СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа воспитания, прошедшая проверки

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа рассчитана на 4 года, направлена на создание условий для социализации ученика в обществе. Программа содержит цель, задачи, основные направления совместной деятельности ученика, учителя и родителя, формы реализации основных задач воспитания, план воспитательной работы на 2018-2022 учебный год. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий свою родину, умеющий правильно реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Как правильно организовать учебно-воспитательный процесс для взращивания ответственной личности, патриота своей страны? Каждый педагог, принимая класс в период перехода в основную школу, заново осмысливает первостепенные задачи воспитания и выстраивает свою систему воспитания. Начинается новый учебный год. Год, в который ученики войдут уже младшими подростками. В этот период многое меняется, образ мысли, стиль жизни. Очень редко переход “младший школьник - подросток” проходит плавно. Не всегда дети младшего подросткового возраста могут сформулировать свои претензии окружающему миру, свои желания, мечтая стать нравственно совершеннее. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, во многом зависит от учителя вообще и от классного руководителя в первую очередь, учитывая степень тесноты общения с его классным коллективом. Многие ребята в классе видят себя личностями с высоким культурным и интеллектуальным уровнем развития, с богатым внутренним миром, с необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональном ориентировании, выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни. Для достижения такой цели классному руководителю необходимо четко определить направления совместной деятельности, учитывая качественные характеристики личности ребёнка, модель выпускника, творчески развитой, социально - ориентированной, способной к самореализации. Задача классного руководителя - создать условия для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации учащегося в обществе.

Содержание воспитательной работы должно быть направлено на развитие личностных результатов, предполагаемых ФГОС:

 осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;

 умение давать оценку своим действиям;

 ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;

 осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умением действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.).

II.Цель и задачи воспитательной программы

Цель: создание условий для гармоничного духовного развития личности школьника на основе общечеловеческих ценностей, гражданско-патриотических, культурно-исторических традиций России, обеспечения формирования у обучающихся гуманистических, нравственных принципов и социальных компетенций, формирование межкультурной толерантности.

Основная задача Программы – создание витагенной воспитательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному развитию ребенка и формированию системы ценностей, которые в итоге создают основу становления духовности и нравственности личности (витагенный – процесс накопления жизненного опыта).

Задачи воспитания:

1. Формировать у школьников представления о наивысших ценностях жизни, в том числе ценностях традиционной российской культуры, и разнообразных проявлениях этих ценностей в реальности человеческой жизни.

2. Развивать способность быть субъектом деятельности и собственной жизни, осознанно и ответственно относящимся к целям, средствам их достижения и результатам деятельности и жизни.

3. Формировать умение и потребность в постоянном осмыслении жизни и связей своего «Я» с «Я» других.

4. Наделить школьника элементарными жизненно важными умениями, в том числе по овладению современной культурой.

5. Вовлекать в сопереживание жизни человечества на земле, жизни российского народа и возможное соучастие в происходящих социальных событиях.

6. Вовлекать в созидательную творческую деятельность как единственный способ развития и утверждения индивидуального «Я» в этом мире.

7. Способствовать зарождению социально ценностных перспектив жизни и перспективы собственной достойной жизни в контексте общественного развития.

8. Оснастить школьника способами саморегулирования, самообразования и самосовершенствования для успешного достижения жизненных перспектив.

Формы реализации задач:

 изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини-исследования);

организация групповых занятий со школьным психологом;

 посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;

 тематические классные часы;

 экскурсии, походы, уроки в музее;

 соревнования; викторины, интеллектуальные марафоны;

 проектные, ролевые, деловые, образовательные игры;

 участие в общешкольных и городских благотворительных акциях.



III. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:


В основе процесса воспитания и социализации лежат следующие принципы.

Культурологический (принцип культуросообразности) обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами воспитания. Осуществление этой функции означает ориентацию на воспитание человека культуры, отбор культуросообразного содержания и воссоздание в процессе воспитания культурных образцов и норм, педагогическое обеспечение культурной идентификации личности, вхождение ее в мир культуры и принятие общечеловеческих и национальных культурных ценностей. Культура выступает для обучающегося в качестве модели-образа, в соответствии с которым он само организуется. Помогает обрести ценности и смыслы жизни, осуществляет его развитие как человека культуры и целостной личности, поддерживает его индивидуальность и творческую самобытность.

Принцип субъектного воспитания. Для формирования субъектной позиции ученика в обучении образовательный (педагогический) процесс строится таким образом, чтобы ученик переходил от прямого управления его учебной деятельностью со стороны учителя к самоуправлению, от внешнего контроля к самоконтролю, от внешней оценки к самооценке. Такая логика организации обучения, воспитания, развития приводит к изменению позиции и ученика (он становится активным и заинтересованным участником учебного процесса), и учителя (он из урокодателя, отстраненного транслятора знаний становится педагогом-мотиватором и помощником ученика, создающим условия и стимулирующим его личностный рост, познавательную активность и самостоятельность).

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в ходе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

Принцип открытости. Дети планируют совместное проведение досуга, вносят коррективы и предложения педагога с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Педагог должен быть очень убедителен и внимателен, предлагая обучающимся те или иные мероприятия.

Принцип деятельности. Дети с интересом участвуют в мероприятиях, которые проводятся в образовательном учреждении: конкурсах, праздниках, соревнованиях, театрализациях и т.д. Ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах педагога и своих родителей. Это способствует личностному развитию и притягательности образовательного учреждения в глазах детей.

Принцип обратной связи. Каждое воспитательное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться самоанализом. Совместно с детьми необходимо обсудить, что получилось, а что нет, определить настроение и перспективу участия в будущих проектах. Важно участие педагога в проводимом мероприятии. Это изменяет отношение обучающихся к роли взрослого, позволяет почувствовать его значимость и необходимость.

Принцип сотворчества. В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Работая с детьми, педагог должен предоставлять им право выбора партнера. Это повышает результативность выполняемой работы, стимулирует ее успешность. Организуя сотрудничество детей друг с другом, не следует поступать с позиции силы. Всякая настойчивость взрослого должна быть аргументирована и оправдана.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимыми и успешными. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим. Педагог должен видеть участие каждого ребёнка в воспитательной работе и по достоинству оценить его. Инструментом оценки успешности служат слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы это было искренне, отмечая реальный успех и реальные достижения.

Принцип привлекательности будущего дела. Педагог должен увлечь обучающихся конечным результатом выполняемого дела. Это активизирует мыслительный процесс, стимулирует интерес к процессу творчества.

