СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы «Мы – новое поколение» 10-11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа основана на теоретических и методических разработках О.С. Газмана. Разработанные им ориентиры и ценности образования обуславливают необходимость нового понимания воспитания как деятельности, основанной на свободном саморазвитии личности и ее педагогической поддержке.

Создавая модель воспитательной программы для старшеклассников, нужно, прежде всего, увидеть модель самого выпускника современной средней общеобразовательной школы, то есть ясно представлять себе  ожидаемый результат -  к окончанию школы должна быть сформирована личность.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы «Мы – новое поколение» 10-11 класс»













Программа воспитательной работы

«Мы – новое поколение»

10-11 класс








содержание
  1. Актуальность

  2. Аналитическая часть

  3. Цели и задачи

  4. Концептуальная часть

  5. Содержание программы……………………………………………………………………………………………

  6. Механизм реализации программы…………………………………………………………………

  7. Практическая часть…………………………………………………………………………………

  8. Ожидаемые результаты…………………………………………………………………………….

  9. Критерии и способы изучения воспитательной программы…………………………………….

Литература…………………………………………………………………………………………..

Приложения…………………………………………………………………………………………









Программа основана на теоретических и методических разработках О.С. Газмана. Разработанные им ориентиры и ценности образования обуславливают необходимость нового понимания воспитания как деятельности, основанной на свободном саморазвитии личности и ее педагогической поддержке.

  1. Актуальность.

Проблемы воспитания молодого поколения в XXI веке настоятельно продвигают нас к анализу и осмыслению того, что наработано в прошлом и настоящем опыте воспитательной деятельности и выбору всего значимого и позитивного. Личностно ориентированная направленность современного воспитания нацеливает учителя на создание оригинальных программ работы с ученическим коллективом.

Детство – фундамент, на котором воздвигается «здание общества». Политическая и экономическая обстановка в стране создает потребность в новом типе молодого человека-будущего члена общества, его строителя, организатора, руководителя. Жизнь делает запрос на человека, имеющего «опыт успеха», уверенного в себе, умеющего брать на себя ответственность, принимать решения, анализировать результаты, знающего, чего он хочет от жизни и способного изменить ее к лучшему. Поэтому актуальной становится задача отбора и подготовки социально перспективной молодежи, потенциальных лидеров, которые должны обладать определенным набором знаний и умений, способных выдвинуть их в будущем на ступени общественного управления:

-умением общаться, понимать механизмы взаимодействия между людьми;

-умением вызывать к себе симпатию окружающих и понимать ценность находящихся рядом людей;

-умением четко и доходчиво излагать свои мысли;

- умением быть внимательным, не просто слушать, но слышать окружающих, понимать те мысли, которые они высказывают или хотят высказать;

-умением нестандартно мыслить и находить выходы из сложных ситуаций, и т. д.

Для будущего России важен не только профессионализм людей, которые будут создавать богатство страны, но и то, какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция. Каковы наши дети сегодня, таким будет общество завтра. Если нам небезразлично, кто будет управлять нашей страной, то этих людей надо готовить уже сегодня. На это и рассчитана программа воспитательной деятельности «Мы – будущее страны».

Системный подход к воспитанию учащихся позволяет сделать этот процесс более целенаправленным, управляемым и эффективным. Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.

Дети в школе должны учиться жить, то есть осваивать нормы и правила жизни, затем учиться быть с людьми и быть для людей, ибо ничего нет более ценного и значимого в жизни, чем быть полезным, интересным, значимым, ценным. Дети должны уносить из школы не только багаж знаний, но и воспоминания о личных и совместных делах, образцы и идеалы. Вся работа педагога должна быть ориентирована на развитие индивидуальности и самобытности каждого ученика.

  1. Аналитическая часть.

Создавая модель воспитательной программы для старшеклассников, нужно, прежде всего, увидеть модель самого выпускника современной средней общеобразовательной школы, то есть ясно представлять себе ожидаемый результат - к окончанию школы должна быть сформирована личность:

- физически и духовно здоровая;

- творчески мыслящая;

- способная к самосовершенствованию, к поиску своего предназначения,

- способная к конструктивному взаимодействию и диалогу, позволяющая формировать корпоративную культуру;

- обладающая культурой мыслей, чувств, речи, готовая к продолжению образования.

Модель выпускника МБОУ «СШ им. Д.И. Коротчаева» г. Новый Уренгой:

Духовно нравственный потенциал:

  1. восприятие человеческой жизни как главной ценности;

  2. осмысление понятий долг, честь, ответственность, гражданственность, добро, красота, любовь, истина, и т. д.

  3. честность;

  4. целеустремленность;

  5. социальная активность;

  6. принципиальность;

  7. совестливость;

  8. обязательность.

Познавательный потенциал:

  1. знания, умения, навыки, соответствующие образовательному стандарту;

  2. развитый интеллект;

  3. широкий кругозор;

  4. эрудиция;

  5. память;

  6. развитое воображение;

  7. гибкое, творческое, логическое мышление;

  8. интуиция.
    Творческий потенциал;

1.навыки поискового мышления.

Коммуникативный потенциал:

  1. способность устанавливать и поддерживать контакты;

  2. умение выполнять лидирующую роль в коллективе;

  3. умение слушать, понимать внутренний мир собеседника, уважать иные вкусы, обычаи и привычки;

  4. владение правилами культуры общения.

Эмоциональный потенциал:

  1. высокая работоспособность;

  2. самоконтроль;

  3. выносливость.

Художественный потенциал:

  1. этическая и эстетическая культура;

  2. умение видеть и понимать закономерности эстетического и художественного освоения человеком мира;

  3. наличие навыков в практическом, художественном обустройстве окружающей среды, своего быта;

  4. стремление жить по законам красоты, основываясь на культурном наследии прошлого.

