СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Школа общения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности социального направления для  филологического класса

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Школа общения"»

Пояснительная записка


Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся и понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге.

Данная программа внеурочной деятельности «Школа общения» для 10 филологического класса разработана в соответствии:

-  с требованиями федерального государственного образовательного стандарта полного общего образования;

-  с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам, является составной частью учебно- воспитательного процесса МБОУ «Гимназия №9» Московского района г. Казани.

Данная программа создает условия для культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой культуры. Она полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций.

В настоящее время ни у кого не возникает сомнения в необходимости владения иностранным языком. Развивающиеся международные экономические, политические и культурные связи, научно-технический прогресс повысили престиж иноязычной грамотности настолько, что владение иностранными языками становится одним из условий профессиональной компетентности специалиста.

Кроме того, огромные образовательные возможности иностранного языка как филологической дисциплины осознаются не только специалистами в области преподавания, но и самими учащимися, и их родителями. Этим объясняется возрастающая потребность в изучении двух и более иностранных языков.

Педагогическая целесообразность  программы  внеурочной деятельности «Школа общения» обусловлена важностью создания условий для развития  у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Настоящая программа своим содержанием детализирует и раскрывает условия воспитания и развития учащихся средствами внеурочной деятельности в соответствии с целями обучения французскому языку, которые определены новыми стандартами образования.

Программа обобщает изученный материал, дополняет его, демонстрирует результаты овладения языком и способствует дальнейшему совершенствованию умений и навыков в говорении ( диалогической и монологической формах), чтении, обновлению лексического запаса, расширению знаний по страноведению.

Внеурочная деятельность определяется добровольным участием школьников, мотивацией данного вида деятельности в воспитательном процессе.


Ценностные ориентиры, лежащие в основе программы

Ценностные ориентиры содержания рабочей программы внеурочной деятельности " Школа общения " основываются на концепции социального развития и воспитания лично­сти гражданина России, являющейся основой реализации ФГОС ПОО.

Данная рабочая программа знакомит учащихся с французским языком и культурой Франции, помогает постичь систему ценностных нормативов народа страны изучаемого языка, а также проблемы, волнующие французскую молодежь.

Эстетическое развитие школьников обеспечивается использованием детского фольклора, стихов и песен, обсуждением тем, связанных с культурным наследи­ем России, Франции и других стран мира

Цель программы:

Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российской и франкоязычной культур. Также в качестве целей можно выделить:

Познавательный аспект.

 познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);

  • способствовать более раннему приобщению школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;

Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;

  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;

  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

  • формирование устойчивой положительной самооценки школьников.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Развивающий аспект.

- способствовать развитию умения жить в коллективе, где дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, где в классе доброжелательная атмосфера, где каждый стремится понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

- развивать умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

- способствовать развитию умения осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;


Воспитательный аспект.

  • способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям;

  • способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

  • обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.

  • научить пользоваться наиболее продуктивными и достойными человека способами взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

  • формировать умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.


Общая характеристика программы.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Изучение французского языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение французского языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов. Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения французского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера. Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на французском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной, художественной и т. д., осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в средней школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему содержанию. В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.

Содержание программы:

Содержание программы соответствует образовательным и воспитательным целям и составлена с учетом возрастных особенностей учеников 10 класса и их интересов.

  • Поэтому программа предусматривает следующие формы и виды работы, которые активизируют умственную и творческую деятельность учащихся, развивают познавательный интерес к французскому языку, формируют навыки самообразования, расширяют кругозор учащихся:

  • Беседы

  • Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)

  • Рассказы педагога и детей

  • Чтение художественных произведений

  • Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера

  • Сочинение историй

  • Наблюдения

  • Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации

  • Дискуссии

  • Исследования

  • Коллективные творческие дела;

  • Смотры-конкурсы, выставки

  • Тренинги общения

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

Количество часов в год -35 часов (1 час в неделю)


Учебно-тематический план


Дата планируемая

Тема занятия

Дата фактическая

1

1-5.09

Речевой этикет. Обращение.

