Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 4 В класса и направлена на духовно-нравственное воспитание школьников. Основой построения программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности являются следующие документы:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ "Школа № 84".
В названии курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» слово «урок» употреблено не в значении формы организации занятий с детьми, а как «нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего» (из словаря С.И. Ожегова).
Курс «Уроки нравственности» способствует созданию условий для духовно-нравственного развития личности ребёнка, самовоспитания и развития его творческих способностей. Он ориентирует ребенка на освоение моральных норм в процессе активного творческого познания, как окружающего мира, так и своего внутреннего, духовного мира.
Данный курс органично включается в систему духовно-нравственного воспитания на уровне начального общего образования, предполагает тесную взаимосвязь с учебными предметами (литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и др.), с внеурочной деятельностью детей и семейным воспитанием.
Курс внеурочной деятельности "Уроки нравственности в 4 В классе в соответствии с расписанием внеурочной деятельности и годовым календарным графиком рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся по одному часу в неделю.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
Занятия по программе должны обеспечить формирование личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий. Особое внимание уделяется формированию личностных УУД: нравственно-этических знаний, присвоение обучающимися ценностных ориентаций, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и начального опыта самостоятельного ответственного поведения и общественного взаимодействия в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Первый уровень результатов – приобретение младшими школьниками социальных знаний и первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни:
- социальные роли, права и обязанности человека, школьника, семьянина, товарища, гражданина России, жителя планеты Земля;
- начальные представления о моральных нормах, принятых в обществе и нравственном поведении;
- представления о нравственных, душевных качествах человека; богатстве души, внутренней красоте человека;
- правила вежливого общения со сверстниками и взрослыми, правила дружной честной игры, правила работы в группе;
- названия эмоций и чувств, их выражения с помощью мимики и жестов, способы управления своим настроением;
- представление о важности правильных, добрых мыслей в жизни человека и всего человечества;
- особенности культур разных народов нашей страны, духовные основы различных традиционных религий;
- представление о смысле человеческой жизни.
Второй уровень результатов – получение младшими школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом:
- переживание ребенком чувства принадлежности к своему классу, школе, семье, Родине, планете Земля;
- принятие ребенком права каждого человека быть уникальной личностью;
- принятие ценностных ориентаций - общечеловеческих ценностей (Земля, Родина, семья, труд, знания, культура, мир, человек), национальных, семейных, духовных ценностей;
- уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
- добросовестное, ответственное отношение к труду, школьным и домашним обязанностям;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, способность к постижению красоты в природе и социуме, стремление творить прекрасное;
- эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру, к себе;
- потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- неравнодушное отношение к успехам и жизненным проблемам других людей, сочувствие человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- активное отношение к негативным проявлениям в детском коллективе;
- осознание зависимости счастья человека от его внутреннего мира, стремление к духовному обогащению;
- уважительное отношение к традиционным религиям.
Третий уровень результатов – получение младшими школьниками опыта самостоятельного ответственного поведения, общественного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- опыт взаимодействия и сотрудничества со сверстниками в парах, группах на принципах уважения, доверия, взаимопомощи; становление у детей коммуникативных навыков;
- соблюдение правил культурного поведения, умение разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- нравственно-этический опыт взаимодействия с родителями и значимыми взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- проявления социальной заботы о других людях и окружающей действительности;
- первоначальный опыт участия в общественно полезной, природоохранительной деятельности совместно с родителями;
- опыт познания своего внутреннего мира, самосовершенствования.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным и может осуществляться каждым ребенком в индивидуальном темпе.
Ведущим способом определения воспитательных результатов курса «Уроки нравственности» является метод наблюдения педагога за детьми в ходе занятия, а также задания диагностического характера, регулярно проводимые педагогом непосредственно в ходе занятия в игровой форме или в виде творческих заданий, связанных с рисованием, другими видами творческой деятельности. О результативности могут свидетельствовать творческие виды работ (выставки детского творчества, конкурсы на лучший рисунок, поделку, продукты совместной с родителями проектной и исследовательской деятельности) и анкетирование родителей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 класс
Раздел «Я в мире эмоций и чувств»
Понятие «мировосприятие». Многообразие восприятия мира. Способы управления собственными эмоциями. Осознание возможности управлять собой в создавшейся ситуации.
Описание своих внешних и внутренних качеств (психологический автопортрет). Свобода рассуждений об особенностях поведения, деятельности и внешности. Самооценка своих личностных качеств. Самокритичность.