Социализирующий подход заключается в том, что социализация и воспитание осуществляются параллельно и в определенные периоды жизни человека чередуют свою значимость в развитии личности. Воспитательные отношения, специально педагогически организованные, всегда общественные и поэтому «напрямую выводят школьников в жизнь». В рамках социализирующего подхода разрабатываются также новые ценностные установки образовательной политики современной России.

Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию в соответствии с требованиями информационного общества, инновационной экономики, задачами построения демократического гражданского общества. Системно-деятельностный подход осуществляет проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования на основе высоких нравственных принципов, традиционных российских ценностей, актуальных знаний и умений, уважения к традициям многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества. Этот подход обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся на основе содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся, а также построение учебной и воспитательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных психологических и физиологических особенностей обучающихся и с ориентацией на результаты образования.

Реализация программы требует целостного подхода. Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Формирование социально активной личности должно происходить в условиях учебно-воспитательной системы, которая пронизывает все виды образовательной деятельности: и учебную, и внеурочную, и внешкольную, и общественно полезную и интегрирована в семейную деятельность школьника и его родителей.



IV. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


Нравственный портрет воспитанного школьника. Это человек:

- Любящий свой край и свою Родину;

- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- Соблюдающий нормы и правила общения;

- Проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;

- Умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;

- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- Умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- Честный и справедливый;

- Творящий и оберегающий красоту мира;

- Доброжелательный, обладающий коммуникативной культурой;

- Выполняющий правила здорового образа жизни.



V. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.


Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Калуги (далее Программа) разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897), Концепции духовно-нравственного воспитания и развития, примерной Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Нормативно-правовой основой Программы являются:

- Конституция Российской Федерации

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конвенция о правах ребенка;

- Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III "Образование" (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36).

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";

- Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»

- Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2013 г. № 09-879 "О направлении рекомендаций по формированию мер и мероприятий по реализации программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»


VI. ЭТАПЫ И УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.


Ступени

сроки

класс

                           Задачи

1 ступень

«Мы вместе! Я и весь мир»

2018-2019

6

1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления.

 2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям.

 3. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.

 4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.

2 ступень

«Я в мире… Мир во мне…»

2019-2020


7

1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей.

 2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса.

 3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.

 4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек.

3 ступень

«Найди себя в большом мире»

2020-2021

2021-2022

8, 9

1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам.

 2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции.

 3. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования.

 4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.

 5. Формирование сознательного профессионального выбора.



VII. РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

I. Направления работы с классным коллективом.

Программа отражает работу по следующим направлениям воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования:

  1. Общекультурное направление

  2. Духовно-нравственное направление

  3. Гражданско- патриотическое направление

  4. Общеинтеллектуальное направление

  5. Экологическое направление

  6. Спортивно-оздоровительное направление

  7. Трудовое и профориентационное направление

  8. Информационно-медийное направление


1. Общекультурное направление.

Подпрограмма: «Культурная среда»

Содержательные линии:

1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры через знакомство с «высокой культурой» – художественным, музыкальным, литературным творческим наследием, прежде всего национальным, привитие интереса к чтению, музыке, изобразительному искусству, спектаклям, концертам, выставкам.

2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие, поликультурность и интернациональность культуры современного мира.

3. Формирование умения решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые).

4. Организация жизнедеятельности в школьном и классном пространстве через познавательную, художественно-эстетическую деятельности и систему коллективных творческих дел.

5. Создание психологической атмосферы, комфортной для каждого ребёнка, способствующей развитию его творческого потенциала, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

6. Предоставление ребёнку права выбора видов и форм деятельности через развитие сети кружков и объединений по интересам.

7. Формирование культуры досуга через осведомленность учащихся о формах и содержании досуга, самоорганизации досуга и его качества, о псевдодосуге.

8. Представление о предметах, вещах, интерьере, одежде и костюме как языке человечества и средстве выражения своей личности.

9. Расширение представления о мировой художественной и языковой культуре. Представление о языке как способе сохранить и передать культурные ценности.

10. Представление о философских категориях: жизнь – смерть, свобода – несвобода, бытие – сознание.


2.Духовно-нравственное направление.

Подпрограммы.

1. «Главная в жизни профессия - быть человеком»;

2. «Семья».

Содержательные линии:

1. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, включающих в себя такие понятия, как:

- Нравственная культура, подразумевающая принятие нравственных общечеловеческих ценностей: гуманизм, альтруизм, милосердие, совесть, честность, честь, достоинство, справедливость; свобода совести и вероисповедания, толерантность).

- Нравственные законы и заповеди.

2. Формирование семейных и основных национальных духовных ценностей таких как: семья, авторитет родителей, любовь к ним, патриотизм, соборность, гражданственность, труд и творчество, знание.

3. Воспитание личностного начала в человеке через воспитание личной свободы и ответственности, развитие творчества. Роль самопознания, самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования. Этика поведения.


3.Гражданско- патриотическое направление.

Подпрограммы:

1.«Я – гражданин России»

2.«Мы вместе»

Содержательные линии:

1. воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание чувства ответственности за сохранение общечеловеческих и национальных ценностей; социальной ответственности и компетентности. При этом главными ценностями становятся понятия: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны).

2. привитие понятий гражданские права и обязанности; формирование национального самосознания, подразумевающих развитие патриотических чувств к родной стране, «малой родине» - родному городу, школе, семье;

3. воспитание социальных черт характера: доброжелательности, отзывчивости, требовательности, самокритичности, трудолюбия, самоуважения, достоинства; воспитание идеала общественного служения; личностное и жизненное самоопределение;


4. Общеинтеллектуальное направление.

Подпрограммы:

1.«Хочу все знать!»

Содержательные линии:

1. Воспитание сознательного, творческого отношения к образованию. Овладение системой общеучебных умений: слышать, наблюдать, выделять из ряда, анализировать, понимать, сопоставлять, обнаруживать причинно-следственные связи, обобщать, запоминать, читать и понимать текст, оформлять в речи и на письме; четко аргументировать, выстраивать схематические формы связи; системное запоминание.

2. Создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности. (Школьное научное общество как ступень к овладению исследовательской и проектной компетенциями. Участие в интеллектуальных играх, состязаниях, олимпиадах, конференциях как способ интеллектуального самоутверждения и самовыражения.)

3. Создание развивающей среды в учебном процессе и во внеклассной работе; развитие системы педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе.