Насколько наши воспитанники приближаются к описанной модели, мы выясняем в процессе аналитико-диагностической деятельности: тестирования, анкетирования, микроисследования, наблюдения, бесед с детьми и опроса родителей.

Направления диагностики:

Изучение индивидуальных особенностей личности учащихся:

  • общие сведения;

  • способности;

  • темперамент;

  • тип личности в общении;

  • самооценка;

  • успешность в деятельности;

  • уровень воспитанности.

Изучение межличностных отношений:

  • социометрия;

  • социально- психологический климат в классе.

3. Цели и задачи.

Цель программы: воспитание личности, обладающей интеллектуальной культурой, творческой, трудовой и социальной активностью, способной к постоянному жизненному самосовершенствованию.

Чтобы обеспечить формирование такого человека, необходимо решить следующие задачи.

Задачи:

  1. Продолжить формирование познавательный потенциал учащихся: развитость мышления, познавательная активность, навыки исследовательской деятельности.

  2. Продолжить формирование у учащихся внутренней потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, развитию навыков управления собой: своими эмоциями, мыслями, поступками. Работать над развитием лидерских качеств.

  3. Готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению.

  4. Развивать нравственные и гражданские качества личности.

  5. Способствовать развитию умений пользоваться знаниями о здоровом образе жизни, жить по принципу: «В здоровом теле – здоровый дух».


4. Концептуальная часть.

Концепция программы основана на личностно-ориентированном подходе в воспитании учащихся.

Ведущий замысел воспитательной программы заключается в воспитании человека, не только знающего основы наук, но и способного быть успешным в условиях социально-экономической конкуренции, сложившейся в нашем обществе. Быть успешным сегодня - значит уметь быть стратегом собственной деятельности и жизнедеятельности, уметь ориентироваться и выстраивать свой жизненный план, используя свои лучшие качества.

Для реализации замысла используются технологии: педагогическая поддержка (с целью создания условий для личностного развития ученика), здоровьесберегающие технологии (с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся), проектная деятельность (с целью расширения кругозора, повышения познавательного интереса).

Основополагающие принципы программы:

Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса . Гуманное отношение к детям включает:

  1. Оптимистическую веру в ребенка;

  2. Сотрудничество, мастерство общения;

  3. Отсутствие прямого принуждения;

  4. Терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

  • Право ребенка на свободный выбор;

  • Сотрудничество, мастерство общения;

  • Право на собственную точку зрения.

Принцип единства фундаментальных для человека видов деятельности: познания, труда и общения. Данный принцип заключается в активном сочетании указанных видов деятельности и различных их форм в учебном процессе и внеурочной деятельности, что позволяет удовлетворить разнообразные интересы учащихся.

Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки человека, опираться на них.

Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессиональных педагогов по оказанию оперативной помощи в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

Идеальная цель концепции - формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.

Реальная цель концепции - дать каждому ребенку базовое образование и культуру.

Принципы.

  1. Ребенок не может быть средством достижения педагогических целей.

  2. Самореализация педагога в творческой самореализации ребенка.

  3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть.

  4. Все трудности преодолевает нравственными средствами.

  5. Не унижай свое достоинство и достоинство ребенка.

  6. Дети-носители грядущей культуры. Воспитание – диалог культур.

  7. Не сравнивай никого ни с кем.

  8. Доверяя - не проверяй.

  9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.

  10. Защищая ребенка, учи его защищаться.

Механизмы воспитания:

I этап – диагностический;

II этап – поисковый (совместно с ребенком);

III этап – договорной (проектирование действий);

IV этап - деятельностный;

V этап – рефлексивный.

Критерии и показатели эффективности:

  • готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации;

  • развитие индивидуальных способностей;

  • нравственная направленность личности;

  • физическое и психологическое здоровье личности;

  • сформированность базовой культуры;

  • защищенность ребенка в классной и школьной сообщности.

«Поддерживающий» классный руководитель изучает индивидуальные проблемы и особенности развития и становления каждого ученика. Он стремится работать не только с традиционными категориями «трудных» подростков и одаренных детей, но и со школьниками, которые с точки зрения «поддерживающего» классного руководителя требуют специальной помощи, содействия и «сопровождения».

Классный руководитель стремится выстроить со школьниками доверительные отношения, регулирует их контакты с одноклассниками и учителями, помогает в решении учебных и жизненных проблем. В своей деятельности он ориентируется на актуализацию и реализацию потребности ребенка быть самим собой, на формирование у него знаний, умений и навыков, помогающих самопознанию и саморазвитию, стимулирует стремление школьников к планированию и осуществлению работы по совершенствованию (приложение3).

Это не означает, что классный руководитель не работает с классным коллективом. Но он воспринимает его прежде всего как развиваемое пространство возможностей для самопознания, самоопределения, самореализации каждого конкретного школьника.

В работе с учащимися классный руководитель опирается, прежде всего, на «старые», общепризнанные морально-нравственные ценности, такие как добро, любовь к Родине, красота. Наряду с этим он должен владеть самыми современными педагогическими технологиями воспитательного процесса: к ним относятся ролевые игры, занимательный аутотренинг, тренинг общения, проблемные уроки, часы общения и т. п.

Воспитательные задачи невозможно решить без привлечения семьи. Можно выделить пять основных функций работы классного руководителя с семьей.

  1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.

  2. Психолого-педагогическое просвещение.

  3. Вовлечение родителей в совместную работу с детьми.

  4. Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.

  5. Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами и клубами по месту жительства.

Все перечисленные функции классного руководителя способствуют созданию благоприятной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.

