Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Макарьевская средняя общеобразовательная школа» г. Свирск
«Рассмотрено» на заседании Метод. совета Протокол № ___ от «____» ___________2020г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________________ Н.Р. Ширяева |
Программа внеурочной деятельности
«Весёлые краски»
на 2020 -2021 учебный год
1-2 класс
Составила: Черных Наталья Борисовна
учитель начальных классов
г. Свирск
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является важным звеном системы непрерывного образования и
старается создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М. С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной и адаптированной.
Программа для обучающихся младших классов составлена на основе: Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М. С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству.
О.5 часа в неделю изобразительного искусства в 1-2 классах недостаточно, чтобы развить
ребенке творческое и пространственное воображение, познакомиться с различными художественными материалами, направлениями и разнообразием техник.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства.. В сфере общения на занятиях предложенных во внеурочной деятельности в существенной степени формируется характер ребёнка: инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др., развиваются его творческие способности. Особая ценность занятий заключается в том, что, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть.
Программа затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру, знакомству с русским народным творчеством. Обучение основано на принципе личностно-ориентированного образования детей, в центре внимания которого - личность ребёнка, реализующего свои возможности. Поэтому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребёнка.
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений
искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений. При отборе материала важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре. Программа рассчитана на 2 часа в неделю с внеклассными коллективными "художественными событиями". В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой. Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство радости.
Программа содержит примерный объем знаний и разделена по классам, что позволяет по своему усмотрению выстроить логику и структуру изучения искусства.
соответствие с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 1 год обучения : в 1 и 2 классах на 136 часов . Периодичность занятий 4 раза в неделю.
Цель программы
Содержание программы “Веселые краски” нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи программы:
Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным,
декоративно-прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.
Формирование художественно-образного мышления и эмоционально -
чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.
Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.
Методические пояснения:
Программа подчеркивает важность увлеченности школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок по изобразительному искусству.
При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы. На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.
программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.
Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные результаты освоения курса:
различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;
знать об особенностях национальной художественной культуры;
иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;
уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к
Личностные результаты освоения курса:
воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли;
составлять композиции, узоры;
создавать творческие проекты;
доводить работу до полного завершения.
при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).
Предметные результаты освоения курса:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
•знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
•эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
