Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа общения» разработана на основе программы Максакова В.И. «Организация воспитания младших школьников», в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и учебного плана МБОУ «Тирянскоя ОШ» на 2019-2020 учебный год.
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
готовность слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение, свою точку зрения и оценку событий;
формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
- проявлять коммуникативную активность при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- использовать полученную на уроках информацию во внеурочной и внешкольной деятельности;
- объективно оценивать поведение реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям;
- контролировать себя и самооценивать: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;
Я среди людей. Кто я и как выгляжу. Я – личность. Я и мои роли. Добро и зло в сказках
Что за прелесть эти сказки! Сказка – волшебство, чудо и правда. Сказка ложь – да в ней намёк. Кто сочиняет сказки? Русские народные сказки. Праздники в жизни человека.
Отношение к старшим. Отношение к учителю. Плохо одному. Речевой этикет. Вежливость и этикет. Товарищи и друзья. Удовольствие – в игре. Что в имени твоём? Ты – это я. Другой человек. Настроение другого человека. Моя мама. Наша семья. Наш класс. Мы договариваемся. Я-ТЫ-МЫ. Повторительно – обобщающий урок.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Содержание |
План | Факт |
1-2. | Я среди людей. | 2ч. | 05.09 12.09 | | Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди». |
3. | Кто я и как выгляжу. | 1ч. | 19.09 | | Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена. |
4. | Я – личность | 1ч. | 26.09 | | Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний ,и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого. |
5-6. | Я и мои роли. | 2ч. | 03.10 10.10 | | Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице. |
7. | Добро и зло в сказках | 1ч. | 17.10 | | Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом. |
8. | Что за прелесть эти сказки! | 1ч. | 24.10 | | Отличие сказки от рассказа. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок - их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки. |
9. | Сказка – волшебство, чудо и правда | 1ч. | 07.11 | | Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках - мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. |
10. | Сказка ложь – да в ней намёк. | 1ч. | 14.11 | | Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду - тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках. |
11 | Кто сочиняет сказки? | 1ч. | 21.11 | | А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, Ш. Перро и другие писали сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей. Надо ли и можно ли учиться у героев сказок? |
12. | Русские народные сказки. | 1ч. | 28.11 | | Русские сказки - это представления народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки - предания старины глубокой. Сказка - это знакомство с бытом русского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла. |
13. | Праздники в жизни человека. | 1ч. | 05.12 | | Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме. |
14. | Отношение к старшим | 1ч. | 12.12 | | Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношения к старшим. |
15. | Отношение к учителю. | 1ч. | 19.12 | | Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции России в общении учителя и ученика. |
16. | Плохо одному. | 1ч. | 26.12 | | Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения. |
17-18. | Речевой этикет | 2ч. | | | Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, поза и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. |
19-20. | Вежливость и этикет | 2ч. | | | Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении. |
21. | Товарищи и друзья | 1ч. | | | Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе. |
22. | Удовольствие – в игре. | | | | Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле - здоровый дух. |
23. | Что в имени твоём? | 1ч. | | | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. |
24. | Ты – это я | 1ч. | | | Осознание самого себя и одноклассников, как соотносить себя с ними |
25. | Другой человек. | 1ч | | | Обобщение представлений детей о своем Я, поддержка положительной установки на другого человека. |
26. | Настроение другого человека | 1ч. | | | Развитие эмпатии (способность поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как их воспринимает этот человек, и таким образом понять его проблемы), укрепление гуманистической направленности детей. |
27. | Моя мама | 1ч. | | | Развитие потребности и навыка обращать внимание на настроение и состояние близких. |
28. | Наша семья. | 1ч. | | | Осознание понятия «семья» , что семья – это люди, связанные МЫ –чувством и ответственностью друг за друга. |
29. | Наш класс. | 1ч. | | | Укрепить Мы- чувство в классе, осознание понятия «МЫ» |
30-31. | Мы договариваемся. | 1ч. | 1ч. | | Подкрепление стремление детей договариваться, выработать соглашение класса « Мы договорились, что …» |
32-33. | Я-ТЫ-МЫ. | 1ч. | 1ч. | | Закрепить основные идеи курса: Я- индивидуальность, ТЫ – это Я( все люди взаимозависимы, моё Я тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям). |
34. | Повторительно – обобщающий урок | 1ч. | | | Обобщение знаний по курсу « Учимся жить вместе. Игра – викторина. |