СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа воспитания и социализации разработана для организации воспитательной работы в группе воспитанников 5 класса ГБОУ "СКОШИ № 62 III – IV вида"
П ояснительная записка
Настоящая Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1.ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ
3. АООП НОО для слабовидящих детей ГБОУ СКОШИ № 62 III – IV вида
4.Программа воспитания и социализации ГБОУ СКОШИ № 62 III – IV вида
5.Положения о рабочей программе воспитания и социализации
6.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении»
Адресат: Программа воспитания и социализации разработана для организации воспитательной работы в группе воспитанников 5 классов ГБОУ СКОШИ № 62 III – IV вида
. Сроки реализации: Данная программа рассчитана на один год, при этом возможно внесение корректив.
Актуальность программы
Актуальность данной программы возрастает в связи с тем, что вследствие ограниченности сенсорной системы и недостатка информации о предметах и явлениях окружающего мира, слабовидящие дети имеют свои специфические особенности, обусловленные своеобразным ходом физического и психического развития и социально-психологической адаптации к условиям современной жизни. Как считает Н.К. Радина, учащиеся, изолированные от широкого общества из-за физического дефекта, не развиваются в соответствии с культурными моделями, присущими данному обществу. При этом к культурно-депривированным детям обществом будут предъявляться тождественные требования (как и ко всем остальным).
В связи с этим огромное значение имеет целенаправленная комплексная воспитательная работа, направленная на всестороннее и полное развития ребенка с ОВЗ по зрению с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.
Программа представляет собой комплекс воспитательных часов по подпрограммам курсов внеурочной деятельности, общешкольных мероприятий, проводимых с воспитанниками, направленных на всестороннее и полное развития ребенка с ОВЗ по зрению на ступени НОО, и содержащих средства их реализации. Внеурочная деятельность в рамках Программы осуществляется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в процессе их обучения, воспитания и социализации
Новизна данной рабочей программы воспитателя определена требованиями ФГОС НОО для детей с ОВЗ, АООП для слепых и слабовидящих. Разработанная программа реализует посредством реализацией подпрограмм по всем направлениям внеурочной деятельности, организации кружковой работы, а также вовлечением воспитанников и родителей в общественную жизнь школы, в традиционные школьные мероприятия, в сотрудничество с социальными партнерами школы. Цель такой деятельности – формирование ценностных ориентиров у воспитанников.
Отличительными особенностями программы являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных результатов освоения программы, разработанной в соответствие с требованиями ФГОС.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Особое место в педагогической работе с детьми с ОВЗ занимает коррекционное направление, определяющее пути и средства коррекционно-развивающей работы, как в урочное, так и во внеурочное время.
Данная программа разработана и реализована на основе научного подхода к воспитанию слабовидящих и слепых детей. Исходные теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изучения ведущей роли обучения и воспитания в развитии аномального ребенка были разработаны Л.С. Выготским, Т.А. Власовой, М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагиным, А.Г. Литваком, В.И. Лубовским, И.С. Маргулисом, Л.И. Солнцевой, Л.И. Плаксиной.
В основу разработки программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Применение дифференцированного подхода к созданию рабочей программы воспитания и социализации обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя слабовидящим обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (учебно-познавательной, предметно-практической коммуникативной, двигательной).
Цели и задачи программы
Учитывая основные мотивы и ведущие виды деятельности, анализируются личностные особенности, способности детей, зрительные возможности, анализ работы за прошлый год и учитывая основную цель программы развития школы:
Обеспечение условий для качественного обучения, воспитания, коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии незрячих и слабовидящих воспитанников, всестороннего развития и раскрытия их способностей; развитие сохранных анализаторов, формирования социально значимых качеств личности, компенсаторных умений и навыков, обеспечивающих социальную адаптацию в обществе;
Основной целью воспитательной работы в группе на 2019-2020 учебный год является: создание условий для достижения слабовидящими воспитанниками необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Исходя из этой цели, анализа работы за прошлый год были поставлены следующие задачи на 2019-2020 учебный год:
- создание оптимальной коррекционно-развивающей среды, способствующей максимальному развитию личности, удовлетворению образовательных и творческих потребностей каждого ребёнка;
- содействие развитию индивидуальности ребѐнка; духовно - нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения; познавательного интереса; потребности к самообразованию и творчеству; целеустремленности, аккуратности;
- формирование у слепых и слабовидящих воспитанников потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности, положительной «Я - концепции»,
- коррекция нарушений развития и профилактика возникновения вторичных отклонений.
- сплочение детского коллектива
Система воспитательной программы в группе представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов.
Программа создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения:
Совершенствование и развитие содержания, организационных форм реализации данной программы для слабовидящих обучающихся осуществляются более эффективно при соблюдении не только общедидактических (гуманистическая направленность, системность, вариативность, добровольность, успешность, социальная значимость), но и специальных принципов (учет особых образовательных потребностей, опора на все анализаторы, осуществление воспитания в процессе предметно-практической деятельности, развитие духовно-нравственных чувств и представлений за счет создания условий, максимально приближенных к реальной жизни.
Приоритетным направлением коррекционной работы является систематическая работа по охране зрения. В связи с этим уделяю особое внимание проведению упражнений для снятия зрительного утомления во время самоподготовки, воспитательского часа, регулирования зрительной нагрузки с учетом рекомендаций врача – офтальмолога.