название материалов и инструментов и их назначение;
правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
получать простые оттенки (от основного к более светлому);
рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Содержание учебного курса «Весёлые краски»
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Хроматические цвета. Смешивание. | 13 |
| «Волшебные краски» | 7 |
| « Игра цвета» | 6 |
2 | Теплые и холодные цвета. | 2 |
3 | Теплые и холодные цвета в рисунке. | 2 |
4 | Яркие и нежные цвета. | 3 |
5 | Ахроматические цвета. | 2 |
6 | Контрастные цвета. | 4 |
7 | Полный цветовой круг. | 7 |
8 | Работа с цветом. | 7 |
9 | Работа над линией. | 12 |
| Многообразие линий | 12 |
10 | В царстве Флоры. | 12 |
11 | Работа над формой. | 35 |
| Рисуем птиц. | 15 |
| Рисование насекомых. | 10 |
| Обитатели моря | 10 |
12 | Курс «Живописи» | 34 |
Итого: | | 136 часов. |
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Корректировка |
| Хроматические цвета. Смешивание(13 часов) |
| «Волшебные краски» (7 часов) |
1 | Вводная беседа «Чем и как работают художники». Игры с акварельными красками, гуашью и водой. | 1 | |
2 | «Какого цвета радуга?». Основные хроматические цвета | 1 | |
3 | Как краски друг к другу в гости ходили. Составные цвета. Смешивание основных красок для получения составных (знакомство с техникой лессировки). | 1 | |
4 | Оптическое смешение цвета в технике пуантилизма. Плетеный ковер-самолет (из нескольких ковриков – один большой). Аппликация из полосок цветной бумаги. | 1 | |
5 | Разноцветные дома. Основные и составные цвета. Развитие цветового восприятия, умение сравнивать. | 1 | |
6 | Сказка о простом карандаше и резинке. Игры с логическими заданиями. Способы передачи тона с помощью точек и линий. Рисование гнезда штрихом «сеточкой», шерсти котика короткими штрихами. | 1 | |
7 | Цветной дождик. Кляксография ( создание фона «цветными капельками»). Закрепление знаний о составных цветах, упражнять в использовании разнообразных цветов. | 1 | |
| « Игра цвета» (6 часов) |
8 | Волшебное яблоко. Способ рисования «по мокрому фону». Смешение цвета в технике «а-ля прима». | 1 | |
9 | Веселые кляксы. Чудесная поляна (монотипия). Закрепление знаний о составных цветах. | 1 | |
10 | Сказочный, осенний лес. Закрепление знаний об основных цветах. Рисование кроны деревьев мятой бумагой способом примакивания, фона – поролоном (акварелью). | 1 | |
11 | Диковинное блюдечко. Показать разнообразие цветовых вариантов. Роспись пальчиками способами примакивания, отрывистых и плавных движений. | 1 | |
12 | Фантастическое животное из сказочной страны. Закрепление знаний об основных и составных цветах. | 1 | |
13 | Проектная работа. «Сказочная птица». Рисование с элементами аппликации | 1 | |
| «Тёплые холодные цвета» (2 часа) |
14 | Знакомство с тёплой гаммой. Смешивание красок. Кляксография (выдувание с помощью трубочек). | 1 | |
15 | Рисование с помощью волшебной пены. (монотипия). Знакомство с холодной цветовой гаммой. Смешивание красок. | 1 | |
| «Тёплые и холодные цвета в рисунке» (2 часа) |
16 | Сказка о красках, веселых и грустных. Цветовой круг (солнечный спектр). Сближенные цвета. Монотопия. | 1 | |
17 | Технический прием работы – примакивание. Работа с пространством. Закрепить знание холодной цветовой гаммы. | 1 | |
| «Яркие и нежные цвета» (3 часа) |
18 | Техника печатания лебедя ладошкой. Дорисовывание пальчиками изгиба шеи и головы птицы. Знакомство с веселыми, яркими, звонкими красками. Техника отрывистого мазка, мазок «кирпичик» (море). | 1 | |
19 | Способы изображения разных цветов. Знакомство с нежными легкими красками, их смешивание. Техника спокойного плавного мазка. | 1 | |
20 | Графика. Смешивание двух техник. Сочетание мягкости и лиричности карандашей с яркостью и звучностью фломастеров. | 1 | |
| «Ахроматические цвета» ( 2 часа) |
21 | Цветы для бала. Расширение знаний о видах цветов. Ахроматические цвета. Знакомство с техникой царапания (граттаж). | 1 | |
22 | Подготовка к работе с линиями. Дорисовка отдельных деталей палочками (иголки у ежика, панцирь у черепахи, узор у змеи). Ахроматические цвета. | 1 | |