4. Решение проблемы развития творческого потенциала школьников, организация их деятельности, всецело направленной на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Развитие познавательной творческой деятельности ребёнка.

Основное содержание: понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве; осознание нравственных основ и важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни; сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности.


5.Экологическое направление.

Подпрограммы:

- «Я – житель планеты»

Содержательные линии:

1. Воспитание экологической культуры через понимание следующих ценностей: жизнь во всех ее проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

2. Умение смотреть (созерцать) и видеть красивое в природе, участвовать в создании этой красоты.

3. Общение с природой, связь с формированием представления о здоровом образе жизни и реализация этого представления.

4. Реальный вклад каждого в дело охраны природы, сбережения, воссоздания природных ресурсов. Приобретение опыта природоохранительной деятельности.

6.Спортивно-оздоровительное направление.

Подпрограммы:

1.«Мое здоровье – моя безопасность – мое будущее»

2.От физической культуры – к спорту»

 Содержательные линии:

1. Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни через приобщение к разным формам занятий физической культурой.

2. Сохранение физического, психического и нравственного здоровья. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам, их искоренение.

3. Рациональная организация двигательного режима, физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья и формирование культуры здоровья.

4. Рациональное и здоровое питание. Культура питания.

5. Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

6. Знакомство с различными видами спорта, спортивные «пробы», сдача норм ГТО. Овладение отдельными видами спорта.


7. Трудовое и профориентационное направление.

Подпрограммы:

1. «Труд-всему голова!»

2. «Путь в мир профессий»

Содержательные линии:

1. Воспитание трудолюбия и трудовой культуры: уважения к честному труду и профессиональной компетентности, знакомство с разными профессиями и воспитание уважения к ним; воспитание уважения и интереса к познавательной, учебной деятельности, развитие мотивации учения.

2. Обучение основам традиционных ремесел.

3. Профориентационная работа с практикой в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства.

4. Осмысление индивидуальных способностей как основы будущей профессии. Понимание профессии как творческой деятельности. Понимание профессии как способа созидать благо для человечества. Выбор профессии. Уникальность, авторский характер, деятельность для других – основные признаки различных форм трудовой деятельности как формы социализации личности. Общее знакомство с трудовым законодательством.


8.Информационно-медийное направление.

Подпрограммы:

«Я в мире информации».

Содержательные линии:

1. Организация единого информационного пространства школы;

2. Содействие в воспитании информационной культуры учащихся;

3. Освоение учащимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

4. Формирование активной личности, востребованной современным обществом.



        1. Методы и формы работы с классным коллективом по каждому из направлений

Направление

Ценности

Содержание

Примерные виды

деятельности и формы

занятий

1. Социальное (гражданско-правовое и патриотическое):

Воспитание

гражданственности,

патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Воспитание

социальной

ответственности и

компетентности.

Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Правовое государство,

демократическое

государство, социальное

государство, закон и

правопорядок, социальная

компетентность, социальная

ответственность, служение

Отечеству, ответственность

за настоящее и будущее

своей страны.

1.Общее представление о политическом устройстве российского государства,

его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их

историческом происхождении и

социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного

общества России;

2. Системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в

России и мире, о возможностях участия

граждан в общественном управлении;

3. Понимание и одобрение

правил поведения в

обществе, уважение органов

и лиц, охраняющих общественный порядок;

4. Осознание

конституционного долга и

обязанностей гражданина

своей Родины;

5. Системные представления

о народах России, об их

общей исторической судьбе,

о единстве народов нашей

страны, знание

национальных героев и

важнейших событий

отечественной истории;

6. Негативное отношение к

нарушениям порядка в классе, школе,

общественных местах, к

невыполнению человеком

своих общественных обязанностей, к

антиобщественным действиям, поступкам

7.Осознанное принятие роли

гражданина, знание гражданских прав и

обязанностей, приобретение

первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

8.Усвоение позитивного

социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;

9.Освоение норм и правил

общественного поведения,

психологических установок,

знаний и навыков,

позволяющих учащимся

успешно действовать в

современном обществе;

10.Приобретение опыта взаимодействия, совместной

деятельности и общения со

сверстниками, старшими и

младшими, взрослыми, с

реальным социальным

окружением в процессе

решения личностных и

общественно значимых

проблем;

11. Осознанное принятие

основных социальных

ролей, соответствующих

подростковому возрасту:

- социальные роли в семье:

сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);

- социальные роли в

классе: лидер - ведомый,

партнёр, инициатор,

референтный в

определённых вопросах,

руководитель, организатор,

помощник, собеседник,

слушатель;

- социальные роли в обществе: гендерная, член

определённой социальной

группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен,

читатель, сотрудник и др.;

- формированиеисобственного

конструктивного стиля общественного поведения

1. Изучают Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан

России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства Флаге, Гербе России, о

флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится

образовательное учреждение.

2. Знакомятся с героическими страницами

истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам,

сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных дисциплин).

3. Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством,

Этнокультурными традициями, фольклором особенностями быта

народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра

кинофильмов, творческих

конкурсов, фестивалей,

праздников, экскурсий,

путешествий, туристско-

краеведческих экспедиций, изучения учебных дисциплин).

4. Знакомятся с важнейшими событиями в

истории нашей страны,

содержанием и значением

государственных

праздников (в процессе

бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении

мероприятий, посвящённых

государственным

праздникам).

5. Знакомятся с деятельностью

общественных организаций патриотической и гражданской

направленности, детско- юношеских движений, организаций, сообществ, с

правами гражданина (в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями

общественных организаций, посильного

участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-

юношескими организациями).

6. Участвуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках

Отечества, в проведении игр военно-

Патриотического содержания, конкурсов и

спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.

7.Активно участвуют в улучшении школьной среды, доступных сфер

жизни окружающего социума.

8.Активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра,

спорт, творчество, увлечения (хобби).

Приобретают опыт и осваивают основные

формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с

учителями.

9.Активно участвуют в организации,

осуществлении и развитии школьного

самоуправления: участвуют в принятии решений руководящих органов образовательного учреждения; решают

вопросы, связанные с самообслуживанием,

поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе; контролируют выполнение учащимися основных прав и обязанностей; защищают права учащихся на всех уровнях управления

школой и т. д.

