СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Весёлые краски"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для 2 классов. На 4 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Весёлые краски"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Макарьевская средняя общеобразовательная школа» г. Свирск



«Рассмотрено»

на заседании Метод. совета

Протокол № ___

от «____» ___________2020г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________________

Н.Р. Ширяева











Программа внеурочной деятельности

«Весёлые краски»

на 2020 -2021 учебный год

1-2 класс






Составила: Черных Наталья Борисовна

учитель начальных классов




















г. Свирск







Пояснительная записка



Внеурочная деятельность является важным звеном системы непрерывного образования и

старается создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М. С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной и адаптированной.

Программа для обучающихся младших классов составлена на основе: Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М. С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству.


О.5 часа в неделю изобразительного искусства в 1-2 классах недостаточно, чтобы развить

  • ребенке творческое и пространственное воображение, познакомиться с различными художественными материалами, направлениями и разнообразием техник.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства.. В сфере общения на занятиях предложенных во внеурочной деятельности в существенной степени формируется характер ребёнка: инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др., развиваются его творческие способности. Особая ценность занятий заключается в том, что, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть.

Программа затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру, знакомству с русским народным творчеством. Обучение основано на принципе личностно-ориентированного образования детей, в центре внимания которого - личность ребёнка, реализующего свои возможности. Поэтому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребёнка.

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений

искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы

выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений. При отборе материала важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре. Программа рассчитана на 2 часа в неделю с внеклассными коллективными "художественными событиями". В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой. Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство радости.


Программа содержит примерный объем знаний и разделена по классам, что позволяет по своему усмотрению выстроить логику и структуру изучения искусства.

  • соответствие с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 1 год обучения : в 1 и 2 классах на 136 часов . Периодичность занятий 4 раза в неделю.


Цель программы


Содержание программы “Веселые краски” нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Задачи программы:

  1. Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным,

декоративно-прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.

  1. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально -

чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.

  1. Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.

  2. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.

  3. Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.


Методические пояснения:

Программа подчеркивает важность увлеченности школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок по изобразительному искусству.

При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы. На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.

  • программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.


Планируемые результаты освоения программы


Метапредметные результаты освоения курса:

  • различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;

  • знать об особенностях национальной художественной культуры;

  • иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;

  • уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к

  • произведениям изобразительного искусства;

Личностные результаты освоения курса:

  • воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли;

  • составлять композиции, узоры;

  • создавать творческие проекты;

  • доводить работу до полного завершения.

  • при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).

Предметные результаты освоения курса:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);

  • •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,

  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России

  • и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;

  • применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;

  • основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

  • название материалов и инструментов и их назначение;

  • правила безопасности и личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

  • определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

  • получать простые оттенки (от основного к более светлому);

  • рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);

  • рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);

  • изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.


Содержание учебного курса «Весёлые краски»


Разделы

Кол-во часов

1

Хроматические цвета. Смешивание.

13


«Волшебные краски»

7


« Игра цвета»

6

2

Теплые и холодные цвета.

2

3

Теплые и холодные цвета в рисунке.

2

4

Яркие и нежные цвета.

3

5

Ахроматические цвета.

2

6

Контрастные цвета.

4

7

Полный цветовой круг.

7

8

Работа с цветом.

7

9

Работа над линией.

12


Многообразие линий

12

10

В царстве Флоры.

12

11

Работа над формой.

35


Рисуем птиц.

15


Рисование насекомых.

10


Обитатели моря

10

12

Курс «Живописи»

34

Итого:


136 часов.


Тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

Корректировка


Хроматические цвета. Смешивание(13 часов)


«Волшебные краски» (7 часов)

1

Вводная беседа «Чем и как работают художники». Игры с акварельными красками, гуашью и водой.

1


2

«Какого цвета радуга?». Основные хроматические цвета

1


3

Как краски друг к другу в гости ходили. Составные цвета. Смешивание основных красок для получения

составных (знакомство с техникой лессировки).

