Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Любучанская средняя общеобразовательная школа
городского округа Чехов Московской области
____________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Любучанская СОШ
________________( Копытина Ю.С.)
«____» ___________________ 2019 г.
М.П.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект»
1-4 класс
Составитель: Власенко Наталья Сергеевна,
учитель начальных классов
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I.Пояснительная записка…………………………………………………………………..….…стр.3
1. Цели и задачи курса «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект»…….….стр. 3
2. Место учебного предмета в учебном плане………………………………………….…стр. 4
3. Планируемые результаты изучения учебного предмета………………………….……стр. 4
4. Оценка знаний и умений. Формы контроля……………………………………….……стр. 8
II. Содержание курса……………………………………………………………………………стр. 8
III. Календарно-тематическое планирование …………..……………………………………..стр. 8
1 класс ………………………………………………………………………………………..стр. 8
2 класс ……………………………………………………………………………………….стр.14
3 класс………………………………………………………………………………………..стр. 15
4 класс………………………………………………………………………………………..стр. 17
IV. Материально – техническое обеспечение ……………………………...…………….......стр. 18
V. Перечень учебно-методического обеспечения………...………….....................................стр. 18
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности " Узнаём, исследуем, творим» составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования на основе авторской программы Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Юным умницам и умникам. Учусь создавать проект" ( Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ, 2015).
Программа разработана с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения кобщим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
Программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Реализует цели и задачи МБОУ Любучанская СОШ. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
1. Цели и задачи курса.
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
- развитие творческой исследовательской активности;
- формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
- стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
- формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
- развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения;
- формировать навыки устной презентации;
- обучить способам сбора и первичной обработки информации (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;
- формировать умение планировать свою работу над проектом;
- формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.
2. Место курса в учебном плане.
На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» по замыслу авторов отводится135 часов по 1 занятию в неделю и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина».
Количество часов на 1год по программе – 33 ч., во 2 - 4классах – 34 ч.
Количество часов в неделю – 1ч., что соответствует учебному плану школы.
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты освоения программы 1- 2 класса:
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследовательской работы;
- что такое информационный проект и практико-ориентированный проект;
- методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
- правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;
- правила осуществления самоконтроля;
- правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
- выбирать пути решения задачи исследования ;
-классифицировать предметы, явления и события;
- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
- собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
- осуществлять сотрудничество с взрослыми;
- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности;
- использовать различные источники информации.
Ожидаемые результаты освоения программы 3 класса.
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследовательской работы;
- методы исследования: анкетирование, моделирование;
- основы работы с компьютером;
- что такое социальный проект и его значение для жизни окружающих;
- способы и методы, стимулирующие саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
- составлять план действий совместного исследования;
- собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
- пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
- осуществлять сотрудничество с взрослыми и одноклассниками;
- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности;
Требования к уровню подготовки выпускника
- умение выделить проблему
- умение поставить цель исследования
- умение сформулировать гипотезу
- умение выделить объект исследования
- умение определить предмет исследования
- умение описать параметры и критерии предмета исследования
- умение подобрать соответствующие методы исследования
- умение подобрать инструментарий
- умение осуществить анализ результатов
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты
- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
-результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения
- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Ученик получит возможность научиться:
видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предмета.
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
4. Оценка знаний и умений. Формы контроля
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов.
II. Содержание курса
Содержание учебного курса представлено следующими модулями:
1. «Узнаём» (16 ч)
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д.
2. «Исследуем» (16ч)
Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п.
3. «Творим» (18ч)
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты.