В основу построения воспитательной программы класса положены следующие принципы:

Принцип системности нацеливает классного руководителя рассматривать воспитательный процесс, как сложную систему, состоящую из некоторой совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих составляющих.

Принцип конкретности содержит рекомендацию избегать неоправданного копирования проводимых дел в других ученических коллективах. При составлении программы важно учесть интересы и потребности членов коллектива и перспективы развития класса.

Принцип оптимальности связан с тремя важными обстоятельствами. Во-первых, классный руководитель должен найти наилучший вариант участия детей и взрослых в коллективной работе по планированию. Во-вторых, результатом этой совместной деятельности должны стать представления об оптимальном варианте построения жизнедеятельности в классе и воспитательного процесса в нем. И в-третьих, классный руководитель должен избрать оптимальный вариант формы и структуры программы.

Принцип индивидуальности предполагает учет индивидуальных особенностей детей и взрослых при разработке программы.

Принцип научности является выражением требования к классному руководителю при составлении программы опираться на научные представления о сущности, движущих силах и закономерностях процесса воспитания ребенка, на теоретические положения современных педагогических концепций о воспитании учащейся молодежи, на технологические разработки отечественных и зарубежных ученых.

Принцип непрерывности предполагает внесение изменений в программу в процессе текущей деятельности.

5.Содержание программы.

На третьей ступени обучения доминирующим видом является учебно-профессиональная деятельность, которая играет роль системообразующего фактора в воспитании старшеклассников. Участие школьников в той деятельности не только способствует обогащению их представлений об окружающем социальном и природном мире, но и содействует профессионально-личностному самоопределению. Воспитательная работа ведется по пяти направлениям: «Учение», «Общение», «Образ жизни», «Досуг», «Здоровье». Функционирование воспитательной программы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах.



Развитие познавательных интересов подростков

Основные направления воспитательной работы:

Координация образоват. Работы учителей предметников

Интеллектуально-познавательное



Эстетическое развитие личности

Досуговое



Рациональное использование времени



Формирование потребности в ЗОЖ

Спортивно-оздоровительное



Организация сан.просветительной деятельности



Вовлечение подростков в спортивные секции

Трудовое



Организация трудовой деятельности



Организация летнего труда и отдыха



Формирование духовно-нравственных ориентиров

Духовно-нравственное





Воспитание верности традициям России

Гражданско-патриотическое



Инструктаж

Школа безопасности



Организация деятельн. подростков по самосохранению



Создание индивид.планапо работе с подростками, стоящими на учете в КДН

Группа риска



Помощь в организации учебной деятельности и досуга





Организация совместной образовательно-воспитательной деятельности

Семья



Повышение психолого-педагогического уровня родителей







«Интеллектуально-познавательное»

Цель: обеспечение высокого уровня интеллектуального развития учащихся.

Задачи:

  1. создание условий для получения детьми качественного образования;

  2. развитие эрудиции учащихся;

  3. формирование потребности в самообразовании.

Формы внеклассной работы:

  • участие в олимпиадах по предметам;

  • мероприятия во время предметных недель;

  • дискуссии, дебаты;

  • индивидуальная помощь актива класса для отстающих учащихся

Ожидаемые результаты:

-развитые способности учащихся;

-устойчивые естественно научные взгляды на природу и общество;

-самостоятельное и критическое мышление;

-готовность к самореализации.

«Духовно-нравственное»

Цель: развитие коммуникативных качеств, формирование человека как стратега по отношению к прошлому, настоящему и будущему.

Задачи:

  1. установление и регулирование межличностных отношений в среде старшеклассников;

  2. построение оптимальных взаимоотношений: учитель-ученик, учитель - родители, родители-ученик, ученик-ученик;

  3. содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата коллектива;

  4. формирование лидерских качеств.

Формы внеклассной работы:

  • тематические классные часы;

  • дискуссии и ролевые игры;

  • «Разговор по душам» - часы общения с одноклассниками.

  • Совместная работа классного руководителя, родителей и психолога по различным вопросам диагностики и коррекции личностных качеств.

  • Встречи с интересными людьми.

Ожидаемые результаты:

- сформированы умения и навыки в сфере общения;

- активное участие всех в совместной деятельности;

- сформировано понимание того, что человек – стратег настоящей и будущей жизни.

«Трудовое».

Цель: формирование жизненной позиции, развитие способностей к индивидуальному жизненному выбору, то есть к самоопределению.

Задачи:

  1. развитие навыков анализа жизненных ситуаций;

  2. формирование специальных знаний - экономических, юридических, психологических;

  3. формирование социальной компетентности учащихся.

  4. профессиональная ориентация.

Формы внеклассной работы:

  • тематические классные часы;

  • курсы обучения по профильному выбору - «Эврика»;

  • экскурсии на предприятия;

  • встречи с интересными людьми;

  • дискуссии, ролевые игры.

Ожидаемые результаты:

-умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах;

-формирование адекватных профессиональных притязаний.

«Гражданско-патриотическое. Досуг».

Цель: развитие нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.

Задачи:

  1. Формировать ценностные ориентиры личности.

  2. Ориентировать учащихся на ответственность перед обществом, государством, семьей.

Формы внеклассной работы:

  • участие в работе кружков и секций;

  • посещение городской библиотеки, музеев, выставок;

  • празднование памятных дат календаря;

  • участие в концертах, посвященных Дню учителя, Дню матери;

  • участие в акциях: «Свеча памяти», «Бессмертный полк», «Мы против СПИДа»;

  • участие в конкурсе: «Школьные таланты»;

  • участие в новогодней конкурсной программе;

Ожидаемые результаты:

-сформированность понятий «жизненные ценности», «культурный человек»

-сознательное соблюдение школьниками этических норм;

-формирование чувства гордости и любви к Родине.