Привлечение внимания


2

7-12.09

Знакомство


3

14-19.09

Приветствие


4

21-26.09

Прощание


5

28.09-03.10

Поздравление. Вручение подарка


6

5-10.10

Пожелание


7-8

12-24.10

Благодарность


9

26-31.10

Извинение. Ответ на извинение


10

9-14.11

Просьба


11

16-21.11

Согласие.

Разрешение на просьбу


12

23-28.11

Отказ. Запрещение


13

30.11-5.12

Приглашение


14

7-12.12

Совет. Предложение


15

14-19.12

Утешение. Сочувствие


16

21-26.12

Комплимент. Одобрение


17

11-16.01

Разговор по телефону


18

18-23.01

Я и мои одноклассники


19

25-30.01

Все мы разные


20

01.-06.02

Чем мы похожи


21

8-13.02

Чем мы отличаемся


22

15-20.02

Копилка добрых дел


23

22-27.02

Мое имя и его французский аналог. Что оно означает


24

01.-06.03

Как выразить позитивные чувства


25

8-13.03

Мое настроение


26

15-20.03

Моя семья


27

31.03-3.04

Мимика и жесты


28

5-10.04

Правила поведения в общественных местах


29

12-17.04

Правила поведения в музее


30

19-24.04

Портрет культурного человека


31

26.04-01.05

Умею ли я слушать?


32

3-8.05

Доверие в общении


33

10-15.05

Наши права и обязанности


34

17-22.05

Правила поведения на улицах города


35

24-31.05

Что мы узнали и чему научились


Учебно-методическое обеспечение:

  1. Компьютер.

  2. Интерактивная доска.

  3. Лингафонное оборудование.

  4. Диски.

  5. Фильмы.

  6. Презентации.

  7. Двуязычные словари.

  8. Аудиокурс для 10 класса


Список литературы:

  1. Береговская Э.М. Поээия вокруг нас. В 2-х ч. М.: Просвещение, 1993

  2. Карамышева Т.В., Иванченко А.И. Уроки французского языка.  – Санкт-Петербург, «Каро», 2001  

  3. Комарова Э.П., Трегубова Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку//ИЯШ, №6, 2000 (с.11)

  4. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991

  5. Школьный праздник на французском зыке. Пособие для учителей французского языка 10-11 классов. М.: Просвещение, 1990

  6. Школьный театр: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1998

  7. Матвеев А.С., Французский для школьников АСТ,2014 г

  8. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

  9. Примерные программы внеурочной деятельности. / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.

  10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

Список полезных сайтов для изучающих французский язык

    1. Материалы о Франции и французском языке

http://francomania.ru/

http://contata.narod.ru/

http://www.bonjourdefrance.com/

http://www.infrance.ru

http://www.tv5.org/

http://clicnet.swarthmore.edu/

http://www.inlibroveritas.net/ (бесплатная литература)

http://classes.bnf.fr/ (литература на франц. яз. по разным дисциплинам)

http://www.chat.weborama.fr (французский чат)

http://www.sedonnerlemot.tv/ (анимированные упражнения на усвоение лексики)

    1. Словари

http://www.weblettres.net/sommaire.php?entree=21&rubrique=73 (ссылки на французские словари)

http://atilf.atilf.fr/tlf.htm (толковый онлайн словарь французского языка)

http://www.mediadico.com/dictionnaire/ (толковый словарь)

http://www.dictionnaire.tv5.org/ (многофункциональный словарь)

http://online.multilex.ru/ (онлайн словарь Мультилекс)

http://www.abbyyonline.ru/ (онлайн словарь Lingvo)

http://www.multitran.ru/ (онлайн словарь Мультитран)

    1. Помощь в составлении писем и документов на французском языке

http://users.skynet.be/fralica/refer/theorie/ressort.htm#resprod (правила и примеры составления писем)

http://dialogus2.org/ (переписка с известными французами)

http://ilsbohu.free.fr/gen2bio/ (составление биографии)

http://orthonet.sdv.fr/ (орфография)

