Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Алтай
«Горно-Алтайский педагогический колледж»
ПРОГРАММА
Особенности организации социально-педагогической деятельности в образовательных организациях с детьми ОВЗ
Составитель: Папитова Е. В. 1127гр
г. Горно – Алтайск, 2021
Наименование программы | Особенности организации социально-педагогической деятельности в образовательных организациях с детьми ОВЗ |
Разработчики программы | Бапинова Светлана Петровна, социальный педагог БПОУ Республики Алтай «Горно-Алтайский педагогический колледж» Папитова Екатерина Владимировна, студентка 1127 группы ППФ ГАГУ |
Цель, задачи программы | Цель: создание системы работы по психолого-педагогическому и социальному сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в условиях БПОУ Республики Алтай «Горно-Алтайского педагогического колледжа» Задачи: создание в Колледже условий, необходимых для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, их социализации и адаптации; повышение уровня доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ; возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ; формирование в Колледже толерантной социокультурной среды. |
Сроки реализации программы | 2020-2021 г.г. |
Ожидаемые конечные результаты программы и показатели ее эффективности | Создание благоприятного климата, способствующего уменьшению факторов риска, приводящих к не успешной адаптаций в подростковой среде; Формирование у подростков представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни; Выработка эффективных способов сотрудничества педагогов - родителей - учеников. |
Нормативную правовую основу разработки программа составляют:
Федерального уровня:
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями);
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с изменениями и дополнениями);
Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 18 марта 2014 г. N 06-281);
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 ноября 2013 г. N 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».
Пояснительная записка
Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Лекции, практические и семинарские занятия по большинству дисциплин проводятся совместно. При этом преподаватель должен уметь гибко перестраивать ход лекционного, семинарского и практического занятия, адаптировать с учетом потребностей смешанной аудитории как сам материал, так и способ его подачи. Например, визуальные презентации являются необходимыми для эффективного обучения слабослышащих обучающихся. Незрячие обучающиеся и обучающиеся с остаточным зрением довольно хорошо воспринимают информацию на слух. Поэтому требования к обучающимся с различными образовательными потребностями гибко варьируются внутри одной и той же общей для всех образовательной программе. Эти требования касаются не только выработки вариабельных критериев качества усвоенных знаний с содержательной точки зрения, но также индивидуального (оптимального для конкретного обучающегося) темпа усвоения и способов промежуточного и итогового контроля усвоенных знаний.. Как правило, обучающимся с нарушением зрения и ДЦП (испытывающим трудностями в письменном конспектировании) разрешается использовать на лекции диктофон, чтобы дома проработать материал еще раз. Некоторые незрячие и слабовидящие обучающиеся довольно успешно пользуются для конспектирования лекций «ноутбуками». Большей части обучающихся с ОВЗ трудно делать самостоятельно доклады, публичные выступления, презентации в обычном режиме, поэтому педагоги часто практикуют групповые варианты подготовки семинарской темы занятия и доклада. Слабослышащие обучающиеся предпочитают письменные варианты промежуточной отчетности и итогового контроля, а инвалидам по зрению и некоторым обучающимся с ДЦП доступны только устные формы отчетности и экзамена. Для категории обучающихся с ОВЗ важнейшим условием компенсации дефекта является наличие программ, учебников, учебных пособий, материалов для самостоятельной работы в электронном виде. Во многом учебному процессу помогают различные формы сотрудничества, взаимной поддержки, толерантного отношения друг к другу между обучающимися и обучающимися с ОВЗ и инвалидами. Все это является важнейшими составляющими инклюзивного образования и необходимо для эффективной самореализации в учебном процессе каждого обучающегося. Особенности и своеобразие психофизического развития лиц с ОВЗ и инвалидов определяют необходимость создания специальных условий для обеспечения инклюзивного образовательного процесса, которые заключаются в реализации следующих программ:
Программа психолого-педагогического и социального сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
Программа по адаптации студентов первокурсников колледжа;
Адаптированные основные образовательные программы среднего профессионального образования по реализуемым специальностям;
Адаптированные индивидуальные траектории (для каждого вида нарушений) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Комплекс адаптированных заданий по каждой учебной дисциплине/МДК;
Адаптированный план практики (для каждого вида нарушений).
Содержание программы
Особенности организации социально-педагогической деятельности в образовательных организациях с детьми ОВЗ, имеющих проблемы с обучением, в общении, социальной адаптации, которое направлено на изучение, развитие и коррекцию личности инвалида или лиц с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики, коррекции личностных достижений психолого-педагогической службой, социальным педагогом, кураторами учебных групп, преподавателями колледжа.