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся включают необходимость учета в ГБОУ СКОШИ № 62 при реализации Программы воспитания и социализации слабовидящего обучающегося определенных факторов:
зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени жизнедеятельности в условиях нарушенного зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузки;
целенаправленного обогащения (коррекции) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов деятельности;
широкого использования специальных приемов организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции и др.);
целенаправленного руководства учебно-практической деятельностью;
расширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений, формирования и расширения понятий;
обеспечения доступности учебной информации для зрительного восприятия обучающихся;
развития приемов полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;
предъявления информации преимущественно в наглядно-образной форме;
целенаправленного развития сенсорно-перцептивной деятельности, ориентировочных действий;
максимального расширения образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом;
специальной организации (с учетом особых образовательных потребностей) пространственно-развивающей среды;
преимущественного использования индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
учета темпа учебной работы обучающихся с учетом наличия особых образовательных потребностей;
развития мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности;
целенаправленного социально-личностного, эмоционального, познавательного, моторного развития;
формирования познавательных действий и ориентировки в микро и макропрстранстве;
целенаправленного формирования умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
постановка и реализация на внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;
создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
развитие и коррекция коммуникативной деятельности;
целенаправленное развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований;
нивелирования негативных и поведенческих качеств характера и профилактики их возникновения.
активное обогащение (коррекция) социального опыта слабовидящего обучающегося.
Характеристика группы:
1. Состояние зрительных функций: Неоднородность группы слабовидящих обучающихся детерминируется наличием у них как различных клинических форм слабовидения (нарушение рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевания нервно-зрительного аппарата и др.), так и таких заболеваний, как: врожденная миопия (в том числе осложненная), катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинопатия недоношенных, частичная атрофия зрительного нерва, различные деформации органа зрения и др. Неоднородность группы слабовидящих также определяется возрастом, в котором произошло нарушение (или ухудшение) зрения.
У части обучающихся данной группы слабовидение сочетается с другими поражениями (заболеваниями) детского организма, что снижает их общую выносливость, психоэмоциональное состояние, двигательную активность, обуславливая особенности их психофизического развития
2.На начало учебного года в воспитательной группе 12 воспитанников 5 класса: 4 девочки и 8 мальчиков. Все воспитанники группы слабовидящие с разными формами слабовидения.
Основной состав группы - воспитанники из одного класса, одного возраста, которые учатся вместе с 1 класса. Прибывших - 1 человек.
Дети открыты и легки в общении, легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками. Отношения в группе складываются дружеские, доверительные.
На конец прошлого года по результатам социометрии неформальных лидеров в группе – 2 человека, отверженных нет. Прибывших из другой общеобразовательной школы – 1 человек, Селедкин И., социально активен, адаптирован, навыки самообслуживания сформированы на достаточном уровне.
Бытовые навыки, самообслуживание развиты на удовлетворительном уровне у мальчиков и девочек класса. Но требуется постоянный контроль за организацией своего поведения в быту и навыков самообслуживания мальчиков группы, а также постоянный контроль за соблюдением правил поведения и общения между собой, соблюдения режимных моментов, работы на самоподготовке всех воспитанников.
В прошлом году группа активно участвовала во всех общешкольных мероприятиях (Золотая осень, день Учителя, День Знаний, День Здоровья «Здоровье – здорово!»; Веселые старты для учащихся начальной школы, Сагаалган, 8 Марта,23 февраля, Масленица, Новый год и др.), в том числе в очных и заочных конкурсах и викторинах общешкольного, городского, республиканского уровня.
Занятость воспитанников в различных кружках творческой, экологической спортивно – оздоровительной направленности
Учебный год | 2018-2019 4 класс | Планируем 2019-2020 5 класс |
Хореографический кружок «Эдельвейс» | 10 | 10 |
Вокальный «Непоседы» | 8 | 10 |
Настольный теннис | 6 | 8 |
Плавание | 1 | 3 |
Экологический «Познаем мир» | - | 12 |
Уровень воспитанности (по Капустину) на конец года – 4,0
Уровень мотивации к школьному обучению – высокий – 80 %
Уровень удовлетворенности воспитанников школьной жизнью – высокий
Семьи всех детей этого класса относительно благополучны. Отношение родителей к школе положительное. Взаимоотношения родителей и детей доверительные. Средний возраст родителей - 30 лет.
II.Содержание программы
Отбор содержания программы, основных ее блоков и направлений основано на концептуальных положениях личностно ориентированной педагогики (В. А. Петровский и др.), с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей.
Задачи воспитания и социализации обучающихся, воспитанников классифицированы по приоритетным направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России. Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение воспитанниками. Планируя свою деятельность, коллектив воспитательной службы учитывает пять направлений развития личности:
• духовно-нравственное;
• общекультурное;
• спортивно-оздоровительное
• социальное;
• общеинтеллектуальное.
Эстетическое и экологическое воспитание проходит сквозной нитью через все направления развития личности.
Основными видами деятельности при организации воспитательного процесса по данным направлениям являются:
• Игровая;
• Познавательная;
• Проблемно-ценностное общение;
• Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
• Художественное творчество;
• Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
• Техническое творчество;
• Трудовая (производственная) деятельность;
• Спортивно-оздоровительная деятельность;
Данные виды деятельности естественно вписаны в режим дня воспитанников.
Виды деятельности реализуются в следующих формах работы:
• этические беседы;
• проблемно-ценностные дискуссии;
• библиотечные вечера;
• познавательные экскурсии;
• викторины;
• дидактические театры;
• культпоходы;
• игры с ролевым акцентом, развивающие игры, деловые игры;
• коллективные творческие дела;
• социально-образовательные проекты;
• компьютерные практикумы;
• просмотр кино - видео- телефильмов, в т.ч. с тифлокомментариями , спектаклей, концертов;
• трудовые десанты;
• спортивные турниры в классах;
• художественные выставки;
• участие в социальных акциях;
• исследовательские проекты;
• благотворительные концерты;
• ярмарки;
• интеллектуальные марафоны;
• инсценировки;
• праздничные «огоньки».
• мастер-классы и др.
Основные направления Программы.
Всесторонне развитая и социально успешная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания.
