Программа воспитания
Составитель: Егорова Евгения Михайловна,
педагог дополнительного образования
г. Липецк, 2025
Содержание программы
Пояснительная записка.
Цели и задачи.
Приоритетные направления деятельности.
Формы и методы воспитательной работы.
Планируемые результаты.
Приложение. Календарный план воспитательной работы.
Пояснительная записка
Данная программа служит приложением к дополнительной общеразвивающей программе «Мультипликатор» для работы с учащимися в детской мультстудии «Аладдин». Программа разработана с целью повышения знаний и уровня воспитания и развития культурных, социальных, нравственных, париотических качеств личности. В программе представлены цели и задачи, формы и методы для реализации, которые предусматривают более углубленное изучение материала. Рабочая программа основывается на единстве и приемственности образовательного процесса и Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Который включает такие ценности как:
Жизнь.
Достоинство.
Права и свободы человека.
Патриотизм.
Гражданственность.
Служение отечеству и ответственность за его судьбу.
Высокие нравственные идеалы.
Крепкая семья.
Созидательный труд.
Приоритет духовного над материальным.
Гуманизм.
Милосердие.
Справедливость.
Коллективизм.
Взаимопомощь и взаимоуважение.
Историческая память и преемственность поколений.
Единство народов России.
Содержание программы воспитания ориентированно на развития личности и формирования ее базовой культуры. В зависимости от подходов к образованию, совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы, которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества.
Цели и задачи
Цель
Воспитание и развитие высоконравственной, творческой личности, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, развитый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи
Формирование гражданской позиции, уважение к правам, свободам и обязанностям гражданина России.
Историческое просвещение. Воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу и уважение к другим народам нашего государства.
Воспитание честности, справедливости, дружелюбия, взаимопомощи, доброты, уважения к старшим и памяти предков. Формирование традиционных семейных ценностей и духовно-нравственного воспитания.
Приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
Формирование здорового образа жизни. Развитие физических возможностей, с учетом состояния здоровья учащихся. Обеспечение знаниями безопасного поведения в природной, социальной среде и чрезвычайных ситуациях.
Воспитание уважения к труду. Личностное самовыражение ориентированное на достижение высоких результатов по средствам трудовой деятельности.
Формирование бережного отношения к природе, окружающей среде, ресурсам.
Воспитание стремления к познанию себя, других людей, природы и общества. Получение новых знаний, с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
Приоритетные направления деятельности
Основными ценностями воспитательной деятельности в мультстудии «Аладдин» является учащиеся, их развитие, детство как особая жизнь ребенка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности.
В воспитательном процессе работы выделяю несколько направлений: физическое воспитание, умственное, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое и профессиональное. Целью физического воспитания является совершенствование организма человека, которое осуществляется на основе учебной и просветительской работы. В результате физической воспитанности у детей вырабатывается умение правильно организовывать динамические паузы, чтобы избежать перегрузки организма. А так же вырабатывается выносливость и умения довести начатое дело до конца.
В содержание умственного воспитания входят: развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека, просвещение в области наук, деятельности, общения, формирование механизма самоорганизации умственной деятельности, развитие индивидуальных интеллектуальных способностей, развитие сознания и самосознания у учащихся, их творческого потенциала, формирование профессионального мышления. Критериями умственного воспитания являются высокоразвитый интеллект, широкий кругозор, высокий уровень самоорганизации умственной деятельности, творческие способности личности.
Гражданское воспитание включает в себя патриотическое, национальное и интернациональное, политическое и правовое воспитание. Осуществляется на основе образования, педагогического общения и вовлечения в общественную жизнь. Критериями являются проявление гражданской зрелости, желание участвовать в общественной жизни, готовность прийти на защиту Родины, отсутствие правонарушений.
Результатом нравственного воспитания является моральное, этическое воспитание, нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики, воспитание ответственности за свои поступки, развитие механизмов нравственного самовоспитания. Критериями оценивания являются наличие и проявление у учащихся глубокого нравственного чувства, его способность к эмоциональному переживанию, стыду, сочувствию, а также сформированность положительных привычек и социальных норм поведения, высокая культура отношений в коллективе.
Эстетическое воспитание осуществляется в процессе обучения, через соприкосновение с миром прекрасного и знакомство с лучшими творениями мирового и отечественного искусства. Критерием является развитый художественно-эстетический вкус.