«Спортивно-оздоровительное».

Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  1. сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся;

  2. обучение их осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим самосовершенствованием;

  3. формирование устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.

Формы внеклассной работы:

  • лекции и беседы

  • спортивные соревнования;

  • сдача норматив ГТО;

Ожидаемые результаты:

-сформированы знания о здоровом образе жизни, рациональной организации труда и отдыха;

-осознание учащимися необходимости соблюдения здорового образа жизни.

6. Механизм реализации программы.

Этапы реализации:

I этап – организационный. Комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса.

II этап – деятельности. Обеспечение системы организационной работы, направленной на реализацию основного содержания программы.

III этап – итоговый. Систематизация полученных результатов.


Структура взаимодействия

Для успешного решения процессов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса.

  1. В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь опирается на учителей-предметников, привлекает учителей к работе с родителями.

  2. Совместно с педагогом-психологом изучает индивидуальность своих учеников, координирует работу психолога с родителями.

  3. Тесное взаимодействие с социальным педагогом и психологом помогают классному руководителю в решении личностных проблем обучающихся.

  4. Проявляя заботу о жизни и о здоровье воспитанников, классный руководитель сотрудничает с медицинскими работниками, родителями.

  5. Сотрудничество с библиотекарями городской и школьной библиотек.

Список учащихся 10 б класса

п/п

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Дата рождения

Место жительства

1

Валеева Дана Дамировна

11.08.2002

ул. Нефтяников 6/25

2

Варданян София Горовна

01.07.2002

пр. Мира 22 кор.4

3

Девеев Иса Муратханович

03.01.2003

Бамовская 5/33

4

Зырянова Анастасия Михайловна

06.08.2002

Речников 7/7

5

Кисилевский Владислав Владимирович

01.08.2002

пр. Мира 22/51

6

Королевских Владимир Иванович

26.06.2002

пр. Мира 38 /46

7

Кочубеева Екатерина Алексеевна

17.10.2002

Бамовская 11/16

8

Кухаревич Анна Александровна

10.08.2002

пр. Мира 22 кор.3 /87

9

Листопад Елизавета Николаевна

28.12.2002

Октябрьская 12/8

10

Меджидов Даниэль Динисламович

27.03.2002

пр. Мира 22 кор.5 /148

11

Насибуллина Анна Витальевна

25.06.2002

Спортивная – 65/5

12

Перваков Денис Сергеевич

11.01.2002

пр. Мира 22 кор.3 /34

13

Петрушка Денис Михайлович

06.09.2002

Западная – 9/1

14

Сатиев Умар Мурадович

04.02.2003

Молозина 12/2

15

Соловьёва Дарья Андреевна

28.02.2002

пр. Мира 24/73

16

Сычева Полина Евгеньевна

04.11.2002

МО-93, 60 лет Октября 2/2

17

Тукилуш Тимур Константинович

15.02.2002

пр. Мира 22 корп.3/70

18

Энукидзе Эмма Малхазовна

24.01.2003

МО-93, 60 лет Октября 10 /1

19

Юнусова Виктория Ильнуровна

24.09.2002

пр. Мира 22/51

20

Ховайко Артём Андреевич

29.05.2002

ул. Нефтяников 6/32

21





ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА

В 10 «Б» классе 20 обучающихся: девочек – 11, мальчиков – 9. Дети по возрасту: 1 девочка и 2 мальчика - 2003г.р., 10 девочек -2002 г.р. и мальчики 7 – 2002 г.р. рождения.

Четыре семьи неполные: Соловьева Дарья, Сычева Полина, Кочубеева Екатерина, Перваков Денис, проживают с мамами; 16 обучающихся проживают в полных семьях; Кухаревич Анна, Кисилевский Владислав, Сатиев Умар, Девеев Иса, Энукидзе Эмма – из многодетных семей (5).

Почти все обучающиеся опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. В данном учебном году, родители приобрел необходимые учебные пособия. Это позволяет сделать вывод, что родители, заботятся о своих детях. В данном классе от 5 до 8 учащихся получают горячее питание, что говорит о не должном внимании родителей к здоровью своих детей. Учащиеся отказались от приёма горячего питания в связи с некачественным приготовлением блюд и однообразным меню. Дети очень подвижны, активны, жизнерадостны. Любят обучающиеся подвижные игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников как внутри класса, так и в стенах школы. Они с удовольствием принимают участие в мероприятиях; отношение между детьми удовлетворительные. Лидеры класса – Меджидов Даниэль, Петрушка Денис, Насибуллина Анна, Листопад Елизавета. Есть в классе и не формальные лидеры, что приводит к некоторым не пониманиям. Работоспособность класса высокая. Но в классе есть учащиеся очень слабые в учебном процессе (имеются трудности в учёбе, причинами, по моему мнению: здоровье, педагогическая запущенность, нет контроля со стороны родителей), один ученик обучается на домашнем обучении – Перваков Денис. Дети очень любознательные и общительные. На контакт со взрослыми идут легко.

Дисциплина в классе не всегда на высоком уровне (бывают проблемы с некоторыми учащимися: Перваков Денис). Контроль за успеваемостью ведут: староста класса, учебный сектор и классный руководитель; организованы различные секторы для взаимоконтроля по проверке домашнего задания; своевременно проверяется электронный журнал. Все учащиеся имеют поручения в классе.

Проводя работу в классе по занятости в кружках, выяснилось, что ребята посещают школу искусств, спортивные секции, кружки. Но, есть учащиеся не посещающие кружки и секции в данном коллективе. Мои задачи на этот учебный год сформировать дружеский классный коллектив (сборный класс) и привлечь всех ребят во внеурочную деятельность.


