СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программирование разветвляющихся алгоритмов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программирование разветвляющихся алгоритмов

Просмотр содержимого документа
«Программирование разветвляющихся алгоритмов»


Тема: «Программирование разветвляющихся алгоритмов

Цели урока:

Познакомить учащихся с условным оператором и применение его при составлении программ на языке программирования Pascal.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с основными понятиями по данной теме;

  • учить записывать простые и сложные команды ветвления;

  • учить составлять программы на языке Pascal по блок-схеме разветвляющегося алгоритма;

  • учить составлять программы с ветвлением на языке Pascal;

  • продолжать формирование умений учащихся находить ошибки в программах, предвидеть результат выполнения программы.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, существенное, обобщать, формулировать выводы;

  • развивать алгоритмического мышления, точности мышления, логического ума, внимательности, познавательный интерес и творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитание культуры умственного труда, самостоятельности, целеустремленности;

  • воспитание информационной культуры.

Методы обучения:

  • По способу передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические.

  • По логическому восприятию: инструктивные и дедуктивные.

  • По характеру мыслительных операций: репродуктивные (активное восприятие и запоминание информации), частично-поисковые (самостоятельная работа).

  • По степени самостоятельности: работа под руководством учителя, самостоятельная работа учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа учащихся.

При изучении темы урока у учащихся формируются навыки использования:

  • алгоритма «ветвления»;

  • блок-схем для решения поставленных задач;

  • операторов ветвления в языке программирования Паскаль.

Межпредметные связи: математика.

Программное обеспечение урока:

  • Pascal АВС;

  • презентация «Ветвления на Паскале»;

  • проектор, экран.

Дидактические материалы к учебному занятию: опорный конспект урока.

Наглядное пособие: презентация «Ветвления на Паскале».


План урока.


  1. Организационный момент

(1 мин)

  1. Актуализация знаний:

  • проверка домашней работы;

  • вопросы;


(6 мин)

  1. Изучение нового материала.

(13 мин)

  1. Физкульминутка для глаз

(2 мин)

  1. Домашнее задание.

(1 мин)

  1. Закрепление изученного материала – практическая работа (решение задач на использование ветвлений.)

(20 мин)

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

(2 мин)


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте ребята! На предыдущих уроках мы изучили операторы, с помощью которых научились составлять алгоритмы и решать задачи с использованием линейных алгоритмов. Давайте проверим, как вы справились с выполнением домашнего задания: вы должны были повторить, что такое алгоритм, линейный алгоритм, операторы Pascal, условие и соответствующие определения, важные элементы блок-схемы.


  1. Актуализация знаний.

- Проверка домашнего задания, вопросы по домашнему заданию.

- Вопросы:


1. Как записывается заголовок программы на Паскале?

Program (name)

2. Как записывается раздел описания переменных?

Var

3. С какими типами числовых величин работает Паскаль?

Целые и вещественные

4. Как записывается оператор присваивания?

:=

5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале?

Read (readln), write (writeln)

  1. Изучение нового материала.


Для того чтобы учащиеся сами смогли сформулировать тему урока, с ними проводится следующая беседа.

На экран выводится слайд с картинкой:

Учитель. И уже сегодня перед вами стоит вопрос выбора, какой дорогой идти дальше. И от этого выбора на самом деле очень многое зависит. От чего будет зависеть выбор вашей будущей специальности?

Перед Вами много дорог и от того, куда Вы пойдете, какой путь выберете, зависит Ваша жизнь. Вот как у этого богатыря.

Учащиеся: Здесь отображены варианты путей для богатыря

Учитель: Правильно. А как определить какой именно выберет богатырь?

Учащиеся: В зависимости от условий выбора

Учитель: Молодцы, вы сами того не зная, уже сказали тему нашего сегодняшнего урока.

Итак, запишите в тетрадях тему: «Программирование разветвляющихся алгоритмов».

Объяснение нового материала сопровождается показом презентации. Учащиеся слушают объяснение и принимают участие в обсуждение нового материала.

Операторы перехода по условию (полная и неполная формы) следует обратить внимание учащихся на ввод нового понятия - составной оператор beginend;

Учитель: Давайте рассмотрим задачу: Три отрезка заданы своими длинами.

Определить, образуют ли эти отрезки треугольник, и если образуют, то какой?

Учащиеся: остроугольный, прямоугольный или тупоугольный.

С начала нужно определить какая фигура является треугольником.

