СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания на 2021-2025 гг.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания на 2021-2025 гг.»

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Численность обучающихся МОУ СОШ №124 на 1 сентября 2021 года составляет 965

человек, численность педагогического коллектива — 53 человека. Обучение ведётся с 1 по 11

класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее

образование, среднее общее образование.


Для решения воспитательно-образовательных задач используются 52 учебных

кабинетов, 2 компьютерных класса, 3 спортивных зала, библиотека. Школа располагается в

трех зданиях. У школы имеется собственная эмблема.


Образовательное учреждение расположено на территории микрорайона

«Филимоново» города Павловский Посад, достаточно удаленно от центра города. Данный

фактор не может не вносить особенности в воспитательный процесс. Социокультурная

среда микрорайона более консервативна и традиционна, чем в центре городе, сохраняется

внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Школа является

не только образовательным, но и культурным центром микрорайона и осуществляет

взаимодействие со всеми партнерами социокультурной среды в рамках всех видов

деятельности обучающихся: Советом ветеранов, домом культуры «Филимоновский»,

стадионом «Филимоновский», библиотекой микрорайона, музеями городского округа,

храмом Святителя Николая, дошкольными учреждениями.


Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и

ШКОЛЬНИКОВ:


- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения


конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при

нахождении в школе;

- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без

которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;


- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых

общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными

эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;


не организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной

заботы и взрослых, и детей;


- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.


Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:


- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных

усилий педагогов;


- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и

коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для

воспитания других совместных дел педагогов и школьников;


- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в

совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);


- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов,

кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;


- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по

отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую


функции. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ


Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской

общеобразовательной школе, — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин

России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за

настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях

российского народа.


Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего

общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек),

общая цель воспитания в школе — личностное развитие школьников, проявляющееся:


1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих

ценностей (те. в усвоении ими социально значимых знаний);


2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их

социально значимых отношений);


3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта

применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта

осуществления социально значимых дел).


Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям

школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем

уровням общего образования:


1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего

образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для

усвоения школьниками социально значимых знаний — знаний основных норм и традиций того

общества, в котором они живут.


К наиболее важным из них относятся следующие:


- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком

(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для

ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;


- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных

занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;


- знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;


- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,

заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе;

подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);


- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы,

не прибегая к силе;


- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;


- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;


- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;


- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать

хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере

возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной

национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с

ограниченными возможностями здоровья;


- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то

непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать

своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.


Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности

следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его

вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)

таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых

отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:


- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;


- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его

успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;


- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и

познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;


- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в

защите и постоянном внимании со стороны человека;


- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,

налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного

микроклимата в своей собственной семье;


- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как

результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;


- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком

полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое

самовыражение;


- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и

оптимистичного взгляда на мир;


- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным

социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и

взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать

чувства одиночества;


- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся

личностям, отвечающим за свое собственное будущее.


Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени

основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их

стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В

этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной

позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст — наиболее удачный

возраст для развития социально значимых отношений школьников.


3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким

приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта

осуществления социально значимых дел.


Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста:

с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути,

который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать

правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический,

социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Это:


- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;


- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;


- опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт деятельного

выражения собственной гражданской позиции;


- опыт природоохранных дел;


- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;


_ опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,

опыт проектной деятельности;


- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт

создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;


- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;


- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,


волонтерский опыт;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и

самореализации.


Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными

особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели

воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной

возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.


Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих

основных задач:


1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,

поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в

школьном сообществе;


2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,

поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;


3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,

работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их

воспитательные возможности;


4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать

использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;


5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на уровне школы, так

и на уровне классных сообществ;


6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных

объединений и организаций;


7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их

воспитательный потенциал;


8) организовывать профориентационную работу со школьниками;


9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;


10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные

возможности;


11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными

представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.


Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и

событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом

профилактики антисоциального поведения школьников.


3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих

направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем

модуле.


3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»


Ключевые дела — это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает

участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и

анализируются‘ совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел,

интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый

коллектив.


Для этого в Школе используются следующие формы работы


На внешкольном уровне:

социальные проекты — ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые

школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической,

трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума:

-патриотические акции «Знамя Победы», «Бессмертный полк»;


-экологические акции и проекты «Экозабота», «Сдай макулатуру-спаси дерево» (в сборе

использованных батареек и макулатуры активно участвуют не только обучающиеся школы,

но и их родители);


-акция «Поздравь ветерана» (накануне Дня защитника Отечества, Дня Победы школьники

готовят творчески оформленные письма и дарят их жителям микрорайона - ветеранам,

труженикам тыла, участникам боевых действий) и др.


-открытые дискуссионные площадки — комплекс открытых дискуссионных площадок.


- общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся регулярно, в их

рамках обсуждаются насущные проблемы;


- Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо профилактических мероприятий

с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с представителями Управления

образования, КДН и ЗП, ПДН);


- организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники,

представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и

включают их в деятельную заботу об окружающих:


- спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование по волейболу между командами школ

городского округа; состязания «Зарница», «Веселые старты», турниры по отдельным видам спорта

и тп. с участием родителей в командах;


- досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню ,

матери, 8 Марта, выпускные вечера и тп., в том числе с участием родителей;


-концерты с вокальными, танцевальными, театральными выступлениями школьников в День

пожилого человека, День защиты ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др.


