СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы внеурочной деятельности "Школа развития речи" 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 29»



Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей начальных классов

Руководитель МО


__________

Протокол № 1 от 26.08.2020

Согласовано


Заместитель директора по УВР:


_______________ Л.В. Лукаш


Протокол № 1 от 27.08.2020

Утверждаю


Директор школы


_____________ С.С. Васин


Приказ № 213 от 28.08.2020


Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Школа развития речи»



Предметная область - Общеинтеллектуальная

Класс – 4А

Уровень изучения предмета – базовый

Срок реализации программы – 2020-2021 учебный год

Составитель:

Лебедева Лилия Александровна,

высшая квалификационная категория





город Ульяновск

2020 год


Содержание рабочей программы:


Пояснительная записка стр. 3


Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 4

Содержание учебного предмета стр. 7

Список используемой литературы стр. 9

Аннотация стр. 10


















Пояснительная записка

 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развития речи» составлена в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 01.08.2020 года);

- Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015);

- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);

- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29»;

- Основной образовательной программы начального общего образования;

- Положения о рабочей программы учебного предмета (курса).

Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:

Рабочая тетрадь в 2-х частях«Школа развития речи» Т.Н. Соколова под редакцией Т.Н. Соколовой Москва, Издательство РОСТ, 2019

Примерная программа внеурочной деятельности (начальное общее образование)

Под редакцией Т.Н. Соколовой Москва, Издательство РОСТ, 2013 Программа курса

«Школа развития речи» Т.Н. Соколова

Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

1)           познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

2)           развивать коммуникативные способности школьников;

3)           содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

4)           формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Срок реализации данной программы 1 год, 2020-2021 учебный год.

По календарному плану на изучение курса «Школа развития речи» в 4 классе отводится:

     Количество часов в год – 35 (по календарю).

     Количество часов в неделю – 1.

Количество учебных недель – 35.












Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

– оценивать свою вежливость;

– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

– отличать подготовленную и неподготовленную речь;

– знать особенности неподготовленной речи;

– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

– знать особенности диалога и монолога;

– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

– пользоваться основными способами правки текста.

Содержание учебного курса

Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.


Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;

- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.



Список литературы:

Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – Минск: 2001.( 56 с.)

Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. –М:1997 (105 с.)

Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. –М: 2011 (98 с.)

Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. –М: 2018 (123 с.)

Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М: 2013 (54 с.)


















Аннотация

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развития речи», 4 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».

Составитель: Лебедева Л.А., учитель начальных классов, высшей квалификационной категории.

Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:

Рабочая тетрадь в 2-х частях«Школа развития речи» Т.Н. Соколова под редакцией Т.Н. Соколовой Москва, Издательство РОСТ, 2019

Примерная программа внеурочной деятельности (начальное общее образование)

Под редакцией Т.Н. Соколовой Москва, Издательство РОСТ, 2013 Программа курса

«Школа развития речи» Т.Н. Соколова



Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

1) познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

2) развивать коммуникативные способности школьников;

3) содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

4)формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Срок реализации данной программы 1 год, 2020-2021 учебный год.

По календарному плану на изучение курса «Школа развития речи» в 4 классе отводится:

     Количество часов в год – 34 (по календарю).

     Количество часов в неделю – 1.

Количество учебных недель – 3


Тематический план


Содержание тематического блока

Всего часов

Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

«Общие понятия» (ч)

Слово.




Речь. Техника и выразительность речи.

Текст.




Предложение и словосочетание.




9






6





21






Представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о прямом и переносном значении слова.


Основные качества речи. Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Умение составлять текст.


Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение определять средства связи предложений в тексте. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средства межфразовой связи.


Умение редактировать простое и сложное предложение. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.









Календарно-тематическое планирование


Номер п/п

Дата по плану

Дата проведения

Тема занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся



1

2

4

6

1

02.09


Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры.

Отличие многозначного слова от омонимов. Знакомство с каламбурами.

Формирование представления об омонимах,

омофонах, омоформах, каламбурах.

2

09.09


Фразеологизмы.







Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами.

Формирование представления о фразеологизмах.

Уметь определять слова с переносным значением слова.

3

16.09


Фразеологизмы

Составить рассказ, используя фразеологизмы.

Навыки употребления фразеологизмов в устной и

письменной речи.

4

23.09


Диалектизмы.

Значение диалектизмов в литературном языке.

Формирование представления о диалектизмах.

Диалекты в литератур-

ном языке.

5

30.09


Сравнение, эпитеты, олицетворение.

Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете.

Навыки употребления изобразительно-выразительных

средств в устной речи.

6

14.10


Метафора.

Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой.

Роль метафоры в художествен-

ном тексте.






7

21.10


Пословицы и поговорки. Афоризмы.

Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами.

Умение уместного употребления пословиц в речи.

8

21.10


Сочинение по пословице.