Трудовое и профессиональное воспитание предполагает формирование общетрудовых знаний и умений, профессиональную ориентацию. Осуществляется через процесс вовлечения учащихся в различные виды общественно-полезного труда. Результатом являются наличие трудолюбия, определенных профессиональных знаний, умений и навыков, ориентация на будущую профессию.
Формы и методы воспитательной работы
Воспитание возникает под влиянием потребности общества в передаче от поколения к поколению накопленного жизненного опыта, знаний, умений, навыков, традиций, правил.
Воспитание носит исторический характер, по мере развития общества меняются цели, содержание, методика воспитания, но целенаправленность и планомерность в необходимости процесса воспитания остается, где ребенок является не только объектом, но и субъектом воспитания. В процессе воспитания у ребенка формируются не отдельные качества, а личность в целом. Процесс воспитания характеризуется многофакторностью и длительностью процесса индивидуализации и социализации личности.
Для реализации цели воспитания предполагается применение организованной деятельности, системы педагогических мер и совокупности взаимосвязанных методов направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников, организации деятельности, формирование положительного опыта поведения, общения и деятельности учащихся, стимулирования, формирование мировоззрения, организация деятельности и осуществления оценки собственных поступков и окружающих.
Используемые методы воспитания:
Убеждение один из способов влияния на личность, воздействия на сознание, волю и чувства воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Метод убеждения формирует взгляды ребенка, мотивы его поведения и действий. Как прием убеждения рассказ, беседа, объяснение, диспут.
Упражнение предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочнение и совершенствование социально ценных и личностно значимых действий и поступков нравственного поведения, организация регулярного выполнения учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения.
Поощрение выступает способом положительной оценки успешно производимых действий и поступков, а так же стимулирование учащихся.
Наказание направленно на торможение негативных проявлений личности с помощью негативной оценки ее поведения.
Подражание, как пример предъявления образца, которым может выступать не только реальный человек, но литературный герой или положительный персонаж фильма.
Метод психологического воздействия включающий в себя: внушение, вытеснение, подбадривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик, релаксация, рефлексия.
Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведёт к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию и возбуждает её собственную активность в работе над собой, оно оказывает на неё эффективное развивающее и формирующее влияние. Тем самым в процессе воспитания необходимо побудить ребенка к самовоспитанию, самообладанию, само стимулированию, само коррекции, само убеждению, самоконтролю. Приемами самовоспитания служат само приказ, само одобрение, самовнушение, само ободрение, само поощрение, самонаказание.
Для перевоспитания используются как традиционные методы воспитания, так и метод «взрыва». Этот метод помогает ребенку пережить нелепость своего поведения, изменить отношение к нему.
Планируемые результаты
В процессе организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка воспитание и обучение можно рассматривать как социальный заказ общества, поскольку именно результат этого процесса – человек, адаптированный к жизни в обществе. Социализация ребенка в условиях воздействия на развивающегося человека факторов общества, под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий, под влиянием наследственности и среды. Физическое, психическое и социальное развитие личности усвоения ребенком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, группе, социальных связей и социального опыта.
Результатом воспитания учащихся является полноценное развитие личности и усвоение им духовности, как приоритета высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями, стремления человека к внешней и внутренней независимости и признание того права за другой личностью, ответственности, как обратной стороны свободы, осознания последствий своих действий и готовности отвечать за них.
В ходе воспитания у ребенка должно быть сформировано несколько аспектов его личности: саморегуляция, самосознание, ответственность, активность, творчество, предприимчивость, инициативность, стремление успеху, патриотическое, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.
