Пояснительная записка.
Проблема обеспечения личной безопасности человека приобретает особую актуальность в связи с ростом всеобщей напряженности, сложности и неустроенности жизни общества, характерной чертой которого стал высокий уровень преступности, постоянно создающий угрозу для человека, его здоровья.
Учебная рабочая программа составлена на основе учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей под редакцией Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стёркиной Р. Б. Издательство «Детство-пресс», 2004год.
Учебное пособие включает программу для образовательных учреждений «Основы безопасности детей» и систему развивающих заданий. Задания предполагают разные формы взаимодействия учителя и учеников (игры, тренинги, занятия, беседы) и направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице и эмоционального благополучия/
Цель программы:
сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработать навык правильного их анализа и адекватного поведения.
Задачи программы:
- изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающее полноценное безопасное существование;
- ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях, изучение методов и приемов защиты;
- изучение и освоение медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- развитие умения и навыков планирования и организации деятельности, самостоятельности.
-формирование способности и готовности к самостоятельному применению полученных знаний в окружающей жизни.
Коррекционные возможности учебной программы выражаются в:
- понимании и ощущении себя частью природы, общества на основе развития мыслительных операций, речи, восприятия, памяти;
- сохранении эмоционального благополучия.
- развитие всех психических функций;
- формирование навыка самоконтроля;
- воспитание эмоциональной адекватности поведения;
- воспитание мотивации к обучению и общению;
- воспитание базовых эмоций личности.
Темы курса тесно переплетаются с жизненными ситуациями, что предусматривает получение конкретных знаний и навыков по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а, оказавшись в зоне опасности, быстро находить правильный выход из создавшейся ситуации, не допуская паники. Программа предусматривает расширенное изучение тем, тем самым формирует у учащихся знания и умения по защите жизни и здоровья в опасных ситуациях. Региональный компонент в содержании заданий. Уроки ОБЖ тесно связаны с уроками развития устной речи и чтения. В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Беседа используется на всех этапах процесса обучения.
Общее количество часов по программе 3 класса составляет 34 часа, из расчета по 1 часу в неделю.
I четверть – 9 ч.
II четверть -7 ч.
III четверть – 10 ч.
IV четверть – 8 ч.
Итого – 34 ч.
Основные разделы программы.
I. Ребёнок и природа.
II. Ребёнок и общество.
Ребёнок дома.
Ребёнок и улица.
Здоровье детей.
VI. Эмоциональное благополучие.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать
правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями;
скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
обязанности пассажиров;
правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в транспорте;
меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравления;
правила обеспечения сохранности личных вещей;
особенности поведения с незнакомыми людьми;
как оповещать население о чрезвычайных ситуациях;
о чрезвычайных ситуациях разного происхождения
ураган, буря, смерч (примеры, последствия);
лесной пожар - действия по его предупреждению.
уметь
переходить дорогу, перекресток;
различать сигналы светофора и регулировщика; сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
оценивать скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
правильно садиться и выходить из общественного транспорта;
правильно себя вести при возникновении пожара в общественных местах и транспорте;
разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
оказать первую медицинскую помощь при легких травмах;
действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
перехода улицы;
проезда в общественном транспорте;
безопасного пользования предметами бытовой химии, электроприборами;
оказания ПМП;
правильных действий в случае любой опасности.
Методические пособия для учителя:
Учебно-методическое пособие по ОБЖ детей старшего дошкольного возраста. Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стёркиной Р. Б. Издательство «Детство-пресс», 2004год.
Методическое пособие. Пожарная безопасность в школе. Л. Ю. Скрипник. Москва 2005
Дорожная азбука в картинках. Л. Садовская Москва ОЛМА-ПРЕСС 2005
Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М. Р. Максиняева. Москва 2004
Поурочные планы. ОБЖ 4 класс. Волгоград 2005
Наглядно-демонстрационный материал.
Стенды, плакаты по ОБЖ.
Содержательные линии.
№п/п | Содержательные линии | Количество часов | Коррекционно-развивающие задачи | Проблемы, возникающие при изучении | Педагогический мониторинг |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Ребёнок и природа | 5 | Развивать понимание того, что планета Земля – наш общий дом. Наблюдение учащимися за взаимодействием всех природных объектов. Учить детей ответственному и бережному отношению к природе. Развивать представления о том, какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению. Прививать любовь к животным. Учить различать опасных животных от безопасных. | | Практическое занятие Наблюдения. Устный опрос |
2 | Ребёнок и общество | 4 | Развитие верного воспитания к окружающим людям, на наглядном материале показать, что за хорошей внешностью может скрываться плохой человек. Развивать внимательность и бдительность. | | Практическое занятие Наблюдения. Устный опрос |
3 | Ребёнок дома | 7 | Развивать умение правильного обращения с предметами домашнего быта. Умение правильного обращения с огнём. Умение ориентироваться в помещении при возникновении пожара. Учить пользоваться телефоном, развивать внимание, мышление, память. Расширять представления учащихся о предметах, которые могут служить источником опасности в доме. | Способность принимать решение | Практическое занятие Устный опрос. |
4 | Ребёнок и улица. | 6 | Умение распознавать дорожные знаки, различать и называть цвета светофора и что они обозначают. Знание правил передвижения на велосипеде. Развивать внимательность и бдительность. | | Практическое занятие Наблюдения. Устный опрос |
5 | Здоровье детей. | 7 | Развивать представление о полезность, целесообразности физической активности и соблюдение личной гигиены. Развивать умение правильно питаться, знать о пользе витаминов и их значении для жизни. | | Наблюдения. Устный опрос |
6 | Эмоциональное благополучие. | 5 | Развивать умения осознанно воспринимать чувства, желания и мнения других людей. | | Наблюдения. Устный опрос |
| Всего: | 34 | | | |
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ. 4 класс.
