Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «ЗОЖ» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «ЗОЖ» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, на заседании методического совета принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «ЗОЖ» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье обучающихся начальной школы.
II.Общая характеристика курса
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «ЗОЖ» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
III.Описание места курса в учебном плане
Программа «ЗОЖ» предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс- 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходим мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса являются:
-установка на здоровый образ жизни;
-осознание ценностного отношения младших школьников к своему здоровью;
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственным здоровьем;
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-понимание здорового образа жизни, как явления, способствующего развитию целостной личности человека;
-понимание здоровья, как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека;
-понимание физической культуры, как средства организации здорового образа жизни
Предметными результатами изучения курса являются:
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья, о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
-соблюдение правил здорового образа жизни;
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям с ограниченными возможностями и нарушением состояния здоровья;
-соблюдение правил гигиены и рационального питания и сохранения здоровья;
-выбор возможных продуктов для сбалансированного ежедневного меню;
-способность распознавать негативные влияния на организм человека, знание особенности влияния вредных привычек на здоровье;
-знание особенности воздействия двигательной активности на организм человека.
VI. Содержание.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «ЗОЖ» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья.
Программа состоит из 7 разделов:
«Вот мы и в школе» (всего 16 часов: 1 класс – 4 часа, 2 класс – 4 часа, 3 класс – 4 часа): личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
«Питание и здоровье» (всего 20 часов: 1 класс -5 часов, 2 класс- 5 часов, 3 класс – 5 часов, 4 класс – 5 часов): основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
«Моё здоровье в моих руках» (всего 28 часов: 1 класс -7 часов, 2 класс – 7 часов, 3 класс – 7 часов, 4 класс – 7 часов): влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
«Я в школе и дома» (всего36 часов: 1 класс – 6 часов, 2 класс – 6 часов, 3 класс – 6 часов, 4 класс – 6 часов): социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
«Чтоб забыть про докторов» (всего 16 часов: 1 класс – 4 часа, 2 класс – 4 часа, 3 класс – 4 часа, 4 класс – 4 часа): закаливание организма;
«Я и моё ближайшее окружение» (всего 15 часов: 1 класс – 3 часа, 2 класс – 4 часа. 3 класс -4 часа, 4 класс – 4 часа): развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
«Вот и стали мы на год взрослей» (всего 16 часов: 1 класс – 4 часа, 2 класс – 4 часа, 3 класс – 4 часа, 4 класс – 4 часа): первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
Учебно-тематический план
1 класс
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | Форма контроля |
лекции | выездные занятия, стажировки, деловые игры | практи-ческие занятия |
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | 1 | 2 | |
1.1 | Дорога к доброму здоровью | 1 | | | 1 | |
1.2 | Здоровье в порядке- спасибо зарядке | 1 | | | 1 | |
1.3 | В гостях у Мойдодыра Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр» | 1 | 1 | | | |
1.4 | Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» | 1 | | 1 | | праздник |
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | | 2 | |
2.1 | Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» | 1 | 1 | | | |
2.2 | Культура питания Приглашаем к чаю | 1 | | | 1 | |
2.3 | Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр, «Умеем ли мы правильно питаться») | 1 | 1 | | | |
2.4 | Как и чем мы питаемся | | 1 | | | |
2.5 | Красный, жёлтый, зелёный | 1 | | | 1 | викторина |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 3 | | 4 | |
3.1 | Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим | 1 | 1 | | | |
3.2 | Полезные и вредные продукты. | 1 | 1 | | | |
3.3 | Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк» | 1 | 1 | | | |
3.4 | Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» | 1 | | | 1 | |
3.5 | Как обезопасить свою жизнь | 1 | | | 1 | |
3.6 | День здоровья «Мы болезнь победим, быть здоровыми хотим!» | 1 | | | 1 | |
3.7 | В здоровом теле здоровый дух | 1 | | | 1 | виктори на |
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | | 3 | |
