Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6”
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Принято
Педагогическим советом
Протокол от 29.08.2017г. №1
введено приказом от 29.08.2017г. № 166
Директор МБОУ «СОШ № 6»
_____________ Т.Н.Хайдукова
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Музыкальная студия»
(1 час в неделю, 35 часов в год)
- направление внеурочной деятельности - общекультурное
- возраст обучающихся - 11 – 12 лет
- срок реализации программы – 2 года
- разработчик программы: Клименко А.В. (учитель музыки)
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР _________ Муллаханов И.И.
от 28.08.2017г.
Рассмотрено на заседании МО, протокол № 1 от 26.08.2017г.
Руководитель _____________ Курмышева З.А
г. Елабуга
2017 год
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:
Личностные результаты
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Тематическое планирование занятий
Содержание курса внеурочной деятельности
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Пение как вид музыкальной деятельности | Инструктаж по ТБ. Общие правила пения. Разучивание песен. | 4 |
Формирование детского голоса | Звуки. Свойства музыки. Советы по правильному пению. | 19 |
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен | Зарисовки музыкальных произведений композиторов. Творчество учащихся, сочинение мелодий, театрально-игровая деятельность, игра на ДМИ. Музыка И. С. Баха. Полифония и гомофония. Виртуоз-импровизатор – В.А. Моцарт Судьба и музыка Людвига ван Бетховена Музыкальный романтик - Франц Шуберт Штраусы – «короли вальса» Музыка России: песни, инструменты, композиторы «Могучая кучка» русских композиторов» Современная музыка | 2 |
Игровая деятельность, театрализация | Изучение музыкальных инструментов. Певческие голоса. Соло, ансамбль, хор. Разучивание песен. | 4 |
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. Концертно -исполнительская деятельность. | Урок концерт. Участие в конкурсах | 6 |
Итого | | 35 |
Учебно–тематическое планирование
№ п/п | Название разделов | Тема занятий | К-во часов | Основные формы организации учебной деятельности | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения |
план | факт |
1. | Пение как вид музыкальной деятельности | Инструктаж по ТБ. Введение. От природы музыкален каждый. Что такое музыкальность? | 1-4 | Лекции - беседы | Рефлексивная анкета | 4.09 11.09 18.09 25.09 | |
2. | Формирование детского голоса | В мире загадочных звуков. Свойства, сила, высота звука | 5-6 | индивидуальная работа | объяснение, показ | 2.10 09.10 | |
3. | В мире загадочных звуков. Динамика, ритм, тембр. | 7 | индивидуальная | объяснение, показ | 16.10 | |
4. | Практическое занятие по теме: «Звук» | 8-9 | индивидуальная | объяснение, показ | 23.10 06.11 | |
5. | Тренировка слухового внимания. Правила поведения при встрече с музыкой. | 10-13 | индивидуальная | объяснение, | 13.11 20.11 27.11 04.12 | |
6. | Советы по правильному пению. Певческие голоса | 14 | групповая | объяснение, объяснение, показ | 11.12 | |
7. | Учебные игры по пению | 15-17 | индивидуальная | объяснение, | 18.12 08.01 15.01 | |
8. | Зачем нужны игры со словом? | 18-19 | индивидуальная | показ | 08.01 15.01 | |
9. | Развитие восприятия и музыкальной памяти | 20-21 | индивидуальная | объяснение, | 22.01 29.01 | |
10. | Дыхательная гимнастика. Октава. Распевки. | 22-23 | групповая работа | объяснение, показ | 05.02 12.02 | |
11. | Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен | Кто и как сочиняет музыку? Зарисовка «музыки». | 24-25 | индивидуальная работа | объяснение | 19.02 26.02 | |
|
12. | Игровая деятельность, театрализация | Творческие песенные игры | 26-27 | индивидуальная работа | объяснение, показ | 05.03 12.03 | |
13. | Творчество в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности | 28 | Индивидуальная | объяснение, показ | 02.04 | |
14 | Творчество в игре на музыкальных инструментах | 29 | Групповая работа | объяснение показ | 09.04 | |
15. | Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. Концертно -исполнительская деятельность. | Виды музыкального искусства. Опера. Балет. А капелла и кантата. Симфония и соната. Виды музыкальных инструментов | 30 | групповая работа | объяснение, показ | 09.04 | |
16. | Игра «Музыкальное лото». Музыкальные жанры | 31 | индивидуальная | объяснение, | 16.04 | |
17. | Музыкальные ключи. Сольфеджио. Соло. Оркестр. Виды оркестров. Дирижер. | 32-33 | индивидуальная | объяснение, показ | 23.04 07.05 | |
18. | Кто придумал ноты? Камерная музыка. Ансамбль | 34 | Групповая работа | объяснение, показ | 14.05 | |
19 | Исполнение любимых песен. Концерт. | 35 | групповая работа | объяснение, показ | 21.05 | |
Содержание знаний, умений, навыков детей:
знать/понимать:
- содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
уметь:
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная);
- находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства;
- выражать знания, полученные в 6 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);
- владеть навыками исполнения песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
- совершенствовать умения и навыки самообразования.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.