Учащиеся: Нужно чтобы длина наибольшей отрезка была меньше суммы двух других отрезков. Похожим способом можно определить вид треугольника. Прямоугольный треугольник можно определить по теореме Пифагора, для этого нужно что бы с2 = a2 + b2 , если наибольшая сторона будет меньше оставшихся сторон, то это тупоугольный треугольник, а если меньше то остроугольный.

Учитель: Рассмотрим решение этой задачи через построение блок схемы. Блок схема начинается с блока?

Учащиеся: Начало.

Учитель: Какой следующий будет шаг?

Учащиеся: Затем программа должна считать введенные пользователем длины отрезков: a,b,c.

Учитель: Для облегчения задачи в дальнейшем, мы условимся, что наибольшая длина отрезка будет равна переменной c. Для этого нам понадобится ветвление для определения наибольшую из переменных a и b. Его условием будет ab. Какая фигура отвечает за условие?

Учащиеся: Ромб.

Учитель: Потом оно должно сравнить наибольшую из переменных с с. Если условие первого ветвления выполняется, то далее будет следовать новое ветвление с условием ac. Как называется данное ветвление?

Учащиеся: Вложенное условие.

Учитель: Если это условие будет выполнятся, нужно поменять значения переменных местами. Как это сделать?

Учащиеся: Через промежуточную переменную p поменяем значения переменной a и c.

Учитель: Посмотрите сколько здесь действий? Два действия, значит их запираем в операторные скобки.

Если это условие выполнятся не будет то ничего делать не нужно. Если условие а b не будет выполнятся, должно следовать условие bc, если это условие будет выполняться то нам нужно через промежуточную переменную поменять значения переменной с с b, если условие не выполняется то так же ни чего делать не нужно.


p:=с

c:=a

a:=p

















Теперь приступим к проверке того могут ли отрезки составить треугольник.















Учитель: Теперь приступим к проверке того могут ли отрезки составить треугольник. Как мы это сделаем?

Учащиеся: Используем вложенное условие. Определим вид треугольника с условием с2 = a2 + b2 , если это условие выполняется, то программа должна вывести сообщение заданные отрезки образуют тупоугольный треугольник

Учитель: Тогда с него и начнем. Для этого проверим условие с2 = a2 + b2 , если это условие выполняется, то нужно вывести сообщение о том, что заданные отрезки образуют прямоугольный треугольник.

Если же, то условие не выполняется, то треугольник остроугольный либо тупоугольный. Как определить дальше вид треугольника?

Учащиеся: Используем вложенное условие. Определим вид треугольника с условием с2 a2 + b2 , если это условие выполняется, то программа должна вывести сообщение заданные отрезки образуют тупоугольный треугольник. Если это условие не выполняется должны вывести сообщение, что заданные отрезки образуют остроугольный треугольник.

Учитель: Молодцы. Посмотрите внимательно на нашу блок-схему, все варианты развития условий мы рассмотрели?

Учащиеся: Осталось рассмотреть случай когда с a + b не выполняется, то вывести сообщение заданные отрезки не образуют треугольник.

  1. Физкультминутка.

  2. Ребята конспектируют материал в свои рабочие тетради, записывают домашнее задание.

  3. Закрепление изученного материала – Практическая работа (Написать программу по составленной блок схеме .) Ребята справившиеся с заданием помогают товарищам.




Поставьте себе оценку : если нет ошибок или сами ее исправили – «5»;

с одной ошибкой справился с помощью учителя – «4»;

исправили ошибку совместно с учителем – «3»;

не набрал программу –«2».

  1. Подведение итогов. Выставление оценок. Рефлексия.


















ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ «Программирование ветвлений на Паскале».

Условный оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы.

Формат записи оператор ветвления:

if логическое_условие если логическое_условие верно

then оператор_1 то выполняется оператор_1 ,

else оператор_2; иначе оператор_2;


Перед else точка с запятой не ставится!

Формат полного оператора ветвления: Формат неполного оператора ветвления:
if if

then then

else ;


Логическое выражение:

  • Простой формой логического выражения является операция отношения:

    • меньше,

    • больше,

    • меньше или равно,

    • = больше или равно,

    • = равно,

    • не равно.

  • Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:

    • not логическое отрицание (НЕ),

    • and логическое умножение (И),

    • or логическое сложение (ИЛИ),

    • xor исключающее ИЛИ

  • Порядок действий:

  • Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.

Операторные скобки:

  • Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end

  • Конструкция такого вида:

Begin последовательность операторов end

относится к составным операторам.


  • Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.