Программа воспитательной деятельности в начальной школе "В мире добра" учителя начальных классов МБОУ лицея №6 г. Ессентуки Шевченко Н.А.
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Наша методика воспитания
должна основываться на... внимании
к отдельному человеку, к его удачам
и неудачам, к его затруднениям,
особенностям, стремлениям.
А.С. Макаренко
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личностио,
Задачи:
Развивать умение общаться и сотрудничать.
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
Развивать эмоциональную и волевую сферы.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня. Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс
успешная адаптация к школьной жизни;
эмоциональная устойчивость обучающихся;
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс
устойчивые положительные результаты обучения;
активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;
негативное отношение к вредным привычкам;
создание органов классного самоуправления.
3 класс
проявление интеллектуальных способностей на уровне Республики, России;
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности;
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
готовность к самоопределению в социуме.
создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Содержание программы
1 класс "Мой дом - моя крепость"
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
Я и спорт | - формировать понимание значимости здорового образа жизни; - мотивировать на посещение спортивных кружков и секций. | "Азбука Здоровья" "Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки" "Панорама развивающих курсов" "Зимние забавы" | конкурс рисунков беседа о режиме дня знакомство со спортивными секциями и кружками в школе спортивный праздник на природе |
Я и досуг | - формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду. | "Любимая школа - чистая школа" "Содержи в порядке книжки и тетрадки" "Как трудится моя семья" | экскурсия беседа выставка рисунков |
Я и Отечество | - формировать нравственную культуру семьи; - формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего. | "Ветеран живёт рядом" "Достопримечательности нашего города" "Символика родного края" | изготовление поздравительной открытки фотовыставка беседа |
Мой мир знаний | - формировать любознательность, интерес к знаниям. | "Мои любимые уроки" "Мы уже писать умеем" "Кто лучше считает?" "Клуб Почемучек" | викторина - игра поздравительная открытка математический ринг поисковая деятельность |
Я и творчество | - создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. | "День рожденья только раз в году!" "Мамы всякие важны, мамы всякие нужны" | праздник концерт для мам и бабушек |
Я – человек | - показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей; - направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей. | "Помоги братьям меньшим" "Птицам нужна помощь" "Алло, мы ищем таланты!" "Картинная галерея" | акция " Помощь зоопарку" изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку" час творчества путешествие в мир творчества |
Я и семья | -показать , как важна семья для каждого человека, -научить гордиться родными людьми, любить их -помочь проявлять заботу о близких людях | Мамин праздник «Моя семья» «Все профессии важны, все профессии нужны» | Утренник к 8 марта Фотовыставка виторнна |
Я и природа | -прививать бережное отношение к природе, -развивать умение наблюдать за предметами живой и неживой природы -прививать любовь к природе | «Азбука природы» «Сказочный лес» | Викторина Конкурс поделок из природного материала |
2 класс "Что такое - хорошо, что такое - плохо?"
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
Я и спорт | - формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни. | "Полезные привычки" "Весёлые старты" "Береги здоровье смолоду" | викторина соревнование в параллели классов Беседа |
Я и досуг | -прививать умение правильно организовывать свой досуг, -развивать различные интересы детей, -учить умению общаться и понимать окружающих | "Книжкина больница" "Что? Где? Когда?" «Загадки о птицах» | Рейд бережливых Викторина Викторина |
Я и Отечество | - приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям; - знакомить с общественно - политической жизнью страны. | «Ессентуки – наша малая родина» "Символика России" Конкурс книжек-самоделок «стихи о России» «У кого в порядке книжки и тетрадки» | Классный час благотворительная ярмарка поисковая работа Рейд бережливыъ |
Мой мир знаний | - расширять кругозор; - воспитывать культуру умственного труда. | Праздник Книги Путешествие в страну Грамматику | Классный час Интеллектуальная викторина |
Я и творчество | - создавать условия для проявления творческой индивидуальности; - воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства. | «Дорога домой» «Мастерская деда Мороза» «Лесные гости» | Выставка рисунков КТД Конкурс поделок |
Я – человек | - создавать условия для творческой самореализации обучающихся; - приобщать к традициям школьного коллектива. | Конкурс осенних букетов ко Дню Учителя «Природа родного края» | конкурс букетов с защитой проекта Экскурсия в краеведческий музей |
Я и семья | -показать , как важна семья для каждого человека, -научить гордиться родными людьми, любить их -помочь проявлять заботу о близких людях | «Я и моя семья» День Матери. | Конкурс рисунков Праздник для мам. |
Я и природа | -прививать бережное отношение к природе, -развивать умение наблюдать за предметами живой и неживой природы -прививать любовь к природе | Викторина «Эти замечательные животные» «Эти удивительные растения». | Клуб Почемучек Викторина |
3 класс "Мир человеческих чувств"
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
Я и спорт | - формировать способности управлять своим здоровьем. | "Скажем:"НЕТ!" вредным привычкам" "Мои спортивные успехи и достижения" | театрализация круглый стол |
Я и досуг | - развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность. | "Кто работы не боится, у того она и спорится" Образ лицеиста "Мои поручения в классе и дома" | субботник конкурс отчёт |
Я и Отечество | - формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого. | "С чего начинается Родина?" "Дети - герои" "Имею право. Мои права" | дискуссия групповая поисковая деятельность игра |
