ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Школа общения» разработана для занятий с учащимися 4 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм социальных отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе культуры и общества. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени.
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Жить человек должен в согласии с законами нравственности. Эти законы и нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни. Мотив благородного поступка это источник чувства ответственности - главного критерия степени нравственного развития. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Цель программы:
формирование у младших школьников знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи
повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации;
формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, когда, зачем говоришь);
освоение речевых норм осуществлять в единстве с изучением общих правил культурного поведения;
обучение умению соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, и уважительное отношение к другим.
Сроки реализации программы:
Программа клуба рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 9-10 лет (начальная школа).
Место программы в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в 4 классе, 1час занятий в неделю по 40 мин.
Программа предназначена для реализации коммуникативной деятельности обучающихся 4 класса.
Предполагаемые результаты освоения программы
Личностные УУД:
• понимать, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
• определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
• в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• работать по предложенному учителем и совместно составленному плану;
• совместно с учителем и другими учениками, а также самостоятельно давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• находить нужную информацию из разных источников: книг, наблюдений, беседы с взрослыми, интернета, интерпретировать полученную информацию; • делать выводы в результате совместной работы в парах, группах;
• сравнивать и группировать изучаемые объекты.
Коммуникативные УУД:
• оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми).
Содержание программы.
Культура общения (10 ч) «С кем поведешься…» Слова-паразиты. Диалог. Понятие диалога и его слагаемых. Виды диалога: беседа, спор. Занятие практикум. «Мы можем понимать друг друга». Письменное приглашение. Приглашение по телефону Приглашение и ответ на него. Конкурс приглашений
Самовоспитание (6ч)
Вежливо, невежливо, грубо. Этикетные жанры и слова вежливости. Будьте взаимно вежливы. Языковой паспорт человека. КТД «Портрет культурного человека» Учитывай с кем, почему и для чего ты общаешься.
Общечеловеческие нормы нравственности (10 ч) Правила и законы общения. Правила и законы общения. Тест-игра «С тобой приятно общаться». Мы живем среди людей. Этикет народов мира. Игра-путешествие «Вокруг света». Спор. Виды споров. Культура спора. Разговор с взрослым. Тон разговора. Занятие - практикум «Искусство делать комплименты».
Как сердцу высказать себя. Другому, как понять тебя? (8 ч) Об одном и том же по-разному. Выражение собственной точки зрения. Самое беспокойное слово на свете. Обманчивое «Потому». Учимся прощать.
Взаимоотношение в семье. Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны.
Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов программы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Культура общения. | 10 | 4 | 6 |
2 | Самовоспитание. | 6 | 2 | 4 |
3 | Общечеловеческие нормы нравственности. | 10 | 4 | 6 |
4 | Как сердцу высказать себя. Другому, как понять тебя? | 8 | 3 | 5 |
Итого часов: | 34 | 13 | 21 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
| Культура общения (10 ч) | |
1 | «С кем поведешься…» | 1 |
2 | Слова-паразиты | 1 |
3 | Диалог | 1 |
4 | Понятие диалога и его слагаемых. | 1 |
5 | Виды диалога: беседа, спор. | 1 |
6 | Занятие практикум. «Мы можем понимать друг друга» | 1 |
7 | Письменное приглашение | 1 |
8 | Приглашение по телефону | 1 |
9- 10 | Приглашение и ответ на него. Конкурс приглашений | 2 |
| Самовоспитание (6ч) | |
11 | Вежливо, невежливо, грубо | 1 |
12 | Этикетные жанры и слова вежливости | 1 |
13 | Будьте взаимно вежливы | 1 |
14 | Языковой паспорт человека. | 1 |
15 | Языковой паспорт человека. КТД «Портрет культурного человека» | 1 |
16 | Учитывай с кем, почему и для чего ты общаешься | 1 |
| Общечеловеческие нормы нравственности (10 ч) | |
17 | Правила и законы общения | 1 |
18 | Правила и законы общения. Тест-игра «С тобойприятно общаться» | 1 |
19 | Мы живем среди людей | 1 |
20 | Этикет народов мира. Игра-путешествие «Вокруг света» | 1 |
21 | Спор | 1 |
22 | Виды споров | 1 |
23 | Культура спора | 1 |
24 | Разговор с взрослым | 1 |
25 | Тон разговора | 1 |
26 | Занятие - практикум «Искусство делать комплименты» | 1 |
| Как сердцу высказать себя. Другому, как понять тебя? (8 ч) | |
27 | Об одном и том же по-разному | 1 |
28 | Выражение собственной точки зрения | 1 |
29 | Самое беспокойное слово на свете | 1 |
30 | Обманчивое «Потому» | 1 |
31 | Учимся прощать | 1 |
32 | Взаимоотношение в семье | 1 |
33 | Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны | 1 |
34 | Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. | 1 |