Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
Рассмотрена на заседании УВЦ протокол №_____ Руководитель УВЦ:_______________
«____»___________2014 г. | Согласована на научно-методическом совете _________________________
«____»_______________2014г. | Утверждаю Директор МОУ СОШ №
_______________
«____»______________2014 г. |
Программа
- "Волшебный мир оригами"
( 1 – 2 класс)
Студентка: Монахова О.А.
Рыбинск 2015
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
Оригамии развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет; знакомит с основными геометрическими понятиями; улучшает способность следовать устным инструкциям; расширяет коммуникативные способности; воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами; воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности.
Цель программы:
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
·знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
·формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
·обучение различным приемам работы с бумагой.
·применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
·развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
·развитие мелкой моторики рук и глазомера.
·развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
·воспитание интереса к искусству оригами.
·расширение коммуникативных способностей детей.
·формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 2 года – полный курс обучения детей в (132 ч.). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Учебно — тематическое планирование
1 год обучения
(64 часа)
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Знакомство с оригами | 1 | | 1 |
2. | Беседа по охране труда | 1 | | 1 |
3. | Квадрат- основная фигура оригами | 1 | 3 | 4 |
4. | Базовая форма «Треугольник» | 1 | 12 | 13 |
5. | Базовая форма «Воздушный змей» | 1 | 10 | 11 |
6. | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | 5 | 6 |
7. | Базовая форма «Двойной квадрат» | | 6 | 6 |
8. | Базовая форма «Конверт» | | 4 | 4 |
9. | Цветы к празднику 8 марта | 1 | 5 | 6 |
10. | Летние композиции | 1 | 3 | 4 |
11. | Впереди - лето! | | 2 | 2 |
12. | Итоговое занятие. Оформление выставочных работ | 2 | 4 | 6 |
| ИТОГО: | 10 | 54 | 64 |
2 год обучения
(68 часов)
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2. | Простые базовые формы оригами | 1 | 2 | 3 |
3. | Осенние композиции | 1 | 3 | 4 |
4. | Базовая форма «Треугольник» | 1 | 4 | 5 |
5. | Базовая форма «Воздушный змей» | 1 | 4 | 5 |
6. | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | 4 | 5 |
7. | Базовая форма «Двойной квадрат» | 1 | 4 | 5 |
8. | Базовая форма «Конверт» | 1 | 3 | 4 |
9. | Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба» | 1 | 5 | 6 |
10. | Базовая форма «Дверь» | 1 | 4 | 5 |
11. | Цветы | 1 | 4 | 5 |
12. | Поздравительная открытка к празднику 8 марта | | 3 | 3 |
13. | Сказочные персонажи. | 4 | 9 | 13 |
14. | Итоговое занятие | | 1 | 1 |
15. | Оформление выставочных работ | | 1 | 1 |
| ИТОГО: | 15 | 53 | 68 |
- Содержание программы
1 класс (33 часа)
№ п/п | Тематическое планирование | Часы | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1 | Знакомство с оригами | 1 ч. | Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. | Познавательные - формулирование познавательной цели; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; |
2. | Беседа по охране труда | 1ч. | Правила безопасности труда при работе ручным инструментом | Познавательные - формулирование познавательной цели; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция |
3 | Квадрат – основная форма оригами | 4 ч. | Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. | Познавательные - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; Личностные - самоопределение; |
4 | Базовая форма: «Треугольник» | 5 ч. | Лисёнок и собачка. Стаканчик. «Птицы в лесу». | Познавательные - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; - смыслообразование; |
5 | Базовая форма: «Воздушный змей» | 5 ч. | Кролик и щенок. Курочка и петушок. Сова. Сказочные птицы. |
6 | Базовая форма: «Двойной треугольник» | 4 ч. | Рыбка и бабочка. Лилия. |
7 | Базовая форма: «Двойной квадрат» | 3 ч. | Жаба. Композиция «Островок в пруду». |
8 | Базовая форма «Конверт» | 3 ч. | Композиция «В море». |
9 | Цветы к празднику 8 марта | 3 ч. | Нарцисс, волшебный цветок папоротника. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. | Познавательные - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - поиск и выделение информации; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; |
10 | Летние композиции | 4ч | Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Оформление композиций. | Познавательные - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - поиск и выделение информации; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; |
11 | Впереди – лето! | 2 ч. | Оформление «летней композиции», в виде цветов бабочек и т.д. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; |
12 | Итоговые занятия Оформление выставочных работ | 3 ч. | Подведение итогов работы за год. «Чему мы научились на занятиях?» Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Наши ручки». Награждение. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение; |
Содержание программы
2 класс (68 часов)
№ п/п | Тематическое планирование | Часы | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1 | Вводные занятия | 2 ч. | Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности. | Познавательные - формулирование познавательной цели; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - волевая саморегуляция; |
2 | Простые базовые формы оригами | 3 ч. | Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. | Познавательные - знаково-символические - моделирование; - анализ; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; |
3 | Осенние композиции | 4 ч. | Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций. | Познавательные - поиск и выделение информации; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; - контроль и коррекция; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; |
4 | Базовая форма: «Треугольник» | 5 ч. | Домик с крыльцом, домик с трубой. Деревья и травы. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; -построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка - волевая саморегуляция; |
5 | Базовая форма: «Воздушный змей» | 5 ч. | Лебеди. Композиция из сказки «Гуси-лебеди». Утка с утёнком. |
6 | Базовая форма: «Двойной треугольник» | 5 ч. | Тропическая рыбка. Отделка модели. |
7 | Базовая форма: «Двойной квадрат» | 5 ч. | Композиция к сказке «Золотая рыбка». |
8 | Базовая форма: «Конверт» | 4 ч. | Водоросли и камешки. Оформление аквариума. |
9 | Базовая форма: «Рыба» | 6 ч. | Царевна-Лебедь. Пингвин (2 способа). Композиция «Пингвины на льду». |
10 | Базовая форма: «Дверь» | 5 ч. | Мышь и поросёнок. Композиция «В деревне». |
11 | Цветы | 5 ч. | Тюльпан, нарцисс | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; -построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка |
12 | Поздравительная открытка к празднику 8 Марта | 3 ч. | Оформление поздравительной открытки. Конкурс «Люблю маму». | Познавательные - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - формулирование познавательной цели; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; |
13 | Сказочные персонажи. | 13 ч. | Иванушка, Аленушка, Колобок и др. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; -построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка |
14 | Итоговые занятия. | 1 ч. | Изготовление макета Мир- наш прекрасен!» Подведение итогов работы за год. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение; |
15 | Оформление выставочных работ | 1 ч. | Выставка моделей, изготовленных в течение года. | |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Первый уровень результатов предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта.
Итоги реализации программы могут быть представлены выставочными работами.
К концу обучения обучающиеся должны |
знать | уметь |
что такое оригами | подбирать бумагу нужного цвета |
историю возникновения оригами | выполнять разметку листа бумаги |
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника | пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой |
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов | пользоваться чертежными инструментами, ножницами |
название, приемы складывания модулей | собирать игрушки – «оригамушки» |
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы | составлять композицию из готовых поделок |
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку |
анализировать образец, анализировать свою работу |
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся в конце года, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
- Спиителя
Афонькина, Е. Ю,Афонькин, С. Ю. Всё об оригами справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
Афонькина, Е. Ю,Афонькин, С. Ю.Игрушки из бумаги .Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
Афонькина, Е. Ю,Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой ,С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994
Афонькина, Е. Ю,Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты .Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
Афонькина, Е. Ю,Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995