4.1 | Мой внешний вид –залог здоровья | 1 | 1 | | | |
4.2 | Зрение – это сила | 1 | 1 | | | |
4.3 | Осанка – это красиво | 1 | | | 1 | |
4.4 | Весёлые переменки | 1 | | | 1 | |
4.5 | Здоровье и домашние задания | 1 | 1 | | | |
4.6 | Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим | 1 | | | 1 | Игра- викторина |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | | 3 | |
5.1 | “Хочу остаться здоровым”. | 1 | 1 | | | |
5.2 | Вкусные и полезные вкусности | 1 | | | 1 | |
5.3 | День здоровья «Как хорошо здоровым быть» | 1 | | | 1 | |
5.4 | «Как сохранять и укреплять свое здоровье» | 1 | | | 1 | круглый стол |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 3 | 2 | | 1 | |
6.1 | Моё настроение Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение» | 1 | 1 | | | день вежливос ти |
6.2 | Вредные и полезные привычки | 1 | 1 | | | |
6.3 | “Я б в спасатели пошел” | 1 | | | 1 | Ролевая игра |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | | 2 | |
7.1 | Опасности летом (просмотр видео фильма) | 1 | 1 | | | |
7.2 | Первая доврачебная помощь | 1 | | | 1 | |
7.3 | Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка» | 1 | 1 | | | |
7.4 | Чему мы научились за год. | 1 | | | 1 | диагностика |
| Итого: | 33 | 15 | 1 | 17 | |
Учебно-тематический план
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | Форма контроля |
лекции | выездные занятия, стажировки, деловые игры | практи-ческие занятия |
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | | 2 | |
1.1 | Что мы знаем о ЗОЖ | 1 | | | 1 | |
1.2 | По стране Здоровейке | 1 | | | 1 | |
1.3 | В гостях у Мойдодыра | 1 | 1 | | | |
1.4 | Я хозяин своего здоровья | 1 | | | 1 | КВН |
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | | 2 | |
2.1 | Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь. | 1 | 1 | | | |
2.2 | Культура питания. Этикет. | 1 | | | 1 | |
2.3 | Спектакль «Я выбираю кашу» | 1 | 1 | | | |
2.4 | «Что даёт нам море» | | 1 | | | |
2.5 | Светофор здорового питания | 1 | | | 1 | викторина |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 4 | | 3 | |
3.1 | Сон и его значение для здоровья человека | 1 | 1 | | | |
3.2 | Закаливание в домашних условиях | 1 | 1 | | | |
3.3 | День здоровья «Будьте здоровы» | 1 | 1 | | | |
3.4 | Иммунитет | 1 | | | 1 | |
3.5 | Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. | 1 | | | 1 | |
3.6 | Спорт в жизни ребёнка. | 1 | 1 | | | |
3.7 | Слагаемые здоровья | 1 | | | 1 | за круглым столом |
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | | 3 | |
4.1 | Я и мои одноклассники | 1 | 1 | | | |
4.2 | Почему устают глаза? | 1 | 1 | | | |
4.3 | Гигиена позвоночника. Сколиоз | 1 | | | 1 | |
4.4 | Шалости и травмы | 1 | | | 1 | |
4.5 | «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление | 1 | 1 | | | |
4.6 | Умники и умницы | 1 | | | 1 | КВН |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | | 3 | |
5.1 | С. Преображенский «Огородники» | 1 | 1 | | | |
5.2 | Как защитить себя от болезни.(Выставка рисунков) | 1 | | | 1 | круглый стол |
5.3 | День здоровья «Самый здоровый класс» | 1 | | | 1 | |
5.4 | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | 1 | | | 1 | конкурс |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 | 2 | | 2 | |
6.1 | Мир эмоций и чувств. | 1 | 1 | | | |
6.2 | Вредные привычки | 1 | 1 | | | |
6.3 | «Веснянка» | 1 | | | 1 | |
6.4 | В мире интересного | 1 | | | 1 | Научно- практи-ческая конфе-ренция |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | | 2 | |
7.1 | Я и опасность. | 1 | 1 | | | |
7.2 | Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы» | 1 | | | 1 | |
7.3 | Первая помощь при отравлении | 1 | 1 | | | |
7.4 | Наши успехи и достижения | 1 | | | 1 | диагностика |
| Итого: | 34 | 16 | | 18 | |
Учебно-тематический план
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | Форма контроля |
лекции | выездные занятия, стажировки, деловые игры | практи-ческие занятия |
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | | 2 | |
1.1 | «Здоровый образ жизни, что это?» | 1 | | | 1 | |
1.2 | Личная гигиена | 1 | | | 1 | |
1.3 | В гостях у Мойдодыра | 1 | 1 | | | |
1.4 | «Остров здоровья» | 1 | | | 1 | Игра |
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | | 2 | |
2.1 | Игра «Смак» | 1 | 1 | | | |
2.2 | Правильное питание – залог физического и психологического здоровья | 1 | | | 1 | |
2.3 | Вредные микробы | 1 | 1 | | | |
2.4 | Что такое здоровая пища и как её приготовить | | 1 | | | |
2.5 | «Чудесный сундучок» | 1 | | | 1 | КВН |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 4 | | 3 | |
3.1 | Труд и здоровье | 1 | 1 | | | |
3.2 | Наш мозг и его волшебные действия | 1 | 1 | | | |
3.3 | День здоровья «Хочу остаться здоровым» | 1 | 1 | | | |