| «Контрастные цвета» ( 4 часа) |
23 | Контрастные цвета. Отпечаток в технике монотипии (с помощью пластика). Художественное конструирование здания из геометрических элементов с соответствующей дорисовкой, украшениями. | 1 | |
24 | « Далеко- Близко». Перспектива. Тематическое рисование « Цветочный луг» | 1 | |
25 | Натюрморт. Способ изображения – рисование пластилином (прием размазывания по рельефу). | 1 | |
26 | Проектная работа. Морские обитатели. | 1 | |
| «Полный цветовой круг» ( 7 часов) |
27 | Настроение в цвете. Учить соотносить цвет и музыку. Знакомство с новой техникой – рисование нитками. Знания о нежных красках, сближенных цветах. | 1 | |
28 | «Моя любимая игрушка» Рисован6ие с натуры. | 1 | |
29 | Украшение одежды способом примакивания предметов разных форм. Закрепление знаний о веселых, звонких красках. | 1 | |
30 | Изготовление подарочной открытки набрызгом. Закрепление знаний о теплых и холодных цветах. | 1 | |
31 | Весенний букет. Знакомство с техникой тычка. Рисование примакиванием, отрывистыми мазками, плавной линией. | 1 | |
32 | Декоративное рисование. « Цветные квадратики» | 1 | |
33 | Проектная работа «Путешествие в страну Акварелию». | 1 | |
| «Работа с цветом» (7 часов). |
34 | Путешествие по стране Рисовандии. Непрозрачные гуашевые и прозрачные акварельные. Сказка про краски «Кто главнее?». | 1 | |
35 | Основные хроматические цвета (три волшебных краски). Раскрашивание подвижной игрушки – самоделки. | 1 | |
36 | Составные цвета. Смешивание основных красок для получения составных (техника лессировки, пуантилизма, «а-ля прима»). Способ рисования «по мокрому фону». | 1 | |
37 | В царстве Солнца. Теплая цветовая гамма. Закреплять знание детьми разных оттенков. Художественное конструирование здания из геометрических элементов с соответствующей дорисовкой, украшениями. | 1 | |
38 | В царстве Льда. Холодная цветовая гамма. Острые и плавные формы предметов. Раскрашивание силуэтов дворцов для Феи Льдинки, украшение. | 1 | |
39 | Сказка о красках, веселых и грустных. последовательность цветового спектра, знание основных и составных цветов. Проектная работа «Весенние листья». | 1 | |
40 | Сказка о фломастерах и цветных карандашах. Яркие, звонкие и нежные краски. Смешивание двух техник.. | 1 | |
| «Работа над линией» (12 часов). |
41 | В гости к кисточкам. Приемы работы с кистью (всей кистью, концом). | 1 | |
42 | Виды линий, их характер и движение на бумаге и в музыке. | 1 | |
43 | Сказка о простом карандаше и резинке. Способы передачи тона с помощью штриховки. | 1 | |
44 | Рисование гнезда «сеточкой», шерсти котика – короткими штрихами. Графика. | 1 | |
45-46 | Волшебная страна Игрушек. Работа с соленым тестом. Изготовление игрушки. | 2 | |
47 | Игрушечные петушки. Солёное тесто. | 1 | |
48 | Разнообразие форм предметов, возможности линий. Закрепить знание контрастных цветов. Роспись петушков. | 1 | |
49 | Принципы построения орнамента . Ритм линий. | 1 | |
50 | Развитие ассоциативного мышления. 1) Рисование бордюров. 2) Роспись посудных форм. | 1 | |
51 | Сказка о том, как поспорили кисти и перья. Показать возможности линий, приемы работы с кистью и палочкой. | 1 | |
52 | Кляксография. Дорисовка пятна кистью (птичка, ежик). | | |
| «В царстве Флоры» (12 часов). |
53-54 | В царстве Флоры. Сосна и дуб. Образы сосен – великанов и рей . Показать характер линий, ритм техника тычка, прием работы с й). | 2 | |
55- 56 | Надежные папины руки сумеют защитить мир. Образ богатыря – защитника (на картинах, в музыке). Коллаж. Лепка фигуры богатыря по частям . | 2 | |
57-58 | В царстве Флоры. Береза. Разные образы – стройная красавица . Рисование большой и маленькой | 2 | |
59-60 | В царстве Флоры. Рябинка. Ритм пятен( ягоды – техника тычка). | 2 | |
61-62 | В царстве Флоры. Ель. Показать характер, ритм, движение линий. Рисованием большой и маленькой кисточкой. | 2 | |
63-64 | Проектная работа . «Русский лес». | 2 | |
| « Работа над формой» (35 часов). |
| «Рисуем птиц» (15часов). |
65 | Рисование птиц. Петух. Знакомство с поэтапным Рисованием птиц. | 1 | |