2. Духовно-нравственное: воспитание нравственных чувств, убеждений,

этического сознания

Нравственный выбор; жизнь

и смысл жизни; справедливость;

милосердие; честь; достоинство; уважение

родителей; уважение

достоинства другого

человека, равноправие,

ответственность, любовь и

верность; забота о старших

и младших; свобода совести

и вероисповедания;

толерантность,

представление о светской

этике, вере, духовности,

религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе

межконфессионального

диалога; духовно-

нравственное развитие

личности

1.Сознательное принятие базовых национальных российских ценностей. 2.Любовь к школе, своему городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции

многонационального российского народа.

3.Понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой

ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости.

4.Понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества,

нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от

внешнего контроля.

5. Понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении

учебных, учебно-трудовых

и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и

доводить начатое дело до конца.

6.Умение осуществлять

нравственный выбор

намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для

достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и

осуществлять личную программу самовоспитания.

7.Понимание и сознательное принятие

нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода.

1.Знакомятся с

конкретными примерами

высоконравственных

отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед.

2.Участвуют в общественно полезном

труде в помощь школе, городу.

3.Принимают добровольное участие в делах благотворительности,

милосердия, в оказании

помощи нуждающимся,

заботе о животных, живых существах, природе.

4.Расширяют положительный опыт

общения со сверстниками противоположного пола в

учебе, общественной

работе, отдыхе, спорте,

активно участвуют в подготовке и проведении

бесед о дружбе, любви,

нравственных отношениях.

5. Получают системные

представления о нравственных

взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях и прародителях, открытых

семейных праздников,

выполнения и презентации

совместно с родителями

творческих проектов,

проведения других

мероприятий,

раскрывающих историю

семьи, воспитывающих

уважение к старшему

поколению, укрепляющих

преемственность между поколениями).


3.Экологическое направление:

воспитание

экологической

культуры


Жизнь во всех её

проявлениях; экологическая

безопасность;

экологическая грамотность;

экологическая

культура; экологически

целесообразный здоровый и

безопасный образ жизни;

ресурсосбережение;

экологическая этика;

экологическая

ответственность;

социальное партнёрство для

улучшения экологического

качества окружающей

среды; устойчивое развитие

общества в гармонии с

природой

1.Присвоение эколого-

культурных ценностей и

ценностей здоровья своего

народа, народов России как

одно из направлений

общероссийской

гражданской идентичности. 2.Умение придавать

экологическую

направленность любой

деятельности, проекту,

демонстрировать

экологическое мышление и

экологическую грамотность

в разных формах

деятельности.

3.Понимание взаимной связи

здоровья, экологического

качества окружающей

среды и экологической

культуры человека.

4.Представления о факторах

окружающей природно-

социальной среды,

негативно влияющих на

здоровье человека; способах

их компенсации, избегания,

преодоления.

5.Способность прогнозировать

последствия деятельности

человека в природе,

оценивать влияние природных и

антропогенных факторов

риска на здоровье человека.


1. Участвуют в

пропаганде экологически

сообразного здорового

образа жизни — проводят

беседы, тематические игры,

театрализованные представления для

младших школьников,

сверстников, населения.

2.Учатся экологически

грамотному поведению в

школе, дома, в природной и городской среде:

организовывать

экологически безопасный

уклад школьной и

домашней жизни, бережно

расходовать воду,

электроэнергию,

утилизировать мусор,

сохранять места обитания

растений и животных (в

процессе участия в

практических делах, проведения экологических

акций, ролевых игр,

школьных конференций,

уроков технологии,

внеурочной деятельности).

3. Разрабатывают и

реализуют учебно-

исследовательские и

просветительские проекты

по направлениям: экология

и здоровье,

ресурсосбережение,

экология и бизнес и др.

4.Здоровьесберегаю-щее

(физкультурно-оздоровительное):

культуры

здорового и

безопасного образа

жизни

Физическое,

физиологическое,

репродуктивное,

психическое, социально-

психологическое, духовное

здоровье;

1.Осознание единства и взаимовлияния различных

видов здоровья человека:

физического (сила,

ловкость, выносливость),

физиологического

(работоспособность,

устойчивость к

заболеваниям), психического

(умственная

работоспособность,

эмоциональное

благополучие), социально-

психологического

(способность справиться со

стрессом, качество

отношений с окружающими

людьми); репродуктивное

(забота о своём здоровье как

будущего родителя);

духовного (иерархия

ценностей); их зависимости

от экологической культуры,

культуры здорового и

безопасного образа жизни

человека;

2. Интерес к прогулкам на

природе, подвижным играм,

участию в спортивных соревнованиях,

туристическим походам,

занятиям в спортивных

секциях, военизированным

играм.

3.Устойчивая мотивация к

выполнению правил личной

и общественной гигиены и

санитарии; рациональной

организации режима дня,

питания; занятиям

физической культурой,

спортом, туризмом;

самообразованию; труду и

творчеству для успешной

социализации; опыт участия в физкультурно-

оздоровительных,

санитарно-гигиенических

мероприятиях, экологическом туризме.

4.Резко негативное

отношение к курению,

употреблению алкогольных напитков, наркотиков и

других психоактивных

веществ (ПАВ).

5. Отрицательное отношение к

лицам и организациям,

пропагандирующим

курение и пьянство,

распространяющим

наркотики и другие ПАВ.

1.Получают

представления о здоровье,

здоровом образе жизни,

природных возможностях

человеческого организма,

их обусловленности

экологическим качеством

окружающей среды, о

неразрывной связи

экологической культуры

человека и его здоровья (в

ходе бесед, просмотра

учебных фильмов, игровых и тренинговых программ, уроков и внеурочной деятельности).

2.Просматривают и

обсуждают фильмы,

посвящённые разным

формам оздоровления.

3.Участвуют в проведении школьных

спартакиад, эстафет,

экологических и

туристических слётов,

экологических лагерей,

походов по родному краю.

4.Составляют

правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим

дня, учёбы и отдыха с

учѐтом экологических

факторов окружающей

среды и контролируют их

выполнение в различных

формах мониторинга.

9.Учатся оказывать

первую доврачебную

помощь пострадавшим.

10.Получают

представление о

возможном негативном

влиянии компьютерных

игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими

работниками, родителями).

11.Приобретают навык

противостояния

негативному влиянию

сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек,

зависимости от ПАВ

(научиться говорить «нет») (в ходе дискуссий,

тренингов, ролевых игр,

обсуждения видеосюжетов и др.).