3.4 | Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. | 1 | | | 1 | |
3.5 | Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. | 1 | | | 1 | |
3.6 | Экскурсия «Природа – источник здоровья» | 1 | 1 | | | |
3.7 | «Моё здоровье в моих руках» | 1 | | | 1 | виктори на |
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | | 3 | |
4.1 | Мой внешний вид –залог здоровья | 1 | 1 | | | |
4.2 | «Доброречие» | 1 | 1 | | | |
4.3 | Спектакль С. Преображенский «Капризка» | 1 | | | 1 | |
4.4 | «Бесценный дар- зрение». | 1 | | | 1 | |
4.5 | Гигиена правильной осанки | 1 | 1 | | | |
4.6 | «Спасатели , вперёд!» | 1 | | | 1 | виктории на |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | | 3 | |
5.1 | Шарль Перро «Красная шапочка» | 1 | 1 | | | |
5.2 | Движение это жизнь | 1 | | | 1 | |
5.3 | День здоровья «Дальше, быстрее, выше» | 1 | | | 1 | |
5.4 | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | 1 | | | 1 | конкурс «Разго-вор о правиль-ном питании» |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 | 2 | | 2 | |
6.1 | Мир моих увлечений | 1 | 1 | | | |
6.2 | Вредные привычки и их профилактика | 1 | 1 | | | |
6.3 | Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. Кукольный спектакль А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | | | 1 | |
6.4 | В мире интересного. | 1 | | | | Научно –практическая конференция |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | | 2 | |
7.1 | Я и опасность. | 1 | 1 | | | |
7.2 | Лесная аптека на службе человека | 1 | | | 1 | |
7.3 | Игра «Не зная броду, не суйся в воду» | 1 | 1 | | | КВН |
7.4 | Чему мы научились и чего достигли | 1 | | | 1 | диагностика |
| Итого: | 34 | 16 | | 18 | |
Учебно-тематический план
4 класс
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | Форма контроля |
лекции | выездные занятия, стажировки, деловые игры | практи-ческие занятия |
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | | 3 | |
1.1 | «Здоровье и здоровый образ жизни» | 1 | | | 1 | |
1.2 | Правила личной гигиены | 1 | | | 1 | |
1.3 | Физическая активность и здоровье | 1 | 1 | | | |
1.4 | Как познать себя | 1 | | | 1 | За круглым столом |
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | | 2 | |
2.1 | Питание необходимое условие для жизни человека | 1 | 1 | | | |
2.2 | Здоровая пища для всей семьи | 1 | | | 1 | |
2.3 | Как питались в стародавние времена и питание нашего времени | 1 | 1 | | | |
2.4 | Секреты здорового питания. Рацион питания | | 1 | | | |
2.5 | «Богатырская силушка» | 1 | | | 1 | КВН |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 4 | | 3 | |
3.1 | Домашняя аптечка | 1 | 1 | | | |
3.2 | «Мы за здоровый образ жизни» | 1 | 1 | | | |
3.3 | Марафон «Сколько стоит твоё здоровье» | 1 | 1 | | | |
3.4 | «Береги зрение смолоду». | 1 | | | 1 | |
3.5 | Как избежать искривления позвоночника | 1 | | | 1 | |
3.6 | Отдых для здоровья | 1 | 1 | | | |
3.7 | Умеем ли мы отвечать за своё здоровье | 1 | | | 1 | виктори на |
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | | 3 | |
4.1 | «Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим» | 1 | 1 | | | |
4.2 | «Класс не улица ребята И запомнить это надо!» | 1 | 1 | | | |
4.3 | Кукольный спектакль «Спеши делать добро» | 1 | | | 1 | |
4.4 | Что такое дружба? Как дружить в школе? | 1 | | | 1 | |
4.5 | Мода и школьные будни | 1 | 1 | | | |
4.6 | Делу время , потехе час. | 1 | | | 1 | Игра - викторина |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | | 3 | |
5.1 | Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься | 1 | 1 | | | |
5.2 | День здоровья «За здоровый образ жизни» | 1 | | | 1 | |
5.3 | Кукольный спектакль Преображенский «Огородники» | 1 | | | 1 | |
5.4 | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | 1 | | | 1 | Городс-кой конкурс «Разго-вор о правиль-ном питании» |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 | 2 | | 2 | |
6.1 | Размышление о жизненном опыте | 1 | 1 | | | |
6.2 | Вредные привычки и их профилактика | 1 | 1 | | | |
6.3 | Школа и моё настроение | 1 | | | 1 | |
6.4 | В мире интересного. | 1 | | | | Научно –практическая конференция |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | | 2 | |
7.1 | Я и опасность. | 1 | 1 | | | |
7.2 | Игра «Мой горизонт» | 1 | | | 1 | |
7.3 | Гордо реет флаг здоровья | 1 | 1 | | | |
7.4 | «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» | 1 | | | 1 | Диагностика. Книга здоровья |
| Итого: | 34 | 16 | | 18 | |
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «ЗОЖ» обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
VIII. Материально-техническое обеспечение
Учебные пособия:
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
измерительные приборы: весы, часы и их модели.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.
Литература
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.