    1. Аудиоматериалы,французское радио http://www.franklang.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10037&Itemid=12 (аудиокниги на французском языке бесплатно)

http://www.audio-lingua.eu/ (мп3 материалы на разных языках)

http://www.arteradio.com (ARTE radio)

http://www.canalacademie.com/apprendre/ (радио)

http://www.canalacademie.com/apprendre/fiche.php?id=13 (передача про шоколад)

    1. Фонетика, упражнения на тренировку произношения

http://www.phonétique.free.fr

http://www.hku.hk/french/starters/fonetik/fonetik_main.htm

    1. Правила и упражнения по грамматике

http://www.synapse-fr.com/francais.htm

http://grammaire.reverso.net/

http://exercices.free.fr/francais/

http://french.chass.utoronto.ca/fre180/#GRA

http://www.leconjugueur.com/frlesnombresecrits.php (правила спряжения + упражнения) http://www.studyfrench.ru/support/tutorial/ (правила и тесты на французском языке)

Предполагаемая результативность курса:

Личностные результаты:

  • формирование мотивации изучения иностранного языка и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Французский язык»;

  • осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;

  • стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

  • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;

  • развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;

Метапредметными результатами являются:

Регулятивные:

  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Коммуникативные:

  • развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Познавательные:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять  контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для   решения учебных и познавательных задач.
Формирование ИКТ - компетентности  

  • использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;

  • взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);

  • взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие);

  • анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.

Результатами учебно-исследовательской и проектной  деятельности являются:

  • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

  •  потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

  •  основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

  •  основы ценностных суждений и оценок;

  •  продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

  •  основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

Результатами развития смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с задачами это

-ознакомления с жанром и основной идеей текста, усвоения его содержания, поиска информации на основе операций, обеспечивающих понимание текста (выделение замысла автора текста, основной идеи, главного и второстепенного; последовательности, причинно-следственной и логической связи описываемых событий);

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. 

Предметные результаты:

 1. В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения)

 Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:

 говорении:

 • начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

 • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;

 • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;

 • сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;

 • описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

 аудировании:

 • воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;

 • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);

 • воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;

 чтении:

• читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

• заполнять анкеты и формуляры;

 • писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;

Языковая компетенция (владение языковыми средствами):

 • применение правил написания слов, изученных в основной школе;

 • адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;

 • соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;

 • распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);

• знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков.

 Социокультурная компетенция:

 • знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

 • распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;

 • знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);

• представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных досто-примечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);

 • представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;

 • понимание роли владения иностранными языками в современном мире.

 Компенсаторная компетенция — умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.

  В познавательной сфере:

 • умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;

 • владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);

 • умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в  пределах тематики основной школы;

 • готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;

 • умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);

В ценностно-ориентационной сфере:

 • представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления • достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;

• приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в  школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.

В эстетической сфере:

 • владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;

 • стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;

 • развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.

 В трудовой сфере:

 • умение рационально планировать свой учебный труд;

 • умение работать в соответствии с намеченным планом.

В физической сфере:

 • стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).

Когнитивная компентность:

  • мотивация к обучению и познанию

  • обеспечивает готовность к познавательной деятельности и проявляется в развитой познавательной мотивации и познавательной активности, интересе к обучению, саморазвитию  и самообразованию, готовности решать интеллектуальные задачи, готовности продолжать образование и осуществлять обоснованный выбор профиля образования, будущей профессии.

Компетентность в области гражданской идентичности (гражданское самосознание):

формирование представлений о себе как о гражданине своей страны  и проявляется в чувстве гордости за Родину, российский народ, патриотизме, знании российской истории и гордости за нее, осознании своей этнической и национальной принадлежности, формировании ценностей многонационального общества, уважении к другим народам, культурам, вероисповеданию, толерантность

Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде. Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран; познавательная, творческая, общественная активность; самостоятельность ( в т.ч. в принятии решений); умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; коммуникабельность; уважение к себе и другим; личная и взаимная ответственность; готовность действия в нестандартных ситуациях.

Формы подведения итогов: выставки работ, рисунков, участие в викторинах, пополнение портфолио учащихся, театрализованные выступления, театральные постановки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!