Приложение
Календарный план воспитательной работы
Дата | Событие | Форма деятельности |
Сентябрь |
1 | День знаний. | Выставка. День открытых дверей. |
5 | Международный день благотворительности. | Беседа. |
9 | Международный день красоты. | Беседа. |
12 | День семейного общения. | Беседа. |
16 | Всемирный день чистоты. | Дежурство |
21 | День воинской славы России. День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве. | Беседа. |
23 | День осеннего равноденствия. | Беседа. |
30 | День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской Федерацией. | Беседа. |
Октябрь |
1 | День пожилых людей. Международный день музыки. | Беседа. Аудио экскурсия |
5 | День учителя. | Видео открытка. |
6 | Всемирный день улыбки. | «Круглый стол» |
11 | Международный день девочек. | Беседа. |
15 | День отца. | Выставка. |
18 | Всемирный день конфет. | «Круглый стол» |
21 | Всемирный день пения. | Караоке |
25 | Международный день художника. | Выставка |
Ноябрь |
4 | День народного единства. День воинской славы России. | Лекция. Беседа |
7 | Памятная дата России. День Октябрьской революции 1917 года. День согласия и примирения. | Беседа |
13 | Всемирный день доброты | Викторина |
21 | Всемирный день телевидения | Кинопоказ |
26 | День матери | Видео открытка |
30 | Всемирный день домашних животных | Беседа |
Декабрь |
5 | День добровольца (волонтера) | Викторина |
8 | День художника | Видео экскурсия |
12 | День Конституции РФ | Беседа |
22 | День зимнего солнцестояния | Беседа |
27 | День спасателя Российской Федерации | Беседа |
28 | Международный день кино | Кинопоказ |
Январь |
1 | Новый год | Видео открытка |
5 | День сценариста | Видео открытка |
7 | Рождество Христово | Видео открытка |
11 | Международный день «спасибо» | Беседа |
13 | День российской печати | Беседа |
14 | Старый Новый год | Викторина |
19 | Крещение Господне | Беседа |
21 | День объятий | Беседа |
25 | День российского студенчества | Беседа |
27 | День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 1944 г. | Лекция |
30 | День Деда Мороза и Снегурочки | Конкурсы |
Февраль |
4 | День хорошего настроения | Конкурсы |
8 | День российской науки | Беседа |
10 | День памяти Пушкина | Беседа |
20 | Международный день кинооператора и фотографа | Беседа |
23 | День защитника Отечества | Видео открытка |
Март |
1 | Всемирный день комплимента | Беседа |
8 | Международный женский день | Видео открытка |
20 | День весеннего равноденствия | Беседа |
21 | Всемирный день поэзии | «Круглый стол» |
25 | День работника культуры | Беседа |
27 | Всемирный день театра | Кинопоказ |
Апрель |
1 | День смеха | Беседа |
2 | День единения народов | Беседа |
2 | Международный день детской книги | Лекция |
8 | День российской анимации | Кинопоказ |
12 | День космонавтики | Кинопоказ |
15 | Всемирный день искусства | Викторина |
26 | День участников ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС 1986г. | Беседа. Просмотр фильма. |
28 | День работника скорой медицинской помощи | Беседа |
30 | День пожарной охраны | Беседа |
Май |
1 | Праздник Весны и Труда | Видео открытка |
7 | День радио | Беседа |
9 | День Победы | Видео открытка |
11 | Международный день матери | Беседа |
14 | День вежливости | Викторина |
15 | Международный день семьи | Беседа |
24 | День славянской письменности и культуры | Лекция |
Июнь |
5 | День эколога | Онлайн обзор |
6 | Пушкинский день России | Онлайн обзор |
6 | День русского языка | Онлайн обзор |
12 | День России | Онлайн обзор |
22 | Памятная дата. День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны (1941 год) | Онлайн обзор |
Август |
27 | День кино | Онлайн обзор |
Список используемой литературы
Сергеева, В. П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. Учебно-методическое пособие / В.П. Сергеева. - М.: Учитель, 2019. - 907 c.
Прохорова, О. Г. Управление воспитательной деятельностью в образовательном учреждении / О.Г. Прохорова. - М.: Каро, 2019. - 160 c.
Лизинский, В.М. Ситуационно-проблемное воспитание в начальной школе / В.М. Лизинский. - М.: Педагогический поиск, 2020. - 128 c.
Кузьмичев, И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2019. - 176 c.
Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
Блинов В. И. Введение в педагогическую деятельность. М.: Юрайт, 2023. 130 с.
Блинов В. И. Профессиональная педагогика. М.: Юрайт, 2024. 692 с.
Быстрова Ю. А. Педагогика. Основы специальной психологии и педагогики. Учебник для СПО. М.: КноРус, 2023. 142 с.
Никуличева Н. В. Дистанционное обучение. От внедрения до реализации. Учебник. М.: КноРус, 2024. 244 с.
Патрушева И. В. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 130 с.
Факторович, Алла Аркадьевна. Педагогические технологии : Учебное пособие для СПО / А. А. Факторович . – 2. изд., испр. и доп . – Москва : Юрайт, 2020 . – 128 с.