СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания»

УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ_______________САЗОНЕНКО М.В.

«_____»_____________________ 20_____ГОД







ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

МБОУ «СТАРОКРИВЕЦКАЯ СОШ»







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа воспитания соответствует ФГОС общего образования и направлена на личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы является приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Рабочая программа воспитания описывает систему форм и способов работы с детьми и включает в себя четыре основных раздела.

1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».

2. Раздел «Цель и задачи воспитания».

3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности».

4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».

К программе воспитания прилагается календарный план воспитательной работы.




  1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В школе функционируют Президентский совет, отряд Юнармии, волонтёрский отряд «Разум сердца». Ученики школы состоят в РДШ.

Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

  • неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;

  • ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

  • реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

  • организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

  • системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:

  • ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

  • коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;

  • создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

  • ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

  • явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции.

Учащиеся школы принимают активное участие в проектах Российского движения школьников (РДШ).


2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

К наиболее важным из них относятся следующие:

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

  • знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

  • беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

  • проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

  • к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

  • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

  • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

  • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

  • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический, социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Это:

  • опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

  • трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

  • опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

  • опыт природоохранных дел;

  • опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

  • опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

  • опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

  • опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

  • опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

  • опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание. 

Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих основных задач:

  1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

  2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

  3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

  4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

  5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

  6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

  7. организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

  8. организовывать профориентационную работу со школьниками;

  9. организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

  10. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

  11. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.


3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.

Для этого в Школе используются следующие формы работы.

На внешкольном уровне:

  • социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума;

  • открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискуссионных площадок;

  • проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.

На школьном уровне:

  • общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы;

  • церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы.

На уровне классов:

  • выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;

  • участие классов в реализации общешкольных ключевых дел;

  • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне:

  • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);

  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;

  • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

3.2. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Работа с классным коллективом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

  • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.

  • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.

  • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с учащимися:

  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями.

  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.

  • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.

  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.


Работа с учителями, преподающими в классе:

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;

  • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

  • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;

  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;

  • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

  • вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

  • формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

  • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

  • поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

  • поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Мой мир» направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

Художественное творчество. Курс внеурочной деятельности «Капелька» создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.

Туристско-краеведческая деятельность. Курс внеурочной деятельности «История Брянского края», «Азбука родного края», «Природа родного края», «История родного края», «Культура родного края», «Заповедная Брянщина», «Граждановедение Брянской области», «География Брянского края» направленный на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Настольный теннис», «Футбол» направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

Трудовая деятельность. Курс внеурочной деятельности «Столяр – конструктор» направленный на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.

Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Игровая кладовая», «Весёлый карагод», «Юный шахматист» направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.

3.4. Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

3.5. Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом



На уровне школы:

  • через деятельность выборного Президентского совета создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;

  • через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п..

На уровне классов:

  • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой Президентского совета и классных руководителей;

  • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса.

На индивидуальном уровне:

  • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

  • через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в классе.

3.6. Модуль «Детские общественные объединения»

На базе школы действует детское общественное объединение «Президентский совет», а так же отряд Юнармии и волонтёрский отряд.

Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

  • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. (Это посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с ДК по проведению культурно - развлекательных мероприятий; помощь в благоустройстве территории Детского сада; участие школьников в работе на прилегающей к школе территории и т.п);

  • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;

  • рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.).

Модуль 3.7. «Экскурсии, походы»

Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года;

  • регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.);

  • выездные экскурсии в музей, на предприятие; на представления в кинотеатр, драмтеатр, цирк.

3.8. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности:

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

  • профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

  • экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

  • посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;

  • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования;

  • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет.

3.9. Модуль «Школьные медиа»

Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • участие школьников в конкурсах школьных медиа (рисунки, стенгазеты, плакаты, видеоролики и т.д.)

3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

  • оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, актового зала, окна и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;

  • размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе;

  • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;

  • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;

  • событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.);

  • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг, эмблема, галстук детского движения, элементы школьной формы и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;

  • акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.


3.11. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

  • Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей;

  • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

  • педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;

  • взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости

На индивидуальном уровне:

  • обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

  • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;

  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

  • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.

Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

  • качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

  • качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;

  • качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

  • качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

  • качеством существующего в школе ученического самоуправления;

  • качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;

  • качеством проводимых в школе экскурсий, походов;

  • качеством профориентационной работы школы;

  • качеством работы школьных медиа;

  • качеством организации предметно-эстетической среды школы;

  • качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.















План воспитательной работы школы

на ________ учебный год



Ключевые общешкольные дела



Дела


Классы

Ориентировочное

время

проведения


Ответственные

Торжественна линейка "Праздник первого звонка"

1-11

1 сентября

Педагог - организатор
Президентский совет

"Трагедия в Беслане": общешкольная линейка ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом

1-11

3 сентября

Педагог - организатор

Ежегодная Всероссийская акция "Добрые уроки!"

(акция РДШ в формате "Дней единых действий")

5-11

Весь сентябрь

Педагог - организатор
Классные руководители

Легкоатлетический кросс

1-11

сентябрь

Учитель физической культуры

"Если хочешь быть здоровым": подвижная перемена


в течение учебного года

Учитель физической культуры

"Береги здоровье смолоду": цикл бесед для учащихся с приглашением медицинских работников

1-11

в течение учебного года

Педагог - организатор

"Чтобы помнили": общешкольное мероприятие, посвященное дню освобождения Брянщины

1-11

сентябрь

Педагог - организатор
Отряд Юнармии

Уроки патриотизма "С чего начинается Родина"

1-11

сентябрь

Классные руководители

"О красоте души и сердца": классные часы к Международному дню пожилых людей

1-11

1 октября

Классные руководители

День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, учителей-ветеранов педагогического труда, День самоуправления.

1-11

5 октября

Президентский совет

"Золотая осень": осенний балл, конкурс плакатов из листьев, вставка композиций из природных материалов

1-11

октябрь

Педагог - организатор
Классные руководители
Президентский совет

"Моя малая Родина": разработка проектов по школьному краеведению.

5-11

Октябрь - ноябрь

Совет музея

Сельская библиотека

Старокривецкий ДК

«4 ноября - День народного единства»: общешкольное мероприятие

1-11

4 ноября

Педагог - организатор

«День матери» - праздничный концерт

1-11

Ноябрь

Старокривецкий ДК
Педагог - организатор

"Планета толерантности": тематические мероприятия к Международному Дню толерантности

1-11

14 ноября

Педагог - организатор

День правовой защиты детей. Просмотр, обсуждение видеоролика «Наши права». Анкетирование учащихся на случай нарушения их прав и свобод в школе и семье.

1-11

ноябрь

Педагог - организатор
Социальный педагог

Генеральная уборка класса

1-11

ноябрь

Классные руководители

Всемирный день борьбы со СПИДом (акция РДШ в формате "Дней единых действий")

8-11

1 декабря

Учитель биологии

Педагог - организатор

День неизвестного солдата: общешкольное мероприятие


1-11

3 декабря

Педагог - организатор
Отряд Юнармии
Президентский совет

День героев Отечества (акция РДШ в формате "Дней единых действий")

5-11

9 декабря

Педагог - организатор
Классные руководители

"День России": комплекс мероприятий, посвящённых дню Российской конституции

8-11

12 декабря

Учитель обществознания

Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс плакатов, праздничный вечер.

1-11

декабрь

Педагог - организатор
Классные руководители

Президентский совет

Лыжные соревнования "Белая королева"

1-11

январь

Учитель физической культуры

«Белая ладья» соревнования по шахматам

1-11

январь

Руководитель кружка

Час памяти «Блокада Ленинграда»: устный журнал

1-11

27 январь

Учитель истории

"Потомки Робин Гуда" первенство школы по стрельбе

"Защитники Отечества" встреча с работниками военкомата: в рамках месячника героико - патриотической работы

1-11

февраль

Учитель ОБЖ
Педагог - организатор
Отряд Юнармии

Международный день книгодарения "Подари книгу" (акция РДШ в формате "Дней единых действий")

1-11

14 февраля

Президентский совет

День защитника отечества (акция РДШ в формате "Дней единых действий")

1-11

23 февраля

Педагог-организатор
Учитель физической культуры

Международный женский день (акция РДШ в формате "Дней единых действий")

1-11

8 марта

Педагог - организатор
Президентский совет

День воссоединения Крыма и России

8-11

18 марта

Педагог - организатор

"Поговорим о правонарушениях": беседа для старшеклассником

8-11

март

Классные руководители
Педагог - организатор

Ежегодная всероссийская акция "Будь здоров" (акция РДШ в формате "Дней единых действий")