1


4

Оптическое смешение цвета в технике

пуантилизма. Плетеный ковер-самолет (из нескольких ковриков – один большой). Аппликация из полосок цветной бумаги.

1


5

Разноцветные дома. Основные и составные цвета.

Развитие цветового восприятия, умение сравнивать.

1


6

Сказка о простом карандаше и резинке. Игры с логическими заданиями. Способы передачи тона с помощью точек и линий. Рисование гнезда штрихом

«сеточкой», шерсти котика короткими штрихами.

1


7

Цветной дождик. Кляксография ( создание фона «цветными капельками»). Закрепление знаний о составных цветах, упражнять в использовании

разнообразных цветов.

1



« Игра цвета» (6 часов)

8

Волшебное яблоко. Способ рисования «по мокрому фону». Смешение цвета в технике «а-ля

прима».

1


9

Веселые кляксы. Чудесная поляна (монотипия).

Закрепление знаний о составных цветах.

1


10

Сказочный, осенний лес. Закрепление знаний об основных цветах. Рисование кроны деревьев мятой

бумагой способом примакивания, фона – поролоном (акварелью).

1


11

Диковинное блюдечко. Показать разнообразие цветовых

вариантов. Роспись пальчиками способами примакивания, отрывистых и плавных движений.

1


12

Фантастическое животное из сказочной страны.

Закрепление знаний об основных и составных цветах.

1


13

Проектная работа. «Сказочная птица». Рисование с элементами аппликации

1



«Тёплые холодные цвета» (2 часа)

14

Знакомство с тёплой гаммой. Смешивание красок. Кляксография (выдувание с помощью трубочек).

1


15

Рисование с помощью волшебной пены. (монотипия).

Знакомство с холодной цветовой гаммой. Смешивание красок.

1



«Тёплые и холодные цвета в рисунке» (2 часа)

16

Сказка о красках, веселых и грустных. Цветовой круг (солнечный спектр). Сближенные цвета. Монотопия.

1


17

Технический прием работы – примакивание. Работа с пространством. Закрепить знание холодной цветовой

гаммы.

1



«Яркие и нежные цвета» (3 часа)

18

Техника печатания лебедя ладошкой. Дорисовывание пальчиками изгиба шеи и головы птицы. Знакомство с веселыми, яркими, звонкими красками. Техника

отрывистого мазка, мазок «кирпичик» (море).

1


19

Способы изображения разных цветов. Знакомство с нежными легкими красками, их смешивание. Техника

спокойного плавного мазка.

1


20

Графика. Смешивание двух техник. Сочетание мягкости и лиричности карандашей с яркостью и звучностью

фломастеров.

1



«Ахроматические цвета» ( 2 часа)

21

Цветы для бала. Расширение знаний о видах цветов.

Ахроматические цвета. Знакомство с техникой царапания (граттаж).

1


22

Подготовка к работе с линиями. Дорисовка отдельных деталей палочками (иголки у ежика, панцирь у

черепахи, узор у змеи). Ахроматические цвета.

1



«Контрастные цвета» ( 4 часа)

23

Контрастные цвета. Отпечаток в технике монотипии (с

помощью пластика). Художественное конструирование

здания из геометрических элементов с соответствующей дорисовкой, украшениями.

1


24

« Далеко- Близко». Перспектива. Тематическое рисование « Цветочный луг»

1


25

Натюрморт. Способ изображения – рисование

пластилином (прием размазывания по рельефу).

1


26

Проектная работа. Морские обитатели.

1



«Полный цветовой круг» ( 7 часов)

27

Настроение в цвете. Учить соотносить цвет и музыку.

Знакомство с новой техникой – рисование нитками.

Знания о нежных красках, сближенных цветах.

1


28

«Моя любимая игрушка» Рисован6ие с натуры.

1


29

Украшение одежды способом примакивания предметов разных форм. Закрепление знаний о веселых,

звонких красках.