Программа реализуется при активном и согласованном сотрудничестве с родителями (законными представителями) воспитанников.
Воспитатель в процессе совместной работы расширяет партнерские взаимоотношений с родителями путем просветительской работы об особенностях развития и воспитания детей, активизации деятельности родительского комитета, группы воспитанников, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школ. Привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований. Организация внутренней среды образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и личную (коллективную) безопасность учащихся.
Задачи программы воспитания и социализации обучающихся, воспитанников классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России. Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение учащимися.
Реализация Программы осуществляется через следующие кластеры направлений:
Духовно-нравственное направление Программы.
Цель - формирование у учащихся современных духовно-нравственных ориентиров и патриотического сознания, чувства верности культуре своей Родины (большой и малой), готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
1.Основные воспитательные задачи работы с воспитанниками:
формирование духовно- нравственных ориентиров, стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра;
• развивать сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;
• развивать и закреплять нравственно-волевые усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей, преодолевать трудности;
• воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;
• формировать умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий, поступков;
• создавать условия для развития понимания и сознательного принятия нравственных норм взаимоотношений в семье;
• создавать условия для воспитания отрицательного отношения к аморальным поступкам, проявления иждивенчества, равнодушия, лицемерия, нарушениям общественного порядка;
Мероприятия/Форма организации
1.воспитательские часы по программе внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
участие в городских, республиканских и всероссийских конкурсах правовой, патриотической и краеведческой направленности и пр.
Общешкольные КТД
Мероприятия, посвященные дню инвалидов
День Конституции;
Цикл бесед «Подросток и закон»
«Правовое воспитание»
уроки мужества, посвящённые Дню вывода Советских войск из Афганистана;
Акции «Георгиевская ленточка», «Спасибо за Победу», (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда);
уроки мужества (мероприятия, посвящённые Дню Победы)
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
- изучение семейных традиций;
-организация и проведение совместных встреч, конкурсов и викторин;
-организация совместных экскурсий в музеи;
- встречи с ветеранами; - совместные проекты.
Общекультурное направление Программы.
Цель – формирование эстетических ценностей, обеспечение наилучших условий
для воплощения творческого потенциала, развития таланта и способностей воспитанников группы
Основные воспитательные задачи работы с воспитанниками
расширять представление об искусстве народов России;
• воспитание у школьников чувства
прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование
эстетических вкусов, идеалов;
• формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина;
• формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях.
Мероприятия/Форма организации
проведение воспитательских часов по программе курса внеурочной деятельности «Этот волшебный мир книг»
экскурсии в библиотеку, музеи
общешкольные мероприятия к праздничным датам («День знаний», «Последний звонок» и.т.п.);
посещение учреждений культуры;
мероприятия эстетической направленности;
организация экскурсий по городу;
участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества;
творческая деятельность: литературно-музыкальные композиции, концерты;
совместные мероприятия с библиотекой (праздники, творческая деятельность);
вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам(в школе и вне школы) вокальный, кукольный театр, изостудия
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
- участие в коллективно-творческих делах;
- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
- организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
- организация экскурсий по историческим местам района;
- совместные посещения с родителями театров, музеев;
- участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
- участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.
Спортивно-оздоровительное направление Программы.
Цель - формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, бережное отношение, сохранение и укрепление нарушенного зрения во время проведения всех форм и видов деятельности
Основные воспитательные задачи и формы организации мероприятий
- создание условий для сохранения физического, психического духовного и нравственного здоровья учащихся;
- осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
Мероприятия/Форма организации
воспитательские часы по программе внеурочной деятельности «Школа здоровья»
воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
Дни Здоровья;
Месячник «Мы за здоровый образ жизни»;
система профилактических мер по ПДД и ППБ;
профилактика вредных привычек;
уроки безопасности;
спортивные мероприятия;
беседы медицинских работников и представителей общественных организаций с учащимися
участие в массовых спортивных мероприятиях;
акции по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
спортивные конкурсы различного уровня;
творческие дела, конкурсы, выставки (школьные, городские и т.д.);
вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам (хореография, настольный теннис, кружок экологии, плавание)
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
- родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;
- консультации медицинской сестры , врача - офтальмолога, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;
- создание и распространение буклетов для родителей по вопросам наркопрофилактики;
- создание и распространение буклетов для родителей по вопросам сохранение и укрепление нарушенного зрения во время проведения всех форм и видов деятельности
- совместный спортивные праздники для детей и родителей, совместный выезд на природу в мае
Социальное направление Программы.
Цель - формированиями ценностей социально приемлемого и одобряемого поведения.
Основные воспитательные задачи и формы организации мероприятий
создание условий для воспитания сознательного отношения к учебе, труду;
• способствовать осознанию нравственной природе труда, его роли в жизни человека и общества;
создавать условия для многогранного развития и социализации каждого учащегося и получения им социального опыта, в свободное от учёбы время;
•развитие познавательной активности и участия в общешкольных мероприятиях;
•первичная профориентационная работа;
• развивать начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных проектов, умение работать со сверстниками в проектных группах;
•развивать опыт участия в общественно значимых делах, проявлять инициативу
•создавать воспитывающую среду, обеспечивающую активизацию социальных интересов учащихся;
•способствовать развитию личности способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Мероприятия/Форма организации
воспитательские часы по программе внеурочной деятельности «Школа здоровья»
акции по благоустройству территории школы; акция «Мастерская Деда Мороза»;
оформление школы к Новому году;
экскурсии на предприятия города;
конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия;
тематические беседы
социальное творчество (субботники, трудовой десант, акции по ремонту школьных книг, уборка классов);
участие в конкурсах (все уровни), олимпиадах, конференциях;
посадка рассады для пришкольного – опытного участка, оформления клумб
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
- участие родителей в субботниках по благоустройству класса и территории школы;
- организация экскурсий на предприятие с привлечением родителей;
- организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
- участие в коллективно-творческих делах по подготовке праздников.