Темперамент. Индивидуальные особенности человека как основа темперамента. Свойства темперамента. Воспроизведение и осмысление своих чувств, поступков, причин поведения.
Понятия «характер», «черты характера». Понятия «положительные» и «отрицательные» черты характера (гордость и гордыня). Осознание ребенком сильных и слабых сторон своего характера. Воспитание характера трудолюбием, проявлением силы воли, искоренением вредных привычек. Влияние черт характера на способы поведения.
Сопереживание. Способность поставить себя на место другого человека. Доброта, сопереживание, сочувствие в противовес ожесточенности, черствости и равнодушию. Искренность чувств по отношению к другому человеку. Радость сопереживания успехам товарищей, терпимость к недостаткам и достоинствам других людей.
Понятие «внутренний мир» человека. Чувства, переживания, привычки (полезные и вредные). Как победить отрицательные привычки? Воспитание желания и умения справляться с трудностями. Запись в личном дневнике на тему: «Мой внутренний мир».
Раздел «Какой Я?»
Мой любимый герой. Понятия «идеал», «мой идеал». Кого ты считаешь идеальным человеком? В чем бы тебе хотелось быть похожим на этого человека? Запись в личном дневнике на тему: «На кого я хочу быть похожим».
Вся жизнь протекает через сердце. Сердце – источник мудрости. Как понять выражения: «Что подскажет сердце?», «чувствовать сердцем», «как велит сердце», «видеть сердцем»? Что обозначает пожелание: «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет»? Какие бывают сердца у людей («любящее сердце», «чистое сердце», «каменное сердце»). Как воспитывать свое сердце?
Как понять выражения «голос совести», «жить по совести», «свобода совести», «чистая совесть». Совесть подсказывает правильность выбора поступка или поведения. Совесть как тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка человека. Жить в ладу со своей совестью. Почему надо хранить совесть.
Моя душа – маленькая планета. Осознание ребенком своего внутреннего мира. Пути к совершенствованию души на примере героев сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мини-сочинение на темы: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Зорко одно лишь сердце», «Если дашь волю баобабам – беды не миновать». Встреча маленького принца с самым главным – со своей душой. Благородство души.
Самопознание и самосовершенствование. Что обозначает выражение: «Душа обязана трудиться»? Механизм самовоспитания: выбор цели, стремление соответствовать идеалу, познание и обогащение своего внутреннего мира, активное участие в общественной деятельности по улучшению окружающего мира. Желание узнать правду о себе; честность и мужество увидеть себя таким, какой ты есть на самом деле. Важность умения любить и принимать себя таким, какой ты есть. Составление программы самовоспитания.
Раздел «Я живу среди людей»
Тепло домашнего очага. Ценность добрых семейных отношений: любовь, взаимоуважение и взаимопонимание. Ответственность каждого за семейное счастье. Способы выражения любви к родным. Умение быть сдержанным, доброжелательным и вежливым в общении с родственниками. Ответственность за выполнение домашних обязанностей. Выполнение совместно с родителями творческих проектов и презентаций, раскрывающих историю, традиции семьи.
К миру с добром – мир добрее станет. Бескорыстность добрых дел. Добрые дела и поступки – радость окружающим и нуждающимся людям. Воспитание потребности развивать в себе доброжелательность и милосердие.
Труд на благо Отечества – это честная, добросовестная работа. Уважительное и творческое отношение к труду. Сотрудничество со взрослыми в трудовой, общественно-полезной деятельности. Труд на пользу ближнего: помощь соседям, пожилым и больным людям. Составление вместе с родителями презентации «Труд моих родных».
Талант. Выдающиеся врожденные качества человека. Осмысление ребенком своих способностей. Как можно развивать природные способности. Как талант помогает выбрать будущую профессию. Демонстрация детьми своих талантов.
Человек ответственен за свои поступки. Способность оценивать мотивы своих поступков и предвидеть их последствия. Ответственность – одно из главных качеств личности. Размышление над вопросом: «Обладаю я таким качеством, как ответственность?»
Обида и прощение. Бессмысленность обиды и обязательность прощения. Прощая других людей, мы освобождаем их от чувства вины, а себя – от раздражительности и агрессии. Умение простить обидчика и оказать ему помощь. Размышление над вопросом: «Умею ли я прощать?»
