Воспитательная система
5 Г класса МБОУ СОШ№4 г.Гусиноозерска
имени Героя социалистического труда Г.Д. Тучинова
«Я и мой мир»
Целью модели является – создание условий для формирования у учащихся смысловых ориентаций, знаний, умений и навыков, опыта деятельности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности, для которых есть наиболее благоприятные: субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
создать воспитательное пространство, обеспечивающее формирование у учащихся позитивного опыта жизни и практической деятельности в современном обществе;
формировать умения осознанно осваивать и применять знания и навыки по укреплению своего здоровья, по культуре общения, коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях;
изучать субъектный опыт учеников, определять проблемные точки в развитии и потенциальные возможности детей;
развивать индивидуальные личностные качества каждого ребёнка;
оказывать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы детей;
вырабатывать единые требования с родителями в воспитании детей;
включить детей в творческую личностно социально значимую продуктивную деятельность.
Основные принципы обеспечения педагогической поддержки.
По праву от рождения каждый человек является свободным и обладает свободой выбора. И каждый в классе должен понять, что выбор нужно делать осознанно. Это очень важно в классе, где есть дети, из неблагополучных, малообеспеченных семей. Именно этим детям с трудным характером, педагогически запущенным, слабо подготовленным нужно дать возможность поверить в себя, в свои способности, чтобы они не боялись творить, размышлять, искать себя, достигать.
Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман придерживается позиции, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребёнком следует строить на основе гуманистических принципов:
любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
применение диалоговых форм общения с детьми, умение говорить по-товарищески, слушать, слышать и услышать;
уважение достоинства ребенка, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения;
поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в сильных сторонах ребенка; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка;
собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Модель разработана и с учетом возрастных особенностей и изменений учащихся. Реализация воспитательной деятельности рассчитана на два этапа в зависимости от возрастных особенностей: 5-7 класс, 8-9 классы.
Содержательный компонент
Помощь школьнику в его развитии через педагогическую поддержку:
создание благоприятных условий для развития школьника в доступных ему видах деятельности.
готовность ребёнка к собственной деятельности.
развитость индивидуальных способностей ученика.
нравственная направленность личности.
физическое и психическое здоровье школьника.
сформированность базовой культуры учащегося.
защищённость и комфортность ребёнка в классном и школьном сообществе.
Этапы деятельности в целях помощи детям в решении проблем.
Механизм педагогической поддержки ребёнка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:
I этап (диагностический) – фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребёнком, вербализация постановки проблемы (проговаривание её с самими школьником), совместная оценка проблемы с точки значимости её для ребёнка;
II этап (поисковый) – организация совместно с ребёнком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (приём «глазами ребёнка»);
III этап (договорный) – проектирование действий педагога и ребёнка (разделение функций и ответственности по решению проблему), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
IV этап (деятельностный) – действует сам ребёнок и действует педагог (одобрение действий ребёнка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за её пределами, безотлагательная помощь школьнику)»;
V этап (рефлексивный) – совместное с ребёнком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысления ребёнком и педагогом нового опыта.
Создание условий – цель нашей модели. Содержание рассматривается как описание этих условий, которые своей деятельностью создает классный руководитель. Для проведения более целенаправленной работы воспитателя по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии О.С. Газман предлагал разрабатывать и осуществлять пять целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».
Направления | Цель | Задачи |
«Я и мой мир» | Обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи. | формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; укрепление нравственности — основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. |
«Я среди людей» | Активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. | -формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; -формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; -становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование основы культуры межэтнического общения; - формирование отношения к семье как к основе российского общества; - воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению. |
«Я и мое здоровье» | Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. | - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; - развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. |
«Я и мои способности» | обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования. | - формирование навыков научно-интеллектуального труда; - развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; - формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; - овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. и основного общего образования. По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита проектов. |
«Я и мой досуг» | Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. | -формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; - становление активной жизненной позиции; - воспитание уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательного отношения к сверстникам и малышам; - формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности. |
Школьные мероприятия являются компонентами внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в данных проектах позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в проектах осуществляется в соответствии с его интересами и склонностями:
Этапы реализации блоков воспитательной работы
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
Основными критериями результативности воспитательного процесса стали следующие: физическое и психическое здоровье школьника; развитость индивидуальных способностей ученика; защищенность и комфортность ребёнка в классной и школьной сообщности; готовность ребёнка к самостоятельной деятельности; нравственная направленность личности; сформированность базовой культуры учащегося.
Эти критерии позволяют рассматривать эффективность процесса воспитания и как фактор самореализации ребёнка, и как важнейшего условия становления индивидуальности школьника с нарушениями в развитии.
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.
В классе обучается 27 учащихся: 12 девочек и 15 мальчиков. Дети относятся к основной физкультурной группе, 1 ученик имеет освобождение от занятий физкультуры.
