СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа...............................

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа...............................»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Алтай

«Горно-Алтайский педагогический колледж»











ПРОГРАММА



Особенности организации социально-педагогической деятельности в образовательных организациях с детьми ОВЗ











Составитель: Папитова Е. В. 1127гр















г. Горно – Алтайск, 2021

Наименование программы

Особенности организации социально-педагогической деятельности в образовательных организациях с детьми ОВЗ

Разработчики программы

Бапинова Светлана Петровна, социальный педагог

БПОУ Республики Алтай «Горно-Алтайский педагогический колледж»

Папитова Екатерина Владимировна, студентка 1127 группы ППФ ГАГУ

Цель, задачи программы

Цель: создание системы работы по психолого-педагогическому и социальному сопровождению обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья и инвалидов в условиях БПОУ Республики Алтай «Горно-Алтайского педагогического колледжа»

Задачи:

  • создание в Колледже условий, необходимых для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, их социализации и адаптации;

  • повышение уровня доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ;

  • возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ;

  • формирование в Колледже толерантной социокультурной среды.

Сроки реализации программы

2020-2021 г.г.

Ожидаемые конечные результаты программы и показатели ее эффективности

  • Создание благоприятного климата, способствующего уменьшению факторов риска, приводящих к не успешной адаптаций в подростковой среде;

  • Формирование у подростков представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;

  • Выработка эффективных способов сотрудничества педагогов - родителей - учеников.



Нормативную правовую основу разработки программа составляют:

Федерального уровня:

  1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями);

  2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

  3. Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»

  4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

  5. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями);

  6. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями);

  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с изменениями и дополнениями);

  8. Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 18 марта 2014 г. N 06-281);

  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 ноября 2013 г. N 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».





Пояснительная записка

Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Лекции, практические и семинарские занятия по большинству дисциплин проводятся совместно. При этом преподаватель должен уметь гибко перестраивать ход лекционного, семинарского и практического занятия, адаптировать с учетом потребностей смешанной аудитории как сам материал, так и способ его подачи. Например, визуальные презентации являются необходимыми для эффективного обучения слабослышащих обучающихся. Незрячие обучающиеся и обучающиеся с остаточным зрением довольно хорошо воспринимают информацию на слух. Поэтому требования к обучающимся с различными образовательными потребностями гибко варьируются внутри одной и той же общей для всех образовательной программе. Эти требования касаются не только выработки вариабельных критериев качества усвоенных знаний с содержательной точки зрения, но также индивидуального (оптимального для конкретного обучающегося) темпа усвоения и способов промежуточного и итогового контроля усвоенных знаний.. Как правило, обучающимся с нарушением зрения и ДЦП (испытывающим трудностями в письменном конспектировании) разрешается использовать на лекции диктофон, чтобы дома проработать материал еще раз. Некоторые незрячие и слабовидящие обучающиеся довольно успешно пользуются для конспектирования лекций «ноутбуками». Большей части обучающихся с ОВЗ трудно делать самостоятельно доклады, публичные выступления, презентации в обычном режиме, поэтому педагоги часто практикуют групповые варианты подготовки семинарской темы занятия и доклада. Слабослышащие обучающиеся предпочитают письменные варианты промежуточной отчетности и итогового контроля, а инвалидам по зрению и некоторым обучающимся с ДЦП доступны только устные формы отчетности и экзамена. Для категории обучающихся с ОВЗ важнейшим условием компенсации дефекта является наличие программ, учебников, учебных пособий, материалов для самостоятельной работы в электронном виде. Во многом учебному процессу помогают различные формы сотрудничества, взаимной поддержки, толерантного отношения друг к другу между обучающимися и обучающимися с ОВЗ и инвалидами. Все это является важнейшими составляющими инклюзивного образования и необходимо для эффективной самореализации в учебном процессе каждого обучающегося. Особенности и своеобразие психофизического развития лиц с ОВЗ и инвалидов определяют необходимость создания специальных условий для обеспечения инклюзивного образовательного процесса, которые заключаются в реализации следующих программ:

  • Программа психолого-педагогического и социального сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

  • Программа по адаптации студентов первокурсников колледжа;

  • Адаптированные основные образовательные программы среднего профессионального образования по реализуемым специальностям;

  • Адаптированные индивидуальные траектории (для каждого вида нарушений) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • Комплекс адаптированных заданий по каждой учебной дисциплине/МДК;

  • Адаптированный план практики (для каждого вида нарушений).









Содержание программы

Особенности организации социально-педагогической деятельности в образовательных организациях с детьми ОВЗ, имеющих проблемы с обучением, в общении, социальной адаптации, которое направлено на изучение, развитие и коррекцию личности инвалида или лиц с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики, коррекции личностных достижений психолого-педагогической службой, социальным педагогом, кураторами учебных групп, преподавателями колледжа.