Ученическое самоуправление в классе.

Обязанности обучающихся

Ф.И.О. учащегося

Староста класса


Заместители старосты:

Петрушка Денис Михайлович


Насибуллина Анна Витальевна

Листопад Елизавета Николаевна

Ответственные по столовой

Юнусова Виктория Ильнуровна

Кухаревич Анна Александровна

Спортивный сектор

Девеев Иса Муратханович

Петрушка Денис Михайлович

Тукилуш Тимур Константинович

Меджидов Даниэль Динисламович

Ховайко Артём Андреевич

Культмассовый сектор

Варданян София Горовна

Валеева Дана Дамировна

Сатиев Умар Мурадович

Сычева Полина Евгеньевна

Юнусова Виктория Ильнуровна

Ховайко Артём Андреевич

Энукидзе Эмма Малхазовна

Учебный сектор


Зырянова Анастасия Михайловна

Кисилевский Владислав Владимирович

Листопад Елизавета Николаевна

Королевских Владимир Иванович

Юнусова Виктория Ильнуровна

Меджидов Даниэль Динисламович

Редакционная коллегия класса

Соловьёва Дарья Андреевна

Валеева Дана Дамировна

Зырянова Анастасия Михайловна

Ответственные за посещаемость класса и внешний вид обучающихся

Насибуллина Анна Витальевна

Кочубеева Екатерина Алексеевна

Девеев Иса Муратханович

Ответственные за оформление портфолио и классного уголка

Валеева Дана Дамировна

Варданян София Горовна

Насибуллина Анна Витальевна

Соловьёва Дарья Андреевна

Зырянова Анастасия Михайловна

Петрушка Денис Михайлович

Ответственные за оформление кабинета и уборку.

Энукидзе Эмма Малхазовна

Перваков Денис Сергеевич

Сатиев Умар Мурадович


Учебный сектор: Предназначен для развития познавательных интересов учащихся, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе.

Функции:

  1. Организует и планирует совместно с классным руководителем и школьным администратором познавательные дела;

  2. Помогает педагогам в подготовке и проведении олимпиад, интеллектуальных марафонов, предметных недель;

  3. Ведет учет и разрабатывает систему поощрений лучших учащихся;

  4. Ведет учет пропусков уроков;

  5. Организует помощь в учебе нуждающимся учащимся;

  6. Совместно с классным руководителем проводит на классных часах пятиминутки «Мир вокруг нас»

Спортивный сектор: Предназначен для формирования у учащихся здорового образа жизни, приобщения к спорту и физкультуре, развития уважения к себе, своему здоровью, здоровью окружающих.

Функции:

  1. Планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия;

  2. Помогает в подготовке и проведении школьных спортивных соревнований, праздников, Дней здоровья; отвечает за комплектование команд;

  3. Ведет учет и пропаганду спортивных достижений учащихся класса;

  4. Совместно с секторами выпускает прайс лист (стенгазету) «Наши достижения»;

  5. Заботится о проведении физкультминуток на уроках;

  6. Совместно с классным руководителем проводит беседы и классные часы о пропаганде здорового образа жизни;

  7. Ведет учет и разрабатывает систему поощрений учащихся, активно участвующих в спортивной жизни класса и школы.

Культмассовый сектор: Предназначен для приобщения учащихся к эстетическому восприятию окружающего мира, к общечеловеческим культурным и нравственным ценностям; для координации действий при проведении действий при проведении классных и школьных мероприятий.

Функции:

  1. Планирует, организует и проводит классные досуговые мероприятия;

  2. Ведет подготовительную работу и отвечает за участие класса в школьных мероприятиях;

  3. Предоставляет информацию о проводимых в городе выставках, концертах, организует посещение музеев;

  4. Организует поздравления учащихся с днем рождения, с призовыми местами на конкурсах, соревнованиях;

  5. Проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре общения (поведения, внешнего вида, речи, быта и т.д.);

  6. Помогает классному руководителю в проведении бесед, диспутов по нравственным вопросам и вопросам эстета и гуманизма;

Редакционная коллегия класса: Предназначен для обеспечения гласности в жизни класса, сообщения информации о проводимых мероприятиях и участия в них учащихся класса.

Функции:

  1. Выпускает газеты к праздникам, различные плакаты, боевые листки;

  2. Готовит отчет об увлечениях, спортивных достижениях учащихся класса;

  3. Отвечает за оформление газет к предметным олимпиадам;

  4. Оформляет класс, школу к различным праздникам, мероприятиям;

  5. Ведет фото папку «Наш класс»;

  6. Обеспечивает наличие на мероприятиях фотоаппарата и отвечает за фотоотчет;

  7. Предоставляет возможность каждому учащемуся из класса высказывать свою точку зрения по различным вопросам.


7.Практическая часть

7.1 Работа с подростками.

План мероприятий (10 класс)


Направления

Мероприятия

Форма

проведения

Сроки

Ответственные


Учение

1.«Давайте знакомиться!»


2.Акция милосердия, ярмарка.

Классный час



Общешкольное мероприятие

Воспитание осознанного отношения к своей жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений; формирование качества не только гражданина РФ, но и Человека

сентября



сентябрь

Классный руководитель


Классный руководитель


«От нарушения Устава школы до правонарушения - один шаг»

Классный час


Сентябрь

Классный руководитель


Проведение анкетирования, тестирования, опросов с целью изучения личности школьника

Диагностика

Октябрь - ноябрь

Классный руководитель


"Подростки XXI века в кризисных ситуациях "

Классный час


Октябрь

Классный руководитель совместно с психологом


Участие в школьных олимпиадах


участие

октябрь

Классный руководитель, учителя-предметники


«Формы регулирования достижения в учебе»

Беседа

ноябрь

Классный руководитель


«Искусство жить. Как быть счастливым?»