4. «Представляем» (8ч)
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
III. Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Дата | Тема | Элемент содержания | Планируемые результаты |
план | факт | научится | получит возможность научиться |
1 | | | Кто я? Моя семья | Сформировать у учащихся представление о семье, как о группе родственников, живущих вместе | различать понятия «семья», «школьная семья», «семейство растений», «семейство животных» | уважать и ценить всех членов семьи, заботиться о них, испытывать чувство гордости за семью, ориентироваться на моральные нормы и их выполнение |
2 | | | Чем я люблю заниматься. Хобби | Познакомить с понятием «хобби»- увлечение, любимое занятие на досуге. Уточнить виды детских увлечений | определять общность и различие интересов, увлечений мальчиков, девочек | проявлять интерес к новым видам деятельности, способствующим становлению всесторонней духовно-нравственной личности, с качествами современного делового человека |
3 | | | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | Определение, выбор сообщения, которым хотел бы поделиться с друзьями, рассказать о чем-то интересном. Изложить краткое содержание сообщения. Познакомить с понятием «проект» | излагать краткое содержание. Определять тему, главную мысль своего сообщения | самостоятельно осуществлять выбор действий. Правильно формулировать название темы проекта |
4 | | | Как собирать материал? Твои помощники. Этап | Поиск интересного материала по теме выбранного проекта. Знакомство с понятиями «этап проекта», «помощник». Привлечение помощников: книги, друзья, родители, Интернет, фильмы | осваивать правила планирования, собирать интересный материал по теме проекта, правильно выбирать себе помощников в работе | организовывать планомерно, поэтапно работу по созданию своего проекта, рационально использовать полученную от «помощников» информацию, уметь вносить необходимые дополнения и изменения в план действий |
5 | | | Повторение. Давай вспомним | Повторение основных проектных понятий: хобби, тема, этап, помощник | закреплять основные проектные понятия | самостоятельно определять тему проекта, этапы работы, выбирать «помощников» |
6 | | | Проблема | Познакомить с понятием «проблема» -сложный вопрос, задача, требующая решения, исследования | разбираться в возникших трудностях, предлагать свои варианты решения проблемы | выявлять, идентифицировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности для её решения |
7 | | | Проблема. Решение проблемы | Определить проблему и найти пути её решения, выход из создавшейся проблемы | обозначить возникшую проблему, предложить алгоритм действий для решения проблемы. Уметь выполнять творческие задания. | находить пути выхода из создавшейся ситуации, использовать имеющуюся информацию для решения проблемы |
8 | | | Гипотеза. Предположение | Понятие «гипотеза» -предположение для объяснения каких-нибудь явлений. Предположение-догадка, предварительное соображение или план | придумывать свою гипотезу превращения головастика в лягушку, высказывать свои предположения по этому поводу | достаточно полно выражать свои мысли для объяснения своих предположений, предлагать различные варианты для объяснения своих гипотез |
9 | | | Гипотеза. Играем в предположения | Гипотеза нужна для решения любой задачи. Чтение предложенного текста про чижа, который жил у Вари | знать значение слова «гипотеза», уметь отвечать на вопросы по предложенному тексту и продолжить мысль «Что будет, если…» | самостоятельно выдвигать свою гипотезу в учебном материале и делать выводы. |
10 | | | Цель проекта | Понятие «цель» - твое стремление, то, что надо, желательно осуществить. Определение цели, поставленной Варей по рассказу | определять значение слова «цель», узнать, какие цели поставлены персонажами английской народной сказки | самостоятельно выделять, понимать, осмысливать и формулировать учебную цель |
11 | | | Задача проекта | Понятие «задача проекта» -достижение цели с помощью постановки задач к проекту. Разбор на примере проекта Игната | выяснять, для чего нужны задачи, правильно формулировать вопросы «Как я это сделаю?» | самостоятельно ставить вопросы, определяющие задачи проекта |
12 | | | Выбор нужной информации | Значения слов «информация», «основная мысль». Выбор информации, которая нужна для проекта, является самой главной, важной | выбирать необходимую информацию из обилия собранного материала (на примере предложенного текста) | применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, выделять наиболее важную информацию по теме своего проекта |
13 | | | Интересные люди – твои помощники | Выбор «помощников» для сбора информации по теме проекта. Нахождение на рисунке «слова-помощника» | правильно выбирать предприятие, интересных людей, которые могут рассказать о своем продукте производства; использовать справочную литературу | самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, уметь ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации |
14 | | | Продукт проекта | Понятие «продукт проекта» (аппликация, рисунок, макет, оригами, мозаика и т.д). | изготавливать самостоятельно или с помощью взрослых планируемый продукт своего проекта | самостоятельно добывать необходимые знания и с их по мощью выполнять конкретную работу, решать творческие задачи |
15 | | | Виды продукта. Макет | Понятие «макет». Виды продукта. Составление плана работы по изготовлению макета домика из плотной бумаги | ставить перед собой задачи по осуществлению продукта, планировать этапы работы по изготовлению макета | самостоятельно конструировать свои знания в процессе работы по изготовлению макета |
16 | | | Повторение пройденных проектных понятий | Понятия «проблема», «гипотеза», «помощник», «макет» и т.д. | закрепить пройденные проектные понятия | понимать значения проектных понятий, использовать их в свободной речи |
17- 18 | | | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту | Понятие «визитка» или «визитная карточка». Правила оформления визитки - титульный лист, цели и задачи проекта, выводы, справочная литература | уметь поэтапно распределять план работы по составлению визитки к проекту | реализовать на практике полученные знания, ставить перед собой цели и задачи, делать выводы, пользуясь помощью взрослых и справочной литературы, Интернета |
19- 20 | | | Мини-сообщение. Семиминутное выступление | Понятие «мини-сообщение», как краткое изложение основного содержания проекта. Составление выступления на 7 мин. | кратко излагать основное содержание проекта, выделяя главное. Контролировать время выступления, укладываться в регламент | самостоятельно или с помощью взрослых отбирать информацию по составлению своего выступления, принимать решения для его реализации |
21 | | | Выступление перед знакомой аудиторией | Прослушивание выступлений проектантов, заполнение таблицы пожеланий им. | составлять устный рассказ о своем проекте, сообщая свои знания по теме проекта | получать опыт выступления перед аудиторий, готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме |
22 | | | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | Практическое занятие в классной лаборатории | проводить опыты по окрашиванию цветка в разные цвета, придумывать рассказы о приключениях цветка | решать творческие задачи, обмениваться мнениями, впечатлениями |
23 | | | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | Учить, как подготовиться отвечать на вопросы по теме проекта; выбрать правильные варианты из предложенных ответов. Познакомить с фразеологизмами | изучать большой объем справочного материала для ответов на вопросы по заданной теме; понимать значение фразеологизмов «поймать черта за хвост», «зажимать в кулак», «остаться с носом» и т.д. | получать энциклопедические знания, использовать советы Мудрого дельфина для выступления |
24 | | | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним | Учить построить грамотно свою речь для успешного выступления Повторение основных этапов проектной деятельности | выступать перед незнакомой аудиторией, уметь справляться с волнением Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях | развивать волевые качества, проводить рефлексию своей деятельности Усваивать способы итогового, пошагового контроля |
25 | | | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | Практическое занятие в классной лаборатории по изготовлению «мобильных телефонов» | знакомиться с проведением опытов по изготовлению «мобильных устройств», получать электричество с помощью волос, готовить поилку для цветов, оценивать свои работы | получать практические навыки проведения опытов |
26 | | | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно | Практическое занятие в классной лаборатории по получению электричества с помощью волос |
27 | | | Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно | Практическое занятие в классной лаборатории по устройству поилки для цветов. |
28 | | | Тест «Чему я научился?» | Строить речевое высказывание в устной форме, уметь отвечать на вопросы теста | давать оценку своей деятельности с помощью учителя | осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности |
29 | | | Памятка для учащегося-проектанта | Выучить памятку для проектанта | строить свою деятельность по предложенному плану | самостоятельно создавать алгоритм действий при решении проблем творческого и поискового характера |
30 | | | Твои впечатления от работы над проектом | Выразить свои впечатления от работы над проектом | находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт | самостоятельно высказывать свои эмоции и давать оценку своей деятельности |