5.Трудовое и профориентационное:

воспитание

трудолюбия,

труду и жизни,

подготовка к

сознательному выбору

профессии

уважение к труду

и людям труда;

нравственный смысл труда,

творчество и созидание;

целеустремлённость и

настойчивость,

бережливость, выбор

профессии

1.Понимание необходимости научных

знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве.

2.Осознание нравственной природы

труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей

семьи, трудовых подвигов старших поколений;

3.Умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать

время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на

рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при

разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.

1.Участвуют в

экскурсиях на

промышленные

предприятия, в научные

организации, учреждения

культуры, в ходе которых

знакомятся с различными

видами труда, с

различными профессиями.

2.Знакомятся с

профессиональной

деятельностью и

жизненным путём своих

родителей и прародителей,

участвуют в организации и проведении презентаций

«Труд нашей семьи».

3.Участвуют в

различных видах

общественно полезной

деятельности на базе

школы и взаимодействующих с ней

учреждений

дополнительного

образования, других

социальных институтов.

6.Общекультурное направление:

воспитание

ценностного

отношения к

прекрасному,

формирование основ

эстетической

культуры, эстетическое воспитание

Красота, гармония,

духовный мир человека,

самовыражение личности в

творчестве и искусстве,

эстетическое развитие

личности

1.Ценностное

отношение к прекрасному,

восприятие искусства как

особой формы познания и

преобразования мира.

2.Эстетическое

восприятие предметов и

явлений действительности,

развитие способности

видеть и ценить прекрасное

в природе, быту, труде,

спорте и творчестве людей,

общественной жизни.

3.Представление об

искусстве народов России.

1.Получают представления об

эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России (в

ходе изучения учебных предметов, встреч с представителями творческих профессий,

экскурсий на художественные

производства, к памятникам зодчества и на

объекты современной архитектуры,

ландшафтного дизайна и

парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства

в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам).

2. Знакомятся с эстетическими идеалами,

Традициями художественной культуры

родного края, с фольклором и народными

художественными промыслами (в ходе

изучения учебных предметов, в системе

экскурсионно- краеведческой

деятельности, внеклассных

мероприятий.

7.Интеллектуальное направление: формирование

сознательного,

творческого

отношения к образованию

Научное знание, стремление

к познанию и истине,

научная картина мира,

нравственный смысл

учения и самообразования,

интеллектуальное развитие

личности;

1.Осознание

нравственных основ

образования.

2.Осознание важности

непрерывного образования

и самообразования в

течение всей жизни. 3.Сформированность

позитивного отношения к

учебной и учебно-трудовой

деятельности, общественно

полезным делам, умение осознанно проявлять

инициативу и

дисциплинированность,

выполнять работы по

графику и в срок, следовать

разработанному плану.

1.Участвуют в подготовке и проведении

«Недели науки, техники и

производства», конкурсов

научно-фантастических

проектов, вечеров

неразгаданных тайн.

2.Ведут дневники

экскурсий, походов, наблюдений по оценке окружающей среды.

3.Участвуют в

олимпиадах по учебным

предметам, изготавливают

учебные пособия для

школьных кабинетов,

руководят техническими и предметными кружками, познавательными играми

учащихся младших

классов.


8. Информационно-медийное направление: формирование культуры работы с информацией и поведения в сети Интернет

Сетевой этикет, информационная безопасность, авторские права

1. Осознание необходимости использования Интернет-этикета.

2. Осознание важности закона об авторских правах при работе с любой информацией.

3. Применение основ информационной безопасности.

1. Участвуют в месячнике Интернет-безопасности.

2. Участвуют в работе школьной газеты.

3. Участвуют в мероприятиях «Единый урок детям» и «Сетевичок».

4.Участвуют в управлении группы класса ВК.


VIII. РАБОТА С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

     

Устав классного коллектива

  1. Общие положения.

Классный коллектив  7 «В» класса действует на  территории МБОУ   «Средняя общеобразовательная школа №26» г.Калуги в соответствии с установленными правами и обязанностями.

  1. Цели и задачи.

Основная  цель классного самоуправления  - организация жизнедеятельности классного коллектива, результатом которой должно стать желание  и умение каждого ученика заниматься самовоспитанием.

Задачи самоуправления:

  • Развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции.

  • Развитие отношений, заботы друг о друге, о школе, о младших товарищах, взаимоуважение детей и взрослых.

  • Развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива.

  1. Учащиеся  имеют право на:

  • на объективную оценку своих знаний и умений;

  • на защиту достоинства, неприкосновенность личности, на уважительное отношение со стороны одноклассников и педагогов;

  • на свободное выражение своего мнения.

  1. Учащиеся  обязаны:

  • соблюдать правила для учащихся, утвержденные советом школы и педагогическим советом ;

  • подчиняться обоснованным требованиям педагогов;

  • поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу класса и школы;

  • добросовестно и ответственно относиться к дежурству по классу и школе;

  • уважительно относиться к одноклассникам, учителям, родителям;

  • не пропускать занятия без уважительных причин;

  • ответственно относиться к выполнению общественных поручений.


Законы жизни классного коллектива

1.Мы и школа.

- Наш класс – структурное подразделение школы.

- Мы активные участники всех общественных дел.

- Наш адрес: кабинет № 409, самый красивый, яркий, теплый и уютный класс в школе.

- Отнесись к другим так, как хотел бы, чтобы отнеслись к тебе.

2. Только мы.

а) Цель: воспитать в себе человека, чтобы созидать.

б) Перспектива: жить так, чтобы тебя уважали

Правила нашей жизни:

- Мы учимся дружить.

- Мы работаем над собой, развиваем свои творческие способности.

- Мы трудимся, чтобы стало лучше вокруг.

3. Мы и наш классный руководитель.

Нашим классным руководителем может быть не каждый учитель, а лишь тот, который нас хорошо знает, любит, понимает и верит в нас.

4. Мы и наши родители.

а) Родители – наши помощники и друзья.

б) Мы всегда вместе:

- Мы в школе – они переживают.

- Мы дома – они контролируют.

- Мы трудимся - они помогают советом и делом.

- Мы отдыхаем – они веселятся вместе с нами.

Нельзя огорчать своих родителей!!!

5. Мы и наши учителя.

- Уважаем всех учителей школы.

- Стараемся, чтобы учителям было приятно и интересно с нами работать.

6. Мы и наши младшие товарищи.

- Никогда не обидим наших младших друзей.

- Поможем и защитим.

7. Мы и наши старшие товарищи.

- Хотим видеть в них пример для подражания.