Мой мир знаний | - приобщать к разнообразной творческой деятельности; - формировать потребность в самообразовании. | Олимпиада по русскому языку Математическая олимпиада Литературная викторина "Я - исследователь" | интеллектуальный конкурс в рамках программы "РИТС" конкурс исследовательских работ |
Я и творчество | - формировать желание проявлять творческую инициативу. | "Сотвори солнце в себе" "Рыцарский турнир" Операция "Новый год" Проводы зимы | акция добра праздник изготовление игрушек на городские ёлки праздник "Масленица" |
Я – человек | - формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни; - создать атмосферу взаимной заинтересованности. - формировать желание активно преобразовывать действительность | "Самым любимым и родным:" "Прекрасное в моей жизни" "Правила хорошего тона" "Учимся правильно жить и дружить" "Сделай мир добрее" | конкурс стихов коллаж учебная игра практическая игра акция |
Я и семья | -показать , как важна семья для каждого человека, -научить гордиться родными людьми, любить их -помочь проявлять заботу о близких людях | «Мама, папа , я – спортивная семья» «Мы с бабушкой хорошие друзья» | Спортивный праздник утренник |
Я и природа | -прививать бережное отношение к природе, -развивать умение наблюдать за предметами живой и неживой природы -прививать любовь к природе | «Умники и умницы. Родной край» «Родной любимый город» | Интеллектуальная игра Конкурс рисунков |
4 класс "Жизнь дана на добрые дела"
| ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
Я и спорт | - формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье. | "Посеешь привычку - пожнёшь характер" "Экологическая тропа" "Всей семьёй - на старт!" | устный журнал игра - путешествие семейная спартакиада |
Я и досуг | - формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении. | "Порядок в труде - порядок в знаниях" "Школьный двор - лучший двор" | рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома трудовая акция |
Я и Отечество | - развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны; - обучать пониманию смысла человеческого существования. | "Природа родного края" "Не лозунги, а дела" "У войны не женское лицо" Оказание помощи ветеранам войны "Жизнь дана на добрые дела" | посещение Краеведческого музея акция исследовательская деятельность ярмарка круглый стол в кругу друзей |
Мой мир знаний | - создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. | Предметные олимпиады Интеллектуально - творческий марафон Фестиваль Знаний и творчества | интеллектуальный конкурс смотр достижений выпускников начальной школы |
Я и творчество | - учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности; - поддерживать и направлять работу органов самоуправления. | "Мои интересы, мои возможности" Поход в лес "Я умею, я могу, я хочу" "Помоги другу" | беседа путешествие отчёт о выполнении обязанностей акция помощи детским домам, подшефной заставе |
Я – человек | - формировать желание активно преобразовывать действительность | Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного" "Школьные годы чудесные:" | поисковая работа выпуск журнала |
Я и семья | -показать , как важна семья для каждого человека, -научить гордиться родными людьми, любить их -помочь проявлять заботу о близких людях | «Моя семья» «Моя семья – мое богатство» | Конкурс рисунков фестиваль |
Я и природа | -прививать бережное отношение к природе, -развивать умение наблюдать за предметами живой и неживой природы -прививать любовь к природе – формировать желание активно преобразовывать действительность | "Гармония в природе" «Охранять природу, значит охранять Родину» | экологический плакат Викторина по произведениям В.В. Бианки |
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
психолого - педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления | формы работы с семьёй |
психолого - педагогическое просвещение родителей | родительские университеты |
индивидуальные и тематические консультации |
тренинги |
конференции |
родительские собрания |
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества |
открытые уроки и внеклассные мероприятия |
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса |
родительское общественное патрулирование |
шефская помощь |
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе совета школы |
участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля |
участие в работе общественного совета содействия семье и школе |
Калейдоскоп родительских собраний
Срок проведения | Тема собрания | Ответственные |
Подготовительный период |
май | Условия приёма детей в 1 класс. | администрация школы, психолог, учитель |
июнь | Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса. | администрация школы, психолог, учитель |
1 класс |
сентябрь | Младший школьник: особенности развития. | учитель, психолог |
октябрь | Трудности адаптации первоклассников. | учитель, психолог |
декабрь | Родителям о внимании и внимательности. | учитель |
февраль | Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? | учитель, психолог |
апрель | Итоги адаптации первоклассников. | учитель |
май | Перелистывая страницы учебного года. | учитель |
2 класс |
I четверть | Режим дня второклассника | учитель |
II четверть | Нравственное воспитание в семье | учитель |
III четверть | Здоровый образ жизни | учитель, психолог |
IV четверть | Экологическое воспитание в семье | учитель, родительский актив |
3 класс |
I четверть | Семейные праздники и их значение для ребёнка. | учитель |
II четверть | Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка. | учитель, библиотекарь, психолог |
III четверть | Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. | учитель |
IV четверть | Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка. | врач, учитель |
4 класс |
I четверть | Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье. | врач, учитель |
II четверть | Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. | учитель |
III четверть | Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. | учитель |
IV четверть | Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!" | учитель |
Литература:
Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. - М.: ВАКО, 2005.