31 | | | Пожелания будущим проектантам. Твои советы им. | Выразить 5 пожеланий будущим проектантам | уметь обозначить главные задачи для успешного осуществления намеченной цели | проявлять доброжелательное внимание к сверстникам, ориентироваться на моральные нормы поведения |
32-33 | | | Советы на лето от Мудрого Дельфина | Изучить советы на лето от Мудрого дельфина | применять в своей деятельности предложенные способы для успешного решения поставленных задач | учитывать предложенные ориентиры действия и прогнозировать результаты своей творческой деятельности |
2 класс
№ | Тема | Колич. час | Дата | Примечание |
1 | Круг твоих интересов. Хобби, Увлечения. | 1 | | |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». | 1 | | |
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. | 1 | | |
4 | Выбор помощников в работе над проектом. | 1 | | |
5 | Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап». | 1 | | |
6 | Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием « актуальность». | 1 | | |
7 | Проблема. Решение проблемы. | 1 | | |
8 | Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение». | 1 | | |
9 | Цель проекта. | 1 | | |
10 | Задачи проектов. | 1 | | |
11 | Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями : «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», книги, газеты, журналы. | 1 | | |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | 1 | | |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями: «обработка информации», «отбор». | 1 | | |
14 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка». | 1 | | |
15 | Играем в учёных. Это интересно. | 1 | | |
16 | Тест. | 1 | | |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение). | 1 | | |
18 | Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «Презентация». | 1 | | |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. | 1 | | |
20 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | | | |
21 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | 1 | | |
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиториями. | 1 | | |
23 | Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиториями. | 1 | | |
24 | Подготовка ответов на предлагаемые вопросы «зала» по теме проекта. | 1 | | |
25 | Тест «Добрые советы проектанту от мудрого Дельфина». | 1 | | |
26 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. | 1 | | |
27 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. | 1 | | |
28 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». | 1 | | |
29 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». | 1 | | |
30 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности. | 1 | | |
31 | Памятка жюри конкурса. | 1 | | |
32 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. | 1 | | |
33 | Самоанализ-рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. | 1 | | |
34 | Играем в учёных. Это интересно. Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. Пожелание будущим проектантам. Советы на лето от мудрого Дельфина. | 1 | | |
| Итого | 34час | | |
3 класс
№ | Тема | Колич. час | Дата | Примечание |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом. | 1 | | |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы. | 1 | | |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. | 1 | | |
4 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Практические занятия. | 1 | | |
5 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Практические занятия. | 1 | | |
6 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование. | 1 | | |
7 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование. | 1 | | |
8 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. | 1 | | |
9 | Практическое занятия. Создание мини-постера. | 1 | | |
10 | Практическое занятия. Создание мини-постера. | 1 | | |
11 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. | 1 | | |
12 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. | 1 | | |
13 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. | 1 | | |
14 | Программа МРР. Анимация. Настройка анимации. | 1 | | |
15 | Программа МРР. Анимация. Настройка анимации. | 1 | | |
16 | Программа МРР. Анимация. Настройка анимации. | 1 | | |
17 | Программа МРР. Дизайн. (тетр. № 2) | 1 | | |
18 | Программа МРР. Дизайн. | 1 | | |
19 | Программа МРР. Дизайн. | 1 | | |
20 | Фотография на слайдах. Работа с фотографиями на слайдах. | 1 | | |
21 | Фотография на слайдах. Работа с фотографиями на слайдах. | 1 | | |
22 | Требования к компьютерной презентации. | 1 | | |
23 | Требования к компьютерной презентации. | 1 | | |
24 | Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР. | 1 | | |
25 | Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР. | 1 | | |
26 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. | 1 | | |
27 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. | 1 | | |