Классный коллектив слаженный, отношения между детьми доброжелательные.
Работоспособность класса средняя. Дети любознательные и общительные. На контакт со взрослыми идут легко. Все дети учатся в меру своих возможностей.
Дисциплина в классе на среднем уровне.
Контроль за успеваемостью ведет учебный сектор и классный руководитель, организовывается взаимоконтроль по проверке домашнего задания, своевременно проверяются дневники, выставляются оценки.
Пропуски уроков, конечно, присутствуют, но они по уважительной причине.
Проводя работу в классе по занятости в кружках, выяснилось, что ребята посещают в основном кружки спортивные, танцевальные, музыкальные.
Мероприятия в классе проходят на хорошем уровне, дети с удовольствием готовятся к ним.
Актив класса выполняет все, что положено и оказывает большую помощь классному руководителю.
Каждый воспитанник этого класса имеет поручение.
В классе есть лидеры и отвергаемые. Ведется работа с совместно с психологами школы.
Родители оказывают помощь классному руководителю в едином деле - воспитании детей.
Уровень воспитанности детей средний, проведено тестирование детей по этому вопросу на уровне школы.
В трудовой деятельности ребята активны, хорошо выполняют порученную работу. При распределении обязанностей конфликтов не возникает.
В ходе анкетирования выяснилось, что учащиеся считают свой класс дружным, организованным, творческим. Учащиеся класса достаточно самокритичны и непосредственны.
Основные направления и дела классного сообщества.
№ п/п | Направления работы | Задачи | Содержание работы | Формы работы | Сроки | Ответственные |
СЕНТЯБРЬ |
| «Я и мой мир» | Развитие механизмов эмоционального регулирования поведением;активационной сферы учащихся: интересов, желаний, потребностей. | Золотая Осень. | Конкурс чтецов к 125-летию М.Цветаевой. Конкурс плакатов ко Дню моря. | | Классный руководитель, актив класса. |
| «Я и мое здоровье» | Развитие системы профилактических умений по охране здоровья, привычек к здоровому образу жизни. | Курить себе вре дить. Чтобы не померкли жизни краски... Что такое гепатит? | Что такое психоактивное вещество? Информационный бюллетень. | | Классный руководитель, актив класса. |
| «Я и мой досуг» | Воспитание трудолюбия., потребности трудиться. | «Мир профессий» | Ролевая игра. | | Классный руководитель, актив класса. |
| Основы безопасности жизнедеятельности | Развитие навыков ориентировочного поведения в различных ситуациях. | Изучение и закрепление материалов инструкций по охране труда и техники безопасности. | Ролевая игра. Практикум. Инструктаж о поведении на водных объектах. Безопасное колесо. | | Классный руководитель, актив класса. |
| «Я среди людей» | Осмысление себя учеником школы, гражданином обществ. | Люби и знай родимый край!!! | Час общения «Дружба и взаимопонимание» | | Классный руководитель, актив класса. |
ОКТЯБРЬ |
| «Я и мой мир» | Воспитание творческой личности. | Работа в творческом объединении «Прекрасное рядом» | Сочиняем гимн класса. Готовим эмблему класса. | | Классный руководитель, актив класса. |
| «Я и мое здоровье» | Воспитание основ гигиены, культуры питания. | Болезни грязных рук. О вреде чипсов и «скорой еды» | Беседа с медицинской сестрой. Профилактика гриппа, ОРВИ. Акций «Не болей-ка!» | | Классный руководитель, актив класса. |
| Основы безопасности жизнедеятельности | Вооружение знаниями личной безопасности. | Азбука пешехода. Занятие: «Тот, кто ездит по перилам...» | Ролевая игра. Безопасность в стихах. | | Классный руководитель, актив класса. |
| «Я среди людей» | Воспитание любви к родной земле. | Города моей Республики. | Библиотечный час. | | библиотекарь. |
НОЯБРЬ |
| «Я и мой мир» | Создать условия для воспитания нравственных основ личности. | Если друг оказался вдруг... Единожды солгавший, кто тебе поверит? | Беседа: «поговорим о дружбе» | | Актив класса. |
| «Я и мое здоровье» | День знаний о красоте здорового человека, его возможностях и путях сохранения личного здоровья. | Спортсмены нашей Республики. Здоровье в порядке -спасибо зарядке. Береги здоровье смолоду. | Устный журнал. Практикум. | | Классный руководитель, актив класса. |
| «Я и окружающий мир» | Вооружение знаний о родном крае. | Реки нашего края. | Путешествие по карте. | | Классный руководитель. |
ДЕКАБРЬ |
| «Я и мой мир» | Формирование интереса к своему «Я», товарищам и окружающим. | Какой я? Какие мы?Что мне хотелось бы изменить в себе, в школе, дома? | Поговорим по душам. | | Классный руководитель, актив класса. |