- Ждём от них совета и помощи.

8. Мы и окружающий нас мир.

- Мы любим нашу малую родину и сделаем её краше.

- Мы уважаем традиции и бережно относимся к истории.

- Мы заботимся о природе.

- Мы соблюдаем чистоту и порядок там, где находимся.

- Мы заботимся о своём здоровье и здоровье окружающих нас людей.


Модель самоуправления

Староста класса – Синьков Михаил

Заместитель старосты – Петрова Софья

Командир отряда – Синьков Михаил

Заместитель командира – Семенова Кира


Все учащиеся класса поделены на комиссии, каждая из которых отвечает за определенную область жизни классного коллектива. Деятельность комиссий курируется старостой и заместителем старосты.


  1. Организационная комиссия

Аболмасов Никита

Абрамов Никита

Барабанщикова Виктория

Голованов Артем

Иванов Владислав

Мельник Степан

Осиненко Валерий

Романов Иван

  1. Творческая комиссия

Абрамов Никита

Аверин Данила

Ворсина Мария

Гомон Илария

Кузнецов Егор

Лобаткина Светлана

Питерякова Екатерина

Рязанцева Софья

Семёнова Кира

Синьков Михаил

  1. Спортивно-оздоровительная комиссия

Аболмасов Никита

Бурнышев Егор

Дюльдина Ангелина

Колгин Дмитрий

Курбанов Гусейн

Осиненко Валерий

Почегаева Анна

Романов Иван

Савина Анна

Тихомиров Тимофей

Толибшоев Анзор


Организационная комиссия

  1. Осуществляет помощь по организации и контролю дежурства по школе и классу. По окончании дежурства вместе с классным руководителем подводит итог дежурства, поощряют лучших.

  2. Организует и проводит генеральные уборки в конце каждой четверти.

  3. Контролирует соблюдение учащимися  единых требований школы, также контролирует соблюдение требований к внешнему виду учащихся.

  4. Оказывают активное участие в организации и проведении общешкольных субботников и иных мероприятий.

  5. Контролирует поведение учащихся на уроках и переменах (следить за тем, чтобы школьники не бегали, не употребляли непристойные выражения.)


Творческая комиссия


1. Занимается подбором необходимого материала для разработки и подготовки сценариев школьных праздников, номеров художественной самодеятельности, подбором музыкального материала.

2. Организует экскурсии в музеи, театры, выставки (совместно с классным руководителем).

3. Подготавливает и проводит классные огоньки.

4. Организует поздравления в день Защитника Отечества и в Международный женский день и последующее чаепитие.

5. Руководит украшением кабинета накануне Нового года.

6. Организует участие представителей класса в общешкольных и городских творческих конкурсах.


Спортивно-оздоровительная комиссия

1. Занимается организацией спортивно-оздоровительной работы: обеспечивает участие класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях, формированием команд.

2. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях.

3. Ведет анализ работы учащихся на уроках физического воспитания (посещаемость, форма, нагрузка, группа здоровья, успеваемость).

4. Несет ответственность за проведение физкультминуток на уроках.

5. Отвечает за сохранность спортинвентаря.


Анализ воспитательной работы в 2018-2019 у.г.

Главной задачей на 2018-2019 учебный год стала работа с дисциплиной, поскольку класс оказался довольно разболтанный, не видящий границ при общении со старшими. Неоднократно приходилось жертвовать тематическими классными часами из сетки ради проведения классных часов, посвященных проблемам насущным. В этом году работа над дисциплиной будет продолжена, поскольку дети растут, родители для них все меньше являются авторитетом.

Неожиданно большие трудности проявились в организации классного самоуправления – ребята с радостью выбирали себе осенью должности, но очень быстро энтузиазм улетучился, поскольку пришлось выполнять обязанности. В этом году я планирую менять совет класса раз в полугодие, чтобы ребята пробовали себя в других ролях и должностях. В школьных мероприятиях точно так же – начинают подготовку с охотой, но как только видят, что придется как следует потрудиться, вся охота исчезает.

В течение учебного года были две выездные экскурсии (музей Экспериментаниум и Московский зоопарк), походы на природу и чаепития. Первая поездка и первое чаепитие показали класс с очень плохой стороны: шумные, невоспитанные, неорганизованные. Однако уже к третьему чаепитию это были совершенно другие дети: самостоятельные, внимательные и спокойные. Конечно, нам предстоит еще многое сделать в этом направлении, но прогресс есть, а это главное.

К концу шестого класса в коллективе наметился раскол: есть несколько учащихся, которые считают себя выше и лучше всех остальных, слишком взрослыми. Они дерзят учителям, могут нахамить, в любой ситуации считают себя правыми, при этом слушать, почему они неправы, они не хотят. И выявились ребята, показывающие позитивную динамику в саморазвитии. Остальные мечутся от одних к другим. Поэтому важной частью работы в 2019-2020 учебном году будет улучшение климата в классе, глубокая работа с учащимися, вызывающими наибольшие опасения. Это Гомон Илария, Бурнышев Егор, Романов Иван, Абрамов Никита.

Если же подвести итог всей воспитательной работе за 2019-2020 учебный год, то положительная динамика есть, и это замечаю не только я. Но и задач тоже достаточно. Поэтому в 2019-2020 мы продолжим формирование и укрепление классного коллектива, будем работать над дисциплиной, расширением кругозора учащихся и улучшением их успеваемости.

Характеристика классного коллектива

  1. Состав класса.

В 7 «в» классе обучается 26 человек; из них девочек- 12 , мальчиков –14. 2005 г.р. - 5, в том числе мальчиков - 3, 2006 г.р.- 20, в том числе девочек - 9, мальчиков – 11, 2007 - 1, в том числе девочек – 1.

Познавательный уровень учащихся невысокий. Особые опасения вызывают Бурнышев Е, Рязанцева С., Савина А., Барабанщикова В., Иванов В., Колгин Д.

