СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Земля – наш общий дом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Земля – наш общий дом»»

«Земля – наш общий дом»

Пояснительная записка

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа):

2-й год обучен и я – «Экология моего дома» (34 часа)

3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь расте­ний и грибов» (34часа)

4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академиче­скому часу.

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

Планируемые УУД:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

-наиболее типичных представителей животного мира России, Ставропольского края;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология - наука об общем доме;

- экологически сообразные правила поведения в природе.

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

  • составлять экологические модели, трофические цепи;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;







Тематическое планирование.

1 класс (33 ч)

«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»

№ занятия


Тема занятия


Всего часов

1

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1

2

Заяц - «Длинное ухо»

1

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1

4

Серый хищник - волк

1

5

Хозяин леса - медведь

1

6

Любознательный зверёк -белка

1

7

Куница - охотник на белок

1

8

Лесной красавец - лось

1

9

Сердитый недотрога- ёж

1

10

Подземный житель - крот

1

11

Всеядное животное — бар­сук

1

12

Бобр-строитель

1

13

Запасливый бурундук

1

14

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

1

15

Мышка-норушка

1

16

Рысь - родственник кошки

1

17

Соболь - «дорогой» зверёк

1

18

Тигр - самая большая кош­ка на Земле

1

19

Косуля - самый маленький европейский олень

1

20

Обобщающие занятие о диких животных

1

21

Воробей - самая распро­странённая птица на Земле

1

22

Ворона - «интеллектуаль­ная» птица

1

23

Ворон - красивая, умная птица

1

24

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

1

25

«Лесной доктор» - дятел

1

26

Соловей - «великий маэст­ро»

1

27

Галка - городская птица

1

28

Загадочная птица - кукуш­ка

1

29

«Пернатая кошка» - сова

1

30

Любимая птица - снегирь

1

31

«Сестрицы-синицы» - са­мые полезные птички Рос­сии

1

32

Наш добрый сосед - скво­рец

1

33

«Золотая птица» — иволга

1

34

Обобщающее занятие о птицах

1

Содержание


Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час)

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Тема 4.Серый хищник – волк (1час)

Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»

Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»

Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»

Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»

Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

Тема 10. Подземный житель – крот (1час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»

Тема 11. Всеядное животное — бар­сук (1час)

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

Тема 12. Бобр-строитель (1час)

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 13. Запасливый бурундук (1час)

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.

Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

Тема 15. Мышка-норушка (1час)

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.

Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тема 18. Тигр - самая большая кош­ка на Земле (1час)

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.

Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

Тема 21. Воробей - самая распро­странённая птица на Земле (1час)

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, на­родные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Тема 22. Ворона - «интеллектуаль­ная» птица (1час)

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приме­ты. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»

Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, пого­ворки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»

Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Тема 26. Соловей - «великий маэст­ро» (1час)

Знакомство с соловьём, сообщения учеников, за­гадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Тема 27. Галка - городская птица (1час)

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кросс­ворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».

Тема 28. Загадочная птица - кукуш­ка (1час)

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час)

Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час)

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Тема 31. «Сестрицы-синицы» - са­мые полезные птички Рос­сии (1час)

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

Тема 32. Наш добрый сосед - скво­рец. (1час)

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».

Тема 33. «Золотая птица» — иволга. (1час)

Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».

Тема 34. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (1час)

Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут ? Конкурс «Знатоки сказок».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!