МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21» г.БРЯНСКА
РАССМОТРЕНО На заседании МО Протокол №_____ от «___» августа 2020 г. | СОГЛАСОВАНО На заседании МС ШКОЛЫ Протокол №_____ от «___» августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ СОШ №21г. Брянска №_______ от «____»августа 2020г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
(общекультурное направление)
7 класс
УЧИТЕЛЬ
Тризна Ираида Викторовна
2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» для 7 класса разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
Основной образовательной программой МБОУ СОШ №21 г. Брянска;
Учебным планом МБОУ СОШ №21 г. Брянска;
Рабочая программа составлена на основе сборника программ «Студия декоративно-прикладного творчества»: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008» и авторской программы Т. Н. Просняковой «Художественное творчество».
Место курса в учебном плане
На изучение учебного курса внеурочной деятельности «Умелые ручки» в 7 классе отведено 35 часов в год –1 час в неделю. С учетом всех учебных календарных дней программа составлена на 34 часа.
Форма промежуточной аттестации
Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора творческих работ для выставок.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1. Личностными результатами освоения курса является:
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.
2. Метапредметные результаты:
2.1. Регулятивные универсальные учебные действия:
способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры.
2.2. Познавательные универсальные учебные действия:
формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.
2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
3. Предметные результаты:
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда 18, с.21; освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности «Умелые ручки»
Раздел 1. Работа с бумагой (4 ч.)
Тема 1.1. Декупаж
История создания бумаги. Разнообразие видов бумаги. Салфетки. Знакомство с техникой декупажа. Технология изготовления изделий в технике декупажа.
Практическая работа: изготовление сувенира.
Раздел 2. Художественная обработка бросового материала (8 ч.)
Тема 1.1 Работа с технологическими отходами
Понятие «технологические отходы». Разнообразие технологических отходов. Вторая жизнь вещей. Разнообразие технологий при работе с технологическими отходами.
Практическая работа: изготовление подарочного панно.
Тема 2.2 Декор компьютерными дисками
Понятие «декор». Декорирование предметов. Технология выполнения декора дисками.
Практическая работа: изготовление подарочной коробки.
Раздел 3. Работа с текстильными материалами (22 ч.)
Тема 3.1. Работа с тканью. Лоскутное шитье.
Лоскутное шитье. Правила безопасности труда. Определение вида ткани, лицевой и изнаночной стороны ткани. Определение направления долевой нити на ткани. Технология изготовления изделий из лоскутков. Изделия декоративно-прикладного искусства в современном интерьере
Практическая работа: Изготовление шаблонов, раскрой ткани по шаблонам с учётом направления долевой нити. Смётывание деталей кроя, стачивание на швейной машине. Инструктаж по ТБ. Отделочные работы. Определение качества готового изделия. Окончание обработки изделия, влажно-тепловая обработка.
Тема 3.2.Аппликация из ткани.
Знакомство с технологией изготовления аппликации из ткани.
Практическая работа: изготовление подарочного панно с аппликацией. Выполнение чертежа основы. Подбор тканей по цвету. Изготовление шаблонов. Раскрой ткани. Составление композиции из элементов. Соединение частей композиции с основой. Обрамление композиции . Отделочные работы.
Тема 3.3. Макраме.
Основные узлы и приемы узелкового плетения. Ажурные фоновые узоры. Сетки из узлов. Плетение в кольце и по кругу. Панно с карманом.
Практическая работа: самостоятельная разработка и изготовление поделок на основе собственного замысла.
Тематическое планирование
Раздел | № заня-тия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Раздел 1. Работа с бумагой – 4 часа | | Правила безопасной работы. Инструктаж по ОТ на занятиях. История создания бумаги. Разнообразие видов бумаги. | 1 | | |
| Знакомство с техникой «декупаж». Виды современного декупажа и практика их использования. | 1 | | |
| Технология изготовления изделий в технике декупажа. Изготовление сувенира. | 1 | | |
| Изготовление сувенира. | 1 | | |
Раздел 2. Художественная обработка бросового материала – 8 часов | | Понятие «технологические отходы». Разнообразие технологических отходов. Вторая жизнь вещей. | 1 | | |
| Разнообразие технологий при работе с технологическими отходами. | 1 | | |
| Идеи для поделок. Создание эскиза будущего панно. | 1 | | |
| Изготовление подарочного панно. | 1 | | |
| Понятие «декор». Декорирование предметов. | 1 | | |
| Технология выполнения декора дисками. | 1 | | |
| Изготовление подарочной коробки. | 1 | | |
| Окончательная обработка изделия. | 1 | | |
Раздел 3. Работа с текстиль-ными материала-ми – 22ч. | | Лоскутное шитье. Правила безопасности труда. Изделия декоративно-прикладного искусства в современном интерьере. | 1 | | |
| Определение вида ткани, лицевой и изнаночной стороны ткани. Определение направления долевой нити на ткани. | 1 | | |
| Технология изготовления изделий из лоскутков. | 1 | | |
| Изготовление шаблонов, раскрой ткани по шаблонам с учётом направления долевой нити. | 1 | | |
| Инструктаж по ТБ. Смётывание деталей кроя, стачивание на швейной машине. | 1 | | |
| Самостоятельная разработка и изготовление поделок на основе собственного замысла. | 1 | | |
| Отделочные работы. Определение качества готового изделия. | 1 | | |
| Окончание обработки изделия, влажно-тепловая обработка. | 1 | | |
| Знакомство с технологией изготовления аппликации из ткани. | 1 | | |
| Изготовление подарочного панно с аппликацией. Выполнение чертежа основы. | 1 | | |
| Подбор тканей по цвету. Изготовление шаблонов. | 1 | | |
| Раскрой ткани. Составление композиции из элементов. | 1 | | |
| Соединение частей композиции с основой. | 1 | | |
| Обрамление композиции. Отделочные работы. | 1 | | |
| Макраме. Основные узлы и приемы узелкового плетения. | 1 | | |
| Ажурные фоновые узоры. | 1 | | |
| Сетки из узлов. | 1 | | |
| Плетение в кольце. | 1 | | |
| Плетение по кругу. | 1 | | |
| Панно с карманом. | 1 | | |
| Самостоятельная разработка и изготовление поделок на основе собственного замысла. | 1 | | |
| Выставка работ | 1 | | |
Итого: | | | 34ч. | | |
Источники информации
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» для школьников 5–7 классов (11–14 лет), Суязова Ольга Ивановна, учитель технологии. https://gigabaza.ru/doc/140773.html
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М., 2013
Декоративно-прикладное искусство http://www.twirpx.com/files/art/dpi/
Декоративно-прикладное искусство http:// artsociety.ru/index.php? topic=216.0
Декоративно-прикладное искусство http://school.xvatit.com/index.php
Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.: Арт-родник, 2010.
Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.: Мир книги, 2009.
Юсель С. Декупаж. Самая полная энциклопедия. – М.: АСТ-Пресс, 2012.
Дом на радуге. Техники: валяние, декупаж, квиллинг и др. [Электронный ресурс]: http://domnaraduge.com
Осинка. Техники: валяние, декупаж, бисероплетение, вышивка, вязание и др. [Электронный ресурс]: http://club.osinka.ru
Потебня Д.М. Макраме. Самое полное и понятное пошаговое руководство для начинающих. Эксмо, 2019.
Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др. [Электронный ресурс]: http://stranamasterov.ru/technics
Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения - Москва: Изд. дом МСП, 2000
Чернышова Л.А. Большая энциклопедия. Лоскутное шитье, АСТ, 2015.