Успеваемость учащихся в шестом классе практически не изменилась. Во многом этот год оказался вторым пятым классом, поскольку у ребят поменялся классный руководитель, и я взяла их, выпустив свой 11 класс. Оказавшись под усиленным контролем, но почувствовав свою нужность, а так же то, что классного руководителя всегда можно найти в кабинете, ребята начали потихонечку меняться. Особенно ярко это проявилось в классных мероприятиях, поездках и огоньках. И если на первом чаепитии (новый год) пицца исчезла, не дойдя до стола, а весь пол был залит газировкой, то уже на третьем (8 марта) мальчики накрыли полностью для девочек стол, попросив только меня нарезать торт, и никто не приступил к еде, пока не уселись все. Вообще ребята очень отзывчивые, откликаются на просьбы о помощи, очень многие, несмотря на столь юный возраст, имеют конкретные высокие цели идут к ним. Конечно, есть и те, кто нарушает дисциплину, внося смуту, но с ними и их родителями постоянно проводится работа. К тому же они очень ревностно относятся к моему вниманию и если я хвалю кого-то за хорошие поступки, остальным непременно хочется, чтобы их похвалили, и они стараются поступать так же. А еще позитивно относятся к разным новшествам, и здесь важно постоянно поддерживать их интерес (к сожалению, пока долго удерживать интерес им трудно, особенно если дело серьезное).

  1. Сплоченность класса (нужное подчеркнуть).

Группы по деловым интересам;

• группы отрицательного характера;

• отношения в классе между учениками (деловые, дружеские, по необходимости);

• отношение к делам класса (равнодушное, заинтересованное, общезначимое);

любят проводить свободное время вместе;

дружеские отношения между девочками и мальчиками.

  1. Организованность класса (нужное подчеркнуть).

• Самостоятельность класса в выполнении коллективных дел (нереальна; реальна, но не всегда; вполне реальна);

умеют распределять работу между собой;

• наиболее рационально выполняют работу;

• умеют терпеливо выслушивать друг друга;

подчиняются организации дел со стороны актива класса.

  1. Общественное мнение в классе (нужное подчеркнуть).

• Какие поступки одноклассников одобряют: заботу, внимание, ответственность при выполнении дел;

осуждают шумное поведение, неумение слушать, вредные привычки (при этом сами же это делают).

  • есть ли расхождения между тем, что говорят учащиеся, и тем, что они делают (да, нет, не знаю);

  • как и в какой форме выражают свое одобрение и неодобрение: выкриками, комментированием

  1. Характер взаимоотношений в коллективе (нужное подчеркнуть).

  • Что связывает школьников: общее место жительства, место за партой, интересы, кружки, секции;

  • где дружат учащиеся (только в школе, вне ее);

  • как класс относится:

к дезорганизаторам (спокойно, равнодушно, отрицательно, осуждающе, одобряюще, поддерживающе, понимающе);

отличникам (спокойно, равнодушно, отрицательно, осуждающе, одобряюще, поддерживающе, понимающе);

активу (спокойно, равнодушно, отрицательно, осуждающе, одобряюще, поддерживающе, по­нимающе);

неуспевающим (спокойно, равнодушно, отрицательно, осуждающе, одобряюще, поддержи­вающе, понимающе);

социально неблагополучным (спокойно, равнодушно, отрицательно, осуждающе, одобря­юще, поддерживающе, понимающе).

  1. Актив класса (нужное подчеркнуть).

  • Имеет авторитет;

  • его распоряжения выполняются;

  • есть учащиеся, которые постоянно входят в актив класса (перечислить): пока непонятно

  1. Связь классного коллектива с общественными коллективами (нужное подчеркнуть).

  • Знают ли в классе о том, что происходит положительного в школе (да, нет);

  • на каком уровне выступают на общешкольных мероприятиях (низкий, средний, высокий);

  • как участвует класс в общешкольных делах (активно, пассивно, в зависимости от мероприя­тия, в зависимости от подготовленности).

  1. Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива.

В целях сплочения классного коллектива необходимо проводить совместные прогулки, экскурсии, походы в кино и т.д.


Проблемы классного коллектива


В 7 «в» классе существует ряд проблем.

Во-первых, сплоченность хотя немного и повысилась, но в целом осталась на невысоком уровне. С одной стороны, учащиеся дружат друг с другом, но с другой – постоянно ябедничают друг на друга, обзываются.

Во-вторых, отношение к учебе. Казалось бы, учащиеся относятся с одобрением к отличникам, сами рады получать «5», но далеко не всегда выполняют домашнее задание, кроме того, у детей есть проблемы и с общим развитием, и с запоминанием материала. Из-за двоек переживают, но стремятся к оценке любой ценой, а не получить реальные знания.

В-третьих, вредные привычки. У детей начинается переходный возраст, как следствие непонимание со стороны родителей, проблемы в семье, что начинает провоцировать появление у отдельных учащихся вредных привычек. Также причиной появления вредных привычек является интерес и желание показать себя взрослыми.




Социальный паспорт класса

  1. Многодетные семьи: есть.

  2. Малообеспеченные семьи: есть.

  3. Дети-инвалиды: нет

  4. Родители – инвалиды: нет

  5. Переселенцы: нет

  6. Полных семей – 17

  7. Неполных семей – 9

  8. Образовательный уровень родителей:

высшее образование - 27

среднее специальное - 20

среднее - 2






IX. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ.

Цели, задачи  и формы работы с родителями

Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.

Родители нашего класса причастны ко всем процессам, происходящим в общественной жизни класса, то есть принимают участие в родительских собраниях, оказывают помощь в организации и в проведении классных часов, экскурсий, праздников и т.д.

Принципы взаимной деятельности:

  • обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

  • доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

  • позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Моя деятельность как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

1. Изучение условий семейного воспитания:

  • посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;

  • особенности семейного воспитания;

  • беседы, анкетирование родителей;

  • сочинения учащихся о семье;

  • формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:

родительские собрания;

информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.

приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;

регулярная проверка дневников.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

  1. Взаимодействие с родительским комитетом:

  • помощь в планировании и организации различных видов деятельности;

  • помощь в работе с социально неблагоприятными семьями; с учреждениями дополнительного образования.

5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:

  • родительские собрания;

  • заседания родительского комитета;

  • переписка в беседе Wats app

  • записки - извещения.


Темы родительских собраний

7 класс


№ п/п

Тема собрания

Планируемая дата проведения

Дата фактического проведения

1

Организационно-правовые вопросы. Организационное родительское собрание. «За» и «против» подросткового возраста

10.09.2018


2

Безопасный интернет. Организация досуга подростка

28.11.2019


3

Итоги успеваемости за вторую четверть и первое полугодие.

Успешность обучения: от чего она зависит?

Январь


4

Роль самооценки в личностном развитии подростка.

Март


5

Итоги учебного года.