1


30

Изготовление подарочной открытки набрызгом.

Закрепление знаний о теплых и холодных цветах.

1


31

Весенний букет. Знакомство с техникой тычка. Рисование примакиванием, отрывистыми мазками,

плавной линией.

1


32

Декоративное рисование. « Цветные квадратики»

1


33

Проектная работа «Путешествие в страну Акварелию».

1



«Работа с цветом» (7 часов).

34

Путешествие по стране Рисовандии. Непрозрачные гуашевые и прозрачные акварельные. Сказка про краски «Кто главнее?».

1


35

Основные хроматические цвета (три волшебных краски). Раскрашивание подвижной игрушки – самоделки.

1


36

Составные цвета. Смешивание основных красок для получения составных (техника лессировки, пуантилизма, «а-ля прима»). Способ рисования «по мокрому

фону».

1


37

В царстве Солнца. Теплая цветовая гамма. Закреплять знание детьми разных оттенков. Художественное конструирование здания из геометрических элементов с

соответствующей дорисовкой, украшениями.

1


38

В царстве Льда. Холодная цветовая гамма. Острые и плавные формы предметов. Раскрашивание силуэтов дворцов для Феи Льдинки, украшение.

1


39

Сказка о красках, веселых и грустных. последовательность цветового спектра, знание основных и составных цветов. Проектная работа «Весенние листья».

1


40

Сказка о фломастерах и цветных карандашах. Яркие, звонкие и нежные краски. Смешивание двух техник..

1



«Работа над линией» (12 часов).

41

В гости к кисточкам. Приемы работы с кистью (всей

кистью, концом).


1


42

Виды линий, их характер и

движение на бумаге и в музыке.

1


43

Сказка о простом карандаше и резинке. Способы передачи тона с помощью штриховки.

1


44

Рисование гнезда «сеточкой», шерсти котика – короткими штрихами. Графика.

1


45-46

Волшебная страна Игрушек. Работа с соленым тестом.

Изготовление игрушки.

2


47

Игрушечные петушки. Солёное тесто.

1


48

Разнообразие форм предметов, возможности линий. Закрепить знание контрастных цветов. Роспись петушков.

1


49

Принципы построения орнамента . Ритм линий.

1


50

Развитие ассоциативного мышления. 1) Рисование бордюров. 2) Роспись посудных форм.

1


51

Сказка о том, как поспорили кисти и перья. Показать возможности линий, приемы работы с кистью и палочкой.

1


52

Кляксография. Дорисовка пятна

кистью (птичка, ежик).




«В царстве Флоры» (12 часов).

53-54

В царстве Флоры. Сосна и дуб. Образы сосен – великанов и рей . Показать характер линий, ритм техника тычка, прием работы с й).

2


55-

56

Надежные папины руки сумеют защитить мир.

Образ богатыря – защитника (на картинах, в музыке). Коллаж. Лепка фигуры богатыря по частям .

2


57-58

В царстве Флоры. Береза. Разные образы – стройная красавица . Рисование большой и маленькой

2


59-60

В царстве Флоры. Рябинка. Ритм пятен( ягоды – техника тычка).

2


61-62

В царстве Флоры. Ель. Показать характер, ритм, движение линий. Рисованием большой и маленькой кисточкой.

2


63-64

Проектная работа . «Русский лес».

2



« Работа над формой» (35 часов).


«Рисуем птиц» (15часов).

65

Рисование птиц. Петух. Знакомство с поэтапным

Рисованием птиц.

1


66

Рисование птиц. Большеглазая сова. Использование линий разной длинны.

1


67

Рисование птиц. Попугай. Разнообразие видов попугаев.

1


68

Рисование птиц. Синичка.

1


69

Рисование птиц. Снегирь.

1


70

Рисование птиц. Ворона.

1


71

Рисование птиц. Дятел.

1


72

Рисование птиц. Утка.