• развивать систему психолого-педагогического медико-социального сопровождения и поддержки семей учащихся в воспитательном процессе с учетом множественных проблем и трудностей, возникающих в социально-педагогическом процессе.
Побуждение к деятельности будет происходить через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика.
Главным направлением воспитательной деятельности становится развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с педагогом.
Всесторонне развитая и социально успешная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания.
Коррекционно-развивающая направленность воспитания предусматривает в программе
использование специальных приёмов, методов наблюдения с опорой на сохранные анализаторы слух, осязание, обоняние, что позволяет
формировать у воспитанников картины реальной действительности;
развивать процессы компенсации, сохранение остаточного зрения;
сглаживать недостатки познавательной деятельности;
находить возможности в становлении личности слепых и слабовидящих детей;
развивать у детей навыки зрительно – пространственной адаптации;
осуществлять взаимосвязь содержания воспитательной работы с общеобразовательными занятиями и с работой, проводимой с детьми на специальных коррекционных занятиях;
выявление и коррекция имеющихся у детей вторичных отклонений в развитии
III. Взаимодействие различных социальных субъектов
Важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания слепых и слабовидящих обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов (семья, учреждения дополнительного образования, культуры, спорта) при ведущей роли педагогического коллектива ГБОУ СКОШИ № 62 III – IV вида.
Социальное партнерство:
Сотрудничество с МАУ филиалом городской библиотеки № 5 дает возможность воспитанникам участвовать в различных тематических мероприятиях, пользоваться библиотечными фондами книг.
Сотрудничество с Национальной библиотекой, отделом по обслуживанию людей с ОВЗ, расширяет кругозор воспитанников, развивает познавательную способность школьников;
Реализация совместного плана ПДН ОП № 1 по профилактике безнадзорности и правонарушений воспитывает честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; толерантность;
сотрудничество с Обществом слепых, обществом инвалидов;
На базе МАОУ «Детская музыкальная школа искусств № 3» п. Восточный, воспитанники нашей школы получают начальное музыкальное образование по специальностям «Фортепиано», «Народные инструменты».
IV.Планируемые результаты
Реализация программы воспитания и социализации группы будет способствовать:
– овладению слабовидящими обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- формированию у слабовидящих обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
- формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие навыков самообразования, контроля и самооценки.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации слабовидящих детей к завершении. обучения на ступени НОО.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение слабовидящими школьниками социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своим наставником как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение слабовидящим школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям .Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде. Третий уровень результатов – получение слабовидящим школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие слабовидящнго школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; ·
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально- значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
К четвертому - пятому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Универсальные учебные действия, формируемые в процессе реализации программы
Направления | УУД | |||
| личностные | регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Духовно – нравственное | Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора; способности к самооценке на основе критерия успешности деятельности. Эмпатия к чувствам и переживаниям других | Умение строить свои взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества, взаимопонимания, готовности принять других людей, иные взгляды, иные традиции, иную культуру. | Изучение духовно – нравственных ценностей своего народа, накопленных предыдущими поколениями. | Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; |
Общекультурное | Знакомство с культурным наследием прошлого, духовным богатством народа, с помощью литературы, живописи, истории и архитектуры Создание условий для развития творческой активности и повышению мотивации к процессу познания | Развитие чувства прекрасного, чувства истинной красоты, эстетического чувства окружающего мира Развитие в ребёнке способности критического мышления, умения проявлять свои интеллектуально-познавательные умения в жизни. | Формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами литературы и искусства непосредственное участия в самостоятельной творческой деятельности | Формирование навыков совместного общения, умение правильно использовать свободное время Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; |
Спортивно – оздоровительное | Воспитание в детях ответственности за свою жизнь и жизнь и жизнь окружающих. Профилактика вредных привычек и правонарушений. | Демонстрация учащимися психического и физического здоровья | Знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению психического и физического здоровья | сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни. |
Социальное | Формирование ответственного отношения к окружающей среде. Привитие навыков экологического воспитания и бережного отношения к природе | Подготовка детей к труду, жизненному и первичному профессиональному самоопределению | Формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков. Ориентироваться на разнообразие способов выполнения деятельности; | Развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности. Формирование компенсаторных способов деятельности |
На основе системы базовых национальных ценностей при переходе из начальной школы в среднее звено формируется модель личности выпускника школы-интерната.
Выпускник 4 класса по варианту АООП 4.1 и 5 класса по варианту 4.2:
• ребенок, добрый, уважительно относящийся к старшим, младшим, любящий природу, свой город, Республику, Родину, Россию;
• ребенок со сформированными наклонностями к ведению здорового образа жизни;
• ребенок, имеющий представление о прекрасном;
• ребенок, имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки, оценивать ситуацию и полученный результат.
• ребенок, приученный к жизни в коллективе с детьми, имеющими разные физические и личностные особенности;
• ребенок бережливый, аккуратный, организованный, трудолюбивый, самостоятельный, коммуникабельный.
обществу и т. д.
V. Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации
Эффективность внеурочной деятельности зависит от качества программы по её модернизации и развитию, и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:
- организация работы с ученическим коллективом;
- организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;
- мониторинг эффективности инновационных процессов.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность реализации Программы по следующим критериям:
-рост социальной активности слабовидящих обучающихся;
- рост мотивации к активной познавательной деятельности;
- уровень достижения слабовидящими обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Диагностический инструментарий к программе
Основные результаты реализации Программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.
