Программа
Внеурочной деятельности по математике
«Функция: просто, сложно, интересно»
9 класс
2017г
Структура рабочей программы
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Календарно-тематическое планирование .
Требования к уровню подготовки обучающихся .
5. Программно-методическое обеспечение.
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс посвящён одному из основных понятий современной математики – функциональной зависимости.
Начиная с 7 класса, в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, представлен несколько хаотично, изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу и, следовательно, не изучаются. В обязательной учебной программе по алгебре рассматриваются функции и их графики, но они включены отдельными блоками в разные темы. Практика выпускных экзаменов показывает, что для учащихся представляет особую трудность построение графиков, нахождение области определения функции. Школьная программа не предусматривает систематизацию и углубление этой проблемной области. В школьном курсе практически нет графиков функций, содержащих модули, мало заданий на преобразование усложнённых графиков. А ведь геометрические преобразования графиков, построение кусочно–заданной функции; графики, содержащие переменную под знаком модуля, позволяют передать красоту математики. Поэтому более глубокое изучение этого материала возможно на занятиях элективного курса.
С другой стороны, авторы контрольно – измерительных материалов ЕГЭ уделяют много внимания проверке умений читать по графику свойства функции, использовать их в решении уравнений и неравенств. Тесты итоговой аттестации по математике за курс основной школы предполагают наличие у школьников подобных знаний, поэтому формировать основы этих знаний необходимо начинать как можно раньше.
Курс « Функция: просто, сложно, интересно» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по построению графиков функций, а также раскроет перед ними новые знания о геометрических преобразованиях графиков, об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы.
Цель: Создание учащимся условий для обоснованного выбора профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в усвоении математического материала на основе расширения представлений о графиках, свойствах основных функций.
Задачи:
Закрепление основ знаний о функциях, их свойствах и графиках.
Расширение представлений о свойствах функций.
Формирование умений « читать» графики и называть свойства по формулам.
Вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.
Курс предназначен для учащихся 9 классов средних общеобразовательных учреждений, реализующих предпрофильную подготовку. Рассчитан на 17 часов аудиторного времени, по одному часу в неделю в первом полугодии.
Включенный в программу материал имеет познавательный интерес для учащихся и может применяться для разных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения, как путём использования задач различного уровня сложности, так и на основе различной степени самостоятельности осваивания нового материала.
Развёртывание учебного материала чётко структурировано и соответствует задачам курса.
Формы работы соответствуют содержанию заданий. Для передачи теоретического материала наиболее эффективна школьная лекция, сопровождающаяся беседой с учащимися. Для закрепления материала проводятся семинары по обсуждению теории и решению математических задач. Значительное место отводится самостоятельной математической деятельности учащихся – решению задач, проработке теоретического материала, подготовке сообщений. Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов производится на каждом занятии благодаря использованию практикумов, самостоятельных работ, тестов, консультаций.
Формами итоговой отчётности учащихся являются проекты «Графики улыбаются»
Учебно-тематический план
№ | Темы | Количество часов |
1 | Общие сведения о функциях | 9 |
2 | Построение усложнённых графиков | 5 |
3 | Формы отчётности | 3 |
| итого | 17 |
Календарно-тематическое планирование
Темы | Занятия | Дата |
теория | практика | проект | всего | план | факт |
Раздел 1. Общие сведения о функциях (9 часов) | | |
Подготовительный этап: проверка владения базовыми навыками, постановка задач курса. | | 1 | | 1 | | |
Историко – генетический подход к понятию «функция» | 1 | | | 1 | | |
Чётные и нечётные функции | | 1 | | 1 | | |
Монотонность функции | | 1 | | 1 | | |
Ограниченные и неограниченные функции | | 1 | | 1 | | |
Исследование функции элементарными способами | 1 | | | 1 | | |
Исследование функции элементарными способами | | 1 | | 1 | | |
Исследование функции элементарными способами | | 1 | | 1 | | |
Построение графиков функций | | 1 | | 1 | | |
Раздел 2. Построение усложнённых графиков (5 часов) | | |
Графики кусочно-заданных функций | 1 | | | 1 | | |
Графики кусочно-заданных функций | | 1 | | 1 | | |
Построение графиков функций, содержащих модуль | | 1 | | 1 | | |
Функционально-графический метод решения уравнений | 1 | | | 1 | | |
Функционально-графический метод решения уравнений | | 1 | | 1 | | |
Раздел 3. Формы отчётности (3 часа) | | |
Работа над проектом «Графики улыбаются» | | 1 | | 1 | | |
Работа над проектом «графики улыбаются» | | 1 | | 1 | | |
Презентация проекта « Графики улыбаются» | | | 1 | 1 | | |
Итого | 3 | 13 | 1 | 17 | | |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
Понятие функции как математической модели, описывающей разнообразие реальных зависимостей.
Определение основных свойств функций (область определения, область значений, чётность, возрастание, экстремумы, обратимость и т.д.
Метод геометрических преобразований.
Учащиеся должны уметь:
Правильно употреблять функциональную терминологию.
Исследовать функцию и строить график.
Находить по графику функции её свойства.
Строить графики, содержащие модуль.
Программно-методическое обеспечение
М.Е. Козина . Сборник элективных курсов. Математика 8-9 классы. Волгоград: Учитель,2006.
И. Н. Данкова, Т.Е. Бондаренко. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике. М.: « 5 за знания», 2006.
Н.В. Бурмистрова, Н.Г. Старостенкова. Математика. Функции и их графики. Саратов: Лицей, 2013.
З.Н.Альхова, А.В. Макеева . Внеклассная работа по математике. Саратов: Лицей, 2002.
М.Е. Козина, О.М. Фадеева. Математика 5-11 классы. Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках. Волгоград: Учитель,2006.
Н.Я.Виленкин. Функции в технике и природе. М., 1985.
И.М. Гельфанд, Е.Г. Глаголева. Функции и графики. М., 1965.
И.П. Гурский. Функции и построение графиков. М., 1968
Е.С. Кочеков, О.С. Кочеткова. Алгебра и элементы функции. М., 1965
10. И.И. Лихолетов. Функции и их графики. Минск,1990.
11. Г.Е.Шилов. Как строить графики ? М., 1965