9-11

7 апреля

Педагог - организатор
Учитель биологии

День космонавтики "Космос - это мы" всероссийская акция "Мой космос" (акция РДШ в формате "Дней единых действий")

1-11

12 апреля

Учитель астрономии

"День птиц": общешкольное мероприятие

1-11

апрель

Учитель биологии

Международный день Земли (акция РДШ в формате "Дней единых действий")

1-11

22 апреля

Учитель биологии
Педагог - организатор

"Колокола Чернобыля" общешкольная линейка

1-11

26 апреля

Педагог - организатор
Президентский совет

День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», Вахта памяти у памятника «Павшим в годы войны», концерт в ДК, проект «Окна Победы» и др.

1-11

май

Старокривецкий ДК
Педагог - организатор
Отряд Юнармии
Волонтёрский отряд

"Радуга": туристический праздник для учащихся 5-11 классов

5-11

май

Президентский совет

Педагог - организатор

День славянской письменности и культуру

1-11

24 мая

Учителя начальных классов
Учителя русского языка

День защиты детей (акция РДШ в формате "Дней единых действий")

1-11

1 июня

Педагог - организатор
Классные руководители

Всемирный день охраны окружающей среды (акция РДШ в формате "Дней единых действий")

5-11

5 июня

Педагог - организатор
Учитель биологии

День русского языка - Пушкинский день России

1-11

06 июня

Учителя русского языка

День России

1-11

12 июня

Педагог - организатор
Старокривецкий ДК
Президентский совет

День государственного флага (акция РДШ в формате "Дней единых действий")

1-11

22 августа

Педагог - организатор
Президентский совет

"С чего начинается Родина": сбор материала для школьного музея

8-11

в течение учебного года

Совет музей

Учитель истории







Курсы внеурочной деятельности



Название курса


Классы

Количество

часов

в неделю


Ответственные

Игровая кладовая

1-4

1

Орлова Елена Николаевна
Голодед Елена Васильевна

Весёлый карагод

1-4

1

Орлова Елена Николаевна
Голодед Елена Васильевна

Азбука родного края

1

1

Голодед Елена Васильевна

Природа родного края

2

1

Орлова Елена Николаевна

История родного края

3

1

Голодед Елена Васильевна

Культура родного края

4

1

Орлова Елена Николаевна

Мой мир

1-4

1

Орлова Елена Николаевна
Голодед Елена Васильевна

Юный шахматист

1-11

1

Голуб Игорь Алексеевич

Граждановедение Брянской области

5

1

Голуб Галина Александровна

География Брянского края

6

1

Поздняков Андрей Петрович

Заповедная Брянщина

7

1

Редок Татьяна Васильевна

История Брянского края

8-9

1

Голуб Галина Александровна

Столяр – конструктор

5-8

1

Поздняков Андрей Петрович

Капелька

6-10

1

Поздняков Андрей Петрович

Футбол

4-9

1

Пинчук Иван Адамович

Настольный теннис

10

1

Пинчук Иван Адамович


Самоуправление



Дела, события, мероприятия


Классы

Ориентировочное

время

проведения


Ответственные

Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей.

1-11

сентябрь

Классные руководители

Общешкольное выборное собрание учащихся: выдвижение кандидатур от классов в Президентский совет обучающихся, голосование и т.п.

1-11

сентябрь

Педагог - организатор

Президентский совет

"Класс года": конкурс ученических коллективов

1-11

в течение учебного года

Президентский совет
Педагог - организатор

"Ученик года": общешкольный конкурс

1-11

в течение учебного года

Педагог - организатор

Президентский совет

"Поиск лидера": выборы президента школы

1-11

октябрь

Педагог - организатор

Президентский совет


Профориентация



Дела, события, мероприятия


Классы

Ориентировочное

время

проведения


Ответственные

Мероприятия месячника профориентации в школе «Мир профессий». Профориентационная игра, просмотр презентаций, диагностика.

7-11

ноябрь

Педагог - организатор

"Профориентация в цифровую эпоху" - одноименный онлайн - конкурс на сайте Корпоративного университета РДШ

7-11

в течение учебного года

Педагог - организатор




Школьные медиа



Дела, события, мероприятия


Классы

Ориентировочное

время

проведения


Ответственные

Выставка рисунков "Начало блокады Ленинграда"

1-11

3 сентября

Педагог - организатор
Учитель изобразительного искусства

Выставка рисунков "Внимание дети!" в рамках месячника безопасного движения

1-11

02-31 сентября

Педагог - организатор
Учитель изобразительного искусства

Фестивали стенных газет ко дню учителя "День педагога - праздник мудрости, знаний, труда!»