| «Я и мое здоровье» | День знаний о профилактике опасных заболеваний, об опасных развлечениях и их последствиях. | Чем опасен грипп? Бенгальские огни, петарды, хлопушки. | Встреча с медицинской сестрой. Инспектор предостерегает. | | Классный руководитель, медицинская сестра. |
| Основы безопасности жизнедеятельности | Повторение и закрепление навыков безопасного поведения. | Зимние забавы: о чем надо помнить! | Весело о серьезном. Экзамен о правилах поведения на зимних водоемах. | | Классный руководитель, актив класса. |
| «Я и окружающий мир» | Воспитание гражданственности, понимания сути подвига народа, милосердия, сострадания. Пробуждение к поисковой работе. | На вахте памяти. Работает группа «Поиск» | Уборка памятника, посвященного Великой Отечественной войне. Оформляем стенд в классе. | | Классный руководитель, актив класса. |
| Эстетическое воспитание | Воспитание творческих начал. | Готовимся к Новогоднему карнавалу. | Веселая мастерская. | | Классный руководитель, актив класса. |
ЯНВАРЬ |
| «Я и мой мир» | Формирование основ нравственности | Если вы вежливые. Совесть. | День вежливости. Разговор с иллюстрациями. | | Классный руководитель, актив класса. |
| «Я и окружающий мир» | Изучение истории родного края. | Бастион мужества. | Читательская конференция. | | Классный руководитель, актив класса. |
| «Я и мое здоровье» | Развитие системы профилактических умений по охране здоровья, привычек к здоровому образу жизни | Беседа о вредных привычках. | Влияние алкоголя на организм человека | | Классный руководитель, актив класса. |
ФЕВРАЛЬ |
| Трудовое воспитание | Формирование привычки трудиться. | Моем чисто,чисто,чисто...Ухаживаем за комнатными цветами. | Час чистоты и уюта. | | Классный руководитель, актив класса. |
| «Я и окружающий мир» | Воспитание на примере выдающихся людей. | | Конкурс художественного слова «Живая классика» «Никто не забыт, ничто не забыто!» | | Классный руководитель, актив класса. |
| Эстетическое воспитание | Развития творческого воображения. | Работа учащихся в творческом объединении «Прекрасное рядом» | Готовим подарки мальчикам на 23 февраля. | | Классный руководитель, актив класса. |
| «Я и мое здоровье» | Развитие системы профилактических умений по охране здоровья. | Беседа о правилах поведения в социальных сетях. | .Защити себя во всемирной паутине. | | Классный руководитель, актив класса. |
МАРТ |
| «Я и мой мир» | Формирование нравственных представлений о красоте человеческих взаимоотношений. | Образ матери в стихах и прозе... Работа в творческом объединении «прекрасное рядом» | Литературный вечер. Делаем подарки маме. | | Классный руководитель, актив класса. |
| «Я и окружающий мир» | Дать детям новые знания о красоте женской души. | У войны не женское лицо. Мама, милая мама! | Литературная композиция. Устроим дома праздник для мамы. | | Классный руководитель, актив класса. |
| Эстетическое воспитание | Развития творческого воображения. | Работа учащихся в творческом объединении «Прекрасное рядом» | Готовим подарки мамам, сестрам. | | Классный руководитель, актив класса. |
| «Я и мое здоровье» | Развитие системы профилактических умений по охране здоровья. | Беседа о полезных привычках. | «Осанка и здоровье» | | Классный руководитель, актив класса. |
АПРЕЛЬ |
| «Я и мой мир» | Воспитание патриотизма, формирование нравственных ценностей | Боевой листок к Дню Победы. | Праздничный выпуск стенгазеты. | | Классный руководитель, актив класса. |
| Трудовое воспитание | Формирование новых знаний. | Уборка территории школы. Посадка деревьев. | Соревнование «Чей участок лучше?» Дни добрых и полезных дел. | | Классный руководитель, актив класса. |
| «Я и мое здоровье» | Развитие системы профилактических умений по охране здоровья. | Тренинг | «Быть здоровым - модно!» | | Классный руководитель, актив класса. |
| «Я и окружающий мир» | Воспитание гражданственности, понимания сути подвига народа, милосердия, сострадания. | Интерактивный кл.час | Виртуальное путешествие «Города-герои». | | Классный руководитель, актив класса. |
МАЙ |
| «Я и мой мир» | Воспитание нравственных основ личности. | Нас пригласили в гости. | Ролевая игра. В стране вежливых наук. | | Классный руководитель, актив класса. |
| Трудовое воспитание | Воспитания трудолюбия и сознательного отношения к труду. | Работы на территории школы. Генеральные уборки. | Трудовой десант. Операция «Цветы» | | Классный руководитель, актив класса. |
| «Я и мое здоровье» | Развитие системы профилактических умений по охране здоровья. | | Нравственное и физическое здоровье | | |
| «Я и окружающий мир» | Формирование нравственных основ личности на примере исторических событий. | Праздник Великой Победы. | Парад. | | Классный руководитель, актив класса. |