Составлять текст по заданной пословице.

Умение раскрывать смысл пословицы.

9



Анализ сочинений по пословицам.

Работа над орфографическими и речевыми ошибками.

Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки.

10



Художественный стиль. Общее понятие.

Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля.

Умение составлять текст в художественном стиле.

11



Сочинение – пейзажная зарисовка.

Подбор образных средств для написания сочинения.

Умение составлять текст в художествен-

ном стиле.

12



Рифма.

Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте.

Умение определять стихи, определенный ритм.

13



Диалог и монолог.

Определение в тексте диалогов, монологов.

Диалог и монолог как форма речи.

14



Драматические импровизации.

Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа.

Уметь трансформировать рассказ в пьесу.

15



Драматические импровизации.

Инсценировка по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома».

Уметь трансформировать рассказ в пьесу.

16



Композиция текста. Основные элементы композиции.

Знакомство с элементами композиции текста.

Уметь определять все части текста.

17



Композиция. Работа с деформированным текстом.

Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом.

Уметь определять элементы композиции текста.

18



Творческая работа.

Письмо сочинения на определенную тему.

Писать сочинение на определенную тему.

19



Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

Письмо сочинения в художественном стиле.

Составлять текст в художественном стиле.

20



Творческая работа.

Письмо сочинения «наоборот».

Сочинение сказки по опоре.

21



Публицистический стиль.

Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями.

Уметь писать сочинения в публицистическом стиле.

22



Газетно – публицистический стиль.

Познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля.

Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью.

23



Деловая игра «Вёрстка газеты».

Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты.

Формирование умения выпускать стенную газету.

24



Официально – деловой стиль.

Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями.

Формировать умение написания деловых документов.

25



Тезисы. Конспект.

Составления конспекта.

Формировать умение написания конспектов статей.

26



Аннотация.

Написание аннотации к любимой книге.

Формировать умение составления аннотации к

прочитанным книгам.

27



Я пишу письмо.

Знакомство с особенностями эпистолярного жанра.

Формирование умения оформления адреса на письме.

28



Личный дневник.

Важность ведения личного дневника.

Умение вести записи в личном дневнике.

29



Сочинение «Мои любимые стихи».

Выбирать любимых поэтов, любимые стихи.

Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии.

30



Сочини сценарий для мультфильма.

Придумать тему, каждому герою роль.

Формирование навыка составления мультфильма.

31-32



Конкурс на лучшее название конфет.

Собрать различные названия конфет. Установить источник происхождения этих названий.

Оформление своих исследований в виде презентации.

33-34



Обобщение. Проверочная работа.

Лингвистический турнир.

Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации




Технологии, критерии оценивания уровня освоения программы


В основу изучения спецкурса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Диагностика результатов познавательных способностей

Как известно, начальной школе принадлежит исключительно важная роль в психическом развитии школьников. Она призвана не только вооружить их начальными предметными умениями, но и в значительной мере развивать у них познавательные УУД (восприятие, внимательность, память, мышление, воображение, речь). Тем более, что между этими двумя комплексами психических свойств существует глубокая, органическая взаимосвязь, проходит в процессе овладения первым.

Перечисленные выше УУД (их можно объединить в понятие познавательного интеллекта) принадлежит к категории общих. Это значит, что они находят применение и развиваются в процессе усвоения всех общеобразовательных предметов. Сказанное, однако, не означает, что функционирование УУД происходит совершенно одинаково при усвоении любого общеобразовательного материала. Нет, обслуживание процесса овладения, скажем, математикой предъявляет существенно иные требования к восприятию, вниманию, памяти и т. д., чем овладение языком.

Выдвигая перед учащимися определенные учебные задания. Учитель должен знать. Насколько сформированы у него соответствующие познавательные способности. Такое знание позволяет определенным образом модифицировать предлагаемые задания – расчленять их на более или менее крупные единицы, снижать или повышать их уровень, предоставлять ученику отдельные подсказки, наводящие вопросы и т.п., короче – осуществлять дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.

Но это только одна сторона проблемы. Другая заключается в необходимости всеми имеющимися средствами развивать познавательный интеллект учащихся. Если он не достигает возрастной нормы – корригировать его, а если такая норма достигнута – способствовать его дальнейшему развитию. При этом используются два пути: придание процессу обучения развивающего характера и использование специальных упражнений тренировочного характера.

Первая диагностическая работа проводится в начале учебного года, при выполнении заданий первого занятия. Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу и сравниваются с результатами, полученными при аналогичном тестировании в конце предыдущего года обучения.

Второе диагностическое обследование проводится в конце учебного года, при выполнении заданий последнего занятия. Результаты, полученные после проверки, заносятся в таблицу, в которую внесли данные о развитии детей в начале года. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей учащихся.

В конце учебного года проводится итоговое родительское собрание, где предлагается выставка творческих работ .

23