Классный час

январь

Классный руководитель совместно с библиотекарем


«Курск в годы ВОВ»

Игра в рамках недели истории

январь

Классный руководитель


"Российская армия во все времена"

Классный час

февраль

Классный руководитель, учителя-предметники


"Урок Победы"

«Это нужно не мертвым...»


Классный час - викторина

Апрель - май

Классный руководитель совместно с активом класса


«Возможности у меня большие, но…»


Классный час - игра

май

Классный руководитель совместно с активом класса


Общение



«Деловой стиль в одежде: азбука хорошего вкуса»

Творческий мини-проект

сентябрь

Классный руководитель совместно с активом класса


«Есть контакт»

«Можно ли научиться управлять собой?»

Классный час-игра

октябрь

Классный руководитель


«Лидер»

«Творить благо»

Деловая игра

Октябрь-ноябрь

Классный руководитель


«Пока горит свеча»

Час общения

в течение года

Классный руководитель


Разработка сценария новогоднего праздника

Заседание актива

декабрь

Актив класса


«Сквернословию – бой. Начни бой с себя!»

Познавательная программа

Январь - февраль

Актив класса


«День именинника»

Классный час - чаепитие

декабрь

Классный руководитель. Актив класса


"Славный день 8 марта"

Праздник

март

Актив класса


«Веселье широкое – Масленица»

Праздник

Март -апрель

Актив класса


«Поговорим друг с другом»

Классный час-беседа

апрель

Актив класса


«Психология ранней юности: проблемы и пути их решения»

(беседа)

Тестирование

май

Классный руководитель Школьный психолог


Образ жизни

«Мы вместе - коллектив»

Выборы органов самоуправления

сентябрь

Классный руководитель. Актив класса

«Увлечения – польза или талант». «Я и профессия моя»

анкетирование

сентябрь

Классный руководитель

Оценка тревожности, напряженности

Анкетирование, беседа

октябрь

Школьный психолог

«Кем мне стать?» "10 самых популярных профессий"

Кл. час

ноябрь

Классный руководитель. Актив класса

Средства и методы самовоспитания. «Я и профессия моя»

консультация

декабрь

Школьный психолог

«День именинника»

Классный час - чаепитие

декабрь

Классный руководитель. Актив класса

«К чему стремятся люди» «Подросток и его профессиональные интересы»

Кл. час

январь

Классный руководитель

«Ты и твой класс»

Анкетирование

апрель

Классный руководитель

Досуг

«День учителя», оформление стенгазеты

Поздравление учителей

октябрь

актив по культуре

«Овеянные славой флаг наш и герб»

Викторина

октябрь

Классный руководитель

Акция «Подвиг матери- хранительницы нравственного очага семьи»

Классный час

ноябрь

Классный руководитель

«Новогодняя вечеринка»

Праздник

декабрь

Актив по культуре

«Сын, отец, отечество»

Классный час - игра

февраль

Классный руководитель

«Российская армия на все времена»

Классный час. викторина

февраль

Классный руководитель

«Славный день 8 марта»

Праздник - чаепитие

март

Совет по культуре

«Счастливая семья»

Устный журнал

апрель

Классный руководитель

«День именинника»

Классный час - чаепитие

апрель

Классный руководитель. Актив класса

«Я гражданин России... Я этим горжусь...»

Патриотический классный час

май

Классный руководитель

Здоровье

День здоровья


Беседа

Сентябрь


Классный руководитель, школьный медработник

Мини-футбол

(в рамках 18 Спартакиады

соревнование

Сентябрь-октябрь

Спортивный сектор, классный руководитель

Профилактика травматизма, ПДД, ППБ

беседы

в течение года

Классный руководитель

Школьная олимпиада по физической культуре

Открытие спортивного сезона «Лыжные гонки»

Познавательная программа

октябрь

Классный руководитель совместно с родителями

Кубок школы по мини-футбол

соревнование

Ноябрь

«Пресс-центр»

Спортивные мероприятия в рамках ШАН

соревнование

Ноябрь


Спортивный сектор, классный

«Президентские состязания»

(в рамках 18 Спартакиады)

соревнование

Ноябрь

декабрь


Спортивный сектор, классный

Волейбол, мини-волейбол

(в рамках 18 Спартакиады)

соревнование

Ноябрь

декабрь


Спортивный сектор, классный

Баскетбол

(в рамках 18 Спартакиады)

соревнование

декабрь

Спортивный сектор, классный руководитель

Кубок школы по волейболу

соревнование

январь

Классный руководитель, родители

Кубок по баскетболу

соревнование

январь

Спортивный сектор, классный

«А ну-ка парни!»

Праздник

февраль


Дартс

(в рамках 18 Спартакиады)

соревнование

март

Спортивный сектор, классный руководитель

Лыжные гонки

Игра-викторина

Март-апрель

Спортивный сектор, классный руководитель

Закрытие спортивного сезона

Праздник

апрель

Спортивный сектор, классный руководитель

День Здоровья

Праздник- игра

май

Спортивный сектор, классный руководитель








7.2 Работа с родителями.

I. Изучение семей учащихся

Действия

Предполагаемый результат

  1. Изучение семей учащихся, прибывших из других классов.

  2. Ежегодное составление социального паспорта.

  3. Социальный опрос «Моя семья».

Создание банка данных.

Выявление кризисных семей.

Своевременное выявление детей, требующих внимания.


II. Работа с родителями.

Действия

Предполагаемый результат

Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы и класса:

  1. Дни открытых дверей для родителей.