1


73

Рисование птиц. Пингвин.

1


74

Рисование птиц. Чайка.

1


75

Рисование птиц. Цапля.

1


76

Рисование птиц. Лебедь.

1


77

Рисование птиц. Курица с цыплятами.

1


78

Рисование птиц. Сказочная Жар – птица.

1


79

Проектная работа «Книхка малышка».

1



«Рисование насекомых» ( 10 часов)

80

«Право –лево». Симметрия. Декоративное рисование

1


81

Бабочка расправляет крылья. Разнообразие форм и видов бабочек. Ритм пятен. Закрепить знание основных и составных цветов.

1


82

.Божья коровка. Разнообразие форм и видов божьих коровок. Ритм пятен. Закрепить знание основных и составных цветов.

1


83

Стрекоза. Разнообразие форм и видов стрекоз. Закрепить знание основных и составных цветов

1


84

Муравей. Ритм пятен.

1


85

Пчела. Закрепить знание основных и составных цветов.

1


86

Паучок на паутине.

1


87

Иллюстрирование сказки « Муха – Цокотуха».

1


88

Иллюстрирование сказки « Муха – Цокотуха».

1


89

Проектная работа. Книжка малышка о насекомых.

1



Обитатели моря (10 часов)

90

Обитатели моря. Виды рыб. Работа с формой.

1


91

Технические приемы рисования концом тонкой кисти, хвост и плашмя.

1


92

Рисование. Морские рыбы.

1


93

Рисование. Морские звёзды.

1


94

Рисование. Ракушки.

1


95

Рисование. Осьминог.

1


96

Рисование. Краб.

1


97

Рисование. Морской ёж.

1


98

Рисование. Красота морского дна.

1


99

Обобщение.

1



«Живопись» (34 часа)

100

Натюрморт из простых по форме, и окраске предметов на нейтральном фоне. (гризайль)

1


101

Характеристика цветовых сочетаний.

1


102

Работа акварелью.

1


103

Приемы организации предметов тоновыми пятнами.

1


104

Передача объема в натюрморте

1


105

Передача пространства в натюрморте

1


106

Натюрморт из простых по форме, и окраске предметов на нейтральном фоне. (Цветная гризайль)

1


107

Организация плоскости листа

1


108

Техника живописи гуашью.

1


109

Этюд. Несложный натюрморт из двух, трех предметов на светлом фоне.

1


110

Композиционная организация формата.

1


111

Техника мазка в живописи.

1


112

Силуэт и пространственная среда в натюрморте.

1


113

Объем и форма предметов в пространственной среде. Завершение работы.

1


114

Техника ала – прима в работе с натуры

1


115

Техника ала – прима в работе с натуры

1


116

Техника ала – прима в работе с натуры

1


117

Техника быстрого этюда.

1


118

Приемы выполнения ала – прима.

1


119

Выполнение натюрморта из простых предметов на взаимно противоположные цвета (красный и зеленый, фиолетовый и желтый и др.)

1


120

Выполнение натюрморта из простых предметов на взаимно противоположные цвета (красный и зеленый, фиолетовый и желтый и др.)

1


121

Значение цветовых контрастов в живописи

1


122

Значение цветовых контрастов в живописи

1


123

Цвет и пространство в работе с натуры.

1


124

Цвет и пространство в работе с натуры.

1


125

Способы передачи пространственной среды в работе с натуры.

1


126

Способы проработки первого плана в натюрморте

1


127

Обобщения и нюансы в работе над натюрмортом.

1


128

Выполнение колористических задач в натюрморте.

1


129

Объем и форма в реалистической живописи

1


130

Сложный тематический натюрморт в двух ярусах

1


131

Живопись натюрморта из овощей и фруктов, (акварель).

1


132

Этюдные работы с натуры

1


133

Выполнение композиционной задачи в организации тематического натюрморта.

1


134-136

Колористические задачи в решении тематического натюрморта на основе этюдных зарисовок.

3