Этапы:

1-ый этап – организационно – диагностический, включает в себя изучение индивидуальных возможностей и особенностей лиц с ОВЗ и инвалидов, прогнозирование перспектив их адаптации к образовательному процессу (август-сентябрь)

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Организационно-распорядительная деятельность

1

Сбор и анализ документов подтверждающих социальный статус, выявление обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. Индивидуальные беседы, наблюдения, составления социальных паспортов групп

Август

Кураторы учебных

групп, фельдшер, социальный педагог

2

Создание и корректировка банка данных обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, систематическое отслеживание социально – педагогического статуса студентов и его изменения в период обучения

Сентябрь- июнь

Социальный педагог

3

Изучение состояния здоровья и возможностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ

Сентябрь, октябрь

Фельдшер, кураторы учебных групп, социальный педагог

4

Изучение личности обучающегося инвалида и лица с ОВЗ (выявление возможных проблем, трудностей, мешающих развитию адаптационного потенциала)

Сентябрь

Психолог

5

Изучение семьи (семейных отношений, воспитания) Взаимодействие с семьями детей – обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ

Сентябрь

Преподаватель психологии, кураторы учебных групп, социальный педагог

6

Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с обучающимися инвалидами и лицами, имеющими ОВЗ

Сентябрь

Преподаватель психологии, фельдшер

7

Составление плана сопровождения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ

Октябрь

Отдел по ВР

8

Закрепление за обучающимися инвалидами, лицами с ОВЗ волонтерского сопровождения (тьюторов, из студентов старшекурсников). Социальный патронаж.

Сентябрь

Отдел по ВР Социальный педагог



п.п.

Содержание деятельности

Срок реализации

Ответственный

Психологическое сопровождение



Организация и проведение диагностического исследования (изучение уровня социализации обучающегося, контроль динамики развития профессионально значимых и личностных качеств и т.д.).

Октябрь

Социальный педагог Преподаватель психологии

Организации и проведение обучающего семинара по работе с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ (на основе полученных результатов диагностики).

Октябрь

Преподаватель психологии

Консультирование педагогов и обучающихся по результатам диагностики, по выбору индивидуально- ориентированных методов и приемов работы с обучающимися.

В течение всего периода обучения

Социальный педагог

Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения обучающегося инвалида и лица с ОВЗ.

В течение всего периода обучения

Преподаватель психологии

Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения (как для студентов с ОВЗ, так и для остальных студентов).

В течение всего периода обучения

Преподаватель психологии

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы и т.д.).

В течение всего периода обучения

Преподаватель психологии, кураторы учебных групп, отдел по ВР


Социальное сопровождение

Разрешение конфликтов, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий, затрагивающих интересы обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ,

В течение всего периода обучения

Преподаватель психологии, куратор учебной группы, отдел по ВР

Помощь семье в проблемах, связанных с обучением инвалидов и лиц с ОВЗ.

В течение всего периода обучения

Социальный педагог, преподаватель психологии,

Помощь обучающимся в устранении причин, негативно влияющих на посещаемость и успеваемость.

В течение всего периода обучения

Все участники образовательного процесса

Оказание социально правового консультирования обучающимся инвалидам, лицам с ОВЗ и их семьям с целью соблюдения их прав.

В течение всего периода обучения

Социальный педагог, юрист

Защита прав обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ. Охранно – защитная деятельность, вызванная конкретными случаями нарушений прав обучающихся

В течение всего периода обучения

Социальный педагог, юрист


Защита имущественных прав: информирование, повышение правовой грамотности обучающихся и их родителей, законных представителей.

В течение всего периода обучения

Социальный педагог

Организация бесплатного двухразового питания в столовой колледжа обучающихся детей инвалидов, лиц с ОВЗ.

В течение всего периода обучения

Социальный педагог, зав. столовой


Социально-культурное сопровождение

Организация адаптационных мероприятий для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ первого курса, с целью социализации в условиях колледжа.

Сентябрь, октябрь

Отдел по ВР

Организация досуговых мероприятий для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, вовлечение их в кружковую, секционную деятельность с целью проявления творческих способностей и обеспечения занятости в свободное время.

В течение всего периода обучения

Отдел по ВР


Предметно-образовательное сопровождение

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их учет при организации учебной деятельности.

В течение всего периода обучения

Преподаватель психологии, преподаватели

Привлечение обучающихся к участию в олимпиадах, НПК, форумах и т.д.

В течение всего периода обучения

Преподаватели




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!