28 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. | 1 | | |
29 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. | 1 | | |
30 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. | 1 | | |
31 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. | 1 | | |
32 | Твои впечатления от работы над проектом. | 1 | | |
33 | Пожелания будущим проектантам. | 1 | | |
34 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году (руководитель проекта – учитель, консультанты – родители, помощники – друзья, Мудрый Дельфин). Советы на лето от Мудрого Дельфина. | 1 | | |
| Итого: | 34 ч. | | |
4 класс
№ | Тема | Колич. час | Дата | Примечание |
1 | Твои новые интересы и увлечения. | 1 | | |
2 | Виды проектов. | 1 | | |
3 | Исследовательски-творческий проект | 1 | | |
4 | Творческий проект | 1 | | |
5 | Ролево-игровой проект | 2 | | |
6 | | |
7 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой | 2 | | |
8 | | |
9 | Информационно-исследовательский проект | 2 | | |
10 | | |
11 | Практико-ориентированный проект | 2 | | |
12 | | |
13 | Монопредметный проект | 2 | | |
14 | | |
15 | Межпредметный проект | 1 | | |
16 | Виды презентационных проектов | 1 | | |
17 | Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции | 1 | | |
18 | Вид презентации проекта, в рамках научной конференции | 1 | | |
19 | Правильная подготовка презентации к проекту | 1 | | |
20 | Работа с памяткой при подготовке публичного выступления | 2 | | |
21 | | |
22 | Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | 1 | | |
23 | Типичные ошибки проектантов | 1 | | |
24 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | 1 | | |
25 | Программа МРР. Формирование умения работы с диаграммой. | 1 | | |
26 | Программа МРР. Формирование умения работы с таблицей. | 1 | | |
27 | Практическая работа | 1 | | |
28 | Тестирование. Самоанализ | 1 | | |
29 | Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации | 1 | | |
30 | Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | 1 | | |
31 | Твои впечатления от работы над проектом. | 1 | | |
32 | Пожелания будущим проектантам. | 1 | | |
33 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. | 1 | | |
34 | Советы мудрого Дельфина на лето. | 1 | | |
IV. Материально – техническое обеспечение
1. Библиотечный фонд
2. Печатные пособия
3. Информационно-коммуникационные средства
4. Технические средства обучения
5. Учебная мебель
6. Учебно-практическое оборудование
7. Экранно-звуковые пособия
V. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Сизова Р.И., Селимова Р. Ф "Юным умницам и умникам. Учусь создавать проект" 1 класс. Рабочие тетради в двух частях. – М.: Издательство РОСТ, 2015г.). /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
2. Сизова Р.И., Селимова Р. Ф "Юным умницам и умникам. Учусь создавать проект" 2 класс. Рабочие тетради в двух частях. – М.: Издательство РОСТ, 2016г.). /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
3. Сизова Р.И., Селимова Р. Ф "Юным умницам и умникам. Учусь создавать проект" 3 класс. Рабочие тетради в двух частях. – М.: Издательство РОСТ, 2017г.). /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
4. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». –М.: Издательство РОСТ, 2013.
5. А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2013 г.
6. Шереметьева М.А. «Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников».
7. Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2012.
8. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель,2012.
9. Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2012г.
10 . Метод проектов. http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=elements&CODE=about
11. Новикова Е.Б. Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы //Управление начальной школой. – 2010, № 3.
12. Рохлов В.С. Организация проектной деятельности в школе. http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200501404 .
13.Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010.
14. Калашник Т.А. Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться.
http://festival.1september.ru/articles/505343/
15. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. – Москва: Генезис, 1998.
16. Хирьянова И.С. Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе //Начальная школа плюс До и После. – 2009, № 1.
17. Чечина Е.С. Метод проектов во внеклассной работе. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6575/Itemid,6/.
18. Яннова И.Г. Организация проектно-исследовательской деятельности
младших школьников в форме творческих мастерских. http://festival.1september.ru/articles/512814/
19. Интернетресурсы.
Рассмотрено
на заседании__________________
_____________________________
Рук. ____________ (_____________)
«___» ________________ 2019 г.
Согласовано
__________________
зам. директора по УР
__________________
«___» _______________2019 г.
44