  2. Привлечение родителей-выпускников школы для сохранения и умножения школьных традиций.

  3. Привлечение родителей для организации внеклассных мероприятий (классных часов).


Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы и класса.

Педагогическое и психологическое просвещение родителей.

  1. Тематические собрания с привлечением специалистов.

  2. Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников.

  3. Собрания-практикумы для родителей.

  4. Индивидуальная работа с родителями.

  5. Итоговые четвертные собрания.

  6. Организация классных развлекательных мероприятий для сплочения коллектива.

Улучшение микроклимата в семье.



Тематика родительских собраний.

10 класс.

  1. «Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе».

  2. «Создание классного портфолио».

  3. «Ответственность, самооценка, самоконтроль. Как их в себе развить».

  4. Итоги прошедшего года.

11 класс.

  1. «Воспитание ответственности у взрослых детей»

  2. «Семья и образование».

  3. «ЕГЭ. Особенности подготовки и направленности по профессиональному направлению»

  4. Итоговое родительское собрание «Мир вашему дому, удача в будущности».




III. Работа с проблемными семьями.

Действия

Предполагаемый результат

  1. Регулярное посещение проблемных семей.

  2. Индивидуальные беседы с родителями.

  3. Совместная работа классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

  4. Составление индивидуальных программ воспитания, индивидуальных маршрутов для учащихся.

Оказание помощи проблемным семьям.


IV. Сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в классе.

Действия

Предполагаемый результат

  1. Работа родительского комитета.

  2. Помощь родителей в организации классных праздников.

  3. Посещение членами родительского комитета проблемных семей.

Создание единого воспитательного пространства «родители-дети-учителя»


7. Мониторинговые, диагностические тесты


Эффективность воспитательной работы в классе проверяется при помощи системы мониторинговых диагностических тестов:

Методика: «Знаете ли вы себя?»

Цель: узнать новое о своем характере и проанализировать те качества личности, которые будут мешать или помогать при поиске работы.

Автор: С. Чистякова.

Методика: тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья.

Цель: определить уровень состояния своего здоровья. Автор: Н. Смирнов. Методика: изучение отношения к учебным предметам.

Цель: выявить предпочитаемые и отвергаемые предметы, причины того или иного отношения к ним, а также мотив учебной деятельности.

Автор: Г. Казанцева.

Методика: изучение направленности личности.

Цель: определить направленность человека: личностной (на себя), коллективисткой (на взаимодействие), деловой (на задачу).

Автор: В. Смекал и М. Кучер.

Методика: диагностика памяти (оперативная память).

Цель: определить уровень развития оперативной памяти.

Автор: О. Истратова.

Методика: «Шкала совестливости».

Цель: измерить степень уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Автор: В. Мельников, Л. Ямпольский.

Методика: Тест: «Готов ли я к будущей профессии?»

Цель: определить готовность учащихся к выбору будущей профессии. Автор: О. Ягодкина.

Методика: диагностика мышления (логичность умозаключений).

Цель: выявить логические аспекты мышления. Автор: Липпман.

Методика: изучение общей самооценки учащихся.

Цель: выявить уровень самооценки. Автор: Г. Казанцева.

Методика: оценка учебной мотивации и боязни неудач.

Цель: выявить уровень мотивации учебной деятельности. Автор: А. Реан. Методика: диагностика состояния стресса.

Цель: выявить особенности переживания стресса, степень самоконтроля и эмоциональной стабильности в стрессовых условиях. Автор: А. О. Прохорова.

Методика: тест: «Легко ли с вами?»

Цель: выявить отношение к окружающим и реакцию окружающих на поступки и деятельность учащихся. Автор: В. Шепель.

Методика: оценка социально-психологических свойств личности.

Цель: оценить самого себя. Автор: Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск: «Петроком», 1991

Методика: анкета «Готов ли я к семейной жизни?»

Цель: изучение отношения учащихся к семейным обязанностям (муж, жена) Автор: А. Прутченков.

Методика: Профориентационная анкета.

Цель: отбор различных типов профессий в соответствии с аналогичной классификацией. Автор: Е. Климов

8.Ожидаемые результаты.

  1. Раскрытие и реализация творческого потенциала детей.

  2. Развитие индивидуальных способностей каждого школьника с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей участвовать во внеурочной деятельности.

  3. Получение опыта во взаимодействии с различными категориями людей, а так же с окружающей природой.

  4. Формирование у детей установки на ЗОЖ.

  5. Появление и усиление чувства патриотизма и гражданской ответственности.

  6. Проявления ребят в различных ролях: исполнителя, зрителя, участника, организатора.

  7. Развитие способности учащихся находить свое место в социуме, умение правильно выбрать свою будущую профессию.

  8. Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего досуга, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.

В результате реализации программы у каждого выпускника школы в достаточной мере должны быть развиты:

– личностные качества;

– нравственные нормы поведения;

– культура общения в коллективе;

– потребность в труде;

– способность к профессиональной деятельности;

– способность рационально организовывать деятельность;

– способность к сотрудничеству;

– сформированность познавательных навыков.

Ведущими качествами личности выпускника должны стать:

1.Личностные качества:

- сознательная дисциплинированность, обязательность;

- внутренняя свобода, независимость;

- стойкость, умение переносить трудности;

- решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх;

- порядочность, честность, правдивость;

- раскованность;

- развитое чувство достоинства (самоуважение);

- стремление к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей, то есть к преодолению собственной ограниченности.

2.Осмысленность личной жизни, целеустремленность:

- сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье;

- наличие жизненных планов;

- активная профессиональная подготовка;

- стремление к материальному благосостоянию и готовность

экономически самостоятельно себя обеспечить;

- желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью;

- понимание жизненной целеустремленности.