Компетенции ученика | Показатели | Методологический инструментарий |
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося и особенности мотивации. | 1.Выявление уровня школьной мотивации учащихся 2.Определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса. 3.Эмоциональное состояние (уровень тревожности) | 1. Педагогическое наблюдения 2.Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой |
формированность коммуникативного потенциала личности и её зависимость от сформированности общешкольного коллектива. | 1.Комфортность ребёнка в школе. 2. Состояние эмоционально-психологической атмосферы в коллективе. 4.Сформированность совместной деятельности. 5.Взаимодействиесо взрослыми, родителями, педагогами. | 1. Педагогическое наблюдение. 2 Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью». 3. Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе. 4. Определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора 5. Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» |
Сформированность нравственного, эстетического потенциала учащегося. | 1.Нравственная направленность личности. 2.Соблюдение социальных и этических норм. 3.Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. | 1. Н.П.Капустин Методика определения уровня воспитанности учащихся. 2. Педагогическое наблюдение 3. Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004) |
Сформированность физического потенциала | 1. Состояние здоровья. 2.Развитость физических качеств личности. | 1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика. 2. Отсутствие вредных привычек. |
6.Календарно – тематическое планирование
направление | сентябрь | |||
Духовно-нравственное | 2.09 Традиции общения в русской семье. | 9.09 Культура общения в современной семье. | 16.09 Культура общения в современной семье. | 23.09 О терпимости к ближним |
Общекультурное | 3.09 Вводное занятие. | 10.09 О чем рассказывают журналы? | 17.09 «Просмотр спектакля «КДЦ Рассвет» «Вредные советы», совместные игры на сплочение коллектива | 24.09 Родные поэты, выразительное чтение |
Спортивно-оздоровительное | 4.09 Подвижные игры, адаптированные для детей с нарушением зрения. | 11.09 Подвижные игры. | 18.09 Тренировочная эвакуация, действия при пожаре | 25.09 Правила твоей личной безопасности |
Социальное | 5.09 Выбор администрации группы. | 12.09 Акция «Наша школа – чистый и цветущий сад» Работа на пришкольном участке Посильная помощь педагогам | 19.09 «Научился сам – научи другого» | 26.09 Подготовка к празднованию Дня учителя. |
Коллективно-творческие дела (участие в смотрах, конкурсах, общешкольных мероприятиях) | «День Знаний», «День Здоровья» |
направление | октябрь | ||||
Духовно-нравственное | 30.09 О терпимости к ближним | 7.10 Культура спора | 14.10 Этикетные ситуации | 21.10 В мире мудрых мыслей | 28.10 Этикетные ситуации |
Общекультурное | 1.10 Стихи поэтов – классиков | 8.10 «Осенняя пора…» Конкурс поэзии | 15.10 «В путь, друзья!» | 22.10 Книги о путешествиях и путешественниках | 29.10 «Вчера и сегодня» Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах |
Спортивно-оздоровительное | 2.10 «Мы пассажиры». Выезд в общество слепых | 9.10 Профилактика инфекционных болезней. | 16.10 Вредные привычки, их влияние на здоровье и зрение . Профилактика | 23.10 Основные виды травм у детей школьного возраста. | 29.10 Инструктажи перед каникулами |
Социальное | 3.10«Чем мы обязаны взрослым» Мероприятие ко Дню пожилого человека | 10.10 Игра – путешествие «Осенний марафон» | 17.10 Изготовление поделок из природного материала, подготовка к конкурсу | 24.10 Акция «Здоровый образ жизни» | 30.10 Трудовой десант. Уборка спальни, класса. |
Участие в общешкольных мероприятиях | ««Осенняя пора…» Конкурс поэзии, Игра – путешествие «Осенний марафон», «День Учителя» Экскурсия на стаусиную ферму | |
ноябрь | | |||
Духовно-нравственное | Каникулы 1.11 – 10.11 | 11.11 В мире мудрых мыслей | 18.11 «Познай самого себя». | 25.11 Самовоспитание |
Общекультурное | 12.11 «Где, что, как и почему?» Книги-справочники, энциклопедии. | 19.11 «Где, что, как и почему?» Книги дополненной реальности. | 26.11 Книги дополненной реальности. Чтение книг по выбору 4 Д | |
Спортивно-оздоровительное | 13.11 Шашечный турнир | 20.11 Как избежать отравлений. | 27.11 Игра «Школа светофорных наук». | |
Социальное | 14.11 Акция «Как хлеб на стол пришёл? Дежурство по столовой | 21.11 Подготовка к конкурсу рисунков и поделок Ко дню Дружбы | 28.11 Подготовка к конкурсу рисунков и поделок Ко дню Дружбы | |
Участие в общешкольных мероприятиях | День матери (по классам) | Веселые старты Конкурс чтецов по Брайлю | Конкурс рисунков и поделок Ко дню Дружбы |
декабрь | | |||
Духовно-нравственное | 2.12 Составление плана самовоспитания на неделю. | 9.12 Как я работаю над собой | 16.12 О терпении | 23.12 Конец каждого дела обдумай перед началом |
Общекультурное | 3.12 Книги дополненной реальности. Чтение книг по выбору 4 Д | 10.12 Мир детства в рассказах А. П. Чехова и В.Ю.Драгунского | 17.12 Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам | 24.12 «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» |
Спортивно-оздоровительное | 4.12 Спортивные игры и эстафеты | 11.12 Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии. | 18.12 Основные виды травм у детей школьного возраста. Как себя беречь. | 25.12 Эмоции, стресс, чувства, поступки человека. |
Социальное | 5.12 «Я сегодня молодец!» Мои успехи по работе в классе и школе День Дружбы | 12.12 «О больших ранах, которые наносят природе люди» создание презентации | 19.12 Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек. | 26.12 Трудовой десант. Уборка класса. |
