушения техники безопасности при занятиях физической культурой и своевременное их устранение. | https://resh.edu.ru/ |
Спортивные и подвижные игры | |
Баскетбол (10ч) | |
Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. Подвижные игры «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты». Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве. Подвижные игры «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка». Овладение стойками баскетболиста, перемещением, ходьбой и бегом. Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. Ловля и передача мяча на месте и в движении в треугольниках, квадратах, кругах. Ведение мяча на месте и с изменением направления. Броски мяча на месте в щит и кольцо. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. Подвижные игры «Гонка мячей по кругу», «Вызови по имени», «Овладей мячом», «Подвижная цель», «Мяч ловцу», «Охотники и утки», «Быстро и точно», «Снайперы», «Игры с ведением мяча».Варианты игры в мини баскетбол. | Руководствуются правилами профилактики травматизма Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности. Организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство. Описывают технику игровых действий и приёмов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Соблюдают правила безопасности Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Используют действия данных подвижных игр для развития координационных и кондиционных способностей. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе. Соблюдают правила безопасности. | https://resh.edu.ru/ |
Волейбол (10ч) | |
Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. Подвижные игры «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты». Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве. Подвижные игры «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка Овладение стойками волейболиста, перемещением, ходьбой и бегом, нижней прямой подачей, передачей и приёмом мяча сверху двумя руками. Закрепление и совершенствование освоенных волейбольных приёмов в перемещениях и владении мячом, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, ориентации в пространстве, реакции, согласования движений. Подвижные игры «Лапта через сетку», «Пионербол с одним мячом», «Эстафета с волейбольным мячом». Варианты игры мини-волейбол по упрощённым правилам.. | |
Футбол (10ч) | https://resh.edu.ru/ |
Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. Подвижные игры «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты». Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве. Подвижные игры «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка. Закрепление и совершенствование ударов по мячу в футболе. Остановки мяча ногой, ведения мяча с изменением направления и скорости и развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве, согласованию движений с мячом и без мяча. Подвижные игры «Ведение и удары по мячу ногой», «Сбей городок», «Мини-футбол» трое против троих, четверо против четверых игроков. Комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями Подвижные игры «Борьба за мяч», «Перестрелка», «Мини-баскетбол», варианты игры в мини футбол. | |
Система отслеживание и оценивание результатов обучения учащихся.
С целью проверки теоретических знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный. Уровень общей физической подготовки определяется в начале и в конце года с помощью контрольных упражнений.
Анализ этих упражнений, позволяет учителю объективно судить в начале учебного года о сформированности двигательных умений и навыков, а в конце учебного года – о достигнутых учеником результатах. Степень владения командно тактическими действиями определяется при участии учащихся в школьных соревнованиях между классами.
Материально- техническое обеспечение программы:
футбольные мячи;
резиновые мячи;
сетка баскетбольная;
сетка волейбольная;
Литература:
Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие /Владос, 2001.
Журнал «Физическая культура в школе»
Теория и методика физического воспитания В.М Качашкон 2007 г.
Организация работы спортивных секций в школе А.Н.Каинов 2009 г.
13