66 | Рисование птиц. Большеглазая сова. Использование линий разной длинны. | 1 | |
67 | Рисование птиц. Попугай. Разнообразие видов попугаев. | 1 | |
68 | Рисование птиц. Синичка. | 1 | |
69 | Рисование птиц. Снегирь. | 1 | |
70 | Рисование птиц. Ворона. | 1 | |
71 | Рисование птиц. Дятел. | 1 | |
72 | Рисование птиц. Утка. | 1 | |
73 | Рисование птиц. Пингвин. | 1 | |
74 | Рисование птиц. Чайка. | 1 | |
75 | Рисование птиц. Цапля. | 1 | |
76 | Рисование птиц. Лебедь. | 1 | |
77 | Рисование птиц. Курица с цыплятами. | 1 | |
78 | Рисование птиц. Сказочная Жар – птица. | 1 | |
79 | Проектная работа «Книхка малышка». | 1 | |
| «Рисование насекомых» ( 10 часов) |
80 | «Право –лево». Симметрия. Декоративное рисование | 1 | |
81 | Бабочка расправляет крылья. Разнообразие форм и видов бабочек. Ритм пятен. Закрепить знание основных и составных цветов. | 1 | |
82 | .Божья коровка. Разнообразие форм и видов божьих коровок. Ритм пятен. Закрепить знание основных и составных цветов. | 1 | |
83 | Стрекоза. Разнообразие форм и видов стрекоз. Закрепить знание основных и составных цветов | 1 | |
84 | Муравей. Ритм пятен. | 1 | |
85 | Пчела. Закрепить знание основных и составных цветов. | 1 | |
86 | Паучок на паутине. | 1 | |
87 | Иллюстрирование сказки « Муха – Цокотуха». | 1 | |
88 | Иллюстрирование сказки « Муха – Цокотуха». | 1 | |
89 | Проектная работа. Книжка малышка о насекомых. | 1 | |
| Обитатели моря (10 часов) |
90 | Обитатели моря. Виды рыб. Работа с формой. | 1 | |
91 | Технические приемы рисования концом тонкой кисти, хвост и плашмя. | 1 | |
92 | Рисование. Морские рыбы. | 1 | |
93 | Рисование. Морские звёзды. | 1 | |
94 | Рисование. Ракушки. | 1 | |
95 | Рисование. Осьминог. | 1 | |
96 | Рисование. Краб. | 1 | |
97 | Рисование. Морской ёж. | 1 | |
98 | Рисование. Красота морского дна. | 1 | |
99 | Обобщение. | 1 | |
| «Живопись» (34 часа) |
100 | Натюрморт из простых по форме, и окраске предметов на нейтральном фоне. (гризайль) | 1 | |
101 | Характеристика цветовых сочетаний. | 1 | |
102 | Работа акварелью. | 1 | |
103 | Приемы организации предметов тоновыми пятнами. | 1 | |
104 | Передача объема в натюрморте | 1 | |
105 | Передача пространства в натюрморте | 1 | |
106 | Натюрморт из простых по форме, и окраске предметов на нейтральном фоне. (Цветная гризайль) | 1 | |
107 | Организация плоскости листа | 1 | |
108 | Техника живописи гуашью. | 1 | |
109 | Этюд. Несложный натюрморт из двух, трех предметов на светлом фоне. | 1 | |
110 | Композиционная организация формата. | 1 | |
111 | Техника мазка в живописи. | 1 | |
112 | Силуэт и пространственная среда в натюрморте. | 1 | |
113 | Объем и форма предметов в пространственной среде. Завершение работы. | 1 | |
114 | Техника ала – прима в работе с натуры | 1 | |
115 | Техника ала – прима в работе с натуры | 1 | |
116 | Техника ала – прима в работе с натуры | 1 | |
117 | Техника быстрого этюда. | 1 | |
118 | Приемы выполнения ала – прима. | 1 | |
119 | Выполнение натюрморта из простых предметов на взаимно противоположные цвета (красный и зеленый, фиолетовый и желтый и др.) | 1 | |
120 | Выполнение натюрморта из простых предметов на взаимно противоположные цвета (красный и зеленый, фиолетовый и желтый и др.) | 1 | |
121 | Значение цветовых контрастов в живописи | 1 | |
122 | Значение цветовых контрастов в живописи | 1 | |
123 | Цвет и пространство в работе с натуры. | 1 | |
124 | Цвет и пространство в работе с натуры. | 1 | |
125 | Способы передачи пространственной среды в работе с натуры. | 1 | |
126 | Способы проработки первого плана в натюрморте | 1 | |
127 | Обобщения и нюансы в работе над натюрмортом. | 1 | |
128 | Выполнение колористических задач в натюрморте. | 1 | |
129 | Объем и форма в реалистической живописи | 1 | |
130 | Сложный тематический натюрморт в двух ярусах | 1 | |
131 | Живопись натюрморта из овощей и фруктов, (акварель). | 1 | |
132 | Этюдные работы с натуры | 1 | |
133 | Выполнение композиционной задачи в организации тематического натюрморта. | 1 | |
134-136 | Колористические задачи в решении тематического натюрморта на основе этюдных зарисовок. | 3 | |