3.Мировоззрение:

- знание современной научной картины мира;

- понимание и принятие философии прав и свобод человека;

- патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание её процветания);

- правовая и политическая культура;

- жизненный социальный оптимизм;

- способность сделать правильный нравственный, социальный, политический выбор.

4.Интеллектуальное развитие:

- информационный кругозор;

- потребность применять знания на практике;

- умение обобщать, анализировать, делать выводы;

- критичность (ничего не принимать на веру);

- гибкое мышление, свободное от догматизма;

- стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;

- умение ориентироваться в справочной, художественной, научной

литературе;

- умение и желание организовать себя;

- умение заниматься самообразованием.

5. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

- добросовестность;

- старательность;

- настойчивость;

- предприимчивость, самостоятельность;

- творческий подход к работе.

6. Отношение к окружающим:

- гуманность, уважение прав, свобод и достоинств других людей;

- бескорыстная забота о других;

- интерес к людям, общительность;

- доброжелательность, склонность к сотрудничеству;

- терпимость, уступчивость;

- умение постоять за себя.

7. Человек – творец самого себя:

- объективная самооценка, умение видеть свои недостатки;

- «любящий себя» - значит уважающий себя, верующий в себя и в свою

уникальность, в своё предназначение;

- стремление к саморазвитию.

8. Культура поведения:

- умение жить вместе с другими;

- умение контролировать себя;

- сдержанность, тактичность;

- чувство меры в общении;

- умение соблюдать дистанцию;

- умение приветствовать;

- культура речи.

9. Здоровый образ жизни:

- отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной

ценности;

- знание механизмов и способов поддержания здоровья;

- стремление к физическому совершенствованию;

- отсутствие вредных привычек;

- знание и владение приёмами и способами оздоровления

организма.

10. Семья, брак, любовь:

- отношение к браку как важнейшему жизненному выбору;

- уважительное отношение к женщине/девушке, мужчине/юноше.

11. Эстетическая культура:

- наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса;

- умение отличать прекрасное в природе, искусстве, жизни, труде,

общении, обучении;

- наличие развитого творческого начала;

- наличие умения рисовать, петь, танцевать;

- наличие чувства эстетической меры;

- наличие умения одеваться со вкусом, организовывать быт.

12. Отношение к природе:

- готовность охранять и защищать природу;

- бережное отношение к окружающей среде;

- воплощение в своей практической жизни идеи о возобновлении

природы.


9.Критерии и способы изучения эффективности воспитательной программы.

В качестве меры эффективности, функционирования воспитательной программы целесообразно избрать критерии, позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности по достижению поставленной цели.

Диагностический инструментарий представлен в таблице.


Критерии

Показатели

Методы исследования

1) Интеллектуальное развитие

1. Освоенность образовательной программы.

2. Развитость познавательных интересов.

3.Способность к проведению научного поиска.

Анализ текущей и итоговой успеваемости.

Школьный тест умственного развития (ШТУР)

2) Развитие личностных качеств учащихся

Уровень развития отношения подростка к ценностям.

«Личностный рост» (методика Д.В.Григорьева, И.В. Кулешова, П.В. Степанова)

3) Нравственная воспитанность учащихся

1. Сформированность основных нравственных качеств личности.

2. Социальная активность учащихся.

тест «Размышляем о жизненном опыте» (методика Н.Е. Щурковой).

Педагогическое наблюдение.

4)Социальная компетентность

Сформированность способности самостоятельно действовать на основе полученных знаний.

«Опросный лист социальной и коммуникативной компетентности» Г.М. Беспаловой

5) Готовность к самоопределению, самореализации

Уровень готовности к выбору профессии.

«Готовность подростков к выбору профессии» (методика В.Б. Успенского)

6) Сформированность классного коллектива

1.Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

2.Сформированность индивидуальности классного коллектива.

«Какой у нас коллектив» (методика А.Н. Лутошкина).


Социометрия.

7) Изучение удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества.

1.Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности класса.

2.Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей.

«Изучение удовлетворенности подростка жизнью учебного заведения» (методика А.А. Андреева)

«Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» (методика Е.Н. Степанова).


Список литературы

  1. Конвенция ООН о правах ребенка. 1989.

  2. Конституция Российской Федерации. 1993.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» с изменениями и дополнениями. 1996.

  4. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». 1998.

  5. Газман О.С. «Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития», 2006

  6. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя).- М., 2009.

  7. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы.- М.,2006.

  8. Закирова И.Г. Программа классных часов по культуре общения/ Классный руководитель. – 2009, №2.

  9. Занох Л.Ф., Киреева И.В., Лысова Л.В. Программа воспитательной работы классного руководителя/ Классный руководитель. – 2015

  10. Справочник классного руководителя. - 2011, №1.

  11. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации / авт.-сост. Н.Н.Шапцева. – Волгоград,2016.

  12. Сергеева В.П. Технологии деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. – М., 2008.

  13. Совместные воспитательные проекты: родительские собрания, семейные развлечения, проекты / авт. – сост. М.К. Господникова. –Волгоград, 2016.

  14. Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе//Классный руководитель. – 2016, №8.

  15. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост.Н.А. Панченко.-Волгоград:Учитель,2007.

  16. Сымань О. Интеллектуальные забавы в Лидер-классе: Сборник интеллектуально-развлекательных обучающих программ для среднего и старшего школьного возраста. – Н.Новгород, 2010.

  17. «Этика и психология семейной жизни» / Н.Г. Юркечив. Минск. «Народная асвета» 1989г.

  18. Журнал «Воспитание школьников».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!