5-11

5 октября

Президентский совет

Выставка рисунков "Краски осени"

1-11

октябрь

Учитель изобразительного искусства

Конкурс рисунков "Экстремизму и терроризму - НЕТ!"

10-11

ноябрь

Учитель изобразительного искусства

Фестиваль стенных газет "Новый год к нам мчится!"

5-11

декабрь

Педагог - организатор
Президентский совет

Конкурс видеороликов "Мы выбираем здоровый образ жизни!"

1-11

апрель

Педагог - организатор
Классные руководители

Фестиваль стенных газет «Поклонимся великим тем годам..», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

5-11

май

Педагог - организатор

Президентский совет

Конкурс видеопоздравлений ветеранов "Спасибо за..." в рамках празднования Победы в Великой Отечественной Войне.

1-11

май

Педагог - организатор
Классные руководители


Детские общественные объединения



Дела, события, мероприятия


Классы

Ориентировочное

время

проведения


Ответственные

"Мы чистим мир": акция по благоустройству пришкольной территории

1-11

август, сентябрь, октябрь, апрель

Президентский совет
Отряд Юнармия
Волонтёрский отряд

"Чистое село - здоровое село" операция по благоустройству села

5-11

сентябрь, апрель

Президентский совет
Отряд Юнармия
Волонтёрский отряд

"Обелиск": операция по благоустройству памятника Война - освободителя, могилы неизвестного солдата, "Журавлей"

1-11

сентябрь, май

Президентский совет
Отряд Юнармия
Волонтёрский отряд

Благотворительная ярмарка-продажа "Никольская ярмарка"

1-11

декабрь

Президентский совет
Волонтёрский отряд

Педагог - организатор

Классные руководители

Участие в проектах и акциях РДШ

1-11

в течение учебного года

Педагог - организатор


Экскурсии, экспедиции, походы



Дела, события, мероприятия


Классы

Ориентировочное

время

проведения


Ответственные

Посещение концертов и мероприятий в Доме культуры

1-11

в течение учебного года

Классные руководители

Педагог - организатор

Старокривецкой ДК

Посещение мероприятий в сельской библиотеке

1-11

в течение учебного года

Классные руководители

Педагог - организатор

Заведующая библиотекой

"Капелька России" конкур на лучший поход по родному краю

1-11

май

Педагог - организатор
Классные руководители

Экскурсии в музеи, пожарную часть, предприятия

1-11

в течение учебного года

Классные руководители

"Радуга": туристический праздник для учащихся 5-11 классов

5-11

май

Педагог - организатор
Президентский совет


Организация предметно-эстетической среды



Дела, события, мероприятия


Классы

Ориентировочное

время

проведения


Ответственные

Выставки фотографий, плакатов, посвященных событиям и памятным датам

1-11

в течение учебного года

Педагог - организатор
Президентский совет
Учитель изобразительного искусства

Оформление классных уголков

1-11

в течение учебного года

Классные руководители

Трудовые десанты по уборке территории школы

1-11

в течение учебного года

Педагог - организатор
Президентский совет
Классные руководители

Волонтёрский отряд

Трудовой десант по озеленению школьных клумб

8-11

в течение учебного года

Педагог - организатор
Президентский совет
Классные руководители

Волонтёрский отряд

Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета

1-11

в течение учебного года

Педагог - организатор
Классные руководители


Работа с родителями



Дела, события, мероприятия


Классы

Ориентировочное

время

проведения


Ответственные

Общешкольные родительские собрания

1-11

Октябрь, март

Заместитель директора по УВР

Директор школы

Социальный педагог

Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей

1-11

1 раз в четверть

Заместитель директора по УВР
Классные руководители

Информационное оповещение через школьный сайт

1-11

в течение учебного года

Директор школы
Социальный педагог

Участие родителей в общешкольных, классных мероприятиях

1-11

в течение учебного года

Педагог - организатор
Классные руководители

Индивидуальные консультации

1-11

в течение учебного года

Заместитель директора по УВР
Классные руководители


Классное руководство

(согласно индивидуальным планам работы

классных руководителей)



Школьный урок

(согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!