Этапы:
1-ый этап – организационно – диагностический, включает в себя изучение индивидуальных возможностей и особенностей лиц с ОВЗ и инвалидов, прогнозирование перспектив их адаптации к образовательному процессу (август-сентябрь)
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
Организационно-распорядительная деятельность |
1 | Сбор и анализ документов подтверждающих социальный статус, выявление обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. Индивидуальные беседы, наблюдения, составления социальных паспортов групп | Август | Кураторы учебных групп, фельдшер, социальный педагог |
2 | Создание и корректировка банка данных обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, систематическое отслеживание социально – педагогического статуса студентов и его изменения в период обучения | Сентябрь- июнь | Социальный педагог |
3 | Изучение состояния здоровья и возможностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ | Сентябрь, октябрь | Фельдшер, кураторы учебных групп, социальный педагог |
4 | Изучение личности обучающегося инвалида и лица с ОВЗ (выявление возможных проблем, трудностей, мешающих развитию адаптационного потенциала) | Сентябрь | Психолог |
5 | Изучение семьи (семейных отношений, воспитания) Взаимодействие с семьями детей – обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ | Сентябрь | Преподаватель психологии, кураторы учебных групп, социальный педагог |
6 | Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с обучающимися инвалидами и лицами, имеющими ОВЗ | Сентябрь | Преподаватель психологии, фельдшер |
7 | Составление плана сопровождения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ | Октябрь | Отдел по ВР |
8 | Закрепление за обучающимися инвалидами, лицами с ОВЗ волонтерского сопровождения (тьюторов, из студентов старшекурсников). Социальный патронаж. | Сентябрь | Отдел по ВР Социальный педагог |
№ п.п. | Содержание деятельности | Срок реализации | Ответственный |
Психологическое сопровождение | |
| Организация и проведение диагностического исследования (изучение уровня социализации обучающегося, контроль динамики развития профессионально значимых и личностных качеств и т.д.). | Октябрь | Социальный педагог Преподаватель психологии |
| Организации и проведение обучающего семинара по работе с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ (на основе полученных результатов диагностики). | Октябрь | Преподаватель психологии |
| Консультирование педагогов и обучающихся по результатам диагностики, по выбору индивидуально- ориентированных методов и приемов работы с обучающимися. | В течение всего периода обучения | Социальный педагог |
| Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения обучающегося инвалида и лица с ОВЗ. | В течение всего периода обучения | Преподаватель психологии |
| Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения (как для студентов с ОВЗ, так и для остальных студентов). | В течение всего периода обучения | Преподаватель психологии |
| Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы и т.д.). | В течение всего периода обучения | Преподаватель психологии, кураторы учебных групп, отдел по ВР |
Социальное сопровождение
| Разрешение конфликтов, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий, затрагивающих интересы обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, | В течение всего периода обучения | Преподаватель психологии, куратор учебной группы, отдел по ВР |
| Помощь семье в проблемах, связанных с обучением инвалидов и лиц с ОВЗ. | В течение всего периода обучения | Социальный педагог, преподаватель психологии, |
| Помощь обучающимся в устранении причин, негативно влияющих на посещаемость и успеваемость. | В течение всего периода обучения | Все участники образовательного процесса |
| Оказание социально правового консультирования обучающимся инвалидам, лицам с ОВЗ и их семьям с целью соблюдения их прав. | В течение всего периода обучения | Социальный педагог, юрист |
| Защита прав обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ. Охранно – защитная деятельность, вызванная конкретными случаями нарушений прав обучающихся | В течение всего периода обучения | Социальный педагог, юрист |
| Защита имущественных прав: информирование, повышение правовой грамотности обучающихся и их родителей, законных представителей. | В течение всего периода обучения | Социальный педагог |
| Организация бесплатного двухразового питания в столовой колледжа обучающихся детей инвалидов, лиц с ОВЗ. | В течение всего периода обучения | Социальный педагог, зав. столовой |
Социально-культурное сопровождение
| Организация адаптационных мероприятий для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ первого курса, с целью социализации в условиях колледжа. | Сентябрь, октябрь | Отдел по ВР |
| Организация досуговых мероприятий для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, вовлечение их в кружковую, секционную деятельность с целью проявления творческих способностей и обеспечения занятости в свободное время. | В течение всего периода обучения | Отдел по ВР |
Предметно-образовательное сопровождение
| Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их учет при организации учебной деятельности. | В течение всего периода обучения | Преподаватель психологии, преподаватели |
| Привлечение обучающихся к участию в олимпиадах, НПК, форумах и т.д. | В течение всего периода обучения | Преподаватели |