На школьном уровне:


- общешкольные праздники — ежегодно проводимые творческие (театрализованные,

музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов

знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:


-День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная

обучающимися, проводимая в актовом зале);


- День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют учебный процесс,

проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе и т.л.);


праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники,

День матери, Прощание с букварем, 8 Марта, Масленица, День защитника Отечества, День

Победы, выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.;


-Предметные недели (литературы, русского и английского языков; математики, физики,

биологии и химии; истории, обществознания и географии; начальных классов);

-День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита)


- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую

ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и

развивающие школьную идентичность детей:


- «Посвящение в первоклассники»;


- «Посвящение в пятиклассники»;


- «Первый звонок»;


- «Последний звонок».


- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в

жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад

в развитие школы:


-еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) с вручением грамот и


благодарностей;


-награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного года


Похвальными листами и грамотами обучающихся, а также классов, победивших в конкурсе

«Лучший класс школы».


На уровне классов:


- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,

ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;


- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;


- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,

участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольного

Ученического совета.


На индивидуальном уровне:


- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из

возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов,

музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,

ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);


- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки,

проведения и анализа ключевых дел;


- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа

ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с

педагогами и другими взрослыми;


-при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через

включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим

примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль

ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.


3.2. Модуль «Классное руководство»


Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с

коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с

учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными

представителями.


Работа с классным коллективом:


— инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание

необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;


-организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел

с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,

духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной

стороны, — вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им


-возможность самореализоваться в них, а с другой, — установить и упрочить доверительные

отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.


- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога

и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка,

поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности

обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для

общения.


-сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование;

-однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями;

-празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные и ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;

-внутриклассные мероприятия, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.


- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы

и правила общения, которым они должны следовать в школе.


Индивидуальная работа с учащимися:


- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за

поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических

ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых

педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются

с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его :

классе учителями.


- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание

взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего

трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным

руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.


- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими

личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,

личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным

руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года — вместе анализируют свои

успехи и неудачи.


- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или

законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя

ответственность за то или иное поручение в классе.


Работа с учителями-предметниками, преподающими в классе:


- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,

направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым

вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и

учащимися;


- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и

интеграцию воспитательных влияний на школьников;


- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам

возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от

учебной, обстановке;


- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения

усилий в деле обучения и воспитания детей.


Работа с родителями учащихся или их законными представителями:


- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о

жизни класса в целом;


- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании

отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее

острых проблем обучения и воспитания школьников;


- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в

управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;


- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;

- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,

направленных на сплочение семьи и школы.


Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»


Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется

преимущественно через:


- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая

предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания,

развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить

опыт участия в социально значимых делах;


- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и тп. детско-взрослых общностей,

которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и

доверительными отношениями друг к другу;


- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально

значимые формы поведения;


- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и

установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;


- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.


Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в

рамках следующих ее видов:

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу

школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, расширяющие их

кругозор, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,

гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение

и научную картину мира.


Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные

условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих

способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим людям или обществу

в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного

отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.


Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие

коммуникативных и лидерских компетенций школьников, проектного мышления, воспитание у

них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и

отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей, на развитие

самостоятельности и ответственности школьников.


Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на

воспитание у школьников любви к своему краю, культуре, природе, его истории, чувства

гордости за свою малую Родину и Россию.


Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на

физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и спорта, развитие их

ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу

жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.


Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие

творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного

отношения к физическому труду, формирование у них навыков само обслуживающего труда.


Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие

творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков

конструктивного общения, умений работать в команде.


3.4. Модуль «Школьный урок»


Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает

следующее:


- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,

способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,

привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной

деятельности;


- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила

общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной

дисциплины и самоорганизации;


- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках

явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией —

инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки

своего к ней отношения;


- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через

демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления

человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;


- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,

стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся

возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в

парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;


- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к

получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают

установлению доброжелательной атмосферы во время урока;


- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их

неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт

сотрудничества и взаимной помощи;


- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках

реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам

возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык

генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.


3.5. Модуль «Самоуправление»


Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях

инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного

достоинства, а школьникам — предоставляет широкие возможности для самовыражения и

самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается

самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время

может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.


Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом


На уровне школы:


- через деятельность выборного Ученического совета школы (далее УС), создаваемого для

учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия

административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;

- через деятельность творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных

конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;


На уровне классов:


- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров

( старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных

координировать его работу с работой УС и классных руководителей;


- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные

направления работы класса;


На индивидуальном уровне:


- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ

общешкольных и внутриклассных дел;

через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в

классе.


3.6. Модуль «Детские общественные объединения»


Действующие на базе школы детские общественные объединения: отряды

«ЮНАРМИЯ»,Юные друзья полиции (ЮДП), Дружина юных пожарных (ДЮП), Юные

инспектора движения (ЮИД).


Это добровольные детско-юношеское объединение обучающихся МОУ СОШ №24, созданные

по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализаций

общих целей.


Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:


- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный

для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям,

своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение,

умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;


- рекрутинговые мероприятия в начальной и основной школе, реализующие идею

популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых

участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);


- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у

ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в

объединении ;


Модуль 3.7. «Экскурсии, походы»


Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания

об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно

относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных

внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для

воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков

самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей,

обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные

возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:


- ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и

родителями школьников, после окончания учебного года;


- посещение музеев и культурных центров города и района;


- выездные экскурсии в музеи, на предприятия; на представления в кинотеатр, драмтеатр,

цирк.

3.8. Модуль «Профориентация»


Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»

включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по

проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача

совместной деятельности педагога и ребенка — подготовить школьника к осознанному выбору

своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые

проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его

профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,

охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой

деятельности:


- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к

осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;


- профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о

типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной

интересной школьникам профессиональной деятельности;


- экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о

существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;


- посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;


- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий,

прохождение профориентационного онлайн-тестирования;


- участие в работе всероссийских профориентационных проектов Проектория, Билет в

будущее и Путевка в жизнь;


- освоение школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочной деятельности.


3.9. Модуль «Школьные медиа»


Цель школьных медиа — развитие коммуникативной культуры школьников, формирование

навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.

Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм

деятельности:


- разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих

их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету «Школьная правда»,

сайт образовательной организации, странички школы в соцсетях ) наиболее интересных

моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, мероприятий, кружков,

секций, деятельности органов ученического самоуправления; размещение созданных детьми

рассказов, стихов, сказок, репортажей;


- участие школьников в конкурсах школьных медиа.


3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»


Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной

организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства

вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,

предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.

Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-

эстетической средой школы как:


- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций,

актового зала, окна и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим

средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;


- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ

школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с

работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе;

— озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во дворе школы

спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных

возрастных категорий, рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство

школы на зоны активного и тихого отдыха;


- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе

со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие

способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими

детьми;


- событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий

(праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и тп.);


- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики,

используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни

образовательной организации — во время праздников, торжественных церемоний, ключевых

общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;


- акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической

среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.


3.11. Модуль «Работа с родителями»


Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более

эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи

и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями ШКОЛЬНИКОВ

осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:


На групповом уровне:


- Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и решении

вопросов воспитания и социализации их детей;


- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее

острых проблем обучения и воспитания школьников;


-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе

которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются

собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;


- взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается

информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости


На индивидуальном уровне:


- обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных

ситуаций;


- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения

острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;


- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и

внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;


- индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий

педагогов и родителей.


4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным

самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного

воспитания и последующего их решения.


Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.


Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной

работы в школе, являются:


- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий

экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;


- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на

изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и

разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;


- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на

использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов:

грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;


- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,

ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников — это

результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными

институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.


Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:


1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.


Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика

личностного развития школьников каждого класса.


Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по

воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического

объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.


Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития

школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».


Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде

существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший

учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.


2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.


Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе

интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и

взрослых.


Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными

руководителями, Ученическим советом и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью

школы.


Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной

деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами,

лидерами ученического самоуправления, при необходимости — их анкетирование. Полученные

результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или

педагогическом совете школы.


Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с


- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;


- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;


- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;


- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;


- качеством существующего в школе ученического самоуправления;


- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;


- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;


- качеством профориентационной работы школы;


- качеством работы школьных медиа;


- качеством организации предметно-эстетической среды школы;


- качеством взаимодействия школы и семей школьников.


Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень

выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект

направленных на это управленческих решений.

Список используемой литературы


1. Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики воспитания в деятельности

детского общественного объединения // Сборник научных трудов международной научно-

практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху»

(пцеглабопа! сопёегепсе “Едисабоп Епупоптепе ог ше Тиюгпаноп Аве”) (ЕЕТА - 2018) / Подред.

С В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. 933 с. С.765-

13:


2. Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса как условие

эффективности непрерывного образования/Круглов В.В. // Непрерывное образование:

эффективные практики и перспективы развития Материалы Т Международной научно-

практической конференции. М.: МГПУ, 2018, С. 66-71. (РИНЦ)


3. Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для руководителей детских

общественных объединений. Издание второе —- М.: Московский городской педагогический

университет, ООО «А — Приор», 2018. А


4. Лизинский В.М. Организация самоуправления в школе/ В.М. Лизинский // Завуч.

Управление современной школой, 2018, №7, С. 56-61.


5. Родичев Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения обучающихся В

условиях непрерывного образования /С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев // Профессиональное `и

высшее образование: вызовы и перспективы развития. Под редакцией С.Н. Чистяковой, Е.Н.

Геворкян, Н.Д. Поду


6. Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В. Степанов // Отечественная

и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1.- С. 67-76. (ВАК).


7. Шустова И.Ю. Роль Детско-взрослой общности в воспитании российской идентичности

школьников / И.Ю. Шустова // Школьная идентичность ребенка: ответственность школы за

формирование достоинства, гражданственности, патриотизма: сборник материалов по итогам

Всероссийской научно-практической конференции (23 ноября 2017 г.) / сост.: Т.В. Дьячкова, Л.В.

Заика Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018, С. 228-236






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!