Понятие «добро и зло». Активное отношение к добру. Недопустимость и осуждение зла в обществе. Активное противостояние злу: к грубостям, хамству, сквернословию, курению, алкоголизму, пристрастию к вещам и другим порокам общества. Размышление над вопросом: «Как я могу противостоять злу в обществе?». Запись в личном дневнике: «Мое активное отношение к добру – это …»
Понятие «мудрость» - ум и жизненный опыт. Важность следования мудрым советам. Размышление над законами мудреца: «Ищи трудность, найдёшь мудрость», «Мудрый человек ничего не делает, не подумав». Развиваем в себе мудрость: совесть, честность, справедливость, радость и счастье жизни, искренность любви, доброе сердце, лад в душе, созидание прекрасного.
Понятия «жертва», «жертвенность». Размышление над вопросом: «Могу ли я пожертвовать чем-то ради другого человека?» Самопожертвование.
Раздел «Я живу на Земле»
Планета Земля. Человечество. Вселенная. Законы жизни на земле. Счастье мирной жизни. Взаимопонимание и сотрудничество между народами. Необходимость объединения усилий всех стран, всех людей планеты, чтобы сберечь нашу Землю.
Множество национальностей, народов в мире. Разнообразие национальных культур, их отличие и схожесть. Различные религии мира. К чему призывают религии людей? Единство нравственных основ традиционных религий.
Мысли светлые и темные, добрые и злые, радостные и грустные. Важность обогащения мышления светлыми и добрыми мыслями. Ответственность человека за свои мысли. Благородные мысли об улучшении жизни на Земле.
В чем смысл жизни человека на Земле? Зачем и для кого рождается человек? Понятия «предназначение» человека, «миссия», «своя миссия». Служение людям, самосовершенствование и облагораживание жизни общества.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел «Я в мире эмоций и чувств» |
№ | Тема занятия | Кол-во час. | Дата |
1 | Каким я вижу окружающий мир? | 1 | 04.09 |
2 | Каким я вижу себя? Мой автопортрет. | 1 | 11.09 |
3 | Мой темперамент. | 1 | 18.09 |
4 | Мой темперамент. | 1 | 25.09 |
5 | Мой характер. | 1 | 02.10 |
6 | Мой характер. | 1 | 09.10 |
7 | Радость сопереживания. | 1 | 16.10 |
8 | Урок молчания и думания. Мой внутренний мир. Запись в личном дневнике. | 1 | 23.10 |
9 | Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки | 1 | 13.11 |
Раздел «Какой Я?» |
10 | Урок молчания и думания. Мой идеал. Запись в личном дневнике. | 1 | 20.11 |
11 | Разум сердца. | 1 | 27.11 |
12 | Стрелы моей совести. | 1 | 04.12 |
13 | Моя душа – маленькая планета. | 1 | 11.12 |
14 | Урок размышления. «Душа обязана трудиться». | 1 | 18.12 |
15 | Урок размышления. «Душа обязана трудиться». | 1 | 25.12 |
16 | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | 1 | 15.01 |
Раздел «Я живу среди людей» |
17 | Тепло домашнего очага. | 1 | 22.01 |
18 | К миру с добром – мир добрее станет. | 1 | 29.01 |
19 | Труд на благо Отечества и на пользу ближнего. | 1 | 05.02 |
20 | Не зарывай свой талант. | 1 | 12.02 |
21 | Человек ответственен за свои поступки. | 1 | 19.02 |
22 | Обида и прощение. | 1 | 26.02 |
23 | Урок размышления. Активное отношение к добру и злу в обществе. | 1 | 05.03 |
24 | Следовать мудрым советам. | 1 | 21.03 |
25 | Урок молчания и думания. Могу ли я пожертвовать чем-то ради другого человека? Запись в личном дневнике. | 1 | 19.03 |
26 | Обращение к разным людям. | 1 | 02.04 |
Раздел «Я живу на Земле» |
27 | Планета Земля. Человечество. Вселенная. | 1 | 09.04 |
28 | Планета Земля. Человечество. Вселенная. | 1 | 16.04 |
29 | Разнообразие национальностей, культур, религий в мире. | 1 | 23.04 |
30 | Разнообразие национальностей, культур, религий в мире. | 1 | 28.04 |
31 | Разнообразие национальностей, культур, религий в мире. | 1 | 07.05 |
32 | Добрые мысли о спасении Земли. | 1 | 14.05 |
33 | Добрые мысли о спасении Земли. | 1 | 21.05 |
34 | Итоговое занятие с родителями « В чем смысл жизни человека на Земле?» | 1 | 28.05 |