Май




Состав родительского комитета класса


Романова Дина Абдулоевна, Киреичева Татьяна Владимировна

План работы

Воспитательный конструктор


Классные мероприятия

Направление

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Общекультурное

Подготовка выступления ко Дню Учителя

Поездка в музей пряника и Тульский кремль

Кл.час «В мире Алисы» (по творчеству Кира Булычева)

Подготовка к новогоднему празднику (Новый год в разных странах)


Посещение кинотеатра


Масленица. Чаепитие.


Участие в конкурсе военной песни

Духовно-нравственное

2.09. Праздник «Первый звонок»


3.10 – «Наш учитель – самый лучший!» (ко Дню Учителя)

Классный час «Мама – первое слово в каждой судьбе» (25-29.11)Акция «Подари книгу школьной библиотеке» (1-11 классы)

Участие в акции «Радость в старость»

Устный журнал.

27 января – день памяти жертв Холокоста.


Тематические классные часы Влюбленность? Дружба? Любовь?


Акция «Цветочный город» (выращивание рассады для клумб, работа по оформлению клумб на участках)


Гражданско-патриотическое

1. Единый классный час «Изучай и соблюдай!» по ПДД, ДТТТ- 05.09)

2. Инструктажи по ТБ

3.Беседы о правилах поведения

4. Тематический классный час «Экстремизму и терроризму – нет!»

Единый классный час: «Безопасность в повседневной жизни» (19.09)

1.Всероссийский урок безопасности в сети Интернет

11.10 – Дню гражданской обороны посвящается: «Безопасность в повседневной жизни»

4 ноября – день народного единства. Тематические классные часы


Тематические классные часы по теме «Толерантность»

Месячник гражданско-правового образования и воспитания (06.11 – 30.11, по особому плану)

1.Беседы по ППБ, «Безопасность на дороге зимой», «Чтоб пожара избежать, это каждый должен знать»


Единый классный час «Георгиевский крест – слава России» ко дню героев Отечества (05.12)

Единый классный час «Их именами названы улицы Калуги» (26.12)

Единый классный час ко дню Конституции РФ (1-7 классы - 12.12); конкурс рисунков «Рисуем Герб России»


Участие в декаде ко Дню Защитника Отечества (с 11.02 по 22.02; Единый классный час - Урок Мужества, встречи с ветеранами; 20.02)

Единый классный час «Мы вместе» - ко дню воссоединения Крыма с Россией (13.03)

Тематический урок ОБЖ, посвященный Дню пожарной охраны (30.04)


Участие в городском конкурсе поздравлений «Вы верно Родине служили» ,

День Победы Единый классный час – Урок Мужеств

Общеинтеллектуальное


Кл.час «Как научиться учиться…»



Классный час

«Учитесь учиться!»

Обсуждение писем Д.С. Лихачёва



Декада, посвященная Дню космонавтики – Гагаринский урок «Космос – это мы» (с 01.04.по 12.04; взаимодействие с Музеем космонавтики; Единый классный час – 09.04)

Классный час, посвященный 24 мая – Дню славянской культуры и письменности.

Экологическое

Классный час «Общество потребления» (просмотр фильма «История вещей»)

Уборка в лесу микрорайона

17.10 - Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках в рамках фестиваля #Вместе Ярче



Природоохранная акция «Птичкин дом» в рамках дня заповедников (изготовление кормушек и подкормка птиц; с 09.01)


Бесед «Час Земли.

Поговорим о энергосбережении».


Декада экологии «Живи, Земля!» (с 13.04 по 24.04; Единый классный час- 16.04)



Спортивно –оздоровительное

Классный час «Сотвори себя сам» (о предупреждении вредных привычек)

Участие в неделе Здоровья


1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом (29.11 - Единый классный час по ЗОЖ, акция «Подросток – подростку»).

Беседа «Травмы и их причины»


Участие в Неделе Здоровья (по плану УО; Единый классный час по ЗОЖ 07.02)

Единый классный час и другие формы работы по пропаганде ЗОЖ и злоупотребления психоактивными веществами; 19.03

 День защиты детей – 24.04 (мероприятия по ГО и ЧС; Единый классный час, посвященный Дню пожарной охраны и по ПДД, ДТТ, ЗОЖ, ГОиЧС – 30.04))

Выезд на природу

Трудовое и профориентационное

1.Трудовые десанты

2. Выборы в органы школьного и классного самоуправления

Уборка класса, уборка территории школы

Уборка класса

1.Кл.час «Всякое дело человеком ставится-человеком и славится»

2.Уборка класса

Уборка класса

Уборка класса

Уборка класса, классный час «Профессии будущего»

Уборка территории, Уборка класса

Уборка класса

Инфорационно-медийное


Оформление классных уголков

24.10- Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет.

Выпуск стенгазеты, посвященной Дню матери

Участие 3 – 9 декабря – в Тематическом уроке информатики в рамках Всероссийской акции "Час кода".

Участие в месячнике безопасности в сети Интернет


Операция «Поздравляем!» в микрорайоне (Д/О «Полет»)



Операция «Поздравляем!» в микрорайоне (4-8 классы)


































Занятость учащихся 6 «В» класса



ФИО

Занятость в школе

Занятость вне школы



Бесплатно

Платно

1

Аболмасов Никита




2

Абрамов Никита



Репетитор

3

Аверин Данила




4

Барабанщикова Виктория


Детская школа искусств № 4 (художественная)


5

Бурнышев Егор


Спортивная школа (гребля)


6

Ворсина Мария


Детская школа искусств № 4 (художественная)

Репетитор

7

Голованов Артем




8

Гомон Илария


Детская школа искусств № 4 (художественная)


9

Дюльдина Ангелина




10

Иванов Владислав




11

Колгин Дмитрий



12

Кузнецов Егор



13

Курбанов Гусейн

Самбо


14

Лобаткина Светлана


Детская школа искусств № 4 (художественная)

Репетитор

15

Мельник Степан




16

Осиненко Валерий




17

Петрова София



Репетитор

18

Питерякова Екатерина


ДЮСШ боевых искусств "Персей"

Воскресная школа

19

Почегаева Анна




20

Романов Иван




21

Рязанцева Софья




22

Савина Анна


Репетитор

23

Семёнова Кира


Спортивная школа (стрельба из лука)

Репетитор

24

Синьков Михаил




25

Тихомиров Тимофей


Сетокан каратедо

Лингвист

26

Толибшоев Анзор



































КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
С УЧАЩИМИСЯ


Дата

Ф.И. ученика

Предмет разговора

Результат разговора









































































КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
С РОДИТЕЛЯМИ


Дата

Ф.И.О. родителя

Предмет разговора

Результат разговора









































































4