Участие в общешкольных мероприятиях | Концерт муз.школы № 9, № 3 «День Дружбы» | Шашечный турнир Шахматный турнир | | Новогоднее представление |
Январь-февраль | ||||
Духовно-нравственное | 13.01 Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри | 20.01 Об источниках наших нравственных знаний. | 27.01 Совесть - основа нравственности. | 02.02 «Чем ты сильнее, тем будь добрее». |
Общекультурное | 14.01 Выход в библиотеку. Просмотр фильмов по произведениям приключенческого жанра с тифлокоииентариями | 21.01 Интерактивный аттракцион в библиотеке «Подводный мир» | 28.01 Оживление нарисованных героев на экране в движении. Интерактивный аттракцион - игра | 04.02 «Современные писатели - детям» |
Спортивно-оздоровительное | 15.01 Игры разных народов. | 22.01 Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | 29.01 Поездка на легковом автомобиле и в кабине грузового автомобиля. Азбука безопасности | 05.02 Что я расскажу младшему брату о пожаре? |
Социальное | 16.01 Акция. Покормите птиц зимой. Изготовление кормушек. | 23.01 Трудовой десант. Уборка класса, спальни | 30.01 «Моя школьная жизнь» Подготовка фотоальбома, презентации | 06.02 Помощь братьям нашим меньшим. Акция помощи бездомным животным «Кот и пес» |
Участие в общешкольных мероприятиях | | | | Сагаалган |
февраль | ||||
Духовно-нравственное | 10.02 «Досадно мне, что слово честь забыто». | 17.02 Заветы предков. | 24.02 Россияне о любви к Родине. | 02.03 Твоя малая родина. |
Общекультурное | 11.02 Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. | 18.02 Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать» | 25.02 Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Оформление выставки книг. | 03.03 Конкурс иллюстраций к прочитанным книгам |
Спортивно-оздоровительное | 12.02 Оказание первой помощи при отравлениях. | 19.02 Спортивные игры и эстафеты. «Веселые старты» | 26.02 Опасная ситуация на дороге, если ты пешеход. | 04.03 Отравляющие ядовитые газы при пожаре, как себя сберечь. |
Социальное | 13.02 Смотр строя и песни. | 20.02 Конкурс стенгазет к 23 февраля, подготовка к празднику. | 27.02 «Берегу школу». Как продлить жизнь мебели. Свод правил. | 05.03 Проект. Подарок и открытки мамам |
Участие в общешкольных мероприятиях | | 23 февраля – День Защитника Отечества | Экскурсия на авиазавод | Марта |
март | |||
Духовно-нравственное | 09.03 «Мой первый друг, мой друг бесценный». | 16.03 Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | 23 марта - 29 марта - каникулы |
Общекультурное | 10.03 «От благодарных читателей» М.Твен «Приключения Тома Сойера» | 17.03 Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. | |
Спортивно-оздоровительное | 11.03 Правила безопасности в лесу | 18.03 Инструктажи перед каникулами | |
Социальное | 12.03 Продолжение работы в классе, дежурстве по школе | 19.03 Мои обязанности дома. Анкетирование. | |
Участие в общешкольных мероприятиях | |
апрель | ||||
Духовно-нравственное | 30.03 Игровые тренинги. Закрепление | 06.04 Нравственное содержание древних мифов. | 13.04 За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. | 20.04 Положительные герои в былинах и сказках. |
Общекультурное | 31.03 «Творцы книг» Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. | 07.04 Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. | 14.04 Конкурс рисунков и поделок «Мой прадед был на той войне» | 21.04 Обыкновенная биография в необыкновенное время. Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре». |
Спортивно-оздоровительное | 01.04 Спортивные игры и эстафеты. | 08.04 Первая медицинская помощь при кровотечении | 15.04 Поездка на метро, на электропоезде по железной дороге. Инструктажи перед каникулами. | 22.04 Оказание первой помощи при ожогах и обморожении. |
Социальное | 02.04 Изготовление газеты, выставка рисунков | 09.04 Акция: Огород на подоконнике. Посадка рассады цветов. | 16.04 Санитарный день для учебников. | 23.04 Экологическая экспедиция «Мой школьный двор самый чистый» |
Участие в общешкольных мероприятиях | День смеха | | | |
май | ||||
Духовно- нравственное | 27.04 Отрицательные герои в литературных произведениях. | 04.05 «Зло, как и добро, имеет своих героев». | 11.05 Искусство и нравственность. | 18.05. Обзор курса этикета. |
Общекультурное | 28.04 «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?» | 05.05 Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ. | 12.05 «С моей книжной полки» Аудиоспектакль «Пограничный пес Алый», обсуждение | 19.05 «По страницам любимых книг». |
Спортивно-оздоровительное | 29.04 Игра «По тропе здоровья». | 06.05 Работа над проектом по теме «Безопасный путь». | 13.05 Тренировочная эвакуация | 20.04 Обобщение по разделу. |
Социальное | 30.04 к 75 – летию Победы Письмо ветерану. Открытки. | 07.05 Газета «Этих дней не смолкает слава…» | 14.05 Подведение итогов Мое участие в жизни класса. Создание презентации, фильма | 21.05 Акция «Наша школа – чистый и цветущий сад» Работа на пришкольном участке |
Участие в общешкольных мероприятиях | Конкурс рисунков и поделок | День Победы | 25.05 Последний звонок | с 26.05 инструктажи перед каникулами, работа на пришкольном участке |
7. Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ.
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
3. АООП НОО для слепых и слабовидящих ГБОУ СКОШИ № 62 III – IV вида
4.Программа воспитания и социализации ГБОУ СКОШИ № 62 III – IV вида
5.Белоножкина О. В. Инсценированные классные часы в начальной школе. - Волгоград: Учитель,2006 г.
6 . Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения, Верхняя Пышма, 1997г.
7. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.
