СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности " Школа мяча"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы  дополнительных занятий по физическому воспитанию. Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся общеобразовательного учреждения с использованием способов двигательной деятельности из раздела « Спортивные и подвижные  игры». Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа мяча» разработана для 3-х классов 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности " Школа мяча"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждени средняя общеобразовательная школа №17

имени Героя Российской Федерации Л.Р. Квасникова




Утверждено:

решением педагогического совета

Протокол от « »__________ 20___г.

председатель педагогического совета

Н.А. Жемчугова














Дополнительная общеобразовательная

программа

внеурочной деятельности

« Школа мяча»


Направление – спортивно-оздоровительное

Уровень – начальное общее образование

Возраст обучающихся – 9-10 лет

Срок реализации программы – 1 год










Автор составитель Землякова Е.И.,

учитель высшей квалификационной категории по физической культуре









г. Узловая, 2021






















































Пояснительная записка


Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию. Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся общеобразовательного учреждения с использованием способов двигательной деятельности из раздела « Спортивные и подвижные игры». Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа мяча» разработана для 3-х классов на 2022- 2023 учебный год.

В условиях реализации ФГОС основного начального образования содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:

  • Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования ;

  • Примерной образовательной программе начального общего образования;

  • Авторской программе по предмету Ляха В.И. Москва 2019г.;

  • Учебному плану МБОУ СОШ №17

Программа «Школа мяча» является незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности детей младшего школьного возраста, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.

Спортивные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорѐнной в правилах. Особенность спортивных игр их соревновательный, творческий, коллективный характер. Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно-игровой форме. Игровая ситуация увлекает и воспитывает младшего школьника.

Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психо - эмоциональное и социальное развитие личности.

Чтобы играть в спортивные игры, нужно быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью, выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Игра развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство, способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.

Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.

Цель внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа мяча» – развить физические качества и удовлетворить индивидуальные двигательные потребности.

Цели конкретизированы следующими задачами:

  • сформировать общие представления о технике и тактике игры в футбол, баскетбол и волейбол;

  • ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;

  • формировать правильную осанку;

  • изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;

  • формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.

развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие

высокую дееспособность;

  • совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.


  • прививать жизненно важные гигиенические навыки;

  • содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;

  • стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;

  • формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

  • улучшать функциональное состояние организма;

  • повышать физическую и умственную работоспособность;

  • способствовать снижению заболеваемости.


Количество часов программы внеурочной деятельности

и их место в учебном плане


Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю и 34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста.

Методы и формы обучения

Осуществление целей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий:

- ролевые игры;

- работа в группах;

- работа в парах сменного состава.

Для определения уровня физической подготовленности обучающихся проводится тестирование.

Освоение и совершенствование техники двигательных действий будет осуществляться словесными (диалог), наглядными (показ упражнения, компьютерная демонстрация) методами. Для развития двигательных способностей будут использоваться следующие методы: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности, метод круговой тренировки, игровой метод, соревновательный, строго регламентированного упражнения и повторный.


Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности


В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа мяча» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Спортивные и подвижные игры» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на занятии.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы , учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации .

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую.


3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах .

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.


Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации

программы внеурочной деятельности


В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Школа мяча» обучающиеся должны знать:

  • Историю появления игр с мячом( волейбол, футбол, баскетбол)

  • Простейшие правила игры в футбол, волейбол, баскетбол;

  • Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями и спортом (в помещении, на открытом воздухе, при различных погодных условиях).

  • Особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

  • Правила оказания первой помощи;

  • Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок).

  • Значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

уметь:

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять комбинации из простых упражнений спортивных игр;

  • руководствоваться правилами игр, соблюдая правила безопасности.

  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

  • взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности.

  • использовать подвижные игры для активного отдыха.

  • применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе.

  • соблюдать правила безопасности.

  • использовать действия спортивных игр для развития координационных и кондиционных способностей.

  • включать упражнения с мячом в различные формы занятий по физической культуре

  • характеризовать величину нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений.

  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

  • заботиться о своем здоровье;

  • применять коммуникативные и презентационные навыки;

  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  • отвечать за свои поступки;

  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.


Структура программы

Материал программы даётся в четырёх разделах: на теоретические сведения отводиться 4 занятия. На раздел «Спортивные и подвижные игры» отводиться 30 часов ( баскетбол отводится 10 часов, на футбол 10 часов, на волейбол 10 часов). При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта и общеразвивающими упражнениями с различной функциональной направленностью.







Содержание программы


Теоретические сведения

Основы знаний4ч

История происхождения игр с мячами.

Травмы которые можно получить при занятии спортивными играми.

Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок).

Способы взаимодействия во время подвижных игр и состязаний.

Спортивные и подвижные игры

Баскетбол 10ч

Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. Подвижные игры «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты». Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве. Подвижные игры «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка».

Овладение стойками баскетболиста, перемещением, ходьбой и бегом. Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. Ловля и передача мяча на месте и в движении в треугольниках, квадратах, кругах. Ведение мяча на месте и с изменением направления. Броски мяча на месте в щит и кольцо.

Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. Подвижные игры «Гонка мячей по кругу», «Вызови по имени», «Овладей мячом», «Подвижная цель», «Мяч ловцу», «Охотники и утки», «Быстро и точно», «Снайперы», «Игры с ведением мяча».Варианты игры в мини баскетбол.

Волейбол 10ч

Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. Подвижные игры «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты». Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве. Подвижные игры «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка

Овладение стойками волейболиста, перемещением, ходьбой и бегом, нижней прямой подачей, передачей и приёмом мяча сверху двумя руками. Закрепление и совершенствование освоенных волейбольных приёмов в перемещениях и владении мячом, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, ориентации в пространстве, реакции, согласования движений. Подвижные игры «Лапта через сетку», «Пионербол с одним мячом», «Эстафета с волейбольным мячом». Варианты игры мини-волейбол по упрощённым правилам..

Футбол 10ч

Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. Подвижные игры «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты». Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве. Подвижные игры «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка.

Закрепление и совершенствование ударов по мячу в футболе. Остановки мяча ногой, ведения мяча с изменением направления и скорости и развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве, согласованию движений с мячом и без мяча. Подвижные игры «Ведение и удары по мячу ногой», «Сбей городок», «Мини-футбол» трое против троих, четверо против четверых игроков. Комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями Подвижные игры «Борьба за мяч», «Перестрелка», «Мини-баскетбол», варианты игры в мини футбол.







Тематическое планирование

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся


Теоретические сведения



Основы знаний (4ч)


История происхождения игр с мячами.

Травмы которые можно получить при занятии спортивными играми.

Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок).

Способы взаимодействия во время подвижных игр и состязаний.



Изучают историю происхождения игр с мячами.

Руководствуются правилами выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий.

Учатся правильно оценивать своё самочувствие и контролируют, как их организмы справляются с физическими нагрузками.

Характеризуют величину нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений.

Готовят места занятий в условиях помещения и на открытом воздухе, подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями.

Выявляют факторы нарушения техники безопасности при занятиях физической культурой и своевременное их устранение.

https://resh.edu.ru/

Спортивные и подвижные игры



Баскетбол (10ч)


Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. Подвижные игры «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты». Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве. Подвижные игры «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка».

Овладение стойками баскетболиста, перемещением, ходьбой и бегом. Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. Ловля и передача мяча на месте и в движении в треугольниках, квадратах, кругах. Ведение мяча на месте и с изменением направления. Броски мяча на месте в щит и кольцо.

Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. Подвижные игры «Гонка мячей по кругу», «Вызови по имени», «Овладей мячом», «Подвижная цель», «Мяч ловцу», «Охотники и утки», «Быстро и точно», «Снайперы», «Игры с ведением мяча».Варианты игры в мини баскетбол.


Руководствуются правилами профилактики травматизма

Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности.

Организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство. Описывают технику игровых действий и приёмов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Соблюдают правила безопасности

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Используют действия данных подвижных игр для развития координационных и кондиционных способностей. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе.

Соблюдают правила безопасности.


https://resh.edu.ru/

Волейбол (10ч)


Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. Подвижные игры «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты». Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве. Подвижные игры «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка

Овладение стойками волейболиста, перемещением, ходьбой и бегом, нижней прямой подачей, передачей и приёмом мяча сверху двумя руками. Закрепление и совершенствование освоенных волейбольных приёмов в перемещениях и владении мячом, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, ориентации в пространстве, реакции, согласования движений. Подвижные игры «Лапта через сетку», «Пионербол с одним мячом», «Эстафета с волейбольным мячом». Варианты игры мини-волейбол по упрощённым правилам..




Футбол (10ч)

https://resh.edu.ru/

Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. Подвижные игры «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты». Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве. Подвижные игры «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка.

Закрепление и совершенствование ударов по мячу в футболе. Остановки мяча ногой, ведения мяча с изменением направления и скорости и развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве, согласованию движений с мячом и без мяча. Подвижные игры «Ведение и удары по мячу ногой», «Сбей городок», «Мини-футбол» трое против троих, четверо против четверых игроков. Комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями Подвижные игры «Борьба за мяч», «Перестрелка», «Мини-баскетбол», варианты игры в мини футбол.









Система отслеживание и оценивание результатов обучения учащихся.

С целью проверки теоретических знаний используются различные методы.

Метод опроса применяется в устной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий.

Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный. Уровень общей физической подготовки определяется в начале и в конце года с помощью контрольных упражнений.

Анализ этих упражнений, позволяет учителю объективно судить в начале учебного года о сформированности двигательных умений и навыков, а в конце учебного года – о достигнутых учеником результатах. Степень владения командно тактическими действиями определяется при участии учащихся в школьных соревнованиях между классами.


Материально- техническое обеспечение программы:

  • баскетбольные мячи;

  • волейбольные мячи;

  • футбольные мячи;

  • резиновые мячи;

  • сетка баскетбольная;

  • сетка волейбольная;



Литература:

  1. Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков.   Учебно-методическое пособие  /Владос, 2001.

  2. Журнал «Физическая культура в школе»

  3. Теория и методика физического воспитания В.М Качашкон 2007 г.

  4. Организация работы спортивных секций в школе А.Н.Каинов 2009 г.












































13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!