№ | Тема | к-во часов | Дата | Образовательные задачи | Знать | Уметь | Понятийный аппарат |
| I четверть. | 9 | | | | | |
1. | Безопасность при любой погоде. | 1 | 1.09 | | | | |
2. | Если заблудился в лесу. Лесной пожар. | 1 | 8.09 | | Правила поведения. | Тушить пожар. | |
3. | Уметь действовать даже в безнадежной ситуации. | 1 | 15.09 | Учить действовать даже в безнадежной ситуации. | | Уметь действовать даже в безнадежной ситуации. | Безнадёжная ситуация. |
4. | Опасности в условиях природы. | 1 | 22.09 | Формировать знания об опасности в условиях природы. | | | |
5. | Костёр в лесу. Опасно ли это. | 1 | 29.09 | | Правила поведения. | | |
6. | Правила безопасного перехода ж/д переезда. | 1 | 6.10 | | Правила безопасного перехода ж/д переезда. | Уметь переходить ж\д переезд. | ж/д переезд |
7. | Поведение на воде в разное время года. | 1 | 13.10 | | Знать правила поведения на воде. | | |
8. | Работа с инструментами в современных мастерских. | 1 | 20.10 | Учить правильному обращению с инструментами. | | Обращаться с инструментами. | современные мастерские |
9. | Что мешает вовремя увидеть опасность на улице (на природе)? | 1 | 27.10 | Формировать знания об опасности на улице. | | | |
| II четверть. | 7 | | | | | |
1. | Кто они - спасатели? | 1 | 17.11 | | | | МЧС |
2. | Техника безопасности и приемы работы с колющими и режущими инструментами. | 1 | 24.11 | Формировать знания о технике безопасности и приемах работы. | Знать технику безопасности и приёмы работы. | Уметь обращаться с колющими и режущими инструментами. | |
3. | Жилище самое безопасное место - так ли это? | 1 | 1.12 | | | | |
4. | Если из раны течет кровь. | 1 | 8.12 | Учить оказывать первую помощь. | Правила оказания первой помощи. | Сделать повязку. | |
5. | Оказание первой помощи при ожогах. | 1 | 15.12 | Учить оказывать первую помощь. | Правила оказания первой помощи. | | |
6. | Осторожно! Высокое напряжение. | 1 | 22.12 | | Правила пользования электроприборами. | | Высокое напряжение. |
7. | Правила пользования утюгом. | 1 | 29.12 | | Правила пользования. | Пользоваться утюгом. | |
| III четверть. | 10 | | | | | |
1. | Основные ПДД на улицах. | 1 | 19.01 | | ПДД | | |
2. | Безопасность при любой погоде. | 1 | 26.01 | | | | |
3. | Общее правило правостороннего движения. | 1 | 2.02 | | Общие правила. | | правостороннее движение |
4. | Что мешает вовремя увидеть опасность на улице. | 1 | 9.02 | Учить быть внимательными и бдительными. | | | |
5. | Движение пешеходов. | 1 | 16.02 | | Правила движения пешеходов. | | |
6. | Опасности в условиях природы. Пути и способы сохранения здоровья и защиты жизни. | 1 | 23.02 | Учить избегать опасности. | | | |
7. | Правила предосторожности при купании на реке Дон. | 1 | 2.03 | | Правила предосторожности. | | |
8. | Забота о коже. | 1 | 9.03 | | | Заботиться о коже. | |
9. | Здоровый образ жизни. | 1 | 16.03 | Формировать знания о ценности здоровья. | | | |
10. | Как беречь глаза. Беседа о приемах работы с колющими и режущими инструментами. | 1 | 23.03 | | Правила пользования. | | |
| IV четверть. | 8 | | | | | |
1. | Кто и что позволяет сохранять здоровье? | 1 | 6.04 | | | | |
2. | Ядовитые растения и грибы Донского края. Что и как мы едим. | 1 | 13.04 | | | Отличать съедобные от несъедобных. | |
3. | Вредные привычки. | 1 | 20.04 | Формировать знания о вредных привычках. | | Отказаться от вредной привычки. | |
4. | Физкультура и питание. | 1 | 27.04 | Формировать знания о полезности физкультуры и правильного питания. | | | |
5. | Умение преодолеть страх. | 1 | 4.05 | | | Преодолевать страх. | |
6. | Нужны ли воля, выдержка, хладнокровие? | 1 | 11.05 | Учить чувствовать эмоциональное состояние. | | | хладнокровие |
7. | Способы реагирования на гнев взрослых. | 1 | 18.05 | | Способы реагирования. | | гнев |
8. | Знакомство с понятием «физическая и эмоциональная боль». | 1 | 25.05 | | | | эмоциональная боль |