8.Ковалева н. в. Конкурсы, викторины по ПДЦ/ - Ростов - на - Дону, Феникс,2005. - 160 с.с. 67 и- - 808
9. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.
10.Логинова JI. 365 уроков безопасности. М. изд. Рольф, 2000 г.
11. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007.
12.Селевко, Г.К. Воспитательные технологии / Г.К.Селевко. –М.: НИИ шк.технологий, 2005. – 319 с.
13 . Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 1998.
14.Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии / Е.Ф.Сивашинская, В.Н.Пунчик. – Мн., 2010. – 196 с.
15.Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
16. Т.Б. Тимофеева Организация коррекционных занятий в специальных(коррекционных) школах – интернатах III – IV видов уч.-метод. пособие – Ростов н/Д:Феникс,2010.
15.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
17.Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методики воспитания, 1994. – 140с.
18.Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Н.Е.Щуркова – М.: Новая школа, 1998. – 207 с
19.Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1998.
20.Программа воспитания и социализации ГБОУ СКОШИ № 62 III – IV вида
21. Общешкольная комплексная программа по профилактике саморазрушающего поведения среди несовершеннолетних ГБОУ СКОШИ № 62 III – IV вида
Приложение 1
План участия в общешкольных мероприятиях слепых обучающихся 1 - 5 классов
Духовно-нравственное направление
№ | Общешкольное мероприятие | Сроки проведения | ответственные | |
1 | День Знаний – торжественная линейка | 1 сентября | Кл.руководители, воспитатели | |
2 | Общешкольная торжественная линейка, классные мероприятия «Мы помним, мы скорбим» | 3 сентября | ||
3 | День матери | ноябрь | ||
4 | Беседы о культуре поведения на воспитательских и классных часах | По плану восп. работы | ||
5 | Беседы «Что такое добро и зло?», «Дружба», Давать радостнее, чем брать" | В течение года | ||
6 | Традиции русского народа КТД. Масленица | март | ||
7 | День Конституции | декабрь | ||
8 | День защитника Отечества | февраль | ||
9 | День народного единства | ноябрь | ||
10 | Творческий проект «Традиции Сагаалгана» | февраль | ||
11 | День Победы | май | ||
| |
Спортивно-оздоровительное направление
№ | Общешкольные мероприятия | Сроки проведения | ответственные |
1 | День Здоровья | сентябрь | Кл. руководитель, воспитатель |
2 | Веселые старты | Октябрь, декабрь, февраль | |
3 | Шахматно – шашечные турниры | Ноябрь - декабрь | |
4 | Турнир по настольному теннису | Декабрь, май | |
5 | Турнир по спидкубингу | ноябрь | |
6 | Час веселой игры «Катание с горы» | Зимние месяцы | |
7 | Подвижные игры для слепых и слабовидящих на свежем воздухе | Во время прогулки | |
8 | Работа хореографического кружка «Эдельвейс» | По расписанию | |
9 | Сотрудничество с ТМО № 4.Проведение ежегодной плановой диспансеризации | Март - апрель | |
10 | Соблюдение режима охраны нарушенного зрения | постоянно | |
11 | Санитарный осмотр детей | ежедневно | |
12 | Организация минуты отдыха на уроках, самоподготовке | регулярно | |
13 | Скандинавская ходьба | май | |
14 | Смотр строя и песни | февраль | |
15 | Профилактические беседы с мед. сестрой, осмотр врача - офтальмолога | По плану | |
16 | 7 апреля – Всемирный день здоровья. Малые Олимпийские игры | апрель | |
17 | День защиты детей от ЧС | май | |
18 | Организация ежедневных прогулок | ежедневно |
Общекультурное направление
№ | Общешкольные мероприятия | Сроки проведения | ответственные |
| День Учителя | Октябрь | Кл. руководитель, воспитатель |
| Осенний марафон | Октябрь | |
| День согласия и примирения | Ноябрь | |
| День матери | Ноябрь | |
| Декада Дружбы | декабрь | |
| Концерт в ВОС ко дню пожилого человека | Октябрь | |
| Новый год | декабрь | |
| Сагаалган | февраль | |
| Международный женский день | март | |
| Масленица | март | |
| Последний звонок | май | |
| Дни именинника | В течение года | |
| Участие в городских, республиканских, региональных творческих и художественных конкурсах | | |
| Экскурсии по городу, выезды в музеи, на выставки | По плану |
Социальное направление
№ | Общешкольные мероприятия | Сроки проведения | ответственные |
1 | Встречи с выпускниками школы, интересными людьми | В течение года | Воспитатели, кл. руководители |
2 | Экологический кружок «Мы познаем мир” 5 класс | 1 раз в неделю | |
3 | Социальные акции – «Книжкина больница», «Мой чистый школьный двор», «Покорми птиц зимой», «Кот и пес» | В течение года | |
4 | Выезд в ВОС | декабрь | |
5 | Работа на пришкольном участке | Сентябрь, май | |
6 | Социальные акции «Раздельный сбор мусора». «Сбор мукулатуры» | 2 полугодие |
Приложение 2
План совместной работы
классного руководителя и воспитателя с родителями группы
на 2019– 2020 уч. года.
Цели и задачи:
Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества педагогов и родителей
Достижение способности к пониманию переживаний, состояний и интересов своего ребенка
Планирование совместных усилий педагогов и родителей по устранению дезадаптивных форм поведения своего ребенка, формированию у детей навыков социально – бытовой адаптации, способствовать сохранению здоровья, остаточного зрения; вести пропаганду ЗОЖ, профилактику вредных привычек
№п \ п | Содержание | Сроки | ответственные |
| Составление и анализ социального паспорта, корректировка по вновь прибывшим | сентябрь | воспитатели, кл. руководитель |
1. | Индивидуальные беседы по готовности детей к учебному году, четверти перспективах воспитания и развития. Рекомендации учителей и воспитателей. | В течении сентября, перед окончанием каждой четверти, в конце года. | воспитатель, кл. руководитель |
2. | Родительские собрания и по мере необходимости Тематика родительских собраний: 1Учите детей беречь здоровье. Офтольмологические советы по сохранению нарушенного зрения. 2.Нравстенные законы семьи Анкетирование родителей. 3.Разговор на трудную тему 4.Прощай, начальная школа! | 1 раз в четверть | |
3. | Проведение диспансеризации, рекомендации по итогам | По графику ТМО №4 | |
4. | Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий | По плану мероприятий | |
5. | Привлечение родителей к благоустройству школы, на субботник, к озеленению класса и пришкольного участка | В течении года по мере необходимости | |
6. | Связь по телефону | Взаимосвязь по мере необходимости | |
7. | Индивидуальные беседы, встречи по мере необходимости. | постоянно |
Приложение 3
План совместной работы классных руководителей и воспитателей
с воспитанниками группы по профилактике правонарушений.
2019-2020 уч.г.
№п\п | мероприятие | срок проведения | ответственные |
1. | Составить социальный паспорт группы. | сентябрь | Кл. руководители, воспитатели |
2. | Беседы о правилах поведения в школе, в общественных местах, транспорте и т. д. | постоянно | Кл. руководители, воспитатели |
3. | Цикл профилактических бесед | по совместному плану | Кл. руководители, воспитатели Соболеева М. С. Кл.руководители, воспитатели |
4. | Выявление и постановка на учет детей «группы риска», ведение дневников наблюдения | начало года постоянно | |
5. | Работа с родителями детей «группы риска»: беседы, посещение на дому, приглашение на пед. совет | по мере необходимости | |
6. | Лекции по профилактике детской, подростковой наркомании, токсикомании и курения | 1 раз в четверть | Представители СПИД центра профилактики, Машанова Н.Г. |
7. | Цикл профилактических бесед инспектора по делам несовершеннолетних Загорского отделения милиции “Подросток и Закон” | 1 раз в полугодие | Зам. директора по ВР: Яковлева Е. С. Инспектор по ДН: Гомбоева А. В. |
8. | «Правовой ликбез»-ознакомление учащихся с законами и обязанностями, нормами поведения, устный журнал | согласно общешкольному плану | Симакина О. И.-учитель истории, зам.директора поВ.Р. Яковлева Е.С. |
9. | Проведение родительских собраний с привлечением мед. работника, соц. педагога, инспектора по делам несовершеннолетних. | май | Кл. Рук.. воспитатели |
10. | Привлечение детей к активной досуговой деятельности, проведению КТД. Участию в конкурсах различного уровня | кружковая работа, общешкольные и внутриклассные мероприятия, внеклассные выходы и пр. | Кл. руководитель, воспитатели |
План совместной работы
классного руководителя и воспитателя с детьми «группы риска»
на 2019 – 2020 уч. год.
Кл. руководитель: Цыбенова Д.Б., Воспитатель: Дорохова О. Г.
№ п/п | формы | содержание работы | сроки | ответственные |
1. | Диагностика | выявление учащихся группы « группы риска» по итогам прошлого года | 1 -2 неделя сентября | воспитатель, кл. руковод |
2. | Посещение на дому | Обследование социально-бытовых условий проживания воспитанников. | Октябрь - ноябрь; апрель-май, в случае необходимости – экстренное посещение | |
3. | Консультирование родителей | по проблемам воспитания, обучения слабовидящего и слепого ребенка. | в течение | |
4. | Беседы на воспитательских, классных часах | По всем направлениям воспитательной работы | по перспективному плану | |
5. | Привлечение детей к активной досуговой деятельности, проведению КТД, участию в конкурсах по учебной деятельности школьного, городского, республиканского значения. | привлечение и активизация творч. деятельности | по перспективному плану | |
6. | Кружковая работа | Выявление предпочтений и склонностей. Привлечение по интересам | в течение года | |
7. | Внеклассные выходы | привлечение | В течение года | |
8. | Трудовые десанты по уборке закрепленной территории | организация | 4 неделя сентября, октябрь, январь, март | |
9. | Поддержание связи по телефону с родителями | По необходимости | В течение года | |
10. | Совместная работа кл. руководителей и воспитателей по профилактике правонарушений. | согласно плану | в течение года |
План совместной работы
классного руководителя и воспитателя с воспитанниками группы
по патриотическому воспитанию
| | | Классные руководитель, воспитатель |
1 | 1 сентября «День Знаний» торжественная линейка | 02.09.2019 | |
2 | 4 сентября – «День солидарности в борьбе с терроризмом» | 04.09.2019 | |
3 | 5 октября всемирный день учителя | 04.10.2019 | |
4 | 4 ноября года - День народного единства | 13.11.2019 | |
5 | 25 ноября День матери | 25.11.2019 | |
6 | 3 декабря Международный День Инвалидов | Ноябрь - декабрь | |
7 | 9 декабря День Героев Отечества | 10.12.2019 | |
8 | 2 февраля Победа над немецко-фашистскими войсками в Сталинградской битве (1943); | 05.02.2020 | |
9 | 23 февраля День защитника Отечества | 27.02.2020 | |
10 | Реализация проекта «Бессмертный книжный полк» | Февраль - май | |
11 | 8 марта Международный женский день; | 06.03.2020 | |
12 | 12 апреля Всемирный день авиации и космонавтики | 14.04.2020 | |
13 | Акция Спасибо деду за победу! Открытка ветерану | май | |
14 | К 9 мая проведение конкурсов поделок, рисунков, конкурс чтецов | апрель-май | |
15 | Общешкольный праздник